Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 8 апреля 14:22

Казань, Свияжск — Россия Январь 2018

Не было бы черных полос в жизни, как бы мы отличили несчастье от счастья (которое всегда прошедшего времени). Но и посреди омута печальной темной жизненной полосы хочется светлого праздника. Ну, хоть чуть-чуть, ну хотя бы на новый год. Желания же должны исполняться.

Намерение побывать в Казани зрело давно, за промелькнувшие года успело настояться и оформиться. В результате в конце декабря уходящего 2017 года отправились мы в недолгий, но сулящий открытия и узнавание новых земель и обычаев вояж. Старт с Казанского вокзала в 2 часа ночи, в 16 часов следующего дня — на месте. Поезд превосходный, современный, с удобствами в виде множества зарядок для гаджетов, чистоты салона и туалета, доступного в любое время.

Проснувшись в ощущении плавного и бесконечного движения (к празднику!) выглянула в окно и увидела снег.

Новогодняя Казань

В декабре 2017 года жителям центральной части России это было неожиданным и приятным зрелищем. Наблюдая в последние недели года смену серой и черной грязи на дорогах столицы, перепрыгивая через раздольные лужи и укрываясь от декабрьских ливней, обрадоваться белой равнине полей и заснеженным перелескам было неудивительно. Ехали правда, долго. Зато было время полистать путеводитель (распечатанный форматом А5 «Необычная Казань»). Всегда интересно, почему то или иное место называется именно так. Версий достаточно.

Первая по упоминанию — и самая мистически красивая — о том, что колдун велел строить новый город там, где вода закипит в котле (казане) без огня. Как будто бы это произошло на берегу озера Кабан. При всем своем любопытстве к мистике, — не верю).
Возможно, название пошло от булгарского «каш ан» — начало границы.
Вдоль железной дороги удивило обилие берез, поэтому происхождение имени города от татарского названия этого дерева — «каен» — вполне правдоподобно.
Еще одну версию позже подтвердил как весьма правдоподобную гид: на территории Казани когда-то проживало тюркское племя, тотемным животным которым был гусь — «каз».

Но вот в густой темноте зимнего вечера на горизонте показалось ярко-синее чудо (как оказалось в последствие мечеть Кул Шариф),

Новогодняя Казань

поезд остановился, пассажиры потянулись к выходу. Двинулись и мы, переспросив на всякий случай — конечная ли остановка? Ибо на столичный вокзал похоже не было совсем. Скромная платформа, вокруг практически никаких строений. Переход по длинному неудобному мосту к выходу. На привокзальной площади — полно таксистов. Гостиница была на расстоянии двух примерно километров, доехали быстро и недорого.

Так получилось, что на первые дни новогоднего вояжа была забронирована гостиница Берисон Московская (на двоих), а в дальнейшем, когда мой спутник вернулся к неотложным делам, несколько январских дней я провела в одноместном номере гостиницы Фатима — прямо у стен Казанского Кремля.

Новогодняя Казань

Берисон Московская располагается в старом двухэтажном особнячке, вход с улицы наверх по крутой лестнице (дверь открывает портье по звонку либо постоялец собственным магнитным ключом), сразу же небольшой холл с круглосуточной рецепцией, далее лестница выше. На этаже номеров немного, есть кухонька с микроволновкой, холодильником и чайником, несколькими барными стульями, диванчиком и столом. Наш номер имел статус «комфорт», состоял из тесноватой комнаты с двумя неудобными шаткими кроватями, тумбочки, столика и телевизора на стене.

Мне очень нравятся «атмосферные» нестандартные помещения. Намек на «атмосферность» в нашем случае был представлен романтичным окошком в потолке, замерзшим и с трудом открываемым для проветривания. Более окон в номере не было, что весьма огорчительно. Зато горячая вода в душевой кабине была, и по телевизору уже шла «Ирония судьбы».

Стряхнув с себя пыль дорог, отправились на знакомство с городом. Было в меру холодно, 3–5 градусов мороза, к системным недостатком отнесу повсеместную толстую наледь на тротуарах и дорогах, ничем химическим не обработанную. Улица, на которой располагалась гостиница, центральной явно не была, скорее скромной и тихой, но буквально метров 500 жизнь уже приобрела праздничные краски и — главное — запахи. Несколько проголодавшись после долгого дня в поезде, зашли в первое же попавшееся скромное кафе под названием «Стамбул». Местная выпечка видом и запахом показалась привлекательной, и мы решили тут перекусить.

