Турист Sergey Novopashin (Sergey_Novopashin)
Sergey Novopashin
был 15 апреля 16:47

Сиде — Турция Май 2018
Чолаклы, г. Сиде, Турция, май-июнь 2018. Фото: Новопашин С.А.

Отдыхали семьей в Чолаклы, в отеле Club Side Coast 5* 14 дней — с 23.05.18 по 06.06.18. (Поскольку на Booking.com отель не зарегистрирован, разместить свои впечатления в рубрике «Отзыв об отеле» пока не получается).

Club Side Coast 5*, здание №1

Путевку брали за месяц в «Sletat.ru» (оператор Sunmar — группа Odeon — Coral Travel). За все, на троих, с учетом перелета на «Уральских авиалиниях» из Екатеринбурга до Анталии обошлось в 126 тыс. руб. Из пяти десятков отелей в Чолаклы мы выбирали, руководствуясь не «пафосностью» и не 5+, но иными приоритетами, нежели два прошлогодних тура в Чамьюву (близ Кемера) с отдыхом в L’Oceanica Beach Resort Hotel 5* (см. на Туристер.ру Чамьюва: заброшенный рай Eco Dream и Отзыв об отеле L’Oceanica Beach Resort) и в 2015-м в Титриенгёль (Сиде) — Lake & River Side Hotel & Spa (отзыв Туристер.ру). Приоритеты (исходя из дошкольного возраста ребенка): песчаный пляж, быстрые трансферы (близость к Анталии и Сиде), немногочисленность гостей в отеле, доступное для ребенка расстояние до пляжа и пр. «Всё включено» по умолчанию. «Подъемная» стоимость тура.

Все условия были соблюдены: новое здание отеля (2-е), 3-й (4-й в российской системе) этаж, тихая от музыки, сторона, вид на горы (Тавр). Даже прилетели на полчаса раньше (респект «Уральским авиалиниям»), первыми в трансфере аэропорт — отель вышли в Чолаклы, успели 23 мая на завтрак, искупались в море, и в 13.00 уже заселились. Чолаклы/ Çolaklı Чолаклы — деревня в округе Манавгат, провинция Анталия в Турции (не путать с д. Колаклы в районе Аланья).

Club Side Coast 5*  - потолок в холле здания
Club Side Coast 5* - потолок в холле здания

Как и почти все курортные поселки побережья Акдениз (т. е. Средиземного моря) от Кемера до Сиде — это бывшие рыбацкие или с/х деревни. Это хорошо видно, скажем в Манавгате — в Титриёнгёле, где еще в 2015-м оставались следы промыслов. Видно это и здесь, в Чолаклы: территория в сторону Анталии лишь осваивается: пальмы высажены года три назад, часты пустыри — места будущих застроек…

Незастроенные пустыри д.Чолаклы вдоль улицы Туризма.

Выбор места определялся и тем фактом, что Чолаклы находится в 14 км от Сиде и в 50 км от международного аэропорта Антальи. Близко. Вся территория (променад особенно) пышно озеленена, в то время как в самой деревне растительность скудна, много пустырей. Развлечений в самом Чолаклы нет, рынок пустой и скучный. Можно дойти за 20 минут до границы с Кумкоем (в сторону Сиде) — до крупного шоппинг-центра.

Чолаклы, Erhan Demir blv.: начало и конец бульвара
Вид на здание №1 отеля Club Side Coast 5*, мечеть ...

Что рядом?

Из близлежащих достопримечательностей — исторический центр города Сиде, где есть и амфитеатр и развалины античного храма Аполлона (или псевдоантичного, кто их теперь разберет?). Во всяком случае, в 2015-м не без интереса побродили по историческому Сиде. Там же, но в современной части города, кому интересен недорогой шоппинг — за 15 мин можно доехать на маршрутке от Чолаклы до магазина LC Waikiki. За 25 мин. — до Манавгата, где тот же Вайкики, но крупнее. Там же можно узнать, как добраться до ТЦ Nova Mall. Цена проезда — 4, 5 турецкой лиры на 1 пассажира. От «НоваМолла» до отеля в Чолаклы брали минивэн-такси на две семьи — по 10 баксов с семьи.

В районе Манавгата: виадук - памятник индустриальной культуры Римской империи

Лиры снимал в банкомате Дениз-банка (партнер Сбербанка) без потерь. Ближайший банкомат в 10 мин. по ул. Туризма (в сторону Анталии) на другой стороне дороги, после рынка. В 1,7 км (по карте) от отеля — на той же улице — продуктовый магазин Migros (сетка).

