Турист Александр Гончаров (gonczaryk)
Александр Гончаров
был 7 декабря 2023 15:04

Санкт-Петербург — Россия Апрель 2017

Зданий в стиле модерн в городе очень много, особенно на Петроградской стороне. Строились эти дома в конце XIX — начале XХ века.

Архитектура модерна в Петербурге

Экскурсия была автобусная, выходили несколько раз, первая остановка была у Витебского вокзала. Самый красивый вокзал в Петербурге построил в 1904 году академик архитектуры Бржозовский.

Это первое общественное здание в стиле модерн. Много металла, новые достижения строительной техники, асимметричный фасад. Первична планировка здания, фасад зависит от неё.

Архитектура модерна в Петербурге

Железные кованые решётки по форме напоминают лиру.

А на улице Марата есть здание, которое не очень-то и похоже на модерн.

Архитектура модерна в Петербурге

Фото из автобуса. Переходная архитектура от классической к модерну. Ещё симметричный фасад, но уже чётное количество окон, орнамент в виде растений. Вот оно самое начало модерна.
Дальше пойдём не так, как мы ехали на автобусе, а хронологически, как строили эти здания.

Архитектура модерна в Петербурге

В самом начале Каменноостровского проспекта архитектор Лидваль в 1899–1904 построил доходный дом.

Участком владела его мать, дом известен нам как доходный дом семьи Лидваль.

Архитектура модерна в Петербурге

Фёдор Лидваль — яркий представитель архитектурногостиля северный модерн, который развивался в Скандинавии, Финляндии и Петербурге.

Архитектура модерна в Петербурге

В эти же годы был построен дом 23 на Кронверкском проспекте. Фасад асимметричный, гранит в духе северного модерна, очень интересные детали, например, кусочек колонны прямо в окне, крайнее правое окно третьего этажа.

Дом был престижным, квартиры дорогие, нам он известен тем, что там жил писатель Максим Горький.

Архитектура модерна в Петербурге

Проспект был Горьковским, а станция метро и сейчас Горьковская.

Архитектура модерна в Петербурге

Дом 28 на Большой Зелениной улице построен в 1904—1905 гг. Доходный дом герцога Лейхтембергского выделяется своим мозаичным панно на верхнем этаже. Оно выполнено в той же мастерской, что и мозаика интерьеров Спаса на крови.

Архитектурные детали этого здания напоминают стиль ар-нуво, французскую разновидность модерна.

Архитектура модерна в Петербурге

Ортопедический институт в Александровском парке.

Здание построено в 1906 архитектором Мельцером, на фасаде панно в технике майолики, художника Петрова-Водкина. Фасады выложены глазурованным кирпичом, производства Германии. То есть стены не спрятаны под штукатурку, а выставлена на показ фактура кирпича, стройматериала, из которого выполнены стены.

Особняк Матильды Кшесинской.

Построен в 1904–1906 годах.

Архитектура модерна в Петербурге

Дом 11 на Стремянной улице построен в 1906–1907 годах.

Архитектор Алексей Бубырь, будучи студентом, побывал в Финляндии. Может быть поэтому он построил этот дом в стиле финского национального романтизма.

Архитектура модерна в Петербурге

Здание на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта интересно не только архитектурой.

Название улицы Некрасова раньше было Бассейная. А в здании этом было Бассейновое товарищество собственников жилья.

Архитектура модерна в Петербурге

Как было раньше: одному человеку принадлежит участок земли, он строит на нём дом. Сам живёт, если дом небольшой, или сдаёт квартиры, если это доходный дом. Здесь же новая форма собственности.

Здание занимает почти весь квартал, для его строительства было организовано общество на паях. Как и современное долевое строительство.

Архитектура модерна в Петербурге

Там и тогда уже были современные удобства: лифт, канализация, паровое отопление, горячая вода, не прижившееся и не ставшее обычным для нас централизованное пылеудаление.

И архитектура дома тоже интересна. Появляются упрощённые геометрические формы, такой переход от модерна к авангарду 1920-х годов.

Архитектура модерна в Петербурге

В появлении стиля модерн есть восточное влияние, то ли японское, то ли ещё что. А вот мечеть в Петербурге построена под европейским влиянием. Это тоже модерн.

Начали её строить в 1909 году, а внутреннюю отделку закончили только в 1920. Уже после революции.

Архитектура модерна в Петербурге

Купол, своды, минарет сделаны из железобетона, новые современные методы строительства.

Много ещё не успели посмотреть, вот такой беглый взгляд на модерн в Петербурге.