Самса, чебуреки, восточные медовые сладости были представлены в широком ассортименте. Заинтересовало название «Бурек». Оказалось что это жареный пирог приличного размер с картошкой и мясом. А вы знали, что куриная лапша это национальное татарское блюдо? Я это вычитала в путеводителе в поезде и очень удивилась. Лапшу попробовали также и еще ягодный морс (хотя он и не национальный напиток). Кафе как будто бы работает круглосуточно, но на новый год, конечно же, закрылось. Для посещения и перекуса рекомендую.

Еще несколько шагов и мы уже на центральной туристической артерии города — улице Баумана.

Когда-то это был Ногайский тракт, потом Большая Проломная улица. Имя революционера местного уроженца Николая Баумана закрепилось и стало визитной карточкой города, возможно потому, что ассоциации с великой октябрьской персона Баумана особо не вызывает, если мне не изменяет память, погиб он в году в 1905 что ли при обстоятельствам не особо геройских, переименовывать улицу не собираются, да и смысла это не имеет.

Иногда улицу Баумана называют Казанским Арбатом — понятно почему.

Именно здесь сосредоточены многочисленные оригинальные музеи, магазинчики, соборы, колокольни, гостиницы, кафе и рестораны.

Протяженность улицы около двух километров от площади Тукая (называемой также Кольцом от старого названия озера там бывшего когда). Забавно, что местная молодежь связывает название с именем Торгового центра, но, оказывается, это магазин получил название от места расположения, а не наоборот. Окончание улица — Казанский Кремль, удивительный, интересный, многоликий — главное историческая ценность города, но не единственная. Конечно же, советское безвременье изувечило что смогло, но сейчас памятники истории восстанавливаются, строятся новые объекты, создаются музеи и т. п.

В новогодний вечер улица Баумана была почти пустынна, народ целеустремленно шагал к набережной у Казанского Кремля, где сосредоточены новогодние мероприятия.

Новогодняя Казань

На набережной слева (где развлекательный центр Пирамида) была наряжена елка и подсвечены яркими огнями ледяные творения. Но цент развлечений был не

здесь.

На набережной реки Казанки (Кремль можно обойти как слева, так и справа) праздник гудел в многочисленных национальных ресторанах, на игровых площадках, около нарядной яркой елки и на длинном ледяном катке. Вообще, катков в Казани оказалось множество (учитывая наличие озер и рек), а в новогоднюю ночь каток на Черном озере работал до аж трех утра.

Новогодняя Казань

А в метро было тепло и белюдно

Нагулявшись в толпе удивительно позитивных и доброжелательных аборигенов, и несколько все же замерзнув, зашли в торговый центр с целью хлеба насущного в смысле новогодней закуски. В местном Эдельвейсе оказалась хорошая кулинария (селедка под шубой от домашней практически не отличалась), пирожки местные с разными начинками были главным украшением стола, как и восточные сладости, фрукты, полно шампанского разных производителей на любой вкус и кошелек, икру купить тоже не было проблемой, особо хочу отметить местное сливочное масло (забытый натуральный вкус). Мясная нарезка и рулеты, упакованные небольшими порциями, были свежими и вкусными. Выбор сыр также был весьма приличен. Короче, тележка ехала с трудом, и стол, накрытый на малюсеньком столике в гостинице от явств буквально «ломился».

Бой курантов встретили с прекрасным настроением, вышли еще на улицу в толпу встречающих новый год в кафе по соседству. Фейерверк был локальный, но праздник все равно удался.

1 января, встав не рано, предприняли еще одну прогулку по уже дневному городу и получили удовольствие не меньшее, чем от ночного. Хотя погода все дни зимних каникул была пасмурная, и фотографии получались не слишком праздничные.

Центральную часть города обойти не проблема, хотя из одного конца в другой дорога как будто бы занимает три часа так как к городу относятся бывшие пригородные деревеньки и поселки. Лица Казани разнообразны

Население города полтора миллиона (всего Татарстана — 4 миллиона), русских и татар примерно поровну. Но если всех русскоговорящих принято считать русскими, то с татарским населением все гораздо сложнее. На территории Казанского ханства проживали чуваши, мари, вотяки, предки современных удмуртов, башкиры, остяки и казанские татары. Не желая никого обидеть дремучим незнанием, скажу все же (со слов гида) что отдельные группы национального населения стараются сохранять свою особенность.

