Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была вчера 19:19
Cumbre o muerte!

По Священной долине инков: Чинчеро, Морай, Марас, Писак

Куско — Перу Ноябрь 2017
Священная долина реки Урубамба.

Экскурсию по священной долине инков я брала в одном из многочисленных турангенств города Куско. Первоначально моей основной целью было посещение знаменитые соляные террасы, которые расположены недалеко от города Марас. Зайдя в одно из турагенств на Av. El Sol, я узнала что туров только в Марас нет, а чтобы попасть на другие включенные в тур объекты нужен Единый туристический билет (Boleto Turistico), который можно купить в Комитете по туризму (COSITUC), который находится через дорогу (адрес:Av. El Sol, 103 — недалеко от Plaza de Armaz). Был уже субботний вечер и Комитет по туризму оказался уже закрытый (часы работы: 8:00—18:00, понедельник и воскресенье, если мне не изменяет память — выходные). В турагенстве сказали, что ничего не могут сделать. Я обратилась в другое турагентство, и очень милая девушка, которая там работала, сказала мне, что Boleto Turistico можно будет купить непосредственно на руинах в Чинчеро (первый пункт Экскурсии), в итоге я взяла групповой тур на весь день с посещением Чинчеро, Мораса, Морая, Ольянтайтамбо и Писака.

По поводу Boleto Turistico, позже я слышала, что они продаются в музеях и непосредственно на всех археологических комплексах для посещения, которых эти билеты нужны (не знаю, не проверяла, в Чинчеро точно продают). На момент моей экскурсии было два типа Boleto Turistico: на 2 дня с посещением четырех археологических комплексов (Чинчеро, Морай, Ольянтайтамбо, и Писак) — стоимость 70 соль, который я и купила, и на 10 дней с посещением 16 археологических комплексов — стоимость 130 соль. В стоимость Boleto Turistico входит также посещение некоторых музеев (каких именно не помню, врать не буду). Марас идет за отдельную плату — 10 соль.

С утра (в семь утра) часть нашей группы собралась на Plaza de Armaz, нас встретила представитель турфирмы и проводила на стоящий недалеко микроавтобус, который довез до большого автобуса, что находился в современной части города. Туда же привозили туристов из других районов Куско. В итоге группа собралась большая — 28 человек. Гид спросил у кого нет Bolero Touristic — таких оказалось много, человек 15, записал имена и собрал деньги, опросив кому, на сколько дней нужен билет, потом в Чинчеро быстро купил их и раздал.

Итак, археологический комплекс Чинчеро (27 км от Куско) — первый объект нашего тура, находится в небольшом городе Чинчеро и практически в настоящее время уже неотделим от него — почти все дома нынешнего города стоят на фундаментах древнего поселения инков. По легенде был когда-то резиденцией десятого Инки Тупак Юпанки и состоял из царского дворца, храма, ванн и террас. В 1480 г. Инка Тупак Юпанки погиб, а в 1540 г. Чинчеро был сожжен мятежниками Инка манко, который бежал из города. В конце XVI в. местность была захвачена испанцами. Современный город Чинчеро построенный на инкских руинах, имеет четкую планировку, прямые улицы и посути состоит из прямоугольных кварталов. Действующая церковь, и прилегающие к ней постройки, расположенная на центральной площади была построена в колониальный период на месте царского дворца инков. Вообще вся каменная кладка в городе времен инков представлена средними и небольшими камня, без крупных мегалитов, на мой взгляд, архитектура типично инкская.

Центральная площадь Чинчеро и церковь.
Постройки колониального периода на руинах инкских построек.
Типичная городская улица в Чивае.

Вплотную к Центральной площади примыкают сельскохозяйственные террасы инков. Эти террасы идеально вписаны в рельеф местности, очень ровные, можно сказать нивелированные. На противоположной горе также видны террасы, которые используются для выращивания различных сельскохозяйственных культур и в настоящее время.

В конце экскурсии по Чинчеро нас завезли в мастерскую по изготовлению одежды из шерсти и трикотажа с магазином. Здесь нам кратко показали процесс изготовления от окраски шерсти до получения готовой вещи. Вообще за время своего путешествия, я заметила, что практически во всех городах (за исключением Пуэрто-Мальдонадо) продается один и тот же трикотаж машинной вязки (за исключением брендовых магазинов) и практически одинаковые сувениры.

Далее мы поехали в Морай.

