Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Смоленск — Россия Май 2018

В прошлом отчёте мы остановились на том, что я отведу вас в Успенский Собор. Пойдём?

Смоленский кафедральный собор — один из самых почитаемых храмов России. Он возведен на Соборной горе, и такое ощущение, что он как бы парит над городом и защищает его. Сейчас покажу план-схему ансамбля Соборной горы — и пойдем погуляем.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Вот тут не обойдусь без истории.
Храм на этом месте располагался с 1101 года. Он был заложен Владимиром Мономахом, ещё до того как он стал князем Киевским. Кстати, это был первый каменный храм в Смоленске. Там, на соборной горе, с 9го века был детинец — религиозный и административный центр всего смоленского княжества. И конечно было все как положено: ров, валы, деревянная стена. Именно поэтому перед Успенским собором и стоит памятник Владимиру Мономаху.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

В 15–16 веках Смоленск относился к княжеству Литовскому, и в это время на соборной горе остался лишь религиозный центр, без административных функций.

В Смутное время при взятии города штурмом, польские войска Сигизмунда III взорвали находящиеся на территории Соборной горы пороховые погреба и верхняя часть храма рухнула. Хотя есть версия, что сами смоляне взорвали собор, чтобы избежать позора. В любом случае все, кто там укрывался — погибли.

В дальнейшем поляки соорудили над порушенным храмом деревянное перекрытие и устроили в нем костел.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

После возвращения Смоленска Московскому государству собор хотели отремонтировать, но судя по всему это было нереально. Поэтому приняли решение этот разобрать и построить новый. «Строительство растянулось более чем на 100 лет. В 1676 году царь Алексей Михайлович в заботе о православных святынях на возвращенных территориях прислал Смоленскому архиепископу Симеону план строительства нового собора. На реализацию проекта было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа

Строительством руководил сначала один зодчий, потом другим, и только к первой трети 1700хх годов закончилось декорирование, был обустроен великолепный пятиярусный иконостас. Он сохранился с тех времен, но внутри собора строгий запрет на фотосъемку. Разрешено снимать лишь в притворе,

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

а кому интересно как выглядит фантастический иконостас — можно загуглить.

В 1740 году собор освятили. Но через двадцать лет большой каменный купол провалился вместе с западными главами. На новое восстановление денег пожертвовала сама Екатерина II.

В итоге два купола убрали оставив традиционное пятиглавие, каменный купол заменили деревянным. И уже к концу 18 века собор был в том виде, что сейчас.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

XIX и XX века оказались для собора непростыми. Собор чудом уцелел во время войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его по личному распоряжению Наполеона. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Св. Меркурия.

В послереволюционные годы в соборе был музей атеизма, и именно боагодаря этому сохранились все ценности.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню — Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия».

Кстати, я же не сказала про главные святыни собора: Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии Св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».

Как попала на Русь чудотворная икона «Одигитрия» — точно не известно. По преданию, её привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез её в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской». Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви. Он стал покровителем города. Его доспехи — шлем, копье и сандалии — хранились в храме как великая святыня.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» 1602 года, привезенный Борисом Годуновым.

Ну и третья святыня — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. Плащаница была даром княгини Успенскому собору от Московского кремля. В 1812 году французы попытались вывезти её во Францию, однако смоленские партизаны захватили наполеоновский обоз и вернули ценности.

Подле Собора в конце 18 века выстроена колокольня. А сейчас рядом стои колокол 1636 года (как на нем написано).

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

На самой соборной горе в конце 17 века началось и другое строительство: церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский Собор, Архиерейский дом, консистория, хлебный корпус. И все это окружено единой стеной с тремя воротами.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Богоявленский Собор был поставлен над воротами архиерейского дома в 1708 году, при митрополите Сильвестре будучи еще деревянным. Каменный собор, вместо разобранного деревянного храма, построен в 1781–1787 годах при епископе Парфении. В 1812 году собор подвергся разграблению и осквернению. По окончании Отечественной войны 1812 года, собор восстановлен, Богослужение возобновлено.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Вплотную к собору примыкает старый корпус консистории. На первом этаже раньше размещались ризница и казначейство, на втором — консистория. в моем лексиконе это слово было новым: консистория — это особая коллегия при архиереях, существовавшая с середины XVIII века и до 1917 года в каждой епархии. Членов консистории назначал Священный Синод по представлению епархиального владыки. Консистория хранила заполненные метрические книги, ведала хозяйством архиерейского дома, церквей и монастырей, наводила справки о желающих принять постриг в монашество или стать священником, обладала рядом других полномочий. В советское время в старом корпусе консистории размещались фонды и библиотека музея-заповедника. Ныне в здании работают Смоленское межъепархиальное православное духовное училище и епархиальная библиотека.