Оставшись исследовать город в гордом одиночестве, спонтанно попала на обзорную экскурсию по Казани, несколько нелогично на третий день пребывания. Еще из дома заказала по интернету выездную экскурсию на целый день (последний день в Казани) по маршруту: храм всех религий — Свияжск — Раифский монастырь и еще ночную (с 20 до 22 часов, ибо поезд уходил почти в полночь). Офис экскурсионного бюро располагается в серединке улицы Баумана, возле памятника нулевого меридиана, в здании гостиницы Ногай (где в следующий раз посещения города обязательно остановлюсь). Зайдя оплатить заказанные экскурсии, спросила насчет обзорной и тут же на нее и отправилась. Благо начиналась дневная в 14 часов, до которых оставался примерно час, проведенный за чашечкой латте в полюбившееся мне блинной «Масленица», удобно расположенной, с приятным обслуживающим персоналом и приличным кофе.

Начиналась автобусная экскурсия метрах в 500 от места сбора (памятник нулевой меридиан на улице Баумана). Гид Александр оказался эрудированным профессионалом высокого класса, любящим и прекрасно знающим предмет своего повествования, что конечно же определило обще настроение и впечатление от города.

Доехали сначала до старой Татарской слободы, расположенной в Вахитовском районе города между озером Нижний Кабан и каналом-протоком Булак. Старо-Татарская слобода исторически была местом проживания татар, которым запрещалось селиться в черте города. Отреставрированы колоритные домики

Первая каменная Казанская мечеть Аль-Марджани именно здесь.

Новогодняя Казань

Построенная в стиле провинциального барокко на пожертвования состоятельных горожан, проживающих в квартале, является уникальным памятником и истории и архитектуры. Архитектор Василий Кафтырев. Не будучи знатоком архитектуры мусульманских религиозных сооружений, Кафтырев побывал в доступных — преимущественно деревенских — мечетях, поэтому минарет «встроен» в основное здание (как ради экономии места и тепла делали в провинции). Гид еще поведал забавный исторический факт о том, что ошибка в правильном географическом ориентировании мечети, была исправлена местными умельцами путем вынесения за пределы здания и поворота михраба (стены, обращенной к Мекке) на восток.

По нешироким улочкам исторического центра туристический автобус протискивался с некоторым трудом. Покинув старую татарскую слободу, проезжая, из окон автобуса, осмотрели церковь, где непутевый подмастерье Федор Шаляпин встретился со своей звездой судьбой в церковном хоре; подивились количеству учебных заведений Казани (более двух десятков), конечно, мы увидели не все, но вполне достаточно, чтобы оценить интеллектуальный потенциал города;

как и его культурный уровень, ибо театров в городе тоже не единицы (причем для незнающих татарский язык существуют наушники, что является предметом местных анекдотов — как понимаете, реакция зрителей, слушающих перевод, отстает от реакции воспринимающих действие со сцены);

подивились уникальному зданию кукольного театра (я вернулась сюда на следующий день самостоятельно и еще побывала здесь же на ночной экскурсии);

проехали мимо стилизованной татарской деревни (о ней рассказ будет ниже);

в сумерках уже подъехали к еще одному значимому и уникальному месту — территории Казанского Богородицкого монастыря, рядом с которым воссоздается собор Казанской иконы божьей матери, уничтоженный в 30-е годы. Часовня на территории.

Новогодняя Казань

История иконы Казанской божьей матери удивительна. Опираюсь на факты, рассказанные нашим гидом, хотя в интернете существует иные варианты.

В 16 веке на месте будущего собора был стрелецкий поселок, где жила семья Онучиных, у которых была дочь по имени Матрона. В поселке произошел пожар то ли по вине стрельцов то ли от того, что деревянные города повсеместно в те времена сгорали, иногда и дотла. Некоторое время спустя дочке погорельцев явилась во сне богородица и вела найти ее образ на пепелище. Девочка испугалась и не поверила. После повторных явлений девы Марии, Матрона отважилась рассказать все матери. Но женщины, отправившиеся на поиски иконы, ничего не нашли. Образ явился только самой девочке — причем был новым, не закопченным и не испачканным, что подчеркнуто, кстати, на фресках в Благовещенском соборе Казанского кремля — нимб иконы особо сияет. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — общецерковный праздник Русской Церкви. На месте явления иконы и был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а позже и настоятельницей которого стала Матрона.

Образ Казанской божьей матери особо почитаем на Руси и чудодейственен. Всем известны молебны в годины военных испытаний, когда к иконе обращались не только государи и полководцы, но даже и советские атеисты и душегубы.