До «Мигроса» хода минут 15. Идти скучно. Пустующие рынки вещей, строительные площадки под отели и рыночные комплексы, пустыри. В «Мигросе» брали черешню — каждые два-три дня. С учетом падения турецкой лиры с 16 руб. до 13, 5 руб. в конце мая-начале июня, килограмм обходился рублей в 140.

Грин Каньон, Манавгат

Традиционно (в каждый приезд) закупаем в нем семена чиа (дешевле уральских цен раза в три) и кэроб (порошок семян рожкового дерева). В итоге получили даже мигросовскую карту-скидку.

Из природных знаковых мест — т.н. Зеленый каньон (Green Canyon) на реке Манавгат (1,5 ч. езды). Красивое озеро в горах, — до плотины Манавгатской ГЭС. Поездка на озерном катере, великий заплыв на глубине, потом отдых с удочкой на другом озере, кормление шашлыками, рыбой и пр. Неплохой отдых с детьми.

Там же на Манавгате (отдельный тур) — рафтинг на реке, водопады.

Отель /среда

Номер просторный. Для ребенка отдельная кровать. Есть место сделать зарядку. Полулоджия. Вполне достаточных размеров. Вроде как за минус посчитали было отсутствие решеток и прочих элементов балкона (т. к. стекло) — ведь по русскому обычаю () надо привязать бельевую веревку, но, оказывается, вполне хватило встроенной в стенку сушилки. Минус — душевая кабина, без ванны. Душ несъемный, пол сырой. Из двух лифтовых кабин одна заедала с процессом закрытия дверей.

Отель состоит из двух зданий: одно ближе к улице Туризма (Turizm caddesi) — центральной в поселке (улица с таким названием обязательно есть почти в каждом из поселков от Кемера до Сиде), и граничит с отелем Can garden Resort; второе — «внутренней» поселковой дороге — бульваре Erhan Demir blv., рядом с отелем Diamond Elite & Spa.

Два бассейна — у каждого здания, включая еще и детские сектора и горки. Детская комната, площадка, блок — амфитеатр (мини-диско и пр.). Для детей реально (несмотря на заявленное расписание мини-клуба), кроме позиции «нарисуйте лиц» (так в оригинале), похоже, ничего не бывает иного.

Club Side Coast 5*. Мини-диско. Сцена
Club Side Coast 5*. "Мини-диско". Сцена

Я пытался пару раз, согласно расписанию, поймать время для «выпекать» (так в оригинале), но потом «забил» — ребенку нашли, чем заняться (мини-зоопарк, гамаки, тренажерная площадка, кормление черепах и кроликов). Просьба к незнающей русского языка (и английского) девушке (китаянке?), занимающейся детьми, «нарисовать на руке ракушку» (ра-ку-шка!) транслировалась в слабый фейс-арт «кошка». Дочь молча смыла кошачьи усы с лица, и больше мы сюда не приходили.

Гибискус белый

Судя по обилию детских «кошачьих мордочек» на территории отеля, это чуть ли ни единственная практика, освоенная местным мастером.

Пару-тройку раз плавал в бассейне
Почему я выбрал ислам. Моя вера и прочий агитпроп для немецких гостей отеля
"Почему я выбрал ислам". "Моя вера" и прочий агитпроп для немецких гостей отеля

Аудиодизайн среды: приемлем. В основном реггей, кавер-версии хитов всех времен в стиле lounge. Понятно, вечером — время попсы (развлечения / выступления в блоке мини-диско), сквозь пелену которой пробивается голос муэдзина, поющего магриб…

В соседнем — для «бриллиантовой элиты и спа» — Diamond Elite & Spa аудиодизайн чуть более «серьезен»: слышал Specials и песни других групп ска /пост-панка… В новом здании преимущественно селят deutsche, хотя на нашем этаже преобладали россияне. Впрочем, на выходе из лифта на столике всегда лежала литература на немецком языке, пропагандирующая деградировавших до «постхристианства» саксов принимать ислам («Моя вера», «Почему я выбрал Ислам» и т. п.). Нам, русским, всё веротерпимо, и я за две недели даже чуток разобрался в системе намаза, поскольку деваться было некуда — в 500 метрах от отеля со стороны нашего номера стоит мечеть и пять раз в сутки (обязательно), а то и больше, голос муэдзина, усиленный динамиками, возвещал во славу Аллаха.

На будущее рекомендую тем, кто не готов в 4 часа утра слушать фаджр (рассветную молитву), смотреть внимательно карту места при выборе отеля. Впрочем, при закрытых балконных дверях, намаз не особенно беспокоил. Ребенок вообще ни разу не просыпался. Тем не менее, привожу специально время намаза для Сиде и его окраин (Кумкой, Чолаклы и пр.).

