Турист Ирина Морозова (Irusik)
Ирина Морозова
была 25 сентября 2019 21:35

Переславль-Залесский — Россия Июль 2018

Переславль-Залесский — старинный маленький городок с огромной историей, который совершенно заслуженно входит в Золотое кольцо России. Музеи, церкви, озеро, природные заповедники… чтобы все это посмотреть нужно несколько дней.

Еще до поездки видела в Интернете рассказ одного из туристов о том, что в Переславле по Плещееву озеру можно прокатиться на маленьком паромчике, поэтому в первый же день, заселившись в гостиницу, я пошла к озеру. Оно очень красивое. Примечательно, что в него впадает 19 рек, а вытекает только одна. Самый крупный его приток — река Трубеж, вытекающая из Берендеевского болота.

Переславль-Залесский. Город с сюрпризами

Погода была не очень хорошая, поэтому народа на городском пляже не было. Я прогулялась вдоль озера, но так и не нашла ни одного хотя бы маленького причала. Так что попытка прокатиться по озеру не удалась. Вернувшись в гостиницу, я не постеснялась уточнить у администратора, существуют ли водные прогулки и получила отрицательный ответ. Честно говоря, впервые в жизни приехав в город, расположенный на берегу водоема, столкнулась с отсутствием водных развлечений, таких как прогулки. Удивительно, что имея такую возможность для привлечения туристов, переславцы (или руководство???) ею не пользуются.

Возвращаясь от озера подошла к Покровской церкви. Впервые упоминание о ней встречается в летописи 1628 года. На строительство этого храма в камне деньги выделяли местные меценаты. Церковь построена из красного кирпича. Впрочем, в Переславле много храмов из красного кирпича с синими или зелеными крышами. Казалось бы, они должны быть очень похожи, но в действительности отличаются друг от друга.

Многие старинные произведения искусства и святыни Покровской церкви после революции были сохранены в Переславском музее. Сейчас храм является действующим, в нем есть и старинные иконы и красивая деревянная резьба 18 века.

На центральной улице Переславля находится церковь Симеона Столпника, ее называют просто Симеоновской. Этот храм тоже построен из красного кирпича. Но в отличие от Покровской церкви, историческое внутреннее убранство не сохранилось. Хотя, колокольный звон Симеоновской церкви слышен по всему городу.

Переславль-Залесский. Город с сюрпризами

Любопытно, что в 30-х годах прошлого века, власти запретили устраивать колокольный звон в Симеоновской цервки, т. к. «он сильно мешал работе местного телеграфа». С этой церковью связана еще одна история. Дело в том, что в начале 20 века, когда храмы взрывали, Симеоновскую церковь не уничтожили, поскольку ее колокольня имеет внешнее сходство с Сухаревской башней в Москве, а значит, представляет собой архитектурный интерес.

Следующий день я решила начать с посещения Музея-усадьбы «Ботик Петра I». При этом я столкнулась с очередной удивительной особенностью Переславля. Как оказалось, до этого музея, расположенного не в городе, а в близлежащем селе Веськово, общественный транспорт не ходит. А идти пешком (5 км туда и 5 км обратно) почему-то не захотелось. Как потом выяснилось, дорога в музей проходит по опушке леса и рядом с ней даже нет тротуаров. Зато такси в городе работает очень хорошо.

Сам музей находится на холме Гремяч. У входа стоит памятник юному Петру I, такому, каким он бывал здесь, на Плещеевом озере при строительстве «потешной флотилии». Всего в музее 5 исторических объектов: обелиск середины 19 века в честь Петра Великого; сторожка с современной выставкой, посвященной рыбакам; ботный дом, в котором хранится единственный сохранившийся до наших дней бот «Фортуна»; ротонда с единственным помещением-залом для приемов; Белый дворец с экспозицией исторических предметов петровских и более поздних времен.

Переславль-Залесский. Город с сюрпризами

Самым любопытным мне показался Ботный дом, вернее стоящий там ботик. Думаю, что и другие посетители музея с большим интересом рассматривали ботик, читали описания, фотографировались рядом с ним.

Забавный нюанс. На территории музея стоят вполне современные части вооружения ВМФ: зенитная и ракетная установки, башня для стрельбы из огнемета, одна из ступеней баллистической ракеты. Экскурсовод сказала, что в год 300-летия флота военные моряки все это подарили музею. Хотя, лично мне показалось, что зенитная установка рядом с ботиком Петра I смотрится как-то инородно.