Вскоре после обретения образа были сделаны его точные списки, возможно, около четырех. Первый был отправлен в Москве Ивану Грозному. Судьба остальных малоизвестна и неточна, но один из них в результате попал к папе римскому и был возвращен в Казанский собор уже в наше время в 2004 году.

Сам же найденный Матроной образ был похищен и как будто бы уничтожен еще в 1904 году. Воров прельстили богатые украшения оклада, а саму икону по их словам изрубили и сожгли. Позже, уже на каторге, один из воров говорил, что не было этого и икона сохранена. Существует версия, что хранится у старообрядцев и где-нибудь когда-нибудь снова явится миру.

В храме спросила разрешения у священника и мне — о чудо! — не запретили сфотографировать иконостас и сам образ.

Новогодняя Казань

Путь же наш дальше лежал в Казанский Кремль. Между тем, несколько похолодало и на территории Кремля численность группы заметно поубавилось, что плодотворно сказалось на быстроте нашего передвижения и слышимости рассказа)

В далеком 11 веке Волжская Булгария построила здесь деревянное оборонительное сооружение — крепость, уничтоженную Золотой Ордой. Кремль стал центром Казанского ханства. Цитадель была обнесена дубовыми стенами, толщиной до 9 метров с 4 башнями.

После осады Казани Иваном Грозным в 1552 году крепость была разрушена. Новый белокаменный кремль возводили псковские зодчие — строители Собора Василия Блаженного в Москве. Ими же были построены первые православные храмы Казанского кремля, в том числе замечательный Благовещенский собор,

Новогодняя Казань

где сохранились на потолке фрагменты фресок еще 17 века.

Вход в Кремль сейчас осуществляется через Спасскую башню, в ее верхнем ярусе с 18 века установлены часы. Сейчас башня соединена воедино с надвратной церковью центрального входа.

Новогодняя Казань

Башня Сююмбике. Датируется ориентировочно 17 веком, возможно веком раньше в период казанского ханства, так как ее сходство с Боровицкой башней Московского кремля дает основание предположить, что строилась она московскими мастерами в мирный период сосуществования государств ради упрочения добрососедских отношений. Отклонение от вертикали около двух метров, ныне падение остановлено. Причиной проседания почвы, возможно, является то, что башня построена над местом древних ханских захоронений.

Разрушенная при осаде Казани древняя соборная мечеть стала прообразом при строительстве современной Мечети Кул Шариф — настоящего украшения Кремля, возведенной в честь тысячелетия Казани. Именно ее мы видели из окон поезда, как некое прекрасное ярко-синее видение на фоне черной зимней ночи). Высота минаретов почти 60 метров. Внутри за стеклянной ширмой муллой постоянно читается Коран. На стенах первого этажа мозаичные изображения Мекки и Каабы. По крутой лесенке можно подняться выше и насладиться ярким куполом

Новогодняя Казань

и поинтересоваться внутренним устройством молельного зала (разделенного на мужской и женский, естественно)

Переполненные насыщенно-информационным и позитивно-эмоциональным знакомством с городом, расстались с гидом у стен Кул Шариф. Еще раз спасибо, Александр

Этим зимним вечером моим временным домом стала гостиница «Фатима» (улица Карла Маркса, 2).

Новогодняя Казань

Уютная, расположенная буквально под стенами Казанского Кремля. Переходами, коридорчиками и закоулками несколько похожая на забавный муравейник). На поворотах есть указатели, чтоб не заблудиться. Номер 210 не слишком просторный, но вполне достаточный для одного человека. Из недостатков — заклеенное бумагой и потому не открывающееся окно на улицу, свежего воздуха не получилось. Телевизор, чайник и холодильник работали. Имелся обогреватель (вот почему закрытое окно, видимо обычно в номере не жарко). Удобства (душевая кабинка, миниатюрная раковина и прочая) ютились в маленькой комнате при номере. Упоминаю об этом потому, что некоторые номера удобств не имеют, придется пользоваться общими — на этаже. Завтраки в кафе-баре на первом этаже. Предлагаются простые варианты: сосиски, каша, яичница. Хлеб и кофе неинтересные. Работают милые, но не расторопные женщины. Кафе тесновато для каникулярного наплыва посетителей.

Немного передохнув, предприняла еще одну прогулку по вечернему городу, руководствуясь взятой в гостинице картой центра Казани, попетляв по не слишком освещенным и покрытым толстым слоем льда улочкам центральной части города, на площади Свободы

Новогодняя Казань

мимо Черного озера, вырулила на площадь Тукая, зашла в уже знакомый супермаркет (купила жареной рыбы с овощями на ужин в гостинице и, извините, красного вина для самодельного глинтвейна) и возвратилась в гостиницу по прямой, родной и знакомой улице Баумана.