Намаз

Поскольку время плавающее — в зависимости от дня, месяца и года, то следует заглянуть на страницу расчета намаза, причем, желательно в привязке к конкретному городу (например, сюда: метод расчёта времени намаза).

Привожу (как пример) время намаза в Сиде 14 июня 2018 года, четверг.

1.Фаджр: 03:58

Восход солнца: 05:35

2. Зухр: 12:55

3. Аср: 16:46

Закат солнца: 20:15

4. Магриб: 20:33

5. Иша: 21:37

Здесь приведены самые главные пять молитв, которые совершаются мусульманами ежедневно в зависимости от времени суток, и являются обязательными для каждого совершеннолетнего мусульманина и мусульманки. Предписанные времена молитв определяются положением солнца. Поэтому времена намаза меняются ото дня ко дню и зависят от местоположения на поверхности Земли. Для правильного определения времени намаза нужно знать координаты и текущую дату.

Итак:

Фаджр — утренняя молитва на заре. Фаджр начинается с появления полосы света на горизонте и заканчивается с восходом солнца (временем появления первого солнечного луча над горизонтом).

Зухр — полуденная молитва. Зухр начинается вскоре после достижения солнцем наивысшей точки (зенита) и заканчивается с началом асра.

Аср — послеполуденная молитва. Время начала молитвы аср по-разному определяется в разных правовых школах. Два варианта:

- когда длина тени объекта становится равной его высоте.

- когда длина тени объекта становится равной удвоенной высоте объекта.

Аср заканчивается с заходом солнца (временем, когда солнце опускается ниже линии горизонта).

Магриб — вечерняя молитва после заката солнца. Магриб начинается после того, как солнце опускается ниже линии горизонта и заканчивается с началом молитвы иша.

Иша — ночная молитва после вечерней зари. Иша начинается, когда небо становится тёмным и отсутствует рассеянный солнечный свет.

Также нужно учитывать, что мечети, как правило, ставят в определенных местах, исходя из некоей территориальной и демографической логики (в кварталах?). Во всяком случае в Чолаклы я видел две мечети (одна на границе с пос. Кумкой).

Восход над Чолаклы и горами Тавр. Мечеть Haci Seadet Kurt Cami

Wi-Fi /Интернет

Буду краток. Местный, отельный вай-фай по пяти балльной шкале: кол или двойка. Хуже еще не видел. Периодически сбрасывал вэцап, заявляя, что мол, не поддерживаем это приложение. Более-менее включался на три-четыре балла рано утром, и то не в номере, а где-нибудь ближе к источнику трансляции — почему-то у снэк-бара/бассейна.

Пляж

Песок. Песчаный пляж тянется на 8 км вдоль Чолаклы, Кумкоя — до Сиде. Если предполагается тур с детьми, то это определяющий фактор. Как бы ни было лучше/пафосней/изысканней в Океанике (Кемер, Чамьюва) или в Lake & River Side, там в минус — каменистые пляжи. Здесь же — полоса песка тянется до Кумкоя и дальше… заход в море — «детский»: половина расстояния до буйков — от пояса до груди. Чуть дальше середины расстояния — полоса отмели. Там же кормили весьма подвижных рыб (мелких тунцов?) с острым раздвоенным хвостовым плавником.

С дочкой плавали до буйков (правда, страховались в большую, относительно ребенка, волну, надевая на неё специальный плавпояс). На соседнем (слева) пляже есть пирс. В щелях прячутся крабы, которых можно выманивать кусочками вареных куриных яиц, сыром. Этими же продуктами (прихваченными, понятно, со шведского стола ресторана) кормили и рыбок разного размера/возраста/вида, стайки которых снуют возле пирса. Один раз наблюдал министайку рыбы-иглы.

Море, пляж

Трансфер до пляжа — каждые 10 минут с 8:00 до 17:00 местного времени. Пешей быстрой ходьбы 10–12 минут. Так что указание в названии отеля что он Coast — «береговой», несколько натянуто.

Вид на пляж отеля Club Side Coast 5*

У фасада отеля Defne Dream повернуть направо (налево тупик). Пляж у Defne Dream (слева от нашего) был полупустой/почти пустой, а следующий за ним сектор вообще безлюдный. Поэтому «свободомыслящая» часть руссо туристо предпочитала не тесниться на родном клуб-сиде-коастовском пляже, а наслаждаться видом моря без обилия животов и поп на временно захваченной территории.

