Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 10:38

Москва — Россия Январь 2018

А я иду, шагаю по Москве,
И я ещё пройти смогу,
Солёный Тихий океан
И тундру, и тайгу.

В силу обстоятельств (дочь переехала в Москву) я теперь частый гость в столице. Для многих немосквичей Москва — это удобный транспортный узел для пересадки на самолеты или поезда, когда-то в советское время это был город будущего, куда можно было приехать на «колбасной» электричке и хорошо отовариться. А для меня это город-праздник, которым я не перестаю восхищаться. Мне нравится его история, его широкие проспекты и огромные площади, его многочисленные парки и зеленые дворики, его музеи и картинные галереи, Москва-река и Москва-Сити, его памятники, усадьбы, ну и даже торговые центры. Я много, где побывала, и хочу рассказать и оценить увиденное.

Начало начал — это аэропорты или железнодорожные вокзалы. От аэропортов до метро можно добраться на автобусе или маршрутке, которые ждут на площади перед аэровокзалами, естественно, на такси, ну и на аэроэкспрессе. На аэроэкспрессе удобно, без пробок, он прибывает на ж/д вокзал, стоимость 500 рублей с человека. Далее метро. Здесь можно купить карту «Тройка», залоговая цена у нее 50 рублей, зато одна поездка в метро обойдется в 36 рублей вместо 55. И ей можно пользоваться на автобусах-троллейбусах.

Оставив багаж в камере хранения на вокзале, в отеле или у родственников-знакомых, мы становимся туристами. Надев удобную одежду и особенно обувь, захватив фотоаппарат и приготовившись к встрече с новым, мы отправляемся в путь. Куда? Ну в первый раз, конечно, на Красную площадь. А я в каждый приезд на ней бываю, она притягивает, как магнит. И в общем-то, плевать, что Москва — это большой муравейник, что приходится толкаться и ходить как пингвин в толпе таких же пингвинов в метро, извинился-улыбнулся и дальше. Выйдя из метро (станции Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд), мы оказываемся вблизи, а затем и на самой Красной площади, хотя перед Днем Победы ее перекрывают, а зимой много места занимает каток и ярмарка. Фотографии в рассказе — разных годов и времен года.

И вот красавица Красная площадь со Спасской башней, Кремлевской стеной, Мавзолеем, Историческим музеем, ГУМом за спиной и Собором Василия Блаженного!

Я шагаю по Москве. Кремль

Спасибо царю Ивану III, приказавшему после замены стен из белого камня на кирпичные запретить всяческое строительство на расстоянии пушечного выстрела от новых стен Кремля, и царю Алексею Михайловичу за название (1661 г.): ведь именно через площадь проходил путь к Красному («парадному») крыльцу Царского дворца в Кремле. Иван Грозный тоже внес свою лепту: при нем был создан Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (1561 г.), известный как Собор Василия Блаженного, возведенный в память о победе над Казанским ханством. И я как-то верю, что зодчего, создавшего эту необыкновенную красоту, действительно ослепили.

Здесь можно побывать на экскурсии (100 рублей, с 11 до 16 часов ежедневно). Внутри собор мне показался запутанным и местами темным.

Я шагаю по Москве. Кремль

Перед собором установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный скульптором Иваном Мартосом и открытый императором Александром I в. 1818 году. На место рядом с собором памятник был перемещен в 1931 году, чтобы не мешать демонстрациям и парадам. Помню, что в передаче «Что? Где? Когда?» был вопрос о том, кто держит меч. Меч держат оба, так как Минин вручает его Пожарскому.

Рядом находится округлое возвышение, окружённое каменной оградой — Лобное место, на котором оглашали царские указы и казнили наиболее опасных преступников. Ну и теперь уже слегка подзабытые Pussy Riot пытались здесь петь и танцевать.

Я шагаю по Москве. Кремль

Спасская башня (1491 г. при Иване III). Мы все, затаив дыхание, или загадывая желание, или открывая шампанское, на Новый год вслушиваемся в торжественно-мелодичный звон ее курантов. «С чего начинается Родина?». Ну вот как-то Спасская башня у меня среди лидеров.

Движемся направо вдоль Кремлевской стены (конец 15 века) и видим Мавзолей (1930 г.) вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. В далекие годы именно здесь был пост № 1 и попасть внутрь было практически нереально из-за огромного количества желающих. Сейчас с 10 до 13 во вторник, среду, четверг, субботу и воскресенье можно бесплатно попасть в Мавзолей и из него к захоронениям в Кремлевской стене и рядом с ней. Я была в Мавзолее: тихо, полутемно, торжественно.

Я шагаю по Москве. Кремль

За Мавзолеем и Кремлевской стеной на территории Кремля находится Сенатский дворец. Именно на его куполе реял когда-то советский красный флаг, а сейчас российский триколор. Может, Президент иногда посматривает из дворца на нас.

Справа находится здание Исторического музея. Очень красивое, красно-кирпичное, псевдорусский стиль (1875 г.). В коллекции самого музея огромное количество экспонатов, рассказывающих о русской истории с древнейших времен и до наших дней. Попасть в музей несложно, он открыт с 10 утра каждый день кроме вторника, билет 400 руб (студентам и пенсионерам 150 рублей). Фотографировать можно.

Я шагаю по Москве. Кремль

Угол между Историческим музеем и ГУМом занимает тоже красивейшее здание Казанского собора (1636 г.). Он был первым из полностью уничтоженных в советское время и затем восстановленных храмов Москвы. Этот православный храм, конечно, очень миниатюрен, но службы идут, и попасть в него можно.

С Красной площади уходить пока не будем, нужно хотя бы заглянуть в ГУМ. Магазину уже более ста лет (1893 г.). Это здание невероятной красоты со сложными архитектурными элементами.

Я шагаю по Москве. Кремль

Внутри тоже очень красиво, можно даже не заходить в бутики, а просто полюбоваться, как Главный магазин рад своим посетителям. Ну и обязательно скушать вкусное мороженое (50 руб). Входов в ГУМ несколько, вход через металлоискатели, но очередей я не видела.

Я шагаю по Москве. Кремль

Вот мы и прошли по брусчатке Красной площади среди таких же восторженных туристов. Самое время осмотреться и решить, куда пойти дальше. Как говорится: «Налево пойдешь…»

Если идти налево, между Собором Василия Блаженного и Спасской башней, попадешь сначала на Большой Москворецкий мост (здесь на месте убийства Б.Немцова лежат цветы), а спустившись с него, в новый парк Зарядье, созданный на месте снесенной гостиницы «Россия». В этом году на рождественских каникулах я побывала там. Конечно, впечатлил «парящий мост», выступающий углом прямо до середины незамерзающей Москва-реки. Отсюда открывается очень красивый вид на Кремль.

Я шагаю по Москве. Кремль

Если пойти между ГУМом и Казанским собором, то это будет пешеходная улица Никольская. Здесь каждый дом — история. Летом здесь цветочные клумбы и выставки фотографий, а зимой красивая иллюминация над головой.

Если обойти Исторический музей справа, то через Воскресенские (Иверские) ворота (1535 г.), можно выйти с Красной площади. Тут увидим людей, стоящих в кружочке и одного в центре. Это знак Нулевой километр, который считается от Иверской часовни. В старину всякий москвич, собираясь в путь, или возвращая с дороги, обязательно приходил поклонится Иверской иконе — заступнице в пути. Человек в центре бросает через плечо монетку, загадывая желание, но ее тут же поднимают.

Перед нами открывается Манежная площадь с конным памятником Г. Жукову слева.

Я шагаю по Москве. Кремль

А прямо за площадью Тверская улица. Но если цель — Большой театр, то пройдя правой стороной мимо палаток с сувенирной продукцией и отеля «Four Seasons», попадаем на улицу Охотный ряд и совсем скоро на Театральную площадь. И вот слева узнаваемое всеми здание Большого театра с колоннами и квадригой Аполлона. Достаньте сторублевку и сравните:-).

Попасть в театр можно, об этом я писала в отзыве «Экскурсия в Большой театр».

Но в первый визит в Москву после посещения Красной площади надо постараться попасть в Кремль. Для этого Исторический музей лучше обойти слева и, выйдя на Манежную площадь, свернуть налево в Александровский сад. Практически сразу слева находится Могила Неизвестного Солдата с вечным огнем и постом Почетного караула. Можно посмотреть на смену караула, как солдаты печатают шаг. Да и вообще, здесь надо остановиться, ведь в каждой семье — боль войны.

Я шагаю по Москве. Кремль

Александровский сад, очень зеленый с красивыми клумбами, тянется вдоль Кремлевской стены до набережной, а когда-то здесь была река Неглинная. Внимание привлекает памятник Патриарху Гермогену, чья роль в истории России периода Смутного времени близка по масштабу роли Минина и Пожарского, к сожалению, в школе об этом нам не говорили.

Патриарх «смотрит» на фонтанный комплекс. Самый мощный здесь фонтан «Гейзер» с четырьмя лошадьми, олицетворяющими 4 времени года (скульптор Церетели).

Далее — Кутафья башня (1685 г.), ажурный венец делает ее совсем не военной.

Теперь нужно найти кассы и купить билет в Кремль (четверг — выходной), иначе Царь-колокол и Царь-пушку не увидишь. Желающих бывает очень много, единый билет дает право попасть за Кремлевские стены и увидеть Соборную площадь с Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами. Цена 500 руб, для студентов-пенсионеров 250 руб. Опять же студенты-пенсионеры могут попасть на территорию Кремля бесплатно, хотя в кассу все равно надо отстоять в очереди, но без права посещения соборов. Большие сложности ожидают желающих попасть в Оружейную палату, так как в день туда имеют возможность пройти 4 группы человек по 100–150, наверное, не считая организованных туристов. Мне повезло: отстояв часа 2 в очереди, я купила вожделенные билеты: 700 рублей, студентам — пенсионерам 350 рублей. На колокольню Ивана Великого можно подняться, купив отдельный билет на определенное время. У меня не получилось.

