Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 9 декабря 2023 15:21

Будапешт — Венгрия Сентябрь 2017

Начало — здесь:

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 1: Излучина Дуная — Эстергом.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 2: Излучина Дуная — Вишеград

Наш последний день в Будапеште был очень памятным, хотя и прощальным. Мы поехали на гору Геллерт, ведь самые красивые виды на Дунай и Будапешт открываются именно оттуда.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

И пусть гору Геллерт часто называют холмом, очевидно, из-за небольшой высоты — 235 метров, но отсюда получаются самые красивые панорамные виды. Просто рай для фотографов. И для туристов — тоже. В средние века гору называли холм Келен (по-венгерски) или Пешт (по-словацки) или Блоксберг (по-немецки). До XIX века склоны горы были покрыты виноградниками, частично участки горы использовались для выпаса скота, а на вершине стояла небольшая католическая часовня — кальвария.

Гора Геллерт и мост Эржебет

Путешествуя на прогулочном кораблике по Дунаю днем, а потом и вечером , я смотрела первый раз на гору Геллерт

Мост Эржебет и купальни
Гора Геллерт и купальни "Рудаша"

и даже не догадывалась, что на ней так много интересного можно посмотреть, кроме видной отовсюду статуи Свободы. Думала — ну гора как гора, ну зеленая, ну статуя стоит…

Гора получила свое современное название в честь Святого Геллерта (Герарда Венгерского) или Джорджио Сагредо (такое имя получил при рождении будущий святой). Он родился в Венеции и волею судьбы попал в новообразованное Королевство Венгрии, где король Иштван I сделал его одним из главных просветителей венгерских земель, а еще и наставником своего сына. После смерти Иштвана язычники устроили гонение на христиан. Геллерта, который на тот момент был епископом, схватили, замуровали в бочку и скинули с горы. С той самой, которая теперь носит его имя и откуда открываются самые восхитительные виды на Будапешт и Дунай. И в этих видах доминантой, на мой взгляд, все-таки является величественный, спокойно несущий свои воды Дунай. Вот закройте глаза и мысленно представьте себе, что Дуная нет, а здание Парламента просто стоит на дороге, сливаясь в панораме с другими зданиями. Представили? Без Дуная Будапешт был бы не таким выразительным и запоминающимся городом…

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

Увлекшись панорамным фотографированием с горы Геллерт, я не сразу обратила внимание на мрачное здание цитадели, а когда всмотрелась, то поняла, что это мощное здание меня реально пугает, от него исходит наисильнейшая энергетика смерти. Бастилия, только на горе Геллерт.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

Еще бы! В середине XIX века в Европе сразу несколько мест были охвачены крупными восстаниями, в том числе и Венгрия. Венгерская революция была жестоко подавлена, в стране воцарилась военная диктатура, а правящая династия Габсбургов, чтобы мятежей больше не повторялось, решает воздвигнуть на горе Геллерт крепость, чтобы иметь возможность обстреливать одновременно и Буду и Пешт. Цитадель построили за четыре года, и сразу же по завершению строительства ее занял австрийский гарнизон. Почти 17 лет цитадель выполняла свою устрашающую функцию (до 1867 года), до образования Австро-Венгрии, когда австрийские гарнизоны покинули цитадель. Тяжелые бои шли за цитадель и гору Геллерт в 1944–1945 годах. А потом, в 1956 году советские танки из цитадели стреляли по Будапешту, когда происходил штурм правительства. И на все эти ужасы все эти годы безмолвно взирал Дунай… Наверное, его цвет часто превращался из голубого в кровавый…Мы в цитадель не пошли, не захотелось…

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

Также безрадостно я отнеслась и к скульптуре, которая изначально (1947 г.) была установлена в честь освобождения Венгрии от нацистов силами советской Красной армии. Монумент, который до 1990 года назывался Монументом Освобождения. Женщина, держащая в руках пальмовую ветвь символизирует мир.

