Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Флоренция — Италия Март 2018
38 56

Первыми из русских людей, ступивших на землю Флоренции, о ком сохранились исторические свидетельства, были делегаты Русской православной церкви на Флорентийском Вселенском соборе в 1439 году. На этом соборе была предпринята неудачная попытка примирить православие с католицизмом и объединить Христианскую церковь под эгидой Ватикана. Объединение католической и православной церквей должно было произойти на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы Римского при сохранении православных обрядов. Возглавлял русскую делегацию митрополит Исидор. Он был сторонником объединения церквей и без колебаний подписал Флорентийскую унию. Однако, русское духовенство и великий князь Василий II отказались принять Флорентийскую унию. По возвращении в Москву Исидора заточили в темницу, откуда в 1441 году бывшему митрополиту позволили бежать. Он вернулся в Рим, принял католичество и стал кардиналом.

Подпись Исидора под текстом унии и сегодня хранится во Флоренции в библиотеке Лауренциана. В этой связи уместно вспомнить фреску Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции, на которой изображены некоторые участники Собора 1439 года. В частности, считается, что на фресках есть портреты византийского императора Иоанна VIII Палеолога и константинопольского патриарха Иосифа. Ликов русских участников собора не сохранилось, живопись на Руси была не так хорошо развита, как во Флоренции. Но приведем одну русскую живописную работу примерно того времени (вторая половина XV века) с изображением родственников сына великого князя Василия II Темного — Ивана III Васильевича — государя всея Руси, известного в том числе тем, что он взял в жены византийскую принцессу Софью Палеолог. Это фрагмент т.н. пелены Елены Волошанки — вышивка по холсту золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Вот такая была в то время русская живопись.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Фрагмент пелены Елены Волошанки — редкий пример группового семейного портрета московских великих князей. Это произведение прикладного искусства считается одной из первых светских «картин» Древней Руси. Хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

Но вернемся к Флоренции. В составе русской делегации был священнослужитель, подробно доложивший об увиденном в своем «Хождении на Флорентийский собор». Это было первое описание Флоренции русским пером. Имя автора в анналах истории не сохранилось. Вот как он увидел Флоренцию:

«А кругом горы каменные, высокие, и путь через них тесен и очень тяжел, возы там не проходят, но на лошадях вьюки возят. И виноград, из которого делают вино, родится в тех горах очень хороший — сладкий и красивый. (…) Тот славный город Флоренция очень большой, и того, что в нем есть, не видели мы в ранее описанных городах: храмы в нем очень красивы и велики, и здания построены из белого камня, очень высокие и искусно отделаны. И посреди города течет река большая и очень быстрая, она называется Арно; и построен на той реке мост каменный, очень широкий; и по обеим сторонам на мосту построены дома. (…). И есть в том городе икона чудотворная, образ пречистой Божией Матери. (…) И в этом городе делают сукна скорлатные. И тут мы видели деревья, кедры и кипарисы; кедр очень похож на русскую сосну, а кипарис корою как липа, а хвоею как ель, только хвоя у него кудрявая и мягкая, а шишки похожи на сосновые. И есть в том граде храм великий, построенный из белого и черного мрамора; а около того храма воздвигнута колокольня также из белого мрамора, и искусности, с которой она построена, наш ум не способен постигнуть; и поднимались мы на ту колокольню по лестнице, насчитав четыреста пятьдесят ступеней. А город окружен стеной длиною в шесть миль.»

И вот когда Вы в наше время будете подниматься на колокольню Джотто, вспомните, что по этим же ступеням 579 лет назад поднимались первые русские люди, посетившие Флоренцию. Задались вопросом, почему полтысячи лет тому назад русский летописец на колокольне Джотто насчитал 450 ступеней, а сейчас их официально всего 414. Пришли к выводу, что поскольку не сохранилось оригинала летописи и текст был несколько раз переписан, то возможно средневековые авторы округлили число ступеней в большую сторону.

10
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Колокольня Джотто, на которую сегодня можно подняться точно так же, как поднимались на неё первые русские путешественники во Флоренции.

