Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Смоленск, Вязьма — Россия, Могилёв, Витебск — Беларусь Май 2018

Мы очень давно никуда не ездили, почти пол года. И вдруг в моем бешенном графике благодаря майским праздникам и отпускам коллег у меня образовалось два свободных дня. Плюс два выходных. плюс 9е мая. Да это же целых 5 дней! Надо срочно куда-то ехать! (Вам знакомо это чувство?)

Поскольку меньше чем через месяц будет отпуск — то решено было ехать недалеко, и на машине. А в какую же сторону податься? Тут же вспомнился прошлогодний рассказ vibas про Смоленск — и решение созрело. Полистав отчеты по Смоленску, покрутив так и сяк карту мы поняли, что 5 дней в Смоленске — это через чур. Что же есть рядом? Можайск… Вязьма… Гагарин… — не тянет. Вернее тянет, но не с деткой. А что еще недалеко? Так Беларусь же! Мы в Беларуси были только проездом, не останавливаясь. Хотя нет, вру- я жила в детстве возле Гомеля, но мне было 4 года и я ничего не помню, конечно. Вот и нарисовался маршрут. Смоленск-Могилёв-Витебск.
На удивление, про Могилёв и Витебск у нас почти нет материалов, хотя из Беларуси народу полно. Итак, звездочки на maps.me проставлены, отели забронированы — в путь.

Путешествие с ребенком, конечно, вносит свои коррективы: и по манере передвижения, и по посещенным объектам. Если взрослые в пути могут на заправке перекусить кофе с булочкой, то при наличии ребенка нужно искать несколько иную продукцию, плюс обязательные остановки на «побегать». Поэтому, первой остановкой не доезжая до Смоленска была Вязьма. Заехали мы туда как раз «побегать», т. к. обнаружили на карте «центральный парк».

Собственно, в этом парке оказались детские аттракционы, и это большая удача. Пока мальчики изучали эти самые аттракционы — я рысью оббежала вокруг парка, но сумела увидеть лишь вечный огонь, памятник Ефремову,

монумент воинской славы

и здание городского музея.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Конечно, была бы я одна — пошла бы в музей Есенина, зашла в Свято-Троицкий кафедральный собор, Одигитриевскую церковь. Но если не ошибаюсь, annaabrosimova на майские собиралась в Вязьму — надеюсь она восполнит мои пробелы.

Что хочет нормальный ребенок после аттракционов? ну конечно же поесть. И с этим оказалось проблема. На часах 12 дня, будний день. Работают только две пиццерии — поэтому пришлось идти в непривычное для нас заведение Dodo Pizza.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

К счастью оказалось, что кроме пиццы для взрослых, там есть и салаты, и картофельные оладьи, и кусочки запеченного куриного филе, и сырники, и морс.

Кроме того, есть достаточно просторная детская комната с множеством игрушек, столиком для рисования и раскрашивания и даже с сухим бассейном.

И еще порадовала наличие пеленального столика, прямо как в европейских заведениях.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Так что моё предвзятое отношение к ресторанам быстрого питания было разбито о реальность.

Дальше до Смоленска ехали не останавливаясь, заселились в наш неоднозначный Small Hotel , о котором я рассказывала здесь, и пошли знакомиться с городом. Знакомство было решено начать с Лопатинского сада.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Это оказалось одно из самых красивых мест в Смоленске. Он был создан в 1873 году по указу губернатора А. Г. Лопатина на территории обветшавшего к тому времени Королевского бастиона. Место необычное, чего тут только нет: фрагменты крепостной стены с башнями, памятники, посвященные совершенно разным событиям российской истории: войне 1812 года, революционным событиям, пристань с прокатом катамаранов, пруд с лебедями, масса детских атракционов и площадок.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

После революции Лопатинский сад был переименован в Парк культуры и отдыха, а затем — в Парк имени Соболева, но сейчас парку возвращено его сторическое наименование. Мне очень понравились в парке очеловеченные фонари.

Задумка чудесная. Давайте посмотрим на схему сада: на ней хорошо видны все его памятники.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Пруд в форме цифры 3 или зеркально отраженного значка ∑ ограничивает два бастиона Королевской крепости, построенной в 1626–1632 годах на месте взорванной поляками в 1610 году Грановитой башни. Через бывший крепостной ров, впоследствии превращенный в пруд, перекинут изящный мост, который ведет к памятнику «Защитникам Смоленска 4—5 августа 1812 года».

Он был построен по проекту русского архитектора швейцарского происхождения Антонио Адамини, помощника Монферрана на строительстве Исаакиевского собора, Александровской колонны и др. Памятник защитникам Смоленска был открыт 5 ноября 1841 года, став первым монументом в Смоленске, посвященным событиям 1812 года.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Он был отлит из чугуна в Санкт-Петербурге. Первоначально располагался на плац-парадной площади, где проходили военные учения, парады и торжественные молебны смоленского гарнизона. В 1873 году по сторонам памятника на лафетах, которые специально для этой цели были отлиты на Брянском арсенале, установили две французские пушки, найденные в 1856 году при строительстве фундамента здания мужской гимназии.

На другой стороне пруда обустроена небольшая площадка с деревьями для молодоженов, скамейкой примирения и прочими забавами для влюбленных и супругов. Некогда свои замочки молодожены вешали на перила моста, что портило внешний вид и создавало угрозу обрушения перил. Деревья же выглядят очень симпатично.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Рядом глобус со Смоленском наверху (намёк на то, что Смоленск центр мира?))).