Там же на пляже, отличный ресторан (для тех, кто докармливает себя в промежутках между завтраком, обедом и ужином в отельном ресторане:)). Касательно бич-услуг: носят смузи из фруктов/ягод и варенную кукурузу (то и другое — $2). Лежаков в сезон впритык: посему активная часть гостей с утра пораньше стремится занять места получше (кому как: под тентом или на солнце). Впрочем, как уже отмечал, рядом (слева) есть пустующий пляж отеля Defne Dream…

Рекомендую, если есть потребность в поездках по интересным местам (в Грин Каньон на реке Манавгат, например), обращаться к дилеру по имени Апо (конторка стоит чуть правее от пляжа отеля Клуб Сиде Кост), или спросить у персонала на пляже — каждый сможет ему позвонить. Прайс у Апо ниже (в Green Canyon, например, ниже на 25 долларов на персону), чем у официального туроператора, при сохранении качества услуг.

Речка с морскими черепахами

До речки, впадающей в море примерно на границе поселков Чолаклы и Кумкой можно дойти за 20–25 минут.

Вариант 1: по улице Туризма (Turizm caddesi) мимо в сторону Сиде до моста с речкой (на другом берегу — большой торговый кластер. Вдоль улицы напротив его стоит караван медных верблюдов). Не переходя мост, вправо до набережной до моря — 5 минут ходьбы. Набережная непрезентабельного вида, но у берега можно увидеть крупных, более полуметра в диаметре, черепах.

Речка в Чолаклы

Вариант 2: при выходе на пляж идти влево — в сторону видимых пирсов. Минут через 10 (у Club Hotel Sidelya) подняться ближе к линии отелей — там начинается променад Kanthe Resort — до речки и далее. Слева — ряды навороченных отелей спа и ресорт, бунгало и пр.

Черепаха у берега...

Вариант 3 (для любителей блуждать): напротив соседнего отеля Diamond Elite & Spa начинается улочка Camelya (Camelya caddesi), ведущая к комплексу отелей под тем же брендом.

Закрытая частная зона - сектор по ул.Camelya caddesi

По ней — до полицейского участка вдоль забора с устрашающими вывесками «Частная зона. Никаой вход» (так в оригинале), затем направо вдоль того же забора до выхода на пляж и променад Kanthe Resort. Черепах кормили вареными яйцами и сыром. С ребенком по жаре идти проблемно, так что берите питьевую воду. Лучше всего вылазку до речки запланировать на раннее утро — не жарко, и черепахи еще не объелись.

Морские черепахи конкурируют с рыбами в получении корма

Променад

Променад (его часть в сторону Антальи), наряду с песчаным пляжем — один из основных факторов, повлиявших на выбор данного места (Чолаклы). Начинается у отеля Alba Queen и далее — вдоль Alba Royal, от улочки без названия, ведущей с ул. Туризма до пляжа.

Слева от начала Променада есть лужайка с оригинальной конструкции гамаками. Особое настроение в этом, изолированном кустами ядовитого олеандра, укромном месте, ощущается поздним вечером, когда видны звезды…

Далее по дороге следует повернуть направо — к Альба Ройял Отелю. Слева за невысокой оградой — клетка с кроликами. Вход в мини-зоопарк чуть дальше. По пути нередко встречается немало ящериц, иногда крупных. Из птиц — дрозды, горлицы и прочая пернатая фауна. Из насекомых особо отмечу саранчу, медведку и большого пальмового долгоносика.

Последних два вида заснял на фото и видео. В зоопарке в основном представлены птицы отряда курообразных: цесарки, фазаны, павлины (в том числе и белый павлин). В ручье и прудике проживают безо всякой межвидовой конкуренции лягушки. Был сезон свадеб. Самцы надували половые резонаторы и призывно орали на радость своим самкам и детям вида Хомо сапиенс. Дно пруда усеяно статичными головастиками. Дочь с новообретенной подругой чуть было не извели всех лягушек, пытаясь устроить периодически чистки их маленькой популяции, вытаптывая по ходу и прибрежную флору.

Променад. Оливковая роща
Вход в мини-зоопарк
В мини-зоопарке

Стрессируемых амфибий спасал от русских девочек смотритель зоопарка, делая нам, родителям, замечания, качая головой. Дальше от зоопарка есть роща с оливками и тутовыми деревьями (шелковицей). Ягоды тута (белые и черные) уже в мае подсохли от жары, но пытливые русские дети нашли деревья с сочными плодами. Информирую родителей: сок черной шелковичной ягоды не отстирывается.