Вплоть до второй половины XIX века для выезда из России за границу частным лицам требовалось дозволение монарха. Вояж по Европам разрешался главным образом аристократам с важными фамилиями или богатым купцам-промышленникам. Путешествовавших по Европе русских было мало, и они сразу же привлекали внимание местных жителей. Поздней осенью 1775 года флорентийцы обратили внимание на разгуливавшего по городу с большой свитой экстравагантного русского миллионера, владельца уральских заводов Никиту Акинфиевича Демидова. Вероятно, именно тогда ему приглянулся несравненный город искусств и это было начало многовековых отношений рода Демидовых и Флоренции. А итогом той первой Демидовской поездки во Флоренцию явились гипсовые слепки с «Райских ворот» Баптистерия авторства Лоренцо Гиберти, попавшие в кладовые Российской Академии Художеств. Впоследствии с этих слепков были изготовлены двери северного входа Казанского собора в Санкт-Петербурге (со стороны Невского проспекта). Так с легкой руки Демидовых был перекинут один из первых культурных русско-итальянских мостиков.

4
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

«Райские ворота» Лоренцо Гиберти, установленные на баптистерии Сан-Джованни Баттиста. По слепкам с них изготовлены северные ворота Казанского собора в Санкт-Петербурге.

8
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Фрагмент «Райских ворот» Лоренцо Гиберти на баптистерии Сан-Джованни

Сын Н. А. Демидова Николай Никитич Демидов (1773–1828) стал самым выдающимся русским флорентинцем. В 1815 году он был назначен российским посланником во Флоренции и с тех пор почти безвыездно жил в Италии. Семейное дело в России было налажено и исправно приносило огромный доход, поэтому вторую половину жизни Николай Никитич посвятил благотворительности и меценатству и основным объектом его усилий на этой ниве явилась Флоренция. Все старо как мир, деньги зарабатываются в России, а тратятся за пределами страны. Благодарные флорентийцы избрали Демидова почетным гражданином города, назвали его именем площадь (Piazza Nicola Demidoff), выходящую на набережную Арно, и установили на ней посвященный ему мраморный монумент работы Лоренцо Бартолини.

Но справедливости ради надо отметить, что проживая в последние годы во Флоренции, Николай Никитич Демидов, хотя и жил весьма роскошно, но и искусно управлял своими делами в Сибири и других местах, включая Америку, Англию и Францию, где у него были коммерческие интересы. Много он также сделал и для родной страны. Его нижнетагильские заводы считались самыми передовыми по всему Уралу, он завязал тесные торговые связи с Европой и построил в Таганроге свою т.н. «демидовскую флотилию» для перевозки своей продукции, был внимательным к нуждам своих крепостных и также основал при своем заводе училище, где готовили горнозаводских мастеров для всего промышленного Урала. А описание его благотворительных дел в России займет немало места. В итоге, он оставил в наследство своим двум сыновьям имущества почти вдвое более по сравнению с тем, что сам получил от отца.

6
Флоренция 2018. Часть 3. Русская
5
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Монумент, посвященный Николаю Никитичу Демидову и установленный в 1871 году на площади, названной в его честь — Piazza Nicola Demidoff. Надо отметить, что памятник сегодня нуждается в реставрации. Отломанная рука маленькой девочки производит неприятное впечатление.

6
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Эта дама символизирует по замыслу автора Сибирь, которая является источником состояния семьи Демидовых. Она единственная одетая среди всего женского коллектива памятника. Она держит маленького мальчика, в руке которого был изображен символический мешочек богатства. Но мешочек отломался: то ли от времени, то ли его сломали намерено.

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Гипсовая копия монумента, посвященного Демидову, в гипсотеке галереи Академии Флоренции. Руки и мешочки на месте.

4
Флоренция 2018. Часть 3. Русская
5
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Палаццо Серристори (Palazzo Serristori) на набережной Lungarno Serristori рядом с Piazza Nicola Demidoff. Здесь в свое время располагалась резиденция Николая Никитича Демидова. Палаццо не был его собственностью, он его нанимал.

2
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Вход в палаццо Серристори со стороны улицы Via del Giardino Serristori. Герб над входом принадлежит владельцам палаццо — старинному роду Serristori. Этот участок земли находится в собственности семейства Serristori ещё со времен Козимо I.

Список благодеяний Николая Никитича во Флоренции был велик: он основал во Флоренции художественный музей и богатейшую картинную галерею, учредил дом призрения для бедных, выделив на его содержание особый капитал, построил приют и детскую школу, большие суммы жертвовал на храмы.

6
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Улица Via di S. Niccolо, 5. Здесь многие здания связаны с деятельностью Николая Никитича Демидова. Улица ведет к Башне Сан-Николо и далее в гору к площади Микеланджело.