Морай — маленький провинциальный городок в 50 км от Куско. Сам город ничего интересного не предсталяет, значимый культурно-исторический интерес имеют находящиеся недалеко от него руины, которые известны во всем мире как круги, Марая, куда мы и приехали. Круги Морая — это террасы имеющие форму идеального круга и как бы вставленные одна в другую (наподобие складного стакана) и постепенно уходящие на глубину в виде воронок. Глубина самого большого круга — 37 м. Высота каждой террасы около 2 м. Для перемещения между террасами в их бортах вмонтированы каменные ступени. Существует несколько версий для чего предназначались эти террасы (от земных до инопланетных). Я склоняюсь к той, что это была «экспериментальная лаборатория» инков по выращиванию сельскохозяйственных культур в разных условиях (на разных высотах террас влияние солнца, ветра и осадков отличается). За эту теорию говорят следующие научно доказанные факты: на террасах были обнаружены грунты из разных регионов Перу, здесь существует система ирригации устроенная настолько хорошо, что эти воронки никогда не затопляет вне зависимости от количества выпавших осадков, а вот полив есть именно такой, какой нужен для выращивания растений. Все это сооружение выглядит масштабно не только для своего времени, но и, пожалуй, для современности.

Круги Морая.

Следующим объектом нашего тура были соляные террасы Солинерас — де — Марас (Salineras de Maras), которые расположены в 7 км от одноименного города Марас и является, по сути, месторождением соли технология добычи, на котором почти не изменилась с инских времен. Дорога до этого месторождения идет по горному серпантину, и на определенных участках открывается просто восхитительное зрелище на склоне гор.

Добыча соли здесь ведется следующим образом: наверху бьет горячий водный источник Корипухчо с повышенной концентрацией соли, вода из которого попадает в искусственно сделанные (еще инками) бассейны и задерживается в них как в ловушках-резервуарах. Со временем вода испаряется, а соль остается на дне и стенках бассейнов, которые работники предприятия сгребают вначале в кучку для просушки, а потом упаковывают в мешки. Соль по резервуару распределяется зонально — вверху почти белая, без примесей, не требующая дополнительной очистки, а внизу с бурым и сероватым оттенком (за счет примесей химических элементов). Весь процесс добычи соли происходит вручную. Выход соли с одного резервуара примерно 150кг в месяц, учитывая, что здесь таких резервуаров около 3000, то годовая производительность месторождения — 5 400т.

Вообще на фоне гор соляные ванны белого цвета, иногда с буроватым оттенком смотрятся очень необычно и живописно. В это место стоит приезжать. Между соляными ваннами можно ходить сколько душе угодно, это не запрещено. Туристов здесь можно сказать не много. Около входа есть лавочки, где можно купить соль, специи, соль со специями, сушеные бананы, кофе, изделия из соли и др.

Соляные резервуары.

Следующая остановка после Мараса была в Ольянтайтамбо, но поскольку так вышло, что я там была, аж три раза (первый раз с этой экскурсией, второй раз до посещения Мачу-Пикчу и третий после посещения), то думаю, стоит рассказать о нем отдельно. На пути из Ольянтайтамбо в Писак мы заехали на обед в поселок Урубамба находящийся на одноименной реке. Сам поселок ничего интересного не представляет, а вот ресторан где мы обедали, оказался очень хороший с большим выбором вкусных блюд по системе буфет (шведский стол).

Заключительным этапом нашей экскурсии стал город инков Писак, а также современный одноименный город. До археологического комплекса Писак мы поднялись на автобусе — он находится на горе, а современный жилой город в долине реки Урубамба. Это оказались, пожалуй, одни из наиболее сохранившихся руин, которые я видела. К сожалению, на осмотр этих руин было предусмотрено совсем мало времени (проблема многих организованных туров), уже смеркалось, и передвигаться пришлось почти бегом — не все туристы дошли до главной достопримечательности этого места — каменного алтаря «Интиуатана», который как бы обнесен каменным забором в форме полуокружности и расположен церемониальном секторе. В переводе «Интиуатана» означает «Привязывающий солнце».

Археологический комплекс Писак.

Вообще многие историки уверены, что первоначально комплекс строился в качестве военной крепости, но со временем стал религиозным и сельскохозяйственным центром Инков. Возведен около 1440 г. и делиться на сектора: военная крепость, церемониальный сектор (здесь расположен храм Солнца) и жилой сектор. Помимо этого недалеко от руин были обнаружены массовые захоронения.

Вплотную к древнему городу Писак примыкают сельскохозяйственные террасы идеальной формы и очень удачно вписанные в рельеф местности. Террасы, как и руины, сохранились очень хорошо. С возвышения открывается великолепный вид на долину реки Урубамба. При других обстоятельствах я бы задержалась здесь подольше, чтобы не торопясь прогуляться по руинам и полюбоваться долиной реки Урубамба. Оно того стоит.

Долина реки Урубамба.

На обратной дороге в Куско, мы заехали в мастерскую по изготовлению серебряных изделий с Перуанскими мотивами. Цены на эти изделия здесь оказались естественно выше, чем на те же изделия в обычных магазинах (как всегда и происходит в туристических местах). В Куско мы приехали около восьми вечера.

В целом экскурсия оказалась интересной, мне понравилась.