Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:22

Москва — Россия Апрель 2018

Шансов попасть на Туристеровский майский пикник у меня практически нет, поэтому, я решил заранее проверить «поляну» и предупредить народ если что не так. Еще за месяц до великого события, я бросил все свои важные дела и отправился в поход в Коломенское. Было красиво, чисто и малолюдно.

Революция сверху

В Коломенском я раньше бывал часто, но это раньше случалось давно, лет сорок пять назад. Со временем у людей меняются цели и задачи поездок. В одно и тоже место в разном возрасте люди ездят с совершенно разными намереньями, да и само место часто меняется.

Так в давние временя я ходил в Коломенское пить пиво. Там располагались ПНИ (пивная нашего института). В силу занятости, я не особенно рассматривал местные достопримечательности. Помню, пивняк был одним из немногочисленных каменных зданий на фоне серенькой деревянной застройки, рассеченной двухполосной кривоватой дорогой. Как раз в те годы Совхоз им. Ленина высаживал черенки нового яблоневого сада. Совхозные грузовики перли на дорогу жирную и жидкую садовую грязь. Свалка радиоактивных отходов задумчиво спускала в Москву реку. Место было тихое и угрюмое. Это конечно если нас там не было.

Революция сверху

На этот раз я пришел просто погулять. Ну представьте себе, каким бы старым дураком, я бы сам себе показался в те древние времена. Погода располагала, ее будто кто то переломил об колено. Еще пару дней назад был минус, снег притворялся что он теперь навеки и не сойдет ни когда, но вдруг термометр прямо с утра показал пятнадцать, снег застеснялся и откланялся. Грязь, как у классиков «заблестела на солнце как антрацит». Только долг автора остановил меня от того чтобы взяться за старое и не усесться пить пиво на крутом берегу Москвы реки.

Давайте я не буду рассказывать про безусловно красивые церкви и колокольни, которых в Коломенском на диво много. Я про них думаю, что они хороши собой, а до этого вы и без меня легко догадаетесь.

Революция сверху

В этот день передо мной стояла важная задача дойти от метро Коломенское до Каширки пешком и внимательно осмотреть все встреченные на пути достопримечательности. Я программно порадовался на восстановленные храмы и крайне удивился тому, что сад уже на половину сдох, а я все еще такой молодой.

При этом цель у меня была совсем другая. Мне хотелось посмотреть на дворец Алексея Михайловича. Увидел и обалдел.

Революция сверху

Вот это здание точно не было безусловно красивым или не красивым. Эстетику дворца можно скорее охарактеризовать фразой «о вкусах не спорят». Я суетливо перелистал в памяти виденные мной дворцы, с права на лево, от Запретного до Инки. Получилось, что наш ни на что не похож. Пиво пришлось все-таки взять. Дальше идти уже не нужно было, дальше нужно было думать.

Первые мысли прошли незаметно, очень пить хотелось, но уж к половине бутылки появилась и окрепла базовая. В этом симпатичном, ярко раскрашенном тереме, похожем на гигантский детский домик, вырос Петр Алексеевич. Подумав двадцать лет, он построил Петергоф. Двадцать лет, не сорок пять, тот сад, который сажали при нем был еще как новый, а запросы успели полностью перекувырнуться.

Революция сверху

С Петергофом это я поторопился, вернемся в Коломенское. В летописях того времени многократно указывается как были поражены «иноземные гости» Коломенским дворцом. Я бы тоже обалдел. Чтобы понять почему посмотрим, что было у оппонентов. Лувр и Версаль уже были. Они были немножко не такие как сейчас, но близкие к своему сегодняшнему виду.

Испанцы, голландцы, англичане отстроились давно и многокилометрово.

Революция сверху

Хочется отметить что царь наш Тишайший, строитель дворца, слыл среди своих подданных западником, за что многократно порицался церковнослужителями и пару раз чуть было не нарвался на правку. Кто бы мог представить, что случится при четырнадцатом отпрыске от великого ствола Тишайшего сыночке его Петеньке.

Русофилы Нарышкины успешно перерезав западников Милославских, по недомыслию своему, отправили нового царя Петра Алексеевича учиться. Русская грамота ему не давалась, видимо поэтому, отправили его заграницу. Может конечно он и сам уехал, но здесь у меня большие сомнения. Редко еще ведущие менеджеры сваливают на учебу в переломный момент свой карьеры.

Революция сверху

В этой заграничной командировке Перт Алексеевич видимо понял чему так удивлялись иноземные гости. Во всяком случае вот здесь он пожил и это ему понравилось.

Ему многое понравилось в Европе. В Европе лечили не недобитые добрыми христианскими старцами колдуны, а врачи в госпиталях. Там строили огромные корабли и заводы. Кроме этого Европа была сырьевым придатком России. Так золото например в России не добывалось и батюшке приходилось покупать талеры и набивать на них свой светлый лик.

Революция сверху

Другие полезные ископаемые в России тоже старались особо не беспокоить. Железо конечно плавили, но на дровах с прямыми вытекающими отсюда последствиями для качества. Добывали медь, но ее хронически не хватало и часто приходилось использовать неприкосновенный запас — закупаемый церковью бельгийский экспортный товар. Опять же были недовольные. Вот и батюшкина попытка провести экономическую реформу и повысить налог, на один из немногих добываемых в избытке продуктов — соль, увеличила ее рыночную стоимость в три раза и чуть было не привела к смене династии.

Петр не был знаком с работами Маркса, но пытливым своим умом догадался, что страны в более высокой производительностью труда обычно территориально растут за счет соседних государств. Куда в ближайшее время будут расширяться европейские государства, он тоже догадался. В этой ситуации конечно очень интересно было бы порассуждать об особом пути России, но он не стал. Времени не было, по агентурным сведениям варяги очень ждали, когда их опять позовут на правление и уже собирали вещи.

Революция сверху

Надо было что то менять и он поменял. Он поменял все, к чертям собачим. Дворец тоже нужно было срочно менять. Жилье лидера — лицо страны. Это и сейчас так, сравните квартирку в Лондоне с дворцом в Ашхабаде. Тогда это было намного важнее. Представьте себе, приезжают к Петру друганы с ответным визитом, а он их встречает вот здесь в шубке на крылечке…, подбоченясь…

Нельзя было так делать, это он понимал хорошо. Поезд цивилизации уходил позванивая колокольчиком, отчаянно смелый мужик успел запрыгнуть на площадку последнего вагона. Страну на дыбы, прав не прав всем в морду, надо было догонять и он догнал. Вот ведь молодец. Памятник ему большой на Стрелке и мальвазии до ухрюку.

Революция сверху

К вопросу о мальвазии, пиво кончилось. Когда пьешь пиво нельзя отвлекаться, а то последний глоток из уже пустой бутылки получается очень противный из одной пены. Можно было бы еще пива купить и подумать например про Екатерину, которая этот дворец разобрала, но опытный взгляд путешественника не увидел табличку с указателем — туалет, а без туалета какая философия. Без туалета вообще все получается очень поверхностно.

Времени оставалось мало. Я его потратил на что чтобы сказать спасибо людям, которые восстановили это симпатичный терем. Он важен. Он является исторической границей. На этом месте моя страна развернулась и побрела в другую сторону. Вот ведь не знал, прямо рядом с нашим старым пивняком.

Революция сверху

Петру Алексеевичу, лично и его соратникам отдельную огромную благодарность…