2
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Чугунный герб Демидовых на доме по адресу Via di S. Niccolo, 30 — здании бывшей бесплатной школы для бедных детей, основанной Демидовым. Это было очень полезное заведение, что-то типа нашего ПТУ, оно давало детям из бедных семей «путевку в жизнь», т. е. конкретные специальности: скорняжные, швейные и иные, востребованные в то время.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Дом по адресу Via di S. Niccolò, 30. На доме на уровне второго этажа надпись, относящаяся к техническому учебному заведению, которое основал Демидов. Сейчас здесь располагается Дом престарелых, названный в память о Демидове — Residenza Sanitaria Assistenziale Demidoff.

2
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Гипсовый бюст Николая Никитича Демидова в гипсотеке галереи Академии искусств Флоренции. Здоровье Николая Никитича, которое было одной из причин его проживания в Италии, действительно оставляло желать лучшего. Как утверждают историки, врачи посоветовали ему подыскать более равнинное и влажное место для проживания и позже Николай Никитич переехал из самой Флоренции в шикарное загородное имение, которое отстроил себе на землях монастыря св. Донато. Именно это имение превратилось позже в формальное княжество Сан-Донато, когда сыну Николая Никитича - Анатолию понадобилось получить титул князя тосканского Сан-Донато.

Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Парадный портрет Николая Никитича Демидова. Автор портрета неизвестен, по крайней мере в сети нет упоминания об его имени.

Наследник Николая Никитича — его сын Анатолий (1812–1870) ещё больше укоренился в Европах. Он купил у тосканского великого Герцога Леопольда II титул тосканского князя Сан-Донато, чем вызвал неудовольствие русского императора Николая I, и женился на родной племяннице Наполеона I Матильде Бонапарт. Анатолий имел странное для русского человека увлечение, он обожал всё, связанное с Наполеоном I, и в том числе это увлечение повлияло на выбор его спутницы жизни. Впрочем, брак был недолгим, зато отступные были огромные. Матильда прожила до 84 лет (ещё 60 лет после развода с Анатолием) и все это время семейство Демидовых регулярно выплачивало ей огромное денежное довольство. В итоге Россия косвенно через демидовские деньги профинансировала будущего императора Франции Наполеона III. Но это другая история.

2
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Гипсовый бюст Анатолия Николаевича Демидова в гипсотеке галереи Академии искусств Флоренции.

2
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Парадный портрет Анатолия Николаевича Демидова верхом на лошади кисти Карла Брюллова. Написан в 1831 году и находится во Флоренции в музее дворца Питти в т.н. Демидовском зале. Здесь надо вспомнить, что знаменитая картина «Последний день Помпеи» написана была Kарлом Брюлловым именно по заказу Анатолия Демидова. Демидов подарил её Николаю I, пытаясь получить его расположение. Николай I был крайне недоволен тем, что демидовские капиталы утекают из России в Европу.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Герб Демидовых — князей Сан-Донато. На соборе Дуомо размещен его стилизованный вариант без русских медведей.

Детей у Анатолия Никитича не было и всё его флорентийское наследство отошло родному племяннику Павлу Павловичу. Павел Павлович Демидов уже практически не занимался коммерческими делами и значительно больше тратил, чем зарабатывал. Он продолжил благотворительные традиции своих предков во Флоренции, открывал дешевые столовые для бедных, ночлежные дома и приюты. Крупную сумму денег пожертвовал на мраморную облицовку главного флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре, в связи с чем на фасад здания был помещен фамильный герб Сан-Донато. Он и его жена Елена были избраны почетными гражданами Флоренции, в их честь была отчеканена памятная благодарственная медаль. Помимо всего прочего Павел Павлович приобрел имение Пратолино в 12 км от Флоренции, построенное в свое время по заказу Франческо Медичи. После смерти Павла Демидова имение до 1955 года принадлежало его дочери. Затем в качестве наследника нарисовался Павел Кара-Георгиевич, бывший регент Югославии, именно он в 1969 году распродал за бесценок на торгах Сотбис все художественные ценности, которые принадлежали флорентийской ветви Демидовых и продал само имение. Сначала оно принадлежало агентству недвижимости из Рима, а затем было выкуплено властями провинции Флоренция. В настоящее время в бывшем имении Пратолино устроен общественный парк-музей и проводятся концерты и выставки. Парк открыт для посещения публики с апреля по сентябрь.

