Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 16:33

Петергоф — Россия Июль 2016

Петергоф. Гроты, музеи и «шутихи».

Мы с братом ездим в Петергоф каждое лето. Зачем? Традиция такая: кто — то ходит в баню 31 декабря, кто — то — на шашлыки, а мы вот — в один из летних солнечных выходных — в Петергоф. Так же, как в один из осенних — в Павловск. Так вот повезло родиться и жить, что можем себе это позволить. И, поверьте, каждый год получаем от этого несказанное удовольствие.

Вот сегодня решили посвятить поездку посещению объектов в Петергофе, до которых пока(!) не добирались. Это, в первую очередь, гроты. Поскольку под шутихами побывали неоднократно.

Шутихами с Петровских времен называли шуточные фонтаны главным предназначением которых было не продемонстрировать классические формы, позолоту и мощь, а просто окатить несведущих дам и кавалеров и, тем самым, повеселить их «идеолога» — царя и ближайшую челядь. Моду на подобные увеселения быстро распространили и на столицу — в Летнем саду был оборудован специальный «шутишный» мостик, переходя который люди оказывались под струями воды. Сердиться на это и предъявлять претензии не разрешалось — царю очень нравилось таким способом сбивать спесь с приближенных. Сейчас, конечно, главными посетителями шутих являются дети и…иностранные туристы. Неоднократно наблюдали, как экскурсоводы, сами вооружившись зонтиком как ориентиром, заводили группы пожилых иностранных туристов поближе, например, к «Дубку», где те оказывались неожиданно под струями воды. И ни разу не видели какой-то отрицательной реакции — все веселились и гордились приобщением к царским забавам. Наши туристы как-то более напряжены и реакция их бывает совсем не благодушной.

Мы специально советуем всем туристам, едущим в Петергоф с детьми, обязательно брать с собой смену белья и обуви, поскольку побывать там и не пробежаться под «Грибком», не найти «белый камушек» и не оказаться на «Водяной дороге» — это «деньги на ветер».

Петергоф. Гроты, музеи и шутихи

Есть много версий о том, как эти шутихи работают. Не буду выдавать секретов, но порекомендую желающим разобраться поискать рядом с ними неприметную будочку, или долго сидящего на скамейке дядечку. Только детям об этом не рассказывайте — пусть ищут «камушек».

Но главная шутиха обозначена отдельно — это «Водяная дорога».

Подготовка к ее запуску начинается задолго до обозначенного времени и выглядит это так:

А потом — веселуха!

Удивительно, но в этом году как — то нет особого туристического ажиотажа — что в городе (в середине июля, в Эрмитаж — свободно), что в пригородах. Солнечное утро выходного дня, в 10 — 15 утра совершенно свободно садимся в маршрутку у «Автово» и в компании галдящих англоязычных иностранцев выезжаем на трассу. По совершенно свободной дороге доехали меньше чем за полчаса. У касс — свободно, даже во дворец стояла только одна группа (может, другие еще не подъехали). И на террасе перед дворцом с видом на «Самсон» было относительно свободно. Пришлось даже еще подождать пуска фонтанов минут 7. В тот момент, когда под «Гимн Великому Городу» на высоту 21 метр взлетела струя «Самсона» я смотрел не на него, а на лица людей вокруг — поверьте, оно того стОило — просто восторг, без преувеличения — открытые от удивления рты и наших и иностранцев, аплодисменты… В такие минуты меня, например, охватывает гордость — и за город, и за страну — пишу это без всякого пафоса — нигде в мире ничего подобного нет.

