Турист Alla Zatsepilova (Alla_Zatsepilova)
Alla Zatsepilova
была 18 февраля 22:11

Дивногорье — Россия Май 2018

Всего лишь 150 километров к югу от Воронежа и перед нами открываются удивительные пейзажи — в небо вонзаются белоснежные столбы. На степном плато возле места слияния Тихой Сосны и Дона раскинулось Дивногорье — археологический музей-заповедник под открытым небом. Статус музея Дивногорье получило в 1991 году, а вообще история этих мест насчитывает несколько веков — первое письменное упоминание датируется аж 1389 годом и звучит так: «приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною». Своё название Дивногорье получило благодаря меловым столбам-останцам, которые называют «Дивами» (от слова «диво» — «чудо»). Когда-то их было 20, сейчас — всего 6 (многие «Дивы» были разрушены при строительстве железной дороги).

Россия. Дивногорье

Для геологов эти места по-прежнему остаются «Терра инкогнита». Существует как минимум две версии происхождения меловых столбов причудливой формы. Одна из версий гласит, что много миллионов лет назад в этих краях плескались волны, а плато было дном мирового океана (здесь и сейчас на склонах холмов иногда обнаруживают ракушки и водоросли). Со временем, благодаря тектоническим и климатическим изменениям, море постепенно отступало и на поверхность выходил осадочный мел. Другая версия пытается убедить нас в том, что творцом Див является вовсе не природа, а человек, и они всего-навсего являются остатками стен, некогда защищавших обитателей местности от нашествия врагов. Лично мне больше нравится первая версия.

С этим местом связано множество легенд, вот одна из них:

«Давным-давно собрались языческие боги на горе Гудун, что находится у слияния рек Дон и Тихая Сосна, но спокойно жить им здесь не давало страшное чудовище — ужасный Индр. Все меньше и меньше становилось людей и зверей на берегу великой реки Танаис (так раньше назывался Дон). Собрались тогда языческие боги на совет. Самый старший бог Ярило взял слово: „Нет сил больше терпеть Индра, пора вызвать чудовище на поединок“. И закипела на утро битва. Долго не могли победить боги хитрого Индра. И тогда дали они обет: „Если удастся нам победить врага, мы окаменеем“ и повелели они солнцу не заходить на горизонт. Солнце палило нещадно и чудовище совсем озверело от жары. Тогда Индр решил выпить всю воду из реки и залить солнце, что бы наступила тьма. Почти до дна он выпил великий Танаис и вдруг лопнул. С тех давних пор на горе Гудун стоят сторожами окаменелые идолы — удивительные меловые останцы, которые прозвали Дивами».

Встречает Дивногорье сувенирными лавками — здесь можно приобрести картины, натуральное мыло, чай из местных трав (кстати, разнообразию трав в Дивногорье могут позавидовать Альпийские луга!), мед, носки из козьей шерсти, плетеные венки, сувениры из глины, украшения.

Россия. Дивногорье

Вот ещё одна местная загадка. Несколько лет назад на склонах Дивногорья обнаружили кости. Оказалось, что им 12–14 тысяч лет и принадлежат они лошади. Археологи заинтересовались этой находкой и продолжили копать дальше. В итоге вскрылась вертикальная стена и 7(!) слоёв лошадей. Вопрос — почему они погибли в таком большом количестве в одном месте? Есть несколько версий: возможно, причиной гибели стала загонная охота, или какой-то природный катаклизм, или лощади пришли на водопой и утонули, или в табун ударила молния. В память об этой находке в сувенирных лавках можно найти множество фигурок лошадок или магнитов с их изображением.

Россия. Дивногорье

Весна — прекрасное время для посещения Дивногорья. Однако, надо быть готовым к тому, что жара здесь будет ощущаться на 4–5 градусов сильнее. Это связано с особенностями рельефа и с тем, что мел очень сильно нагревается на солнце.

Россия. Дивногорье

Визитная карточка Дивногорья — пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. К ней ведёт крутая лестница, перед подъёмом по которой нужно загадать желание. Ходят слухи, что если посчитать ступеньки при подъёме и спуске, и их количество совпадёт, желание сбудется. Что ж, проверим.

Россия. Дивногорье

Церковь была вырублена в меловом останце где-то между 1600 и 1700 годами двумя греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Они же привезли сюда из Сицилии икону Божией Матери. Икону не простую, а чудотворную, потому что по преданию она остановила бушевавшую в этих краях эпидемию холеры. С тех пор она получила второе название — Исцелийская.

Дивногорский монастырь много натерпелся на своём веку — от набегов татар до разгона монахов и разграбления в эпоху Советской власти. О набегах варваров в том числе свидетельствуют и многочисленные надписи на стенах.

Россия. Дивногорье

Внутри храма температура в районе 10–12 градусов. На первом «этаже» разместился алтарь и длинные коридоры с полукруглыми сводами, а на втором — горницы, где когда-то жили монахи. Отдельного внимания заслуживает длинный подземный ход, окружающий церковь, — для Крестного хода.

Россия. Дивногорье

Со смотровой площадки возле монастыря открывается живописный вид. Иногда здесь можно застать полёты парапланеристов и тогда вид становится живописным вдвойне!

Россия. Дивногорье

Поднимаемся по лестнице дальше и оказываемся на 180-метровой горе. Находясь на её вершине, можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе и сам храм).

Радует то, что времена забвения и запустения прошли, и сейчас Дивногорье тщательно охраняется (кстати, с 2015 года ведётся работа по включению музея в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО) и здесь регулярно проводятся различные мероприятия (выставки, фольклорные праздники, мастер-классы).

Официальный сайт музея http://www.divnogor.ru/, а это сайт гостевого дома в Дивногорье http://divo.house/.

На самом деле, я показала вам только часть этих дивных мест, поэтому продолжение следует.