10
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

На этом фасаде собора Санта Мария дель Фьере размещен герб Демидовых князей Сан-Донато

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская
3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Герб Демидовых на фасаде собора Санта Мария дель Фьоре.

Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Графический портрет Павла Павловича Демидова. Прочитали в сети такое описание этого портрета: «На нас смотрят твердые и при этом беспокойные, не вполне уверенные глаза. Перед нами человек, который полной грудью глотнул чужого воздуха и уже не может чувствовать себя в своей тарелке в затхлой атмосфере отечества. И в то же время человека, который ни во Флоренции, ни в любом другом месте Европы не сможет стать до конца своим — по несуразному, нелогичному, нелепому устройству собственной души». Весьма спорное описание, для родины он мало что сделал полезного, зато успешно промотал в Европах основную часть наследства своих знаменитых предков.

По маршрутам, проложенным Демидовыми, во Флоренцию потянулись другие известные русские. В марте 1780 года Флоренцию посетила княгиня Екатерина Дашкова, статс-дама императрицы Екатерины II и будущий президент Российской академии. В 1781 году во Флоренции побывали цесаревич Павел Петрович и его молодая жена Мария Федоровна. Увиденное во Флоренции их потрясло.

В 1817 году граф Дмитрий Петрович Бутурлин (1763–1829), действительный тайный советник, сенатор и библиофил, приобрел палаццо в самом центре Флоренции, в 2-х шагах от Санта Мария дель Фьоре. Его позже так и назвали — палаццо Бутурлин. Он и его потомки прожили в нем ровно сто лет. Бутурлины стали первым русскими, «эмигрировавшими» в Италию. Неизвестно, что заставило коренного москвича покинуть родину. Официальным же мотивом его иммиграции стало, как всегда, «состояние здоровья».

4
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Бывшая семейная резиденция Бутурлиных (Via dei Servi, 2) в 15 метрах от собора Санта Мария дель Фьоре. Это здание называли до 1918 года Палаццо Бутурлин (Palazzo Buturlin). Более почетного места для семейной резиденции во Флоренции найти сложно. Сегодня это здание носит официальное название палаццо Никколини (Palazzo Niccolini) и здесь располагается дорогой отель, где бережно хранят интерьеры XIX века. Здание и отель сегодня принадлежат старинной флорентийской семье Николлини.

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская
6
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Интерьеры одного из исторических номеров отеля «Palazzo Niccolini Al Duomo». Из окна некоторых номеров отеля как на ладони виден собор Дуомо. Фотографии с сайта отеля.

Со второй половины XIX века в связи с упрощением бюрократических процедур при оформлении выезда за границу в Европу хлынул неистощимый поток русских путешественников. Флоренция их привлекала по точно тем же причинам, что и современных русских туристов. Русские писатели, художники, композиторы, историки, философы устремились в прекрасную Флоренцию. Здесь побывали сотни русских, некоторые из них поселились в этом городе надолго или навсегда. В городе появились русская колония и православная церковь. Двухэтажный русский православный храм во имя святого Николая Чудотворца и Рождества Христова был построен в 1899—1903 гг. по проекту М. Т. Преображенского на пожертвования русских прихожан, в том числе значительные суммы пожертвовали семья Демидовых и император Николай II. Храм стилизован под старые московско-ярославские храмы. Расположен по адресу Via Leone Х, 8 и сегодня находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Это первое русское православное здание, построенное на территории Италии.

9
Флоренция 2018. Часть 3. Русская
4
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Русский православный храм во имя святого Николая Чудотворца и Рождества Христова на Via Leone Х. Улица названа в честь папы Римского Льва X из рода Медичи, в миру — Джованни Медичи. Сегодня идет реставрация церкви, купола закрыты строительнми лесами и всей красоты не видно. Нашли в интернете старую фотографию церкви, по которой можно понять, как будет выглядеть церковь после реставрации.

8
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Так выглядит церковь без строительных лесов.

2
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Небольшая флорентийская улица Via Leone Х недалеко от ж/д вокзала, на которой расположен русский православный храм.