Церковь Иоанна Предтечи построена в 1699–1703 годах как домовая для смоленских митрополитов. В подклете храма некоторое время находилась «духовная караульня» — архиерейская тюрьма. Здесь в двух «молчальных палатах» в посте и молитве содержали провинившихся священнослужителей и лиц, совершивших преступления против Церкви. В 1930 году в подклете устроили специальную экспозицию антирелигиозного музея, где можно было увидеть всевозможные орудия наказаний: скамейку со стёсанной на острие верхней доской, на которую сажали человека, привязав к ногам железные гири («кобыла»), массивную берёзовую колоду с железной цепью и браслетом на шею («лисица») и другое. Затем в храме размещался музей социалистического строительства, а в послевоенное время — отдел природы и фонды Смоленского музея-заповедника. В 1996 году церковь возвратили верующим и уже через три года в ней стали проводить богослужения.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Здание архирейских палат с библиотекой. В 1812 году в архиерейских палатах квартировал французский маршал Мюрат. При отступлении французы подвергли их разорению. К1860 году палаты восстановили. Тогда же здесь устроили домовую церковь в честь Двенадцати апостолов. В советское время в здании располагались различные общественные организации и выставка «Русский быт», ныне работает Смоленское епархиальное управление.

Мне очень понравилась смотровая площадка на верхней площадке парадной лестницы.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Совершенно потрясающие виды открываются на Смоленскую крепость, Днепр, храмы, улочки Смоленска.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Потом мы еще немного погуляли по городу, который производит вполне монументальное впечатление,

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

и вскоре, как говорил «Винни-Пух» у всех созрела мысль: а не пора ли нам немного подкрепиться? Поскольку я еще до поездки примерно сморела места, куда безопасно пойти с ребенком — мы уверенно последовали в заведение под названием «Мандариновый гусь».

Кстати, оказалось, что и в Москве есть заведение с таким же названием и с такой же концепцией. Конечно, это совершенно не высокая кухня, и не такой классный прикол, как «Упитанный енот», про который я даже отдельный отзыв сделала, но местечко это во-первых находится в самом центре, а во-вторых абсолютно подходит для путешественников с детьми. Ко входу нас приглашает сам гусь)

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

По большому счету — это харчевня, где ты идешь с подносом и набираешь себе что по душе.

Вариантов множество, при чем есть вполне диетические (детские) варианты типа котлеток на пару, супа-пюре из цветной капусты и всякого в таком духе. Мне очень понравился интерьер: весело, ярко. Чисто.
Очень бюджетно. И есть детские стульчики. кстати, видела многих, кто брал еду в контейнерах на вынос (как в кулинарии). Не то. чтобы я прямо люто рекомендую это место для посещения, но это вполне вариант. Еще один плюс — харчевня расположена на пешеходной улице Октябрьской революции, а значит после еды можно пройтись и даже побегать.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Еще раз повторюсь, путешествие с детьми имеет свои особенности, поэтому следующий, и последним на сегодня, пунктом программы стал контактный зоопарк «Любопытный ослик».

Он находится на одном из этажей ТРЦ «Галактика», и кстати там же есть достаточно большая детская площадка.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, часть 2

Ну…. зрелище не для слабонервных. Оправдываю себя только тем, что это всё несет некую просветительскую функцию. Животные в тесных клетках, в духоте, дети шумят, тискать разрешено почти всех. Короче животных жалко, но Датошка был счастлив кормить с рук козлов и кроликов.

Конечно, для взрослых вообще не рекомендую.

Так закончился наш второй день в Смоленске, а утром третьего дня мы поехали в Могилёв, про который я расскажу в следующем отчете.