Турист Гала Эйснер (user134849)
Гала Эйснер
была 19 мая 2018 13:36

Новый Афон — Абхазия Январь 2018

Ко мне приехал взрослый сын. Издалека прибыл, давно не виделись. Несколько дней исследуем Сочи. Но вчера повезла его в Новый Афон. Вышли из дома в проливной дождь. Пока дотопали до пешеходной границы, вымокли насквозь. Были у будок с пограничниками около 9 утра. Прохождение границы заняло около 10 минут. Красота!

Мысль в сторону

С нами вместе проходили туристы с экскурсионной группы. Их было 12 человек. Экскурсовод собирала их на российской стороне, когда проходили мимо, я обратила на них внимание. На абхазской территории, она посадила людей в микроавтобус и они укатили. Взяла себе на заметку….Как бюджетный вариант экскурсии по Абхазии…значит и так можно. На моих экскурсиях я туристов на минивэне забираю из отеля и туда же возвращаю вечером…уставших и наполненных впечатлениями, вином, чачей. Как наседка над цыплами, так я над ними. А оказывается и так можно, сами приехали до границы, перешли, встречают уже на абхазской стороне. Уставшие вечером-таким же образом, сопровждение только до КПП. Не вполне комфортно, зато дешевле. Ладно, взяла себе на заметку.

Дорога

На остановке сразу сели в частную «газельку», адущую до Сухума. ПРоезд-по 200 руб. Это дороже, чем на государственном транспорте. Но в тот момент их на остановке не было, они ходят по расписанию. Когда все места оказались занятыми, поехали. Дождь не прекращался, настроение из-за этого испортилось. Мне всё-равно, но хотелось, чтобы в первое своё посещение сын увидел Абхазия в выигрышном свете. Но что делать, от меня погода не зависит. Часа через полтора доехали до места, вышли на «Ракушке», кто был в Афоне, поймёт меня. Это остановка напротив мемориала, погибшим в конфликте 1992–93 гг.

Пещера и монастырь

Зимний Афон — умиротворение и дождь

Пешком по главной улице дошли до здания администрации комплекса «Новоафонская пещера». Улицы пустые, дорога тоже. Хотя пару раз проехали машины.

Возле кассы были около 11ти. Зимой в будние дни экскурсия проводится 1–2 раза. В 14.00 и в 16.00. В выходные-чаще. Мы приехали в среду. Билеты взяли на 14.00. Чтобы не терять времени, повела сына смотреть монастырь. «Тропа грешников» — непроходная, дождь развозюкал глину основательно. Мазаться не хотелось, пошли по Царской дороге.

Зимний Афон — умиротворение и дождь

Попутно рассказывала про город, его историю, происхождение топонима. В монастыре встретили туристов, тех, из группы, с кем проходили границу. Получилось, что они на индивидуальном автобусе и мы-на частном, регулярном-потратили одинаковое время на дорогу до Афона.

Народу в монастыре вместе с нами было около 30 человек. Но попрежнему аккуратной стопочкой сложены у входа наюбники, висят косынки, пожилой живописец в войлочном башлыке рисует колокольню.

Конфетное дерево и чача

После осмотра монастыря и экскурсии по нему, которую внимательно выслушал сын, пошли за «лекарством». В ботинках у меня хлюпало, от озноба в мокром свитере потряхивало, делать нечего, придётся усугублять. Хотели взять заводской чачи, Гагринского завода. Но мадам стала предлагать фигурные пузатые бутылки, утверждая, что это «хорошо, вкусно». Но кто производитель сего напитка, она не смогла ответить.

— Местное? Сухумский винзавод? Пицундский?

Женщина повела плечом:

— Какая разница? Говорю же, что вкусно.

Но для нас разница была. Находясь в Абхазии, хочется употреблять местное питьё. Сын разобрал на этикетке бытылки, что это сливочный ликёр, изготовленный в Минске. Мы отказались. И взяли 0,5 л чачи за 250 руб.

Через несколько метров, на закуску — пучок веток «конфетного дерева»-за 100 руб. Я-то знаю, что это за «фрукт», но сыну было удивительно попробовать. Кто не знает, вкус напоминает изюм.