В убранстве храма есть реликвии, хранящие память о событиях русской истории. В церкви хранятся хоругви, которые присутствовали на Пасхальном богослужении 1814 года на Place de la Concorde в Париже по случаю первой Пасхи, празднуемой в Походной церкви Александра I сразу после взятия столицы Франции русскими войсками. В притворе на маленькой самодельной звоннице висит колокол с крейсера «Алмаз». Этот крейсер — участник Цусимского боя русско-японской войны 1905 года, единственный крейсер, уцелевший в том сражении, сумевший, несмотря на многочисленные повреждения, добраться своим ходом до Владивостока. Иконостас верхнего храма подарен последним русским Императором Николаем II и изготовлен из белого каррарского и желтого веронского мрамора. Нижний храм святителя Николая Чудотворца наследовал иконостас и убранство Домового храма из имения Сан-Донато семьи Демидовых после продажи имения одним из последних наследников флорентийской ветви Демидовых. Более подробная информация об истории храма и его сегодняшней жизни размещена на сайте храма.

Храм является примером прекрасного творческого сотрудничества русских и итальянских мастеров. Фрески и иконы, украшающие интерьер храма, были написаны русскими художниками. Интерьер верхней церкви украшен циклом настенных росписей в стиле «русский модерн», сложившимся под влиянием работ таких известных художников как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров. Камнетесные работы, резьбу иконостасов, мозаики и украшения из майолики в стиле московского и ярославского зодчества исполнили итальянские мастера.

Интересный факт. Старостой Русского храма во Флоренции служит Анна Воронцова-Вельяминова, пра-пра…внучка великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина — представительница белорусской (бобруйской) ветви генеалогического древа потомков А. С. Пушкина. Пути Господни неисповедимы.

Не удалось побывать внутри церкви, она была закрыта в дни нашего пребывания во Флоренции. Если Вы непременно хотите попасть в церковь, то можно позвонить настоятелю храма, телефон есть на сайте храма. Можно организовать посещение храма вне богослужебного времени через старосту Анну Воронцову-Вельяминову, в том числе провести экскурсию. Контакты Анны также есть на сайте храма. Отношение между Константинопольским и Московским патриархатом отнюдь не безоблачны, но вера все-таки одна.

Для нас русская Флоренция сегодня — это особняки и квартиры, в которых в свое время жили известные русские: Бутурлины, Демидовы, Чайковский, Достоевские, Тарковский, Бродский и многие другие и конечно наша память о знаменитых соотечественниках.

Флоренция всегда была убежищем для русских политических изгнанников, и пристанищем художников и литераторов. Здесь в разное время жили Аполлон Григорьев, Владимир Стасов, Степан Шевырев, опубликовавший во Флоренции первую историю русской литературы на итальянском языке, Александр Веселовский, завершивший здесь свои исследования о Данте, Петрарке и Боккаччио. В этот город приезжали знаменитые русские писатели Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Некрасов. Во Флоренции побывали многие представители Серебряного века: Александр Блок, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Василий Розанов, Анна Ахматова. Неоднократно приезжали художники Валентин Серов, Анна Остроумова-Лебедева, Александра Экстер. В советское время во Флоренции появились представители разных волн иммиграции из нашей страны. Написать про всех невозможно, кратко коснемся лишь того, что связывает Флоренцию с именами Чайковского, Достоевского, Тарковского и Бродского.

Чайковский во Флоренции

Самый известный адрес Петра Ильича Чайковского во Флоренции — это Via di S. Leonardo, 64 на левом берегу Арно в районе под названием Ольтрарно. В историю города это здание вошло под именем Сasa di Tchajkovskij — вилла Чайковского. На этом доме висит памятная доска с весьма поэтичным содержанием (перевод вольный, в сети есть масса вариантов перевода): «На этой вилле в 1878 году жил и работал Петр Ильич Чайковский, здесь сладостные холмы Тосканы и просторные русские равнины, с которых он прибыл, питали его бессмертные гармонии». Итальянский вариант надписи: «In questa villa nel MDCCCLXXVIII Dimoro e opero dall’immensa pianuro russa alla dolce collina toscana approdato d’entrambe nutrendo le sue armonie immortali», может быть кто-то найдет еще более романтичный вариант перевода.

Во Флоренции в том же декабре 1878 года проживала друг и меценат Чайковского Надежда Филаретовна Фон Мекк. Именно она оплачивала творческую командировку композитора, а сама с детьми снимала т.н. дачу Оппенгейма, которая находилась в верхней части знаменитых садов Боболи в полукилометре от виллы, где проживал Чайковский. Сегодня в здании бывшей виллы Оппенгейма, которое находится по адресу Viale Machiavelli 18, открыт пятизвездочный отель Grand Hotel Villa Cora. Упоминания про фон Мекк на сайте отеля нет, а она в свое время планировала приобрести виллу в собственность.