Сразу после пуска фонтанов побежали в кассу «Гротов» — она в здании дворца, если стоять к нему лицом — справа. В кассе — ни души, билет для взрослого россиянина стОит 300 р. Вход в «Гроты» на средней площадке лестницы, которая ближе к кассам. Вот тут — как всегда, все организовано через не самое ароматное место — поперли «организованные группы», по традиции — без очереди. Однако инициативная группа «одиночек» с нашим участием не стала с этим мириться и резонно заявила, что вас тут не стояло, и сейчас пойдем мы. Уважаемые «одиночки» — будьте бдительны, кооперируйтесь и боритесь за свои права, ибо группы идут постоянно. Посещение «Гротов» могу однозначно рекомендовать — и внутри интересно, и «шутихи» всякие и ракурсы необычные.

Петергоф. Гроты, музеи и шутихи

стены и потолок гротов отделаны пудостским камнем и морскими раковинами

Петергоф. Гроты, музеи и шутихи

вот так вот многие годы «подтекает» и получились сталактиты. Самая толстая труба питает «Самсон»

«шутиха» не дает полакомиться фруктами — протянешь руку — обольет. Но это сейчас струи направлены на стол, а раньше были — на гостей.

Денег было не жалко.

После этого, мимо «Фаворитного» фонтана — «шутихи» (там собачка, по кличке «Фаворитка» гоняется за уточками)

Петергоф. Гроты, музеи и шутихи

пошли к Монплезиру, как всегда, позабавились, глядя на детей (ну, им простительно) и молодежь (а им — то — нет), с упоением ищущих «камушек», на который надо наступить, чтобы полилась вода, полюбовались на одни из любимейших мест (хотя — а какое там — нелюбимое?) фонтан «Сноп»

и фонтан «Солнышко»

и пошли за билетами в Банный корпус и Монплезир (сейчас каждый — тоже 300 р.).Кстати, эти дворцы могут быть закрыты в дождь или при повышенной влажности воздуха.

К сожалению, и там и там не повезло с экскурсоводами. Сам Банный корпус довольно забавный, там тоже есть достойная «шутиха»,(тут экскурсантам приходится прижиматься в углах зала, чтобы не «попасть»)

Петергоф. Гроты, музеи и шутихи

необычные экспонаты, типа «люстры — душа», пардон, царских ватерклозетов за ширмой (принцессы тоже какают!), причиндалы для завивки после бани усов кавалеров и т. д. и т. п. А в парных вместо камней в «каменках» использовали чугунные ядра — могли себе позволить. Больше всего понравилась кухня и Китайский садик с видами на залив и город.

В самом корпусе фотографировать, увы, нельзя, только у шутихи и в садике. (Кстати, в Петергофе в те времена выращивали для нужд царской кухни столько ананасов, что излишки отправляли и в Питер и в Москву). Так что — тоже рекомендую.

Из Банного корпуса перешли в Монплезир, но тут экскурсовод была просто вареной, останавливалась посередине фразы и пользы от нее не было никакой. Обратили внимание на кубок «Белый орел», из которого Петр I заставлял выпивать водку в качестве «штрафного» — по моей оценке, литра полтора… Тоже достопримечательность — ватерклозет самого Петра, оборудованный проточно — сливной системой от расположенного рядом фонтана «Сноп», того, что выше на фото, что по тем временам было просто неслыханной роскошью. Но вот тут, на выходе из Монплезира совершенно неожиданно включилась еще одна «шутиха», небесная, вот такая:

Петергоф. Гроты, музеи и шутихи

Нам то что — мы битые волчары — раскрыли зонтики и в танке, а вот сотни доверчивых туристов попали в засаду и были смыты «проточно — ливневой системой» под деревья и кусты.

Ну, кроме вот таких предусмотрительных.

Петергоф. Гроты, музеи и шутихи

Беглый взгляд на небо показал, что перспективы совсем не радужные, поэтому, план с традиционным перекусом на Марлинском валу пришлось пересмотреть и уносить ноги, пока до этого же не додумались остальные. Успели — так же спокойно сели в маршрутку и так же быстро вернулись.

Резюме — традицию поддержать удалось, увидели несколько новых (для нас) мест. Что могу сказать — там здорово, ВСЕ ТУДА!