Дальше аллея с макетом снесенной в советское время Одигитриевской церкви и окружающих ее деревянных домов. Одигитриевская церковь располагалась на пересечении улиц Большой и Малой Одигитриевских улиц. Она была построена в 1764 году на месте деревянного храма XV или XVI веков, служившего главной соборной церковью Смоленска в то время, пока строился новый Успенский собор. Решение о её сносе было принято в 1930-х годах, однако не было исполнено в связи с началом Великой Отечественной войны. В войну она сильно пострадала и в начале 1960-х годов в ходе подготовки к празднованию 1100-летия Смоленска её остатки были окончательно снесены. Она стала последним храмом Смоленска, снесенным в годы Советской власти.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Макет Одигитриевской церкви — первый из 6 запланированных макетов исторических памятников Смоленска, которые планируется установить в Лопатинском саду. Он выполнен творческо-экспериментальной мастерской Юрия Воробьева «Архитектурная миниатюра», которая работает в Смоленске с 2009 года. Макет изготовлен из погодоустойчивой керамики, которая не боится ни дождя, ни града.

У самого Главного входа стоит открытый уже в наше время памятник губернатору Александру Григорьевичу Лопатину, который возглавлял Смоленскую губернию 1871–1880 годах и оставил о себе добрую память.

И именно благодаря ему нам достались все эти гроты и фонтанчики.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

А мы выходим за пределы Лопатинского сада и идем знакомиться с крепостными стенами и смоленской крепостью, которую называют Смоленским Кремлём. Смоленская крепость принадлежит к числу самых мощных оборонительных сооружений Руси. Построенная в 1595–1602 годах, не раз задерживающая врага, она до сих пор производит впечатление могучей твердыни. До нашего времени сохранилось чуть меньше половины: около 3,5 км стены, 9 фрагментов стен и 18 башен.

Мы начали с того участа, который начинается от Лопатинского сада и экскурсионно-информационного бюро.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Его найти по ставшей достаточно традиционной буквенной экспозиции, которая сейчас — полное раздолье для детей.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Вдоль крепостной стены идем к башне Бублейка.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

А чуть дальш за ней видна Громовая.

Около сохранившегося участка крепостной стены в бывшем крепостном рве устроено озеро, которое называется Собачка. Рядом с башней Бублейка построен каскад, предназначение которого я так и не поняла.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

После затяжной зимы эта зелень и это сонце были настоящим подарком!

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

А мы дошли до башни Громовая.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Четырехъярусная Громовая башня была построена в начале XVII века. «Громовой» она названа, возможно, потому, что стояла на открытом месте и в неё во время грозы нередко попадали молнии. Другое название — «Круглая», дано по её форме многоугольника. Также её называли «Тупинская», так как здесь крепостная стена образовывала тупой угол, и «Топинская» — из-за топей вокруг. Сейчас в ней музей «Смоленск — щит России», филиал Смоленского музея-заповедника. Прямо напротив башни — памятник зодчему Федору Савельевичу Коню, создателю Смоленской крепости и Белого города в Москве.

Прогуливаясь дальше, в сторону сада Блонье, к площади Ленина, где расположена городская администрация, мы наткнулись на забавный указатель. Люблю такие)

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Но дело к вечеру, пора искать припаркованную машину и отправляться спать (ага, в 9 вечера:-))

Утром второго дня мы сразу отправились в Талашкино,

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

о чем я подробно рассказывала в прошлом отчете. Удивительное место! А после этого нам предстояло освоить еще один зеленый оазис Смоленска — Реадовский парк.

На этом месте во времена Петра Великого располагалось имение дворян Реады. Этот парк больше похож на лес, а связано это с тем, что до 1960 г. на месте парка находилось городское специализированное хозяйство «Зеленстрой», которое занималось разведением саженцев.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Поэтому в этом лесопарке (в котором есть еще и озеро с пляжем) всегда полно народу — на великах, роликах, мам с колясками, просто прохожих.

Но там не только деревья и солнышко. На его территории находится одна из основных достопримечательностей Смоленска. Речь идет о Кургане бессмертия, воздвигнутом в 1970 г. в честь советских солдат и смоленских жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ансамбль выполнен в виде 11-метровой открытой книги, нижняя часть которой представлена в виде барельефа, изображающего фигуры воинов, партизана, женщины с младенцем и подростком.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Вих руках лента, надпись на которой гласит: «На лицевой части Кургана из полированных плит красного цвета выложены знамёна с серпом и молотом, наклоненные в знак траура». На самих страницах книги увековечены цифры военных лет.

Чуть поодаль этого монумента — трехметровый памятник скорбящей матери, склонившейся над Вечным огнем. Скульптура женщины находится у подножия братской могилы, где захоронено более трёх тысяч смоленских партизан. В годы войны данный участок стал местом расстрельной казни этих партизан, тела которых впоследствии были перенесены в общую могилу.

Майский трип: Смоленщина и немного Беларуси, ч.1

Этот парк произвел очень хорошее впечатление, хотя туристическим местом, в отличие от Лопатинского сада — не является.

Это, конечно, не всё, что мы увидели в Смоленске, просто мне кажется, начало повествования затянулось. Продолжу-ка я завтра — поведу вас в Успенский собор.