Отношения Фон Мекк и Чайковского были несколько странными. Надежда Филаретовна, будучи женщиной богатой, в течение 12 лет спонсировала Петра Ильича, взамен довольствуясь лишь перепиской со своим другом. Они ни разу за все время лично не общались. Флорентийская переписка Чайковского и фон Мекк сохранилась, благодаря ей нам так хорошо известны подробности того светлого периода жизни великого русского композитора. Но тема отношений двух незаурядных людей не является предметом этого рассказа.

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Уединённая и тихая улица Сан-Леонардо, на которой находится т.н. вилла Чайковского и по которой Петр Ильич и Надежда Филаретовна гуляли порознь.

4
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Такие типичные для этой части Флоренции дома постоянно встречаются на улице Via di S. Leonardo. Здесь живут состоятельные флорентийцы.

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Дом по адресу Via di S. Leonardo, 64, где жил в декабре 1878 года Чайковский. Композитор написал здесь «Орлеанскую деву». В 1997 году эта вилла была перепродана. Жаль, что её не купил какой-нибудь русский меценат с целью создать здесь музей Чайковского. С Флоренцией Чайковского многое связывает, этот город ему нравился больше всех других европейских городов. Со страниц его писем и дневников прекрасная Флоренция предстает источником его вдохновения. Любимому городу композитор посвятил свой секстет «Воспоминание о Флоренции». Русская диаспора во Флоренции бережно хранит память о пребывании в городе композитора. В 2011 году был реализован проект «Русские во Флоренции. Один день с Чайковским». Проводились концерты, лекции и чтения отрывков из пушкинской «Пиковой дамы» в знаменитой флорентийской библиотеке Облате (Biblioteca delle Oblate, Via dell’Oriuolo, 24). Для всех желающих была проведена экскурсия по местам Флоренции, где гулял сам Петр Ильич.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Памятная доска на вилле Чайковского с той самой романтичной надписью.

10
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Вилла Оппенгейма, где жила Надежда Филаретовна фон Мекк во время пребывания во Флоренции Петра Ильча Чайковского. Фото с сайта отеля Grand Hotel Villa Cora, который сегодня здесь размещается.

Есть и другие адреса, где во Флоренции останавливался Чайковский. Это прежде всего гостиница «Софитель» на улице Черретани (Via Cerretani, 74) — композитор жил здесь в феврале—марте 1878 года. Этот отель был любим в прошлых веках многими русскими путешественниками. Сегодня в этом здании также размещается отель, но под названием «Cerretani-Firenze». Кроме вышеуказанных адресов Чайковский не один раз останавливался в отеле «Вашингтон» (весной 1882 и 1890 годов), расположенном на набережной Арно по адресу Lungarno Amerigo Vespucci, 8. В настоящее время здесь нет никакой гостиницы и, к сожалению, нет памятной доски в честь Чайковского. А ведь именно здесь весной 1890 года Чайковский в короткие сроки, менее чем за 50 дней, написал в эскизах свое любимое произведение — оперу «Пиковая дама». Оперу Чайковского «Пиковую даму» итальянцы называют «флорентийской оперой», т. к. в истории этого произведения итальянский «след» никак не меньше русского. Но во Флоренции в городском театре оперы и балета «Пиковая дама» впервые была поставлена только в 1952 году. Знаменитую оперу возобновили на флорентийской сцене в 1974 году, а в 1999 году современной её постановкой был открыт майский фестиваль. Этой опере во Флоренции неизменно сопутствовал успех.

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Здание бывшей гостиницы «Софитель» на Via Cerretani, 74. Сегодня здесь расположен отель «Cerretani-Firenze». Это место расположено совсем близко от собора Санта Мария дель Фьоре.

6
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Набережные реки Арно днем.

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Набережная Веспуччи в сумерках.

5
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Дом на набережной Веспуччи (с одним балконом на 5-ом этаже) по адресу Lungarno Amerigo Vespucci, 8 — один из адресов Чайковского во Флоренции.