После этого музея я отправилась в Горицкий Успенский монастырь. Горицким его назвали потому, что располагается он на возвышенности — «горице». Сейчас в нем находится Переславский краеведческий музей.

Главное сооружение Горицкого монастыря — собор Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, когда-то это было очень красивое здание, но в наши дни, увы, требует серьезной реставрации. Войти в него не удалось, хотя наружные двери были открыты, но проход закрыт решеткой.

Переславль-Залесский. Город с сюрпризами

На территории Горицкого монастыря мне удалось посмотреть только две выставки. Одна находится в церкви Всех святых и демонстрирует сохранившиеся исторические серебряные предметы богослужения и утварь. А вторая — это картинная галерея, расположенная в помещении бывшего духовного училища.

Кроме того, в монастыре есть возможность подняться на монастырскую стену с узкими бойницами. Правда, экскурсовод сказала, что во время достройки эти стены оборонительного значения уже не имели. Поэтому и сами стены не высокие и устроенная там звонница тоже. Из окон звонницы открывается вид на весь Переславль.

Возвращаясь из монастыря в город я подошла к Александро-Невской, или как ее еще тут называют, Сретенской церкви. Пожалуй, эта церковь в Переславле понравилась мне больше всего. Стройное, изящное, ослепительно белое строение с ярко-голубой крышей. Эта церковь стоит на небольшом холме, рядом с ней нет никаких других построек и открывается красивейший вид.

Переславль-Залесский. Город с сюрпризами

Следующий день я начала с очередной поездки на такси в Клещинский комплекс, в котором лежит валун, называемый Синь-камень. Правда, информация о его огромном размере в действительности не подтвердилась. Весьма небольшой и не очень синий. Но сколько легенд про него существует! Что более двух тысяч лет назад проживавшие здесь язычники поклонялись синему камню как божеству. После укрепления православия в этих местах церковь признала синь-камень чертовым и пыталась с ним бороться. Выкапывалась глубокая яма, в нее сталкивали камень и засыпали землей, но спустя несколько лет он сам «выбирался». Топили его в середине озера, но через некоторое время он как-то «выплывал» на прежнее место. Сплошные чудеса. Местные жители утверждают, что он исцеляет людей от многих болезней. Сегодня Синь-камень уже не производит ошеломляющего впечатления и выступает из песка сантиметров на 30.

А закончилось мое путешествие по Переславлю прогулкой по Красной площади. Там находится древнейший храм города, заложенный Юрием Долгоруким — Спасо-Преображенский собор. Он невелик по площади, поскольку строился для небольшого числа молящихся приближенных князя. И внешний вид собора подтверждает его возраст: толстые белокаменные стены, узкие окна-бойницы, строгий силуэт. Внутри все так же просто и строго, как и снаружи. Несколько раз в год в нем проводятся службы, все необходимое для которых специально привозят в собор.

Там же, на Красной площади, находятся еще три храма: церковь Александра Невского, Владимирский собор и церковь Петра Митрополита.

Церковь Александра Невского и Владимирский собор очень похожи друг на друга. Выстроены из красного кирпича с зелеными луковичными крышами. Предполагают, что их строили одни и те же мастера. И судьбы этих храмов тоже похожи. До революции это были действующие церкви. Потом их закрыли, устроив в них то ли склады, то ли гаражи. При этом внутреннее убранство было почти полностью утрачено. А сейчас оба храма возвращены православной церкви и в них проводятся богослужения.

Переславль-Залесский. Город с сюрпризами

А вот церковь Петра Митрополита очень отличается от всех храмов города. У нее нет деталей, типичных для русских церквей, а в плане она представляет собой правильный равноконечный крест. К сожалению, разбитые стекла, заколоченные двери и обветшалые стены красоты храму не добавляют. Как же этой необычной церкви не хватает реставрации!

За пару дней, конечно, нельзя осмотреть все достопримечательности Переславля-Залесского. Во-первых, их слишком много. А во-вторых, для неорганизаванного, безмашинного туриста транспортная недоступность некоторых из них все-таки несколько удивительна. Но если приехать в Переславль на машине или в составе автобусной экскурсии, то можно получить массу впечатлений. И от исторических достопримечательностей, таких как храмы и памятники. И от познавательно — развлекательных мест, таких как музеи утюга, чайника, хитрости и смекалки, Дома Берендея. И, конечно, от красоты природы города.