Шелковица чёрная (Mórus nígra) — тутовое дерево с незрелыми плодами (семейство Тутовые, порядок Розоцветные).

В роще живут цесарки в свободном режиме. На радость детям, которые не дают им разжиреть. Еще дальше — в метрах ста, на подходе к морю, но не доходя до заборов, закрывающих немецкие отели/мотели есть новенькая площадка тренажеров. Было бы желание на солнцепеке качать мышцы. Только с раннего утра.

Лягушка
Тренажерная площадка

Променад (его часть в сторону Сиде), начинается слева от нашего пляжа, но не сразу, а метров через 200–250 и носит название Kanthe Resort. По нему как раз до речки и мостика можно дойти. Продолжается он и далее, в сторону Кумкоя, но до тех мест не добрался.

Променад Kanthe Resort: бунгало
Променад Kanthe Resort: у отеля Камелия коллекш К Клаб
Променад Kanthe Resort: у отеля "Камелия коллекш К Клаб"

Питание

Можно сравнивать. Вроде бы 5, но нет. Нет не только изящности и внимания, как в Океанике (Чамьюва), но и подставок под яйца всмятку (ха-ха). Впрочем, и они только заявлены: Написано «3 минуты», но реально обычные вареные вкрутую — по 10 минут… Ложечки к ним были пару раз за 2 недели. Но мы не сетуем. Не в яйцах счастье. Сухофрукты ранним утром надо ловить, на всех не хватает.

Свежие фрукты: апельсины, яблоки двух сортов, полудикие груши, арбузы. Мушмулы нет (видимо, сгорела на майской жаре — деревья мушмулы стоят сухие). Клубники нет. Есть в продаже — как в отеле, так и на улице, и магазине сетки Migros. Клубника безвкусная. Не стоит ни 5, ни 3 долларов. В соседнем отеле «Камелия» ее подавали в ресторане.

Club Side Coast 5*: кое-что из меню...

Апельсины со шведского стола брали в номер. С пяти-шести плодов выход — три стакана фреша (ручную соковыжималку возим с собой).

Обед скромный. Иногда обедали в пляжном ресторане, неплохо. Главное, не переедать))) Старался больше свежих овощей и трав, проедая пучками любимый портулак и листья горчицы.

Ужин убойный. Как специально — для борцов сумо: мяса разных видов и способов приготовления, включая гриль. Дым от жаровни застилает небо)). Воочию видно, как народ уверенно идет к своей смерти: обжорство — порок, и засилье пузанов и крупногабаритных дам на пляже — тому яркое подтверждение. Чередование рыбы и мяса: если одно подают в отельном ресторане, то на пляже -другое, и наоборот. Плюс — снэк-бар с пицой, запеченным картофаном с сыром, оладьями с шоколадно-пальмовыми жирами…

Едой человек окружен тотально.

Бонусом — мороженое с несколькими видами синтетической окраски, приготовленное из трансгенных несъедобных жиров. Подается исключительно с 20.00, чтобы спать нездоровым, с плохими видениями, сном)). Впрочем, обывателей, как и их детей, это не отпугивает, скорее наоборот. Что ж… После такого отдыха в 10–12 дней общая продолжительность жизни отдельного обожравшегося гражданина сокращается на такое же количество лет, но кого это волнует? Главное ведь — признак улучшения здоровья для этой категории соотечественников — загар, он же степень меланизации кожи на солнце, контролируемая кремами-фильтрами, как раз и провоцирующими (вопреки медицинским сказкам), возможные кожные проблемы.

Ладно, хватит о грустном.

В условиях, когда 1 июня в Свердловской области снежная метель, а ролик, присланный по вэцапу, вызывает страх и трепетное уважение гражданина Турции к тебе (потому как ты живешь в этой самой летней метели), то все остальное уже не имеет значение.

Чолаклы: Прибрежный Клуб жирных сердец

Пять звезд с плюсом или минусом… — Какая разница? В Турции звездность отелей особая, и зависит скорее от длины названия отеля. И обязательно чтоб были слова: Beach, Resort, Spa… Ведь даже если вписано Royal, King или Queen — еще не значит, что там королевский сервис. Скорее наоборот. Может, конечно, я неправ, но истина где-то рядом. И для многих она — в соседнем отеле, где шланг в душе съемный, а из простынки ловко лепят на кровати фигуру лебедя или индюка, в ресторации клубника, как и редиска в известном огороде — слаще… и т. д. по списку.

…Да, и вместо английской надписи Mocha (моча) для обозначений йеменской арабики, желательно чтобы на панели кофе-машины было написано Mokka или Mocco.