Достоевский во Флоренции

Во Флоренции оставил свой след и знаменитый русский писатель Достоевский. Здесь он почти год жил вместе со своей женой Анной Григорьевной Сниткиной недалеко от дворца Питти и закончил свой знаменитый роман «Идиот», который был опубликован в 1869 году. Точный адрес проживания писателя во Флоренции — Via de' Guicciardini 8 стал известен сравнительно недавно и вычислили его по записям в библиотеке Вьёссё, куда был записан Достоевский. По правилам при записи в библиотеку необходимо было указывать адрес проживания. К сожалению, дом по адресу Via de' Guicciardini 8 не сохранился, он был разрушен немцами. Памятную доску со словами «В этих местах на рубеже 1868 и 1869 годов Федор Михайдович Достоевский завершил роман «Идиот» городские власти разместили на площади перед дворцом Питти на доме № 22 на той же улице Via de' Guicciardini.

2
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Улица Via de' Guicciardini в сторону Золотого моста Понте Веккью. В этом месте на левой стороне когда-то стоял дом под номером 8, в котором почти год жил Достоевский со своей супругой. Дом не сохранился, весь этот ряд домов был разрушен во время войны.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Памятная доска, посвященная пребыванию Достоевского во Флоренции, на доме по адресу Via de' Guicciardini, 22 напротив дворца Питти.

Сохранились воспоминания Анны Григорьевны Сниткиной о жизни Достоевских во Флоренции: «…В конце ноября 1868 года мы перебрались в тогдашнюю столицу Италии и поселились вблизи Palazzo Pitti. Перемена места благоприятно повлияла на моего мужа, и мы стали вместе осматривать церкви, музеи и дворцы». Супруги посещали любимые места Федора Михайловича: район собора Санта-Мария дель Фьоре и баптистерия. Достоевский каждый раз останавливался перед баптистерием, любовался все теми же бронзовыми «Райскими дверями» и уверял жену, что, «если ему случится разбогатеть, то он непременно купит фотографии этих дверей, если можно, в натуральную их величину, и повесит у себя в кабинете».

Анна Григорьевна была в положении и писала: «Мне предписано было доктором много гулять, и мы каждый день ходили с Федором Михайловичем в Giardino Boboli (сад, окружающий дворец Питти), где, несмотря на январь, цвели розы. Здесь мы грелись на солнышке и мечтали о нашем будущем счастье».

Достоевский скучал по родине, выручала его библиотека с русскими газетами. По свидетельству Анны Григорьевны, «нашлась отличная библиотека и читальня с двумя русскими газетами», и писатель «ежедневно заходил туда почитать после обеда». Достоевский также брал в библиотеке труды Дидро и Вольтера на французском языке, читал роман Флобера «Мадам Бовари».

Библиотеку, так называемый Кабинет Вьёссё, в начале XIX века учредил Джован-Пьетро Вьёссё (1779–1863) — фигура во Флоренции хорошо известная и почитаемая. Он стоит того, чтобы написать про него несколько строк в русской части рассказа о Флоренции, ибо он много сделал, чтобы познакомить итальянскую публику с российской литературой и реалиями и всегда хорошо относился к России.

Джован-Пьетро Вьёссё основал свой кабинет спустя год после его путешествия по России и по другим европейским странам. В 1814 году, в возрасте 35 лет, итальянский коммерсант швейцарского происхождения отправился в «командировку» от компании «Senn», пожелавшей получить достоверные сведения экономического характера о малоизвестных зонах Европы. Путь Джован-Пьетро лежал из Скандинавии в Россию, затем через Константинополь он вернулся обратно в Италию. Путешественник фиксировал всевозможные статистические данные, уровень цен и налогов, особенности быта и торговли. Россия заняла главное место в его дневнике по многим причинам. Европу как никогда прежде интересовала загадочная Московия, которая только что победила Наполеона. Западную буржуазию влекли гигантские природные и людские ресурсы России. И наконец, из-за огромных размеров российской территории большая часть путешествия пришлась именно на нашу страну. Комментарии Джован-Пьетро были следующими. Он был впечатлен величием новой столицы империи и бедностью и грязью в провинции (ничего нового, так было всегда и наверное будет). Отметил темпы развития страны и сделал пророчества о её великом будущем (сложно сказать, пока ждем).