День следующий

Пройдя из отеля через подворотню по направлению к набережной, утречком не рано, выспавшись, с хорошим настроением …. набрела на церковь Параскевы Пятницы

Новогодняя Казань

Старообрядческий храм. Жаль все же — пасмурный был январь в начале 2018 года в Казани. Ну не лучика(

Рядом часовенка

Чуть дальше монументальное здание министерства земледелия. Как услышала позже — дворец землевладельцем

Новогодняя Казань

Еще дальше скромные домики местных жителей, я полагаю.

Пройдя через парк, попадаешь на набережную, где и были самые значительные новогодние мероприятия. В будни безлюдно

Вид с набережной на противоположные от «старого города» спальные районы Казани

Новогодняя Казань

Обошла Кремль, оставив посещение музеев на потом, спустилась к метро «Кремлевская» и доехала две остановки до «Суконной слободы» с целью увидеть поближе достопримечательности, вскользь увиденные из окон автобуса на обзорной. Синий пластмассовый жетончик на метро стоит 25 рублей, продается через специальный автомат.

Рядом с выходом из метро — музей под открытым небом: трамвайчики.

Такая разная Казань

Новогодняя Казань

Прямо по курсу — знаменитый Татарский государственный театр кукол «Экият».

Один из старейших кукольных театров Россия, основан в 1934. Репертуар — 40 спектаклей, и на русском, и на татарском языке. При театре есть музей, работают студии.

Внешне очень похож на сказочный замок полуевропейский, полувосточный.

На фронтоне фигурки кукол

Новогодняя Казань

На балконе — маленький принц. Я бы сказала, что это своеобразный символ города. «Если тебе досталась планета, наведи на ней порядок». Это про Казань)

Следуя по улице Петербургской, слева по курсу вижу ту самую стилизованную татарскую деревню, созданную для детишек, чьи бабушки и дедушки уже не живут в деревне, чтоб молодежь не забывала о национальных деревенских традициях. Интересно было и взрослому.

Можно сфотографироваться в ярких национальных костюмах. Переодевание обещало быть долгим) .

На территории рестораны, домики, мечети

Новогодняя Казань

Множество домиков с сувенирами и восточными сладостями. Один запомнился особо. Гостеприимная хозяйка взялась пересказать мне историю родного края (в отсутствии посетителей заскучав), я же углубилась в разглядывание качественных сувениров, выбирая подарки близким. Цены чуть ниже, чем в центре города, есть, на что обратить внимание

Пройдя территорию насквозь, вышла к храму в честь Сошествия Святого Духа, в котором в церковном хоре пел Федор Шаляпин.

Новогодняя Казань

Построенный в 18 веке, храм самый большой в дореволюционной Казани, на 4 тысячи человек. Что удивительно, пережив многочисленные городские пожары невредимым, остался в первозданном виде.

Мое любимое гуляние и глядение по сторонам продолжалось по все той же улице Петербургской.

Закрытая для праздных туристов старообрядческая церковь

Новогодняя Казань

Предполагая потратить серьезную часть свободного на достижение центральной части города пешком, была несказанно удивлена оказавшись — вдруг и опять — на площади Тукая

В начале улицы Баумана — несколько пафосная гостиница «Шаляпин».

За ней в глубине улицы — жизнерадостно окрашенный Богоявленский собор 18 века, построенный на месте бывших здесь когда-то Проломных ворот.

Новогодняя Казань

К сожалению, в советские времена в храме были мирские сооружения, не сохранилось ни единой реликвии, все иконы и иконостас — современные.

Рядом высоченная — метров 70 — краснокирпичная колокольня. Подъем по ее крутым ступеням стоит 100 рублей и открывает виды на город

Где же солнышко?

Памятник знаменитым спасшим Эрмитаж от крыс казанским котам, чьи потомки и поныне обитают в подвалах и хранилищах знаменитого музея город на Неве

Новогодняя Казань

Ближе к Кремлю на улице Баумана есть еще один православный исторический памятник — Никольский кафедральный архитектурноый комплекс, состоящий из Никольской и Покровской церквей. Николай Чудотворец особо почитаемый в нашем отечестве и по личным причинам — мною — покровитель путешественников, пройти мимо было не возможности. Но в храме шла генеральная уборка, видимо, подготовка к грядущему празднику Рождества, посему особо осмотреться не получилось. Залезла позже в интернет дабы узнать его историю. Оказывается, на месте псевдовизайтийского 19 века храма уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николо-Низская (названная так потому, что находилась в низине — под Кремлевским холмом). Зимняя Покровская церковь построена в конце 17 века. Храм первым в городе начал пользоваться электричеством.

Здесь хранятся многие казанские святыни: чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, а также образ Божией Матери «Всеблаженной», отмеченный мироточением.

В зданиях комплекса Казанского Кремля, который занимает, кстати говоря, 15 гектар территории, существует множество музеев: Татарского народа и Исламской культуры, центр «Эрмитаж-Казань», истории Татарстана, Изобразительных искусств Татарстана, Художественная галерея и прочая-прочая. Можно купить единый билет на посещение всех музеев. Стоит он 700 рублей, разовые от 100 до 250. Я купила единый еще дома, но забыла распечатку самого билета… Пойти навстречу администрация экскурсионного бюро не захотела и денежки просто пропали… С несколько испорченным настроением, зашла в один, потом в Музей оружия, потом в сувенирную лавку, потом на обзорную площадку…

На улице Баумана музеи иного толка. Например, музей иллюзий (если бывали в Магалуфе на Майорке, будете несколько разочарованы). Музей восстания машин (для подростков будет — зашибись!) Есть еще любопытный музей чак-чака (ул. Университетская), но туда проще попасть с организованной экскурсией или по предварительной договоренности.

День закончился рано в уютном теплом номере с глинтвейном и под говорок повтора старых переда по ТВ.

Крайний день

Начался с сытного, но неинтересного завтрака. Собрала рюкзачок, сдала ключи и отправилась пить кофе в полюбившуюся блинную.

Новогодняя Казань

Экскурсия Свияжск-Раифский монастырь начиналась в 10 утра. В этот раз гид относился к числу знающих, но не харизматичных персон, атмосфера в автобусе была полусонная.

Первая остановка у так называемого храма всех религий в поселке Старое Аракчино.

Новогодняя Казань

Уникальное архитектурное сооружение, никак не религиозное. Пагода, церковь, мечеть, синагога… Автор замысла, если можно так сказать, Ильдар Хасанов, ныне уже покойный. Его брат и сестра продолжают начатое строительство. Любопытно, не более

Город остров Свияжск заложен при Иване Грозном как опорный пункт при осаде Казани при слиянии рек Щука и Свияга, откуда и название.

Новогодняя Казань

Интересен факт строительства крепости из заготовленных в Угличе бревен, сплавленных по Волге. Есть деревянная церковь Святой троицы в Ионанно-Предтеческом монастыре, возможно, помнящее дни основания города

Здесь же собор Богоматери

и прелестные аборигены

Богородицо-Успенский монастырь, к сожалению, с закрытыми на зиму храмами. В одном из них уникальная фреска Святого Христофора с песьей головой. Происхождение этого сюжета малопонятно, но есть вариант, что будучи необыкновенно привлекательным мужчиной будущий святой попросил себе «скотскую внешность», дабы не соблазнять дам, и получил то, что получил. Другой вариант: необычный облик святого и его происхождение из страны пёсьеголовых людей и людоедов «следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником(цитата из Википедии)

Живописная церковь Елены и Константина на берегу

Новогодняя Казань

Городок же Свияжск тих, спокоен и благолепен. О психиатрической лечебнице и тюрьме политзаключенных в помещении монастыря не хочу думать… Имею намерение приехать сюда когда-нибудь по воде летом или осенью

Ночной переезд в Раифский монастырь.

Новогодняя Казань

Сильно похолодало и стемнело засим картинка не сложилась отчетливая. Запомнилась древняя икона Грузинской Божьей Матери

И еще запах и вкус свежеиспеченного монастырского хлеба, который купила в часовенке над источником.

Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника, думаю в теплое время погулять здесь было бы замечательно. Историю же лягушек, замолчавших по молитве настоятеля дабы не мешали кваканием службе подтвердить не могу. Лягушки точно молчали под толстым слоем льда). Есть повод вернутся и удостовериться

Вернулись в Казань. У меня два часа до ночной экскурсии, перекусываю все в той же блинной, покупаю спортивную сумку и много чак-чак для подарка.

Ночная экскурсия впечатлила очень

По моей просьбе высадили вблизи железнодорожного вокзала. Домой.

…Привезла с собой снежную погоду из Казани — к сожалению, на один только день…

Вернусь обязательно, дорога продлжается…