Турист Наталья Ушакова (Nata7777)
Наталья Ушакова — была 1 апреля 2022 17:06
Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов.

Париж — Франция Октябрь 2017

В путешествие в Париж я отправилась в пятницу тринадцатого октября. Если быть точной, то не совсем в Париж, а во Францию. Так как, предстояло посетить еще кроме Парижа провинции Франции — Бургундию, Эльзас и Шампань. Это был авторский четвертый тур, а три предыдущих не состоялись по разным причинам. Дважды я сдавала железнодорожные билеты и, конечно на этом теряла, пусть и небольшие, но все же деньги. К четвертому разу желание пропало, то есть, не совсем. Париж увидеть по-прежнему хотелось, но лететь туда уже отпало желание. Туроператоры, как местный, так и фирмы авторского тура, провели свои внутренние переговоры, в ходе которых выяснились некоторые подробности. Во все меня не посвятили, но кое-что дошло до моих ушей.

Тур, оказывается, будет для фирмы почти убыточным, но ради престижа фирмы, он состоится. Одной бродить по Монмартру не хотелось, и я просила найти мне спутницу, но, как оказалось, дело это было не простым. Все же нашлась моя ровесница из Казахстана, какая-то «крутая» предприниматель (как ее назвали операторы), которая летела тоже одна, но как-то не срослось. Вечером на поезде в Москву, утром в аэропорт Шереметьево. Благополучно проехав на автобусе свой терминал «Е», возвращалась туда на транспортере и пешком по стрелкам-указателям аэропорта. Да, забыла сказать, что на момент прибытия в Шереметьево у меня еще не было турпакета на путешествие. Да, так иногда бывает. Менее, чем за два часа до вылета желтый пакет прямо в аэропорт привез представитель одной из известных туристических фирм. Почти четыре часа на самолете Air France и вуаля — Париж.

Эйфелеву башню в золотых огнях я увидела еще в небе, в смысле, когда пролетала над округом столицы Франции, где стоит эта знаменитая, 320 метровая красотка, неизменно притягивающая взоры миллионов поклонников. Кажется, что в ней такого, что все стремятся на нее посмотреть, как одна знакомая девушка сказала — это «железо», наверное, так же можно сказать на розы — «трава». Но, ведь мы с вами понимаем, на что это не так. На следующий день моя давняя мечта подняться на Эйфелеву башню наконец-то сбылась. Но до этого был еще вечер сомнений и разочарований, а затем утро радости и созидания. Утром в дверь моего номера постучались. Худенькая женщина примерно моего возраста с порога озадаченно заявила мне, что тут должна была приехать какая-то журналистка из Москвы и добавила что-то еще, я уже не помню что точно. Я сразу ответила, что я не из Москвы, но журналистка. И тут же уточнила, не их Казахстана ли она «крутая» предприниматель? Да, — ответила незнакомка, — из Казахстана. Вот, собственно, что и требовалось доказать, — подумала я. С Ниной Александровной, не «крутой предпринимательницей», а врачом-терапевтом общей практики одной из казахстанских частных клиник, мы не расставались все время, отведенное нам турфирмой на путешествие по Франции.

Лувр и ее Величество Эйфелева башня.

Признаться честно, моей мечтой была именно она — главная парижанка Парижа. Именно к ней были все мои устремления, к ней меня тянуло, как магнитом. Для меня здесь не было нечего удивительного, не могу объяснить почему. Тянет меня туда и сейчас, может быть немного меньше, но уже более осознанно. Забегая вперед, могу сказать, что Париж — это чудо и хорошо, что он во Франции. Я счастлива, что этот волшебный город принял меня, а я в нем не разочаровалась. Кто-то любит путешествовать в одиночку, иногда — это вынужденная мера, но все же лучше, когда есть попутчик.

В это утро, которое я бы назвала главным в этом путешествии, мы с Ниной Александровной спустились вниз нашего скромного отеля — троечки, где кроме суточной оплаты берут еще 1 евро и 65 центов в день. Там моя спутница познакомила меня с несколькими туристами из Москвы. Одна из них позднее рассказала, что в Париже была раз пятнадцать и почти всегда по работе. Особая благодарность этой милой женщине, так как она вместе со своей семьей спустилась в парижское метро, помогла нам купить в автомате билеты в два конца. Один билет в метро там стоит 1 евро 90 центов, да, подороже московского. Но само метро выглядит буднично и простенько, там нет такой помпезности и красок, как в метро столицы нашей Родины.

О Париже много песен сложено…

Что касается пассажиропотока, так, как мне показалось, он там тоже значительно скромнее. Вагончик поменьше, объявляют по-французски и вот как узнать, где тебе выходить? Да, одна немаловажная деталь. В спешке даже не прихватила список самых дежурных фраз по-французски, и в голову нечего не шло, кроме английского «хелп ми, плиз» и дальше, название отеля или просто «метро» по-русски. Вообще, по ходу движения в любом направлении в славном городе Париже ухо ловило русскую речь и тогда, о, радость, вообще не было никаких проблем. Нина Александровна — спокойная и размеренная женщина, утром заявила, что она такая гулена, любит прогулки по городу туда-сюда. Я настояла — сначала в Лувр. Как правильно я тогда поступила, ведь это был первый и единственный наш свободный день, когда можно было, при желании, объять необъятное. Мы вышли не на той остановке метро, но, как потом оказалось, совсем рядом с Лувром.

По загражденной улице Парижа бежали люди в спортивной одежде и нам не разрешили перейти по пешеходному переходу, пока продолжалась спортивная эстафета. Сразу повеяло позитивом и бодростью, так вот ты какой, современный Париж, здесь благотворят спорт и продвигают его в массы.

О Париже много песен сложено…

Вот она — стеклянная пирамида уникальнейшего музея, установленная в наше время американским архитектором китайского происхождения Бэй Юймином. На картинках она казалась такой волшебной и неприступной, а теперь — welcome.

О Париже много песен сложено…

Может быть потому, что был октябрь месяц, туристов в очереди в Лувр было немного.

После досмотра сумок мы проехали по эскалатору вниз, потом купили в кассе билеты за 15 евро, взяли план музея на русском языке и сразу зашли в крыло Денон (Denon).

О Париже много песен сложено…

Кто был в Лувре или читал о нем, знает, что кроме Денон, есть еще несколько крыльев: Ришелье, Сюлли, много различных павильонов и галерей, которые за день, да и за два не обойти. Мы были в Лувре около трех часов. (Вспомнила, что по залам Эрмитажа я когда-то бродила больше шести часов).

Вектор направления задавала моя спутница, ориентируя на то или иное произведение искусства, моей же задачей было найти этот объект в многочисленных залах музея. Секрет прост — идите туда, где больше всего народа.

О Париже много песен сложено…

Сразу, при подъеме по ступеням, встречается Ника Самофракийская с постаментом высотой 328 сантиметров, из которых 245 — крылатая фигура самой Ники.

А вот и мраморная статуя Афродиты или Венеры Милосской.

О Париже много песен сложено…

Мог ли знать Леонардо да Винчи, когда он писал Джоконду или Мону Лизу, что для того, чтобы увидеть загадочную улыбку, спокойное выражение лица женщины на фоне скромного пейзажа, в Лувр буду приезжать люди со всего мира, а возле этого маленького портрета в музее будут собираться толпы многочисленных туристов? Тайна Моны Лизы не разгадана до сих пор.

А еще есть мнение, что 90% всех посетителей Лувра приходят туда лишь ради того, чтобы посмотреть на самую загадочную картину в мире — легендарную Мону Лизу.

О Париже много песен сложено…

Вот теперь вам станет ясно, почему мы пошли с Ниной Александровной именно в крыло Денон. Увидели мы античную скульптуру умирающего раба Микеланджело Буонарроти и многое другое.

Уходя из музея, купили по большой красочной книге «Весь Лувр» и несколько сувениров на память. Да, когда мы искали одну из известных скульптур, обратились за помощью к молодому, симпатичному служителю музея.

О Париже много песен сложено…

Я попросила Нину Александровну, — скажи по-французски. Сотрудник музея ответил на русском языке,- не надо по-французски и рассказал в каком направлении нам идти.

Опытные путешественники говорят, что в Париж лучше всего приезжать именно в октябре, когда туристов совсем мало, и можно свободно гулять по аллеям дворцово-парковой зоны столицы Франции. Дальше наш путь определялся самостоятельно, то есть, нас вела какая-то интуиция. Но, как я теперь понимаю, отправились вперед мы по исторической оси Парижа.

Пройдя шагов двадцать от Лувра, сфотографировались на фоне триумфальной арки Каррузель, воздвигнутой Наполеоном в 1808 году, а затем вошли в чудесный сад Тюильри — самый большой парк Франции.

О Париже много песен сложено…

На зеленых газонах парка мирно отдыхали его посетители

а на центральных дорожках разместились многочисленные современные инсталляции, с какой стороны не смотри,

можешь ни за что не понять суть этих новомодных конструкций из различных материалов. Вот огромные, причудливо изогнутые гвозди, зеркальные поверхности, размещенные в ряд друг за другом, странные высокие растения, торчащие из сооружения,

напоминающего парник.

Рассматривая скульптуры парка, дошли до пруда, и сразу возникло огромное желание присесть на большие удобные кресла возле воды и просто полюбоваться утками и рыбами. Благо, погода этому благоприятствовала — 26 градусов тепла, на небе ни облачка.

О Париже много песен сложено…

Следующие минут 20 мы занимались созерцанием обитателей пруда и рассматривали виды горизонта. Вдали виднелся высокий обелиск, ближе — античные скульптуры и золоченые верхушки ворот парка.

На площади Согласия мы рассматривали необыкновенно красивые фонарные столбы,

О Париже много песен сложено…

туристические велосипеды, мороженщиков, у которых были причудливые передвижные мини-кафе на велосипедных колесах.

Мой взгляд устремился вдаль, и весь мир, словно замер…. Так вот же она, — невольно вырвался крик из моей души. Кто она? — удивленно спросила Нина Александровна.

Пешком мы отправились к ее Величеству, вдоль Сены и ее снующих туда-сюда корабликов, фотографируя свадебные церемонии на мосту Александра III — самом красивом мосту Парижа.

О Париже много песен сложено…

Этот мост был построен в честь возобновления русско-французской дружбы, а первый камень в основание моста был заложен царем Николаем II в. 1896 году. Всего в Париже 36 мостов. Есть, оказывается, в Париже памятник воинам русского экспедиционного корпуса, сражавшегося на полях Франции в 1916–1918 годах.

Фасад памятника подписан, как на русском, так и на французском языке. Сделав фото монумента, отправились дальше. Навстречу нам, прямо по улице на роликовых коньках и в ярких спортивных одеждах ехали парижане, видимо, именно по этому поводу движение на улице было приостановлено.

На площадке возле одного из мостов, рассмотрели детскую игровую зону с полосами препятствия (у нас такие называют туристическими). Дети там играли под присмотром взрослых.

О Париже много песен сложено…

По ходу движения зашли за высокий стеклянный забор, думая, что именно вход в этот проем забора является входом на площадку перед башней, но ошиблись. Там размещается музей искусства стран Африки и Океании, этнографический отдел Музея человека, на афишах было написано «Les forets natales». Почему пошли в эти стеклянные ворота? Перед поездкой я вычитала, что власти Парижа решили построить вокруг Эйфелевой башни стену из пуленепробиваемого прозрачного стекла, вот и подумала, что это и есть эта стена.

Сначала простояли одну очередь, чтобы проверили наши сумки. Высокий афроамериканец, которому я сказала, что нечего там у нас нет, улыбнувшись белоснежной улыбкой, спросил,- Рус? Затем, смешно коверкая, повторил мои слова, — нисиво нет. Стоя в очереди за билетами в кассу, а возле башни их несколько, рассматривали бюст создателя башни — Александра Густава Эйфеля. В пересчете на наши рубли билет на башню стоил 770 рублей.

О Париже много песен сложено…

Заходим в оранжевый лифт и поднимаемся на второй этаж. Вот он прекрасный город со смотровой площадки, как на ладони.

С кажущимися с высоты белыми домами и серебристыми крышами, на которые треугольником в солнечные дни падает тень от Эйфелевой башни.

О Париже много песен сложено…

Здесь никто не суетится, все происходит как в замедленных киносъемках. Можно присесть на ступеньки башни и просто смотреть на Париж сверху, а разве может быть удовольствие больше этого?

Лишь несколько исторических фактов об Эйфелевой башне. Первоначально башню планировалось оставить на 20 лет, а затем разобрать, так как многим парижанам не понравился ее дизайн, но за эти годы она стала символом французской столицы. В год памятник принимает около семи миллионов посетителей, причем 75% из них приезжают из-за рубежа. Еще в лифте обратила внимание, что в группе людей находился инвалид-колясочник, и на самой башне их было немало. Вот она — доступная среда, а разве одно из чудес света может быть недоступным, ведь давно уже все знают, что мечты сбываются. Теперь и я в это верю.

Гуляя по Монмартру.

В начале октября проходит Винный фестиваль на Монмартре или, как его еще называют, праздник Урожая. В эти дни можно приобрести бутылку настоящего французского вина на аукционах, а так же понаблюдать за парадами, концертами и театрализованными поставками в честь праздника. Завершает фестиваль праздничный салют. На Монмартр мы попали в последний день праздника Сбора Винограда.

По улицам Монмартра наша группа туристов гуляла с русским гидом Алисой. Очень высокая и худая Алиса ждала нас возле входа в Мулен Руж, (красная мельница) где была назначено место встречи для нашей первой пешеходной экскурсии.

О Париже много песен сложено…

Мулен Руж является, как известно, одним из символом Парижа. От Эйфелевой башни мы доехали в метро до станции Бланше. Была еще одна пересадка на другую линию, усложнившая путь нашего следования. Но, времени было мало и без метро — никак. Бланше,- твердила я все время поездки в вагоне метрополитена, зеленая лампочка загорелась на «Blanche», и мы вышли. Здесь я опускаю рассказ о приключениях, о том, как мы искали вход в метро, как расспрашивали людей, как нам добраться до Мулен Руж. Добавлю одно — люди нам охотно подсказывали куда идти, никто не оставался безучастным.

Алиса провела нас по старинным улицам Монмартра, показала площадь Далиды, мельницы, знаменитую статую человека, который проходит сквозь стену подвела к базилике 19 века Сакре Кер, к которой нам так и не довелось подойти, но об этом позднее.

На улицах Парижа много цветочных магазинов. Алиса назвала французских мужчин галантными, так как они любят своим дамам преподносить цветы. Во Франции День 8 марта не отмечается, но есть праздник мам, пап и праздник бабушек. При этом, бабушка не печет с раннего утра пирожки для гостей. А вся семья приходит к бабушке и дарит ей подарки, а потом все идут в ресторан. На пенсию бабушки уходят в 62,5 года, так же как и дедушки. Мы работаем, чтобы жить, — говорят французы. Наш гид как-то пошутила — во Франции всегда праздник-либо бастуют, либо веселятся. А еще сказала, что бытует мнение, что французы лягушатники, а Наполеон был маленького роста. На самом деле, французы лягушек не едят, устрицы не пищат, а Наполеон был ростом 1 метр 68 сантиметров. А что обожают французы? Морепродукты: крабы, устрицы, креветки, морские улитки, лангустины.

Холм Монмартра — это 18 округ Парижа. Перевести холм Монмартра можно как «холм мученика», здесь, по сохранившемуся преданию, у подножия холма, в 250 году отрубили голову первому парижскому епископу, которого звали Святой Дионисий. Позднее нам удалось побывать с экскурсией в базилике 12 века Сен-Дени (Святого Деонисия), где находится королевская усыпальница, захоронены все французские короли и французские королевы. Здесь на одной из улиц Монмартра проходит ралли машин, где выигрывает та машина, которая придет самой последней, но при этом ни разу не заглохнув. На Монмартре есть дом с табличкой, где два года у своего брата проживал художник Винсент Ван Гог. Во Франции есть профессия, которая называется «флорист-оформитель последних этажей» Что хранят русские на балконах — все. Что хранят французы — нечего, но там может быть розарий, газон с зеленой травой, а иногда плавают золотые рыбки.

До середины 19 века Монмартр был предместьем Парижа. Здесь стояли деревянные дома, гуляли коровы и козы, было много мельниц. Одна из мельниц уже более 200 лет принадлежит одной и той же семье по фамилии Дебре. На Монмартре жил художник Ренуар. Однажды в передаче «Что? Где? Когда?» знатокам задали вопрос,- что дарил Ренуар после работы со своими натурщицами? На самом деле, дарил он им шляпки.

Здесь на Монмартре он открыл свой детский сад для детей, а у самого художника было три сына. Французский драматург Марсель Эме написал произведение «Человек, проходящий через стены». В 50-х годах французы сняли фильм «Пять с плюсом, дневник на стол» с Бурвилем в главной роли. Спустя годы французский скульптор и актер Жан Море создал скульптуру «Человек, который проходит сквозь стену» и разместил ее на стене возле дома драматурга Марселя Эме на улице Girardon Монмартра.

О Париже много песен сложено…

В Париже, в основном, дома шести или семи этажные. Министерство издало такой указ, что сегодня нельзя строить высотные здания в столице Франции. Единственный небоскреб в черте города — башня Монпарнас, его высота 210 метров. Самые элитные районы Парижа — 7 и 16. На Монмартре есть тупичок, где находится большое частное домовладение, куда запрещено проезжать любому транспорту.

В Париже много оборудованных детских игровых площадок. Там, где размещается детская площадка, обязательно устанавливают стационарную колонку с чистой питьевой водой и туалет. На площади Далиды расположен бюст певицы. Мы долго стояли и смотрели, как на площади веселилась молодежь под ее ритмичные песни, звучавшие в динамик. Французы обожают легенд французской эстрады Шарля Азнавура, Джо Дассена, Далиду. На Монмартре есть музей Сальвадора Дали, на Монмартре жил в самом начале своей карьеры Пабло Пикассо.

На площади Тертр рисуют свои картины художники, собственно, она этим и знаменита.

О Париже много песен сложено…

Чтобы работать здесь, надо иметь лицензию, есть у художников свой профсоюз. Последней точкой этой экскурсии должна была быть базилика Сакре Кер, что в переводе с французского означает «Святое сердце». Базилика самая высокая точка «холма». Попасть в этот вечер мы туда не смогли, так у ее подножия разместились палатки, где проходил фестиваль-ярмарка праздника Сбора Винограда. Свою экскурсию Алиса закончила высказыванием Эрнеста Хемингуэя,- Париж — это праздник, который всегда с тобой. О Париже можно рассказывать бесконечно, но лучше все увидеть своими глазами. Первый день нашего пребывания в Париже закончился в кафе «Старбакс», где мы выпили по чашечке капучино, а затем взяли такси и уехали в наш отель «Марена».

Такой разный Париж.

В Париже много велосипедистов, причем, женщины спокойно передвигаются на двухколесном транспорте в юбках.

О Париже много песен сложено…

Велосипеды стоят на специальных парковках, есть выделенные для них дорожки. В провинции Франции наблюдали, как с самого утра на велосипедах спешат на работу горожане и везут своих малышей в больших удобных велоколясках. Я таких детских колясок больше не видела нигде и никогда. За одним остановочным комплексом прямо на улице Парижа заметили маленькую палатку. В нее быстро нырнул мужчина и больше не показался. Да это еще что. В первый вечер, когда нас развозили по отелям, удалось сфотографировать такой сюжет: на тротуаре расстелен матрас с подушкой и одеялом, а на этом комплекте спального белья преспокойно отдыхает афроамериканец. Да, дело шло к ночи.

Перед поездкой читала, что опасно ходить по Парижу с хорошим фотоаппаратом, нужно брать «мыльницу». Ну, как можно, в Париж и «мыльницу»? Никаких волнений на улицах Парижа не было. Лишь однажды, во время автобусной экскурсии по Парижу была перекрыта одна из центральных улиц, там стояли полицейские, но нам не сказали почему. В районе собора Парижской Богоматери степенно ходили военные с автоматами наперевес,

там же мимо нас проскакала конная полиция.

О Париже много песен сложено…

А так, везде все тихо и спокойно.

На автобусе от Гранд-опера.

Второй день в столице Франции начался с обычного континентального завтрака, в который входит круассан, кофе, кукурузные хлопья и йогурт. К девяти утра мы отправились к Гранд-опера или Опера Гарнье.

О Париже много песен сложено…

Это один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира. Нет, в театр мы не ходили. Возле центрального входа собирались туристы на четырехчасовую экскурсию по Парижу.

Надо отметить, если в других странах привычным делом является трансфер к тому или иному месту экскурсии, например в испанской Барселоне нас привезли на автобусе к парку Гауди и к Саграда Фамилия (храму Святого Семейства), то в Париже как вы доберетесь до нужного места, откуда начнется экскурсия — сугубо ваши проблемы. Экскурсовод Ирэна, как потом выяснилось, она еще поет в оперном театре, или наоборот, четыре часа вещала нам о главных достопримечательностях столицы Франции.

Посетили музей парфюмерии Фрагонар — самый знаменитый музей духов в мире, выходили на площади Трокадеро, чтобы на обзорной площадке сделать фотографии на фоне Эйфелевой баши. Узнали о Вандомской колонне, на вершине которой находится Наполеон Бонапарт в римской тоге. На самой колонне 1200 барельефов, которые рассказывают об Аустерлицком сражении. Ирэна рассказала, как возникли парижские мансарды, что в Париже проходят подиумы всех известных кутюрье мира. Ну, это мы давно знаем. Здесь в отеле «Риц» 37 лет жила Коко Шанель. В наше время отель приобрел Мохаммед Аль-Файед, именно отсюда в последний путь отправилась принцесса Диана. Мы увидели старинную ратушу Парижа — отель-де-Виль, где размещается мэрия Парижа. Зимой возле мэрии устанавливают каток, летом здесь играют в теннис и гольф, проводят различные концерты, фестиваль джазовой музыки.

Мы проезжали мимо красных, синих, зеленых труб научного Центра Жоржа Помпиду, где можно пользоваться любой литературой бесплатно. Для Парижа это очень важно, так как здесь даже библиотеки платные. Проехали на автобусе мимо дома, где родился и умер знаменитый философ Франции Вольтер. Недалеко от дома Вольтера находится самый маленький дом Парижа под номером 13 с одним окошечком, который называется «домик-крошечка». К большому сожалению, за время пребывания в Париже мы не увидели многого. Нам не удалось по совету гида прогуляться по острову Сите с самым вкусным французским мороженым. Еще мы не побывали в Трюфельном доме в районе Елисейских полей, где продают оливковое масло с трюфелями, трюфеля, так как цены там космические. На Елисейский полях находится огромный торговый семиуровневый дом Луи Виттон, куда мы даже и не мечтали попасть.

Нотр-Дам де Пари.

Возле конной статуи Карла Великого мы снова встретились с Алисой на вторую пешеходную экскурсию. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) или наша Дама в Париже, строился почти 180 лет.

О Париже много песен сложено…

Собор действующий, а вход в него бесплатный. Кроме всего прочего, знаменит собор своими тремя самыми большими в Европе «розами» — это круглый ансамбль витражей.

Во время Второй мировой войны витражи разобрали, спрятали, а после войны на их восстановление ушел целый год. Внутри собора фотографировать можно, но без вспышки.

О Париже много песен сложено…

Название «Латинский квартал» происходит от латинского языка. Это студенческий квартал на левом берегу Сены вокруг университета Сорбонна. Здания университета разбросаны по всему Парижу.

Сегодня обучение идет на французском языке, причем, 75% студентов из всего мира учатся бесплатно.

В районе Латинского квартала мы увидели много интересного, например, самое старое дерево Франции.

О Париже много песен сложено…

Проходя мимо аптеки, Алиса заметила, что самая лучшая фармацевтика во Франции, а в аптеках французы получают по рецептам только антибиотики. Люксембургский сад площадью 23 гектара, излюбленное место прогулок парижан.

Здесь находится Люксембургский дворец, для маленьких парижан работает кукольный театр, а для всех — два роскошных фонтана. Решетки сада часто используются как музей под открытым небом. В этом саду прогуливался, как его называли французы, русский эмигрант Ленин. В эти дни в Люксембургском музее проходила выставка «Портреты Рубенса». На прощание Алиса выдала нам еще одну известную фразу писателя Эрих Мария Ремарка,- Париж — это единственный в мире город, где можно прекрасно проводить время, практически, нечем не занимаясь. И добавила, что живет в Париже уже 30 лет.

Мы посидели с Ниной Александровной в Люксембургском саду, сделали несколько десятков фотографий отдыхающих на траве парижан.

О Париже много песен сложено…

Наблюдали, как к ним подошел полицейский и что-то сказал. Все парочки и компании веселых подружек сразу встали, так как здесь лежать на траве нельзя (а в саду Тюильри можно,- вспомнилось мне)

Не мы могли пройти мимо ближайшего к Люксембургскому саду кафе, где беседовали с Ниной Александровной где-то около часа.

Пешком через весь центр Парижа или неважно, сколько лет твоим кедам, главное, что ты идешь в них по Парижу.

От Люксембургского сада до нашего отеля мы шли несколько часов пешком. Таким образом, увидели вечерний Париж в огнях, что, конечно, отличает его от дневного города, хотя не сильно.

Проходя по одной из улиц недалеко от Лувра, повернули головы вправо. Я высказалась, что этот район нам уже хорошо знаком, и мы пошагали дальше. Какое-то странное чувство поселилось в душе. Радостное смятение, ощущение полноты счастья от того, что ты идешь по городу своей мечты и никуда не торопишься. Вот художники возле своих лотков на берегу Сены, а вот наш рейсовый автобус, в который мы с Ниной Александровной почему-то не сели. Как добираться? Не проблема. Мы остановили человек двадцать, а может и больше, с просьбой нам помочь с направлением. Помню девушку с собачкой, которая провожая нас, спросила, откуда мы. Мы, чтобы не объяснять лишнего, ответили, что мы из России и, конечно, из Москвы, ведь Москву знают все. Один молодой человек долго водил нас по похожим улочкам, пока не вывел на нужную, и махнул в рукой в правильном направлении. Сложности были на пути в наш скромный отель, а до Гранд-опера мы добрались нормально, так как это хорошо известный в Париже ориентир.

Аэропорт Шарль де Голь.

С Ниной Александровной мы попрощались утром, так у нее был другой рейс самолета. На обратном пути было меньше суеты, волнений, но больше времени, поэтому при дневном свете хорошо рассмотрела главный парижский аэропорт имени Шарля де Голля. Если читателям интересно, в аэропорту имени первого президента Пятой Республики, все механизировано и автоматизировано.

О Париже много песен сложено…

Сам приобретаешь в терминале себе билет в самолет, оформляешь багаж и ставишь его на транспортер. С первого раза производить такие манипуляции непривычно. При посадке в самолет на стеллаже взяла несколько французских газет с известными названиями, уже в Клинцах обратилась за помощью к учителю французского языка, чтобы перевели материалы к 100-летию Октябрьской революции. Кстати, витрины парижских книжных магазинов в конце октября были также красочно оформлены к этой знаменательной дате.

Счастливчики заезжают в Париж раз или несколько в год, кто-то собирается туда долго один раз в жизни, а для кого- то он остается несбыточной мечтой. Все мы разные, но Париж остается Парижем, тем Парижем, который в конце 12 века стал столицей мира. В Париже 20 округов, среди которых есть более или менее престижные районы, а самым «люксовым» является 16 округ. Вы знаете, что является символом столицы Франции? Корабль, который изображен на гербе Парижа. «Его качает, но он не тонет» — это девиз самого загадочного и красивейшего города мира. Много замечательного и интересного произошло в провинциях Франции: Бургундии, Эльзасе и Шампани, об этом я тоже обязательно расскажу. К величайшему счастью удалось посетить такие города, как Бон, Дижон, Кольмар, Страсбург, Реймс, старинный замок первой половины 12 века О, Кенинсбург.

Существует мнение, что Париж — город влюбленных, город романтиков.

О Париже много песен сложено…

Романтики, действительно, здесь хватает, как, впрочем, целующихся пар и нежных влюбленных взглядов.

Когда знакомые узнавали, что я была в Париже, первое, что приходило им на ум, это фраза,- Увидела Париж, можно и умирать? Как известно, автором этой знаменитой фразы является русский писатель и поэт Илья Эренбург, но, к сожалению, не все вникают в ее суть. Зачем же умирать, тем более, после посещения Парижа, ведь жизнь прекрасна, как и сам Париж.