Дача Сталина

Зимний Афон — умиротворение и дождь

Давно хотела осмотреть её. Но всё не получалось. Мои сочинские туристы, как правило выбирают экскурсию по даче в Сочи или на Багарепсте («Холодная речка»). Тут решила всё-таки не упускать такой случай. Территория госдачи — это бывшие монастырские земли. Там когда-то стоял дом настоятеля Симоно_Канонитского монастыря. Надо немного спуститься по Царской дороге и слева будет вход. Надпись: «Проводятся экскурсии. Правительственная дача». От этого входа до самой дачи — метров 150, по тратуару, мимо тётенек с мандаринами, сквозь запущенный обширный парк. Здание-в конце дороги. Двухэтажное, большое, светлое. Сквозь краску просвечивает бывший окрас дачи — зеленый. Характерный для всех дач Сталина. Рядом еще несколько зданий.

Одно из них смотрится нарядно, сияет свежей краской фасада. Как выяснилось позднее, это гостевой дом Л. И. Брежнева. Сейчас используется как гостиница.

После смерти Вождя, в его даче много кто отдыхал, в том числе и дорогой Леонид Ильич. Но гостям он предлагал селиться отдельно. Еще один дом принадлежал генералу Власику, начальнику личной охраны Сталина. По размерам он мне показался лишь немного меньше дачи Хозяина.

Вошли. Заплатили по 150 руб. Нам предложили пофотографироваться за рабочим столом в кабинете и пригласили на экскурсию. Началась она в банкетном зале. Большой стол. Камина нет. На стене — картина с сибирским пейзажем. Это копия, как объяснила экскурсовод, оригинал — в Русском музее в СПб. Оказывается, что во-время застолий, Иосиф Виссарионович усаживался всегда в центре стола, напротив этого сибирского пейзажа. Если ему что-то не нравилось в словах гостя, он молча указывал ему на полотно. Правда был Сталин в этом своём владении всего 5 раз. Дача построена в 1947 году. Сюда он приезжал один, без детей. Надежда Алилуева, его жена, уже много лет к тому времени находилась в земле. Рассказывала экскусровод интересно, эмоционально. Слава Богу не было россказней о «любовницах Сталина», которых «ему приводили каждую ночь и выводили через тайную дверь». Подобные байки немало я слушала в даче на оз. Рица. Здесь было очевидно, что экскурсовод — знающий, специалист. Но после рассказа (минут 15), она нас отпустила и мы пошли осматривать комнаты самостоятельно. Три спальни, два санузла.

Зимний Афон — умиротворение и дождь

Подлинных вещей Сталина, Брежнева и прочих обитателей дачи, много. Например, ваза под фруты. Мебель. Покрывала, матрасы.

Стекла в окнах, зеркала. В одной из туалетных комнат — маленькая и узкая кушетка. Тоже настоящий предмет, Вождь был невеликого роста, чуть более 1,60 м. Но сантехнику меняли два раза. При Горбачеве и позже, когда все правительственные дачи передали на баланс правительства Абхазии. Произошло это в 1994 г. Несколько лет назад в здании установили кондиционеры, холодильники, телевизоры. Дача действует как экскурсионный объект, но в ней же проводят дипломатические встречи, поселяют важных и нужных гостей Абхазии. Спален 3, кровати в них сдвинуты. Во-время посещения Сталина, они стояли поодиночке, в разных местах. Так рассказывала экскурсовод. Лучше всего сохранился банкетный зал.

Его украшают ещё две картины. Вся обшивка из ценных пород дерева — потолок, стены, паркет, всё сохранилось.

Зимний Афон — умиротворение и дождь

В основном использовались местные породы (каштан, дуб, самшит), но есть вставки из красного дерева и полисандра, карельской берёзы. В спальнях деревянная обшивка с потолка снята, его покрывает плёнка. Провели на даче минут 40. Всем рекомендую её к посещению.

Не понравится-не заплатите! Кафе «Прохлада»

Поспешили в пещеру. Но времени до начала экскурсии оставался час, успели зайти к ГЭС. «Водопад» сейчас очень живописен.