Раньше на постаменте было написано на русском и венгерском: «В память о советских героях-освободителях от благодарного венгерского народа. 1945». Надпись на русском убрали, оставили только на венгерском: «В память о тех, кто пожертвовал свои жизни ради независимости, свободы и процветания Венгрии». И называется теперь этот монумент — статуя Свободы. Около этого монумента раньше находился еще бронзовый памятник советскому солдату и алая звезда, а также были выгравированы имена 164 советских героев, принимавших участие в освобождении города. После 1990 года пришедшая на смену коммунистическому правлению новая власть распорядилась стереть имена, убрать звезду и памятник советскому солдату «с глаз долой», подальше из центра города, в парк Мементо. Около статуи Свободы осталось только два памятника, как бы это выразиться…нейтрального значения, не политического.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

Не прониклась я ни цитаделью, ни статуей Свободы. У меня этот памятник вызвал чувство отторжения. Главным для меня на горе Геллерт оказались виды на Дунай и венгерскую столицу.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

С каким-то странным чувством я покидала гору Геллерт. Не могу сказать, что это было разочарование. Скорее — недоумение. Особенно стоящие вдоль стены цитадели торговые ларьки. Мое мнение — не надо ярмарки устраивать в ТАКИХ местах памяти. Неуместно это…

Другое дело — ярмарка у стен Рыбацкого бастиона, в который мы потом отправились.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

Там ярмарка и установленные торговые павильоны смотрелись к месту. Книжная выставка-ярмарка проходила, концерты на импровизированной сцене, этнический фестиваль

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

— все было очень органично, потому что и сам Рыбацкий бастион — какой-то игрушечный, резной, веселенький, будто замок, Диснейленд какой-то, а уж никак не грозное оборонительное сооружение.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

У меня и язык-то не поворачивался назвать это резное произведение искусства бастионом. А уж тем более — ассоциировать бастион с рыбой:) Но история — есть история. Что ж поделать, что раньше тут была окруженная крепостной стеной площадь, на которой будайские рыбаки действительно торговали своим уловом, обещая взамен, в случае военной угрозы, защищать крепостные стены. Постепенно и стены обветшали и рыбаки прекратили здесь свою торговлю. А название-то осталось!

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт
Рыбацкий бастион. Архитектурное сооружение на Крепостном холме в Буде, одна из достопримечательностей венгерской столицы. Представляет собой площадь, окружённую галереей длиной 140 м и шириной 8 м с коническими шатровыми башнями (6 небольших и одна центральная, символизируют семь племён, основавших венгерское государство), аркадами и балюстрадами, откуда открывается великолепный вид на Дунай и Пешт. Рыбацкий бастион был возведён в 1899—1905 годах по проекту архитектора Фридеша Шулека и задуман как архитектурный фон для церкви Матьяша. Несмотря на своё название, Рыбацкий бастион никогда не имел оборонительного значения. Ранее на месте Рыбацкого бастиона находилась площадь, окружённая крепостной стеной, где шла торговля рыбой. В Средние века будайские рыбаки защищали этот участок крепостной стены в случае военной угрозы, и Рыбацкий бастион стал памятником храброй гильдии рыбаков (данные из Википедии)

Начали строить Рыбацкий бастион (проект архитектора Фридеша Шулека) к юбилею — к 1000-летию занятия венграми земель в бассейне Среднего Дуная (так называемое «обретение родины»). Закончили в 1905 году, не как оборонительное сооружение строили, а как архитектурный фон для церкви Святого Матьяша на площади Святой Троицы.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

А какие оттуда виды на Дунай, Буду, Пешт!

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

Рыбацкий бастион подвергся бомбардировке в годы Второй Мировой войны, серьезно пострадал. Реконструкцией после войны занимался сын Фридеша — Янош. Потом реконструировали в 80-х годах XX века: стены посерели из-за загрязнения воздуха и частично разрушились статуи. После восстановления Рыбацкий бастион и Будайский дворец были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В этот список я бы с удовольствием занесла и церковь Святого Матьяша (собор Пресвятой Богородицы), бесподобной красоты готический храм, построенный в 1015 году по велению короля Иштвана.

Чуден Дунай при всякой погоде. Часть 3: Будапешт

Во время вторжения в Венгрию (1241—1242 гг.) монголо- татарской орды храм был разрушен. Новый храм, как часть Будайского замка, возвел король Бела IV, в XIV веке церковь опять перестроили. Во время правления короля Матьяша Корвина (1458—1490 гг.) церковь существенно реконструировали и переименовали.

До этого храм носил название Девы Марии, а после восстановления обрел свое современное наименование — церковь Святого Матьяша. Разоренный турками в 1526 году храм не был разрушен, даже турки были поражены его красотой, устроив в нем мечеть, которая просуществовала почти 150 лет. Через несколько столетий нужно было храм реконструировать или перестроить, что было успешно сделано под руководством архитектора Фридеша Шулека.

Если бы можно было, я бы и великолепный Дунай занесла в список всемирного наследия ЮНЕСКО как неотъемлемую часть Будапешта…