Возможно впечатления от многоликой России и размышления во время долгого пути предопределили будущую судьбу Джован-Пьетро Вьёссё и оставшуюся часть жизни он посвятил делу просветительства, организовав во Флоренции публичную библиотеку. Правда, надо признать, поставил её на крепкую коммерческую основу (у него же не было накопленных предками богатств, как у Демидовых), для пользования библиотекой надо было покупать платный абонемент. Но значения кабинета Вьёссё для культурной жизни Флоренции в целом и развития культурных связей между Италией и Россией в частности сложно переоценить. Солидную часть во вновь учрежденной библиотеке заняли русские издания, основатель кабинета всегда был внимателен к жизни России и привлек ряд российских литераторов и ученых к сотрудничеству. Скорее всего, именно наличие свежих русских газет и библиотеки во Флоренции подтолкнуло Ф. М. Достоевского остановиться на берегах Арно. Федор Михайлович посещал библиотеку в Палаццо Буондельмонти на площади Санта-Тринита, а в настоящее время Кабинет Вьёссё размещается недалеко от старого места в Палаццо Строцци на одноименной площади. Среди подписчиков Кабинета Вьёссё было много известных русских: в архивах можно встретить имена князя Долгорукого, графини Ольги Базилевской, графа Бутурлина и многих представителей интеллигенции. Среди них самые известные тот же Достоевский, а также Герцен и Бакунин.

Познакомившись с жизнью Достоевского во Флоренции и воочию не один раз увидев Флоренцию, убедились, что нельзя назвать случайностью тот факт, что Федор Михайлович именно во Флоренции вложил в уста князя Мышкина знаменитую фразу «Красота спасет мир». Пусть она действительно спасет сегодняшний мир.

5
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Площадь Санта-Тринита — Святой троицы (итал. Santa Trinita), на которой находилась библиотека, в то время она называлась Кабинет Вьёссё. На фотографии здание бывшей библиотеки — это левое здание. Сегодня эта библиотека находится в здании Палаццо Строцци.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Старинная фотография здания библиотеки Вьёссё.

Тарковский во Флоренции

Открыв телефонную книгу Флоренции, можно узнать точный адрес и телефон абонента по имени Tarkovsky. И это будет действительно квартира нашего знаменитого режиссера Андрея Тарковского. Эту квартиру Тарковскому выделила мэрия Флоренции, когда он оказался бездомным скитальцем в Европе, а потом подарила его сыну, также Андрею, который живет сегодня на два города — Флоренцию и Париж. Скромный дом по адресу Via di S. Niccolo, 91 — последнее место оседлой жизни знаменитого русского режиссера. Здесь он написал сценарий к своему последнему фильму «Жертвоприношение». Сегодня здесь сохранились личные вещи режиссера, письменный стол, икона его небесного покровителя апостола Андрея. Иногда его сын организовывает в квартире и на других культурных площадках города различные мероприятия, связанные с именем Андрея Тарковского: встречи, презентации, показы. Сравнительно недавно во Флоренции с большим успехом прошла выставка черно-белых фотографий Тарковского.

На доме на улице Сан-Николо, 91 есть памятная доска, на которой написано: «Андрей Тарковский, несравненный режиссер духовного кино, изгнанник во Флоренции в этом доме провел последние годы своей жизни, гость и почетный гражданин города Флоренция». Есть схожее в судьбах двух больших русских художников — Тарковского и Бродского. Оба были изгнанниками родины, оба любили Флоренцию, оба были здесь в последние годы своей жизни, оба стали почетными гражданами Флоренции.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Дом на улице Via di S. Niccolo во Флоренции, где жил последние годы Тарковский.

1
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Памятная доска на доме, где находится квартира Тарковского.

3
Флоренция 2018. Часть 3. Русская

Уникальная фотография: Тарковской, видимо, на улице Via di S. Niccolo во Флоренции.

Бродский во Флоренции

Бродский и Италия — пример счастливых отношений. Общеизвестна любовь поэта к Венеции и доказательством этого является его завещание. Менее известно, что Иосиф Бродский был почетным гражданином Флоренции и обладателем золотого флорина — точной копии средневековой флорентийской монеты. Звание почетного гражданина и сопутствующую награду он получил от местного муниципалитета за свой вклад в мировую культуру. В марте 1996 года в Палаццо Веккью Бродский из рук мэра города получил флорин и подписанный указ, а затем читал стихи, в том числе посвященные Флоренции. Это был последний визит поэта в Италию.

Закончить рассказ о русской Флоренции хотелось бы стихами Бродского о Флоренции. Сложно сказать, соответствует ли наше отношение к этому городу тому, как это выразил поэт. У каждого путешественника Флоренция своя, поэтому пусть каждый сам сравнивает свои впечатления от Флоренции с впечатлениями Бродского.

Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала.

То есть, в них не проникнешь ни за какое злато.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам. И
там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;

там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,
на языке человека, который убыл.

И. Бродский «Декабрь во Флоренции»

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Флоренции
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии