Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 21:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Армения Январь 2018

Встретив рассвет над Севаном у полуострова Севанаванк: https://www.tourister.ru/responses/id_22430

мы едем вдоль западного берега озера.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Наш путь лежит на юг к другому известному древнему монастырю — Айраванк.

Картины местности меняются вслед за изменением окружающего дорогу ландшафта.

Вскользь я уже рассказывал о самом крупном озере Кавказа — Севане в прошлом материале: https://www.tourister.ru/responses/id_22430

Расскажу ещё немного об этом символе Армении.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

В древности озеро Севан находилось в пределах древнеармянской провинции Сюник и называлось по-армянски Геламово озеро.

В древнеармянских источниках озеро Севан называлось также «морем». У Мовсеса Хоренаци, армянского автора пятого века, сохранилось предание об истории происхождения древнего названия озера — Гелам (Гегам). Так, рассказывая о расселении потомков Хайка, легендарного прародителя армян, Хоренаци пишет:

«По прошествии лет Гелам родил в Армавире Харма и, оставив его жить в Армавире вместе с его сыновьями, сам ушёл на северо-восток к другой горе, на берег одного озерца. Он обстраивает и заселяет берег озерца и даёт, также и он, названия по своему имени и этой горе — Гел, и селениям — Геларкуни; так же называется и озеро».

В 921 году армянский царь Ашот Второй Железный, укрепившись на острове Севана, разбил арабскую армию военачальника Бешира на берегу озера, очистив Анийское цаство от иноземных захватчиков. Сражение вошло в историю как Севанская битва.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Поверхность вод озера Севан расположена на высоте около 1900 м над уровнем моря. Площадь водной поверхности — 1240 км² (1360 км² до понижения уровня), глубина до 83 метра.

Озеро Севан — пресноводное, водная поверхность имеет лазурно-синий цвет.

Озеро — единственный крупный гарантированный источник пресной воды в Армении и крупнейший на всём Кавказе. В связи с этим с давних времён ставился вопрос об эффективном использовании водных ресурсов озера.

В 1848 году был поднят вопрос об использовании воды озера для орошения земель по левому берегу реки Раздан.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

В начале XX века появляется несколько предложений по использованию вод озера в практических целях. В их числе — предложенный в 1910 году Манасерьяном проект спуска уровня озера. Было подсчитано, что из всего объёма притока 95% воды испаряется из-за большой поверхности зеркала, таким образом, якобы, значительная часть водных ресурсов просто «пропадает». Предлагалось уменьшить глубину озера на 45 метров и использовать освободившиеся водные ресурсы для орошения Араратской равнины и выработки электроэнергии.

Под руководством опытного капитана дальнего плавания Ерванда Гаспаряна, переехавшего в Армению в 1921 году, по берегам Севана были построены необходимые для судоходства инженерные сооружения, в том числе несколько пристаней.

Корпус теплохода водоизмещением 1230 тонн был собран на временном стапеле во дворе армянского машиностроительного завода в мае 1934 года. Окончательная сборка производилась на стапелях на берегу Севана, в 1935 году теплоход «Микоян» был передан представителям пароходства и служил до самой ликвидации судоходства в связи с понижением уровня воды в озере.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

С 1923 года разрабатывались планы по использованию вод в нуждах народного хозяйства. Тогда средний уровень озера находился на высоте 1935 м. (1927 год).

В 1931 году появляется первая схема понижения уровня озера, согласно которой, за 50 лет он должен был быть понижен на 55 метров, периметр составил бы тогда 80 км, а объём — 5 км³. При этом от всего Севана должно было остаться небольшое озеро площадью 299 км² на месте Малого Севана. Освободившуюся площадь предполагалось использовать для посадки орешника, дуба и т. д.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

В 1933 году после одобрения проекта начались работы по созданию искусственных путей стока и углублению русла реки Раздан. Стоки представляли собой тоннельные сооружения на глубине 40 метров. С 1937 года началось интенсивное использование вод озера. Начало эксплуатации Севан-Разданского ирригационно-энергетического комплекса послужило мощным толчком для развития экономики республики. К концу 1933 года уровень озера опустился на 10 метров (1925 м.)

В 1949 году работы были закончены. Тогда ежегодно уровень воды опускался более чем на метр.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Падение уровня озера в совокупности с увеличением выбросов отрицательно сказалось на биохимическом обороте веществ, привело к увеличению накопления органических веществ в воде с 25 тысяч тонн в 1930-х годах до 150 тысяч тонн в 1999 году. Это выражается в периодическом «цветении» озера и грозит ухудшением качества воды, непригодностью к использованию в питьевых и хозяйственных целях.

В конце 1950-х начался пересмотр проекта снижения уровня озера. Это было сделано по нескольким причинам:

1. Возникли проблемы с освоением освободившихся земель, которые оказались совершенно неплодородными.
  2. Появилась возможность замены построенных на Раздане ГЭС на ТЭС.
  3. В условиях увеличивающегося потребления водных ресурсов Севан оставался единственным резервным источником пресной воды в республике.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

В 1961 году был опубликован доклад АН Армянской ССР. В нём говорилось о необходимости прекратить снижение уровня озера, который уже успел опуститься на 13,7 м. В связи с тем, что мощности Севан-Разданского каскада оказались невостребованными, было принято решение о переброске в озеро вод из Воротана и Арпы.

Было подсчитано, что максимальный спуск уровня воды достигнет 18 м.

Реализация проекта началась в 1981 году, когда был построен тоннель длиной 48,3 км.

В 1988 году строительство приостановилось в связи с ухудшением экономической ситуации в республике, и было завершено только в 2003 году.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

В начале 2006 года подъём уровня воды по сравнению с прошлым годом составил 41 см. В течение 2006–2010 уровень озера поднимался на 25–35 см в год.

В период 2012—2016 гг. уровень озера поднялся на 0.36 м (в среднем ежегодно на 7.2 см), что на 0.72 м ниже предусмотренного законом показателя (для пяти лет 1.08 м, ежегодно 21.6 см).

По состоянию на 2002 год почти 35% территории национального парка «Севан» на 12800 га, выделенной под лесопосадки, было превращено в лесосеку.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

В 2011 году отмечалось загрязнение Севана сточными водами и тяжелыми металлами, заболачивание озера, исчезновение рыбных запасов, изменение биоразнообразия и видоизменение рыбы, незаконная деятельность горнорудных предприятий, и пр.

В 1927 году на озере работало 3 рыбоводных завода на которых было занято свыше 600 человек (в весенний сезон), за год вылавливалось 750 тонн рыбы.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

90% промыслового рыболовства Армении осуществляется на озере Севан и в отдельные годы составляло до 2000 тонн. Рыбные запасы озера Севан в 2002 году оценивались в 36 млн драм.

До спуска уровня озера основными промысловыми видами были форель, когак, а после спуска уровня — сиг, серебристый карась.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

На берегу озера были созданы рыболоводческие хозяйства для искусственного размножения форели. В озере Севан ишхан находится под угрозой вымирания.

К сожалению так нигде и не нашли по дороге ни одного открытого кафе, для того чтобы отведать знаменитой севанской рыбки или кебаба из раковых шеек.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

В бассейне озера Севан создан национальный парк «Севан» с четырьмя заповедниками и десятью заказниками.

Озеро является важным центром популяции армянской чайки, численность которой здесь достигает 4000–5000 пар.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

26 июля 2012 года на дне Севана, на глубине порядка 16 метров, был обнаружен затонувший 18-метровый деревянный корабль. Согласно сообщению первооткрывателей, часть находки сохранилась почти целиком, другая часть оказалась повреждённой.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Между тем мы прибыли в Айраванк.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Монастырский комплекс Айраванк был основан в IX веке.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

К северо-западу от монастыря имеется крепость бронзового века и маленькое кладбище.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Монастырь оказался также закрыт как и предыдущий — Севанаванк.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Зато вокруг ни души и мы наслаждаемся видом на Севан в одиночестве.

Чудесные виды!

Живописная скала рядом с монастырём.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Спускаемся вниз к машине.

Вдоль Севана в монастырь Айраванк

Отправляемся дальше в сторону карабахской границы. Следующая достопримечательность — самое большое в мире кладбище хачкаров в Норатус.

Но это уже совсем другая история…..

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.