Зимний Афон — умиротворение и дождь

Вода падает с плотины вниз с рёвом. Напор сильный, в воздехе висит водяная дымка.

Гидроэлектростанция на Псырдзхе построена по проекту инженера Веняжского, в 1893–96 гг. Музей Абхазского царства опять закрыт. Прошлись вдоль жд путей и реки, пофотались возле круглого здания полустанка «Псырдзха».

Вышли через тоннель в пер. Водопадный и помчались в пещеру. Дожь не прекращался, но лил уже не с такой силой. Небеса сеяли мелкими капельками, кропили землю, мандариновые сады, крыши домов и неугомонных туристов. Рынок — пустой. Только продавци у прилавков с вином и толстые ленивые кошки.

После экскурсии в пещере, по выходу, уже собрались идти обедать в столовую у «Ракушки».

Зимний Афон — умиротворение и дождь

Но нас перехватил худенький пожилой абхаз. Услышала слова: «Как жена готовит! По-домашнему! Какая мамалыга. Шашлык-из свиной шейки…ни одной жилки. Не понравится-платить не будете! Чачей угощаем». Обычно я не люблю зазывал и на их уговоры не ведусь, но так уж он улыбался по-доброму, что пошли с ним. И не пожалели. Друзья, всем советую: кафе «Прохлада», рядом с двухэтажкой кассового здания пещеры, если стоять к ней лицом. Кафе слева, по лесенке надо подняться. Зеленая крыша, выцветшая выска, столики-на улицы. Внешний вид заведения-обнять и плакать, но «этикетка» оказалась не отражает сути.

Шашлык-250 гр-250 руб, оказался не то, что вкусный, просто замечательный! Ни одной жилки, не засушенный, не пережаренный, мясо-мягчайшее. Пока Геннадий его жарил (владелец кафе), Марина-супруга, вынесла нам по рюмочке домашней чачи. Это бонус от заведения. Приятным теплом разлилась она по продрогшему и промокшему телу. Хорошего качества напиток, без всяких ситнтеческих ароматов. Пахнет так, как и должна. Не виноградом, конечно, чачей…но и самогонный дух не сшибает нос. Заказывали ещё порцию картошки фри, хачапур «Лодочка» с первым сыром (класс!), бутылку минералки, соус ткемали (много), лаваш-3 куска, чайничек горячего черного чая (заварной, не пакетированный). Получилось на 850 руб всё вместе.

Главный хозяин заведения-толстый котяра Кузя. Особа наглого нрава, но очень обаятельный, как и Гена м Сариной. Правда, настоящая домашняя атмосфера в этом неказистом на взгляд заведении. Но просто настоятельно рекомендую его к посещению. Это самый вкусный шашлык, что я ела на Кавказе за все годы жизни здесь. И отличная «Лодочка»! На прощание с хозяевами обменялись телефонами, сфотографировались. Точно приду сюда ещё раз сама и приведу гостей.

Путь домой

Разморенные и согревшиеся, сытые и довольные (дождь кончился!), побрели на остановку. Там уже стояли две маршрутки. Обе-до Псоу. Мы решили остановиться ещё в Гагре, погулять. Но в салоне нас разморило, за окном стемнело и мы передумали. Когда водитель остановился возле «Амры», как раньше было условлено, сообщили, что едем до Псоу. Он немного поворчал, что поехал бы тогда по объездной. Но после того, как я извинилась и объяснила, что мы хотели погулять по Гагре, он сам сказал: «Да нет, тогда до границы не доберётесь. Днём приезжайте!» Так что, конфликта никакого не случилось. Зашли в Дьюти, закупились импортным алкоголем, прошли контрольещё быстрее чем утром, и вскоре были дома.

Сыну Афон понравился, дождь нам впечатление не испортил. Через пару дней повезу показывать ему Гагру.

Поскриптум

Фото сняты на смартфон. Возможно надо бы их обработать, серенькие…но и день вчера был такой, дождливый и серенький. Поэтому ради достоверности, трогать их не стала