Далее — памятник Александру I, установленный в 2014 году. Александр I — один из самых известных российских самодержцев. Именно при нем Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года. Памятник императору, стоящий в саду, названному в его же честь.

Я шагаю по Москве. Кремль

Пройдя еще немного до конца Александровского сада, справа на Боровицкой площади увидим новый (2016 год) памятник Великому князю Владимиру — крестителю Руси. Мне памятник понравился: красивым князь получился.

Если билеты в Кремль куплены, то возвращаемся к Кутафьей башне, и после проверки сумок через металлоискатель проходим по мосту через Троицкие ворота. Счастливчики с билетами в Оружейную палату проходят через Боровицкие ворота. Пройдя Троицкие ворота, мы вскоре оказываемся около Государственного Кремлевского дворца, или Кремлевского дворца съездов, да-да, именно того самого, откуда мы когда-то слушали речи со съездов КПСС. С советского времени в стенах дворца каждый год проводится главная Новогодняя елка страны. Здесь же проводятся оперные и балетные выступления.

А мы, несмотря на проезжающие черные автомобили с крякалками и мигалками, устремляемся к Царь-пушке. Отлитая в 1586 году, она весит 39 тонн. По расчётам специалистов, пушка могла стрелять ядрами весом от 750 кг до 1 тонны. Могла, но скорее всего, так ни разу и не выстрелила. Красавица!

Я шагаю по Москве. Кремль

После Царь-пушки можно увидеть белую башню Колокольню Ивана Великого.

А с восточной стороны у ее подножия на каменном постаменте установлен двухсоттонный Царь-колокол, отлитый по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733–1735. Ему тоже не повезло: он не звонил. Мало того, из-за пожара и тушения водой колокол треснул и «потерял» кусок в 11 тонн. Но колокол красив и формой, и барельефами, в том числе портретами царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Мне очень хотелось его увидеть, потому что в начальных классах, когда мы писали ручками, макая перышки в чернильницу, моя домашняя чернильница закрывалась таким колоколом.

Я шагаю по Москве. Кремль

Колокольня Ивана Великого состоит из трех зданий — сама колокольня, Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Здесь находится 21 колокол и работает музей, рассказывающий об истории кремлевской архитектуры.

Обогнув колокольню, попадаем на Соборную площадь Кремля. Ей ни много ни мало 800 лет. Площадь не очень большая и позволяет увидеть все соборы, построенные на ней. Конечно, соборы перестраивались после пожаров и разрушений. В течение нескольких веков Соборная площадь была местом проведения главных торжеств и церемоний. Здесь венчались на царство великие князья и русские цари, а также крестили наследников престола. В Архангельском соборе хоронили князей, царей и членов их семей, здесь находятся 54 гробницы, где похоронены Рюриковичи и Романовы от Ивана Калиты до отца Петра I — царя Алексея Михайловича.

Я шагаю по Москве. Кремль

В соседнем Успенском соборе покоятся митрополиты и патриархи.

Рядом с Успенским собором находится Благовещенский, внутри которого можно увидеть фрески и иконы, выполненные известными русскими иконописцами — Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Я шагаю по Москве. Кремль

В пристройках некоторых соборов проводятся выставки с экспонатами древней Руси. На Соборной площади также стоят гражданские постройки — Патриарший дворец и Грановитая палата. В Патриаршем дворце можно увидеть фрагменты настенных росписей и коллекцию старинного шитья, кованые изделия, ювелирные украшения, предметы из патриаршей и царской казны. В Грановитой палате экспонируются мебель, наборный паркет, ковры и красивые фрески, которыми расписаны стены и своды.

Купленный билет позволяет посетить эти соборы (фотографировать нельзя, да как-то и не всегда хочется, понимаешь, что место-то сакральное). С апреля по октябрь по субботам в 12 часов на Соборной площади проводится Церемониальный развод конных и пеших караулов Президентского полка. Наверное, интересно, но я была не в субботу.

За зубцами Кремлевской стены видна Москва-река и золотые купола храма Христа Спасителя.

Я шагаю по Москве. Кремль

Кроме Соборной площади можно погулять по Ивановской, а когда-то Царской площади, расположенной за Колокольней.

Прогулка получилась довольно длительной. Выйдя из Кремля, можно покушать на Манежной площади. Торговый центр с разнообразными едальнями находится за фонтаном «Гейзер», это который с лошадьми.

Вообще, гулять по Москве — одно удовольствие. Здесь кругом ИСТОРИЯ! Карта и фотоаппарат в руки, удобная обувь и — вперед! Я уже писала, что можно дойти от Кремля и до Большого театра, и до Тверского бульвара, совершенно волшебного на Новый год, и в парк Зарядье, и на Арбат. Совсем недалеко от Кремля храм Христа Спасителя.

Я шагаю по Москве. Кремль

Мне кажется, что самые лучшие, просто открыточные, виды именно с моста над Москвой-рекой у храма Христа Спасителя.

Я шагаю по Москве. Кремль

А еще в Москве прекрасные музеи и парки. Но об этом в следующий раз.