Турист Marina Dvoryashina (Marina_Dvoryashina)
Marina Dvoryashina
была 23 марта 2019 13:29

Свердловская область — Россия Май 2018

Майские праздники — время, когда горожане, уставшие от холодов и трудовых будней, стремятся провести вне дома, дождавшись, наконец, ласковой погоды. Чтобы избежать массовых скоплений народа, решено было направиться туда, где все еще лежит снег, чтобы почувствовать единение с природой и сделать глоток по-настоящему свежего воздуха.

Мы с друзьями на тот момент гостили в Екатеринбурге и, взяв в аренду автомобиль, отправились на осмотр Свердловской области, а точнее к гранитным скалам, замершим в 80 км от центра города.

Навигатор довез нас до точки у СНТ Заречное, далее нам предстоял путь 4–5 км через этот дачный поселок и далее по тропкам, протоптанным туристами, первые несколько километров ориентиром были высоковольтные провода, а дальше — «вы поймете» — как нам подсказали аксакалы.

Оглядевшись, я сразу поняла, что не зря нас занесло в такую глушь, уже красиво, уже не зря притащила своих ворчунов.

Легенды Семи братьев

На календаре Первое мая, под ногами непривычно каменистая почва, поверхность водоемов скована льдом. Интересно…

Ну что ж, пожалуй, походные кроссовочки хорошо, но резиновые сапоги были бы лучше. Потому что часть нашего следования дорога была такая:

Легенды Семи братьев

Периодически нам встречались внедорожники, на другом автотранспорте добраться на дальний конец Заречного затруднительно (по крайней мере, в это время года).

Спустя полчаса сворачиваем на туристическую тропку в лес.

Сочные краски весеннего леса вдохновляют.

Легенды Семи братьев

Терпеливо идем дальше, а я снова мечтаю о резиновых сапогах.

Прыгая между ручейками, жижей, сучками, камнями, поднимаясь выше, начала замечать, что пейзаж очень сильно поменялся.

Словно почуяв, что цель близка, сердце начало биться чаще и дыхание волнительно участилось. Хотя…. может это потому, что уклон горки стал намного круче, а передвижение дополнительно затруднял лед, который пытался ускользнуть из-под ног.

Еще пару шагов под аккомпанемент сопящих попутчиков… И вот показались те самые Семь братьев!

Легенды Семи братьев

У подножья нас встречает табличка, на которой написано следующее:

«Семь братьев — гранитные скалы на вершине горы Семибратская (422 м). Максимальная высота 25 м. Пользуются большой популярностью у путешественников, начиная с конца ХIХ века. Упоминаются в «Иллюстрированном путеводителе по Уралу В. А. Венсовского (1904 год издания).

По поводу названия скал существует множество легенд. Например, такая «Решили государевы люди сделать проверку у Никиты Демидыча. Не чеканит ли заводчик у себя в Невьянске серебряные монеты? Но Демидовым кто-то донес об этой инспекции. Собрали они несколько сундуков с деньгами и велели их закопать в одной горе.

Охранять драгоценности поставили семерых братьев. Проверка на Невьянском заводе шла долго. Братья на горе замерзли и от холода превратились в каменных великанов. А клад так до сих пор и лежит под скалами Семи братьев».

Вот и первая туманность загадочности.

Присматриваясь к рисунку скал, невольно поразилась, как природа постаралась аккуратно сложить эти глыбы… Будто некий очень большой и старательный герой какой-нибудь сказки собирал этот паззл камень за камнем.

Легенды Семи братьев

Возможно, каждая из скал действительно прежде имела иную судьбу?

Другая легенда (которую я подглядела в интернете) гласит:

«Ермак шел тут. А семь волшебных братьев на дороге ему гор навалили. Только он пройдет одну — они ему тут же другую, одолеет эту — третья растет… На четвертой шибко устал Ермак. А они, братья-то, выбежали и смеются все над ним. Тут Ермак и взмолился: «Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над честным, животворящим крестом Твоим!.." Поднял он крест, да и пошел на них. Хотят уйти волшебные люди, да не могут: ноги к земле приросли — камнем к камню; хотят руки опустить — руки не шелохнутся, камнем к каменным бокам прирастают; а как дошел он к ним доверху, так они и совсем в утесы обратились. Только эти утесы не простые. Иной раз, ночью, слышно, как сердца в них колотятся. Так они до скончания века стоять будут за то, что над крестом посмеялись. Ермак их до страшного суда самого заклял.»

Легенда на то и легенда, Ермак тут никогда не ходил, но звучит жутковато.

Легенды Семи братьев

А как вам такая история:

«В старые времена в этих местах жило небольшое племя охотников. Вождь носил на груди ожерелье из семи камней. Каждый камень нес в себе магическую силу: смелость, верность, радость, любовь, мудрость, здоровье и удачу. Узнал об ожерелье вождь Сибирского ханства Кучум и пошел с войском в поход, чтобы завладеть волшебными камнями. В неравном бою племя охотников погибло, и последним остался смертельно раненый вождь. Он снял с себя ожерелье и бросил его на вершину горы, прокричав заклинание. Семь камней ожерелья превратились в семь каменных башен. И поэтому войско Кучума не смогло унести с собой в Сибирь тяжелые камни.»

Из нее, наверное, черпали вдохновение сценаристы последнего фильма о «Мстителях».

Легенды Семи братьев

С этого бока скалы настолько строгие и неприступные, что неподготовленному путнику никак не покорятся, но зато являются прекрасным помощником для тренировки скалолазов, которые, пользуясь случаем, разбили неподалеку целый палаточный лагерь.

Мы без умения и снаряжения, да и аппетит на свежем воздухе разыгрался, поищем и себе пологий камушек для остановки и обеда.

С пологостью проблем нет, дружелюбные братья готовы предоставить и стол, и дом.

Легенды Семи братьев

За обедом расскажу друзьям еще пару мифов.

«В глубокой древности жили здесь люди. Властелином у них был жестокий Монг, и было у него семь сыновей, не уступающих в жестокости отцу. Не в радость стала жизнь у людей, и взмолились они своим языческим богам. И за жестокость свою Монг и сыновья были превращены в скалы.»

Печально, но с жестокостью связано большинство легенд этих скал. Например, такая:

«В поисках лучшей жизни одна русская семья (отец с семью сыновьями) переселилась с Великого Устюга на Урал. Как раз в то время Акинфий Демидов уже имел и строил еще несколько металлургических заводов. Вольных крестьян в заводских дачах записали в крепостные и отдали в подчинение Демидову. Устюжане не захотели подчиняться демидовским приказчикам. Отца и его сыновей схватили, надели на них колодки и спустили в шахту, чтобы они добывали руду. От сырости и холода в шахте отец умер. Сыновья попросили, чтобы их подняли для прощания с отцом. Во время похорон детям удалось освободиться от колодок, и они убежали в горы. За ними послали погоню. Когда семерых братьев стали догонять, то они вцепились друг в друга и сказали, что всегда будут вольными, что не сдвинутся с того места, так и окаменели.»

Легенды Семи братьев

С этой стороны можно уже и нам забраться повыше, оглядеть окрестности, полюбоваться чудесным видом, да и просто почувствовать себя на несколько десятков лет моложе, прыгая с камня на камень, представляя себя «царем горы».

Легенды Семи братьев

На самую верхушку я, конечно, не полезла, страшно, вдруг братья рассердятся за такое дерзкое отношение. Сказка ложь, да в ней намек. В могучих великанах явно сокрыта великая сила, незримая простым смертным.

А узреть, видимо, дано каждому свое.

«Напали раз на семерых братьев-золотоискателей разбойники. Целый день сражались они с братьями, но одолеть их не могли. Под вечер один из разбойников крикнул: „Да, что они каменные что — ли!“ Темнота не позволила им разглядеть противников и когда взошла луна, разбойники с ужасом увидели, что перед ними каменные столбы.»

Легенды Семи братьев

«Жили в скиту близ Верх-Нейвинского завода семь „братьев“-старообрядцев. Приказал начальник Горных заводов Уральского хребта ликвидировать тайные убежища раскольников в лесах. Когда воинская команда стала подходить из поселка Верх-Нейвинского к скиту, то „братья“-староверы побежали на гору, но солдатам удалось окружить вершину. „Братья“-раскольники превратились с испугу в каменные столбы. Воинская команда обыскала все скалы, но никого не нашла.»

К моему удивлению, на этом легенды о Семи братьях не иссякают, по просторам сети и в рассказах местных жителей и путешественников ходят еще много историй. В некоторых из них фигурирует еще сестра, которую олицетворяет глыба, стоящая чуть поодаль от основного ансамбля. Особо заинтересовавшимся оставлю интригу и поле для изучения и новых открытий. Вообще, как я поняла, характер этих скал весьма схож с другими природными богатствами Урала, например, недалеко от этого места, ближе к Екатеринбургу, есть скалы Три сестры, еще южнее — скалы Чертово городище, место более популярное в силу своего удобного расположения. Я же с такой диковинкой столкнулась впервые, природа Свердловской области вообще на меня очень сильное впечатление оказала, необычайно красивый край. Поэтому, буду ждать удобного случая, чтобы открыть для себя еще какую-нибудь тайну и прикоснуться к легенде.