Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:11
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Варанаси — Индия Январь 2010

Продолжение заметки Варанаси и его гхаты: начало

Кедар Гхат

Кедар Гхат — получил свое название от имени храма из красно-белого песчаника, находящегося на берегу Ганга. Он — один из центральных гхатов набережной. Там находится лингам Кедарешвара, высеченный из черного камня с белыми прожилками. Храм Шивы Кедарнатх (обитель Шивы) был построен одним из махараджей, известным тем, что в погребальном костре вместе с ним сожгли три тысячи жен и наложниц. Он мифически посвящен двум гималайским вершинам-семитысячникам, откуда берет начало один из истоков Ганга.

Раджа Гхат

Раджа Гхат до конца XIX-го использовался как пристань для переправы на противоположный берег Ганга. Однако в связи с постройкой англичанами моста в 1887 году необходимость в лодочной переправе отпала.

Чаумсатхи Гхат

Чаумсатхи Гхат назван по имени небольшого храма шестидесяти четырех йогинь, находящегося над ним. Обрамлением гхата служат богатые особняки, построенные в начале XIX-го века.

Лали Гхат

Лали Гхат был построен в конце XVIII-го века раджой Бенареса, как тогда назывался Варанаси. На верхней стороне гхата стоят храмы Ламбодара Чинтамани, Джештха Винаяка, Китратешвара, Джаянта Шива Лингам и Маха Лакшми. Сейчас гхат активно используется кастой стиральщиков белья дхоби.

Сциндия Гхат

Сциндия Гхат — один из крайних северных гхатов. Он легко отличается от множества других по наличию на нем притопленного водами Ганга небольшого храма — святилища Шивы. Вероятно, его построили слишком близко к воде, и гхат ушел под воду под его весом.

Ман Мандир Гхат

Ман Мандир Гхат получил свое название от имени раджи из Амбера, который в конце XVI-го века построил здесь свой шикарный дворец. Его можно видеть и сейчас. На его крыше в начале XVIII-го века была сооружена обсерватория. Поблизости находятся несколько святилищ. Наше плавание на лодке по Гангу началось именно у этого гхата.

Панчганга Гхат

Панчганга Гхат — один из трех главных гхатов Варанаси, наряду с Дашашвамедха Гхат и Маникарника Гхат. Ритуальный обход этих гхатов и омовение в Ганге на них называется Три-Тиртха Ятра. Считается, что купание в этих 3-х местах в течение одного дня избавляет от тягот телесной оболочки. Это самый малый круг. Если включить в купание еще Асси Гхат и Варуна Гхат, то избавление от тягот произойдет более надежно. При этом важно соблюдать порядок купания.

Ну, а если соблюдать все правила, то надо проделать 58-и километровый путь вокруг Варанаси, начиная с гхата Маникарника. По берегу реки нужно дойти в южном направлении до Асси Гхата, затем обойти вокруг города, посетив 108 святынь. Непросто? Да! Но считается, что этот путь равносилен тому, чтобы обогнуть всю землю…

Маникарника Гхат

Маникарника Гхат — один из двух гхатов в Варанаси (наряду с Харишчандра Гхат), где осуществляется кремация.

Индусы свято верят, что именно здесь в Варанаси, почитаемым как наиболее святейшее место в мире, можно освободиться от груза мирской суеты, и войти в мир, в котором преобладают другие ценности.

Считается, что тот, кто умер в Варанаси, удостаивается освобождения-мокши. Индусы верят, что кремированный здесь человек прерывает замкнутый цикл, разрывая кольцо — бесконечную цепь рождений и смертей — Сансару.

Старики и старухи со всей Индии добираются в Варанаси, чтобы умереть и быть сожженным на гхатах, расположенных вдоль реки. Те родственники, кто располагают средствами, стараются транспортировать сюда уже умерших людей. Заботливые родственники иногда притаскивают сюда еще живых, и ожидают кончины для исполнения желания усопшего, иные копят на это всю жизнь.

Стоимость сожжения на костре из дерева составляет около ста долларов, громадная сумма для большинства индусов. И цена может быть еще больше, если используются дрова сандалового дерева. Прежде чем возложить умершего на костер, его обмывают в водах Ганги, то есть процедура выглядит так «вода-огонь-вода».

Таким образом, стихии воды и огня очищают карму человека от всех накопленных грехов. Рассказывают, что в качестве альтернативы существует электрический крематорий, который обходится в десять раз дешевле. Однако этот способ, говорят, не очень востребован, даже нищими.

