Турист Татьяна Ренева (TRenv)
Татьяна Ренева
была 18 марта 13:16

Республика Алтай — Россия Июнь 2018

Июнь в Алтае — месяц полноводный. Рекам мутный мощный поток, спускающийся с гор, красоты не добавляет, скорее силы, а вот Мультинским озерам, которые в эту поездку были обозначены как must see, пожалуй, такой водный напор на пользу.

Ох, сколько дорог нужно вынести, чтобы добраться до Мультинского каскада! Свернуть с идеального Чуйского тракта в сторону Усть-Коксы, где местами гравийка или вспаханный асфальт — это еще ничего, а вот доехать от села Мульта до озер — отдельная история. Когда нет дороги, а лишь направление по глубоким рытвинам и горным ручьям, нашим надежным извозчиком стал душный ГАЗ‑66, который два часа пути бросало из стороны в сторону. Хотя чего жаловаться? Сами продолжили принцип У. Черчилля: «Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать». А мы, значит, не шли пешком, когда можно было ехать на авто.

Доехали. Чтоб ни один клещ не пробрался, заправили штанишки в носочки, маечку в штанишки (на последний ход против эстетики, правда, пошли не все) и вперед вдоль Нижнего озера, самого большого из группы 5-ти озер.

Красиво! Мхи, хвоя… а причудливые коряги словно гротескные фигурки из готических церквей с разинутыми пастями

но самое интересное впереди, там где воды Среднего Мультинского озера переваливается через каменные глыбы в Нижнее. Это мультинские шумы. В июне поток плещется и грохочет, что есть силы, а не прячется под камнями как осенью. Завораживает.

Поднялись чуть выше — к Среднему.

Деревья являют чудеса жизнелюбия

Горный Алтай: июньский водный

«Видишь силуэт девушки?» — спрашивает меня сестра, показывая на вершину горы Спящая красавица. Гляньте на эти ресницы, нос, губы, грудь! Как настоящая. Сильная, статная. Вспомнила про хозяйку медной горы из рассказов Бажова и больше не могла глаз отвести от этой горной владычицы, будто спрашивая разрешения на каждый шаг на ее территории, только бы не потревожить.

А легенда её, как часто бывает, печальная, любовь несчастная. Погиб возлюбленный, защищая родину, и хоть слыла Арунай завидной невестой — прекрасной дочерью богатого хана, никто больше не был ей люб, вот и окаменела от слез.

Другие три озера мы не увидели. Верхнее Мультинское и Поперечное озера уже на территории заповедника, выше всех озеро Крепкое. Единодушно считаем, что ехать сюда нужно на несколько дней, но сейчас пора возвращаться вниз. Пока, пока, каменная девица!

И снова мы у мутной Коксы.

Кто был на этой реке в конце лета, утверждают, что название Кок-Суу или Синяя вода очень даже оправдано, тишайшая, прозрачнейшая река. Ну, не знаю, я сплавлялась по другой.

А вот на озеро Ару-Кем («Чистое озеро»), расположенное в районе Каракольской долины на территории природного парка Уч-энмек, июнь вряд ли сильно влияет.

Оно небольшое удивительно спокойное и расслабляющее, хотя прочитала, что для алтайцев это место силы, как и священные горы Уч-энмек, близ которых спрятано озеро, его энергия по-разному действует на людей от умиротворения до необъяснимой тревоги.

Мне было уютно там. Сказочные краски воды, сравнимые с известными Плитвицкими в Хорватии:

Хорошего настроения добавляли хвостатые спутники, сопровождавшие нас от поста на границе парка и с удовольствием, но с хорошим воспитанием разделившие с нами обед.

Горный Алтай: июньский водный

И все же одно только озеро Ару-Кем вряд ли стоит того, чтобы ехать к нему несколько часов и возвращаться обратно, как было у нас, а вот если свернуть к нему, двигаясь по Чуйскому тракту и останавливаясь на ночевки в разных местах, — другое дело.

Окончательно убедились, что человек собаке друг на подъеме к поклонному кресту в районе самой благоустроенной базы отдыха республики Алтай — Турсиб. Весь путь туда-обратно мы опять были под присмотром местного пса. Ох и жарко ему было, но кто-то должен следить за этими двуногими, вдруг заплутают (мне кажется, такие мысли были в его собачьей голове:-))

Виды сверху замечательные, вот бы добавить голубых красок! Буду здесь в сентябре, обязательно захвачу трекинговые палки (довольно крутой подъем-спуск) и полюбуюсь бирюзой Катуни, дай Бог.

Про сплав по Катуне в это время и думать забыли, такие она водовороты устраивает.

Поглядите на манжерокский порог, его еще зовут манжерокскими шумами или воротами. Даже сплавщики с опытом причаливали к берегу, чтоб осмотреться, смогут ли пройти его по такой большой воде.

Вот и все, что удалось увидеть за недельку отдыха, дороги отнимают много времени, спасает, что и они в Алтае просто загляденье.

И напоследок еще одна прекрасная особенность первой половины июня — цветение огоньков.