Фотографирование Маникарника Гхат не разрешается. Но, проплывающие мимо него туристы, все-таки нарушают правило, пользуясь приближающими объективами.

Дашашвамедха Гхат

Дашашвамедха Гхат — самый большой и самый известный гхат Варанаси. В переводе его название означает «место принесения в жертву 10 коней». В соответствии с мифом, посвященным царю ариев Дивадаси, создатель троицы богов Брахма именно на этом месте осуществил жертвоприношение. Шива и Парвати ожидали, когда у царя лопнет терпение, и он покинет город Каши (так раньше назывался Варанаси), позволив им вернуться туда. Однако благодаря ряду жертв царь Девадаси закрепился в городе надолго.

С тех самых пор главная пуджа Варанаси совершается именно здесь. Только для того, чтобы увидеть пуджу у Дашашвамедха Гхат стоит приехать сюда…

Она проходит каждый день на закате в виде церемонии Ганга Маха Аарти, то есть пуджа, посвященная матери-Ганге, Махадеву Шиве и другим богам. Чтобы увидеть эту пуджу, можно попытаться найти удобное место на самом Гхате, но там очень много людей и местных, и туристов. Поэтому многие предпочитают (так сделали и мы) посмотреть пуджу с воды. Для этого надо нанять лодку, и вы вместе десятками других лодок подплывете к Дашашвамедха Гхат и гарантированно сможете увидеть таинство.

Считается, что нынешний обряд Аарти из древней ведической церемонии подношения божествам ритуального огня Хома и Ягья. Суть церемонии в выражении любви, смирения и благодарности богам за жизнь всех живых существ и их защиту, осуществляемое в виде ритуальных подношений. Церемония обязательно сопровождается гимнами божествам (это одно из значений слова «Аарти»), посвященным Вишну, Шиве и Матери-Ганге. Церемония продолжается более часа.

Богам предлагаются подношения по очереди в течение пуджи. Они символизируют пять элементов, пять аспектов мироздания на весь период существования: пространство, ветер, огонь, вода и земля. Над гхатом разносятся благовония, например, ладан — его ароматный дым символизирует очищенное состояние человеческого ума и стремление к постижению божественной сути.

Самое простое подношение — в виде цветков. Вам предложат купить плошку из пальмовых листьев, чтобы зажечь свечку и загадать желание. Не отказывайтесь! Это можно делать всем, независимо от вероисповедания. Во время пуджи люди пускают по Гангу сотни таких плошек. И вы увидите, как ваша плошка с зажженной свечкой присоединится к другим плошкам, и они мирно поплывут в темноту…

Самая завораживающая часть этой церемонии — подношение огня. Огненные светильники в руках у браминов — важнейший ритуальный элемент. В них горит гхи — очищенное и перетопленное масло коровы (священного животного) и карпуура — камфорное масло. Огонь — символ Солнца и его тепла, без которого жизнь невозможна. Светильник на время церемонии Ганга Аарти сам приобретает статус божества.

В общем, фантастическая и завораживающая церемония…

На лодке по священному Гангу

Конечно, добравшись до Варанаси, обязательно надо совершить поездку на лодке по великой и священной реке Ганг. Лучше это сделать два раза — на закате и на восходе.

Сделать это очень просто — не берегу почти у каждого гхата есть лодочники. Мы погрузились в лодку у гхата Ман Мандир. Не могу сказать, сколько это стоит, так как у нас был групповой тур, и прогулка на лодке вечером и утром входила в стоимость тура. Но, могу предположить, что это очень недорого. Во всяком случае, совершенно несоизмеримо с теми огромными впечатлениями, которые вы получите во время недолгого плавания.

Вечерняя прогулка на закате нужна для того, чтобы увидеть главную пуджу Варанаси — в виде церемонии Ганга Маха Аарти, то есть пуджу, посвященную матери-Ганге, Махадеву Шиве и другим богам.

Утренняя прогулка позволит вам увидеть магический рассвет над Гангом и разглядеть, если не все, то хотя бы основные гхаты на набережной Варанаси, а также увидеть как пробуждается жизнь паломников и жителей Варанаси после ночи.

Прогулки происходят на обычных весельных деревянных лодках. Их на реке сотни: с туристами и торговцами, паломниками и местными жителями. Не забудьте пустить по Гангу плошку с зажженной свечой. И загадайте при этом желание…

Мои видеоролики

Главная пуджа Варанаси (начало)

Главная пуджа Варанаси (продолжение)

Главная пуджа Варанаси (окончание)