Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 21:23

Москва — Россия Январь 2018

Детали и подробности, благодаря которым я оказалась в предрождественской Москве, да еще и в очень любознательной компании, решившей во что бы то ни стало увидеть в столице все и сразу, я, пожалуй, пропущу — они не имеют никакого отношения к делу. Просто кому-то было нужно, чтобы я еще раз с головой окунулась в новогоднюю суету большого города, чтобы совершила еще одно «путешествие в Рождество» и сравнила Москву накануне Нового года и Москву сразу после него. Лично я ничего не имела против таких раскладов судьбы, и радостно поменяв все свои собственные планы, опомнилась только в поезде, спешащем навстречу приключениям. И я даже не догадывалась, что Москва в новогодние каникулы — плохая идея. Очень плохая…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Столица встретила промозглой сыростью, слишком уж большим скоплением народа и нарядными елками, украшающими площадь Трех вокзалов. Елки понравились сразу всем и новогоднее настроение, категорически не желавшее наступать дома, угнездилось в душе.

В плане маршрутов по городу, еще дома, я решила ничего не изобретать — взяла за основу свои прошлогодние (даже позапрошлогодние, как время-то летит!) лишь немного их трансформировав согласно пожеланиям вверенного мне коллектива. Получалось насыщенно, зрелищно и не без посещения музеев.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Дороги столицы радовали отсутствием пробок, автобус весело бежал, приближая нашу компанию к отелю и почти единогласное решение отправиться сразу же на Красную площадь было встречено ликованием и восторгом — где ж еще в Москве так красиво и нарядно! Что я всем и пообещала, но не сразу и не так быстро, как многим хотелось бы…

Для начала мы пошли на Патрики.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Снега на Патриаршьих прудах не было, льда почти не было, а значит и не сияла нарядная елка, отражаясь всеми своими огоньками. Толпа народа бродила вокруг пруда, шумно беседовала, сидела на скамейках, дети прыгали вокруг родителей, все спешили сфотографировать себя на фоне, мешая друг другу — где уж тут мечтать о встрече с Воландом. И мыслишка, что мы катастрофически ошиблись с датой нашего визита в Москву, именно здесь посетила меня впервые, но отступать было поздновато.

Музей Булгакова ошеломил. Тихая очередь вилась через двор, исчезая в подъезде, петляла по этажам и упиралась в дверь «нехорошей квартиры». Количество поклонников Булгакова, среди которых явным большинством была молодежь, безусловно радовало. Огорчало потерянное в очереди время, которое мы потратили на изучение надписей в подъезде и разбор грамматических ошибок. В самой квартире было многолюдно, что объяснялось то ли каникулами, то ли бесплатным посещением — разузнать причину аншлага мне так и не удалось. Гомон толпы заглушал все те звуки, что тихо и ненавязчиво переносили в иную эпоху — не скрипели половицы, не тикали охрипшие часы, не шуршали снежинки, льнущие к темным окнам, не дрожала невесомая пыль под светом настольной лампы, не капала вода из плохо закрытого крана. Толпа желающих сфотографироваться окружала забившуюся в угол елку и мирно спящего Бегемота, который пользуясь статусом «неприкосновенного животного» игнорировал наплыв посетителей совершенно демонстративно. Рассказывать что-то о Воланде, Мастере, Маргарите и непростой судьбе Булгакова было бесполезно и неуместно, как мне показалось, и магия места, так нелюбящая большое скопления народа, совершенно исчезла под напором толпы. Есть музеи, которые надо осматривать в полном одиночестве и тишине, и музей Булгакова среди них первый…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

В саду «Аквариум» тоже было не до сеанса магии, устраиваемой Воландом — тишина посверкивающих новогодними огнями деревьев была разбужена и выставлена за ажурные ворота, вспышки фотоаппаратов разгоняли зимнюю темноту и объяснить, что забыл в таком шумном месте Воланд, было сложновато, хотя я очень старалась. Порадовало одно — те в нашей компании, кто так и не удосужился прочитать «Мастера и Маргариту», клятвенно пообещали ликвидировать пробел в своем образовании, впечатлившись количеством желающих увидеть «нехорошую квартиру» и зачитавшись цитатами, оставленными на лестничных стенах поклонниками Булгакова (те, кто Булгакова действительно любят, пишут без ошибок и, скорее всего, не на стенах — ну это так, к слову).

Тверская, как самая прямая и очень красивая дорога к Красной площади, ужаснула, я не преувеличиваю. Спрессованная толпа медленно текла в сторону кремлевских звезд, призывно светящихся на фоне черного неба. Попытки ускориться, обойти справа или слева, блокировались мгновенно — таких умников гасили на взлете. Утомленные службой полицейские усиливали сумятицу и столпотворение, хотя поставили их явно с иной целью.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Притормозив, чтобы полюбоваться нарядной мэрией (она и в прошлом году точно также была декорирована) и свернув на ярмарку, чтобы отведать трдельников с вишневым напитком, мы потеряли дар речи, оценив длину очереди и скорость ее продвижения. Есть и пить расхотелось сразу, причем всем одновременно. Потом, в другой день, утром, пока народ раздумывал, куда сегодня пойти и досматривал поздние сны, мы совершили невозможное и-таки отведали и напиток, и трдельник, так неосмотрительно обещанные мной в первый московский вечер. Коллектив оценил угощение, заявив мне, что в Москве очень вкусно готовят…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

На Манежной нас ждал еще один облом — оцепление из полиции и загородок и охрипший командир всего этого апокалипсиса, оповещавший всех и каждого, что вход на Красную площадь доступен только тем, кто пройдет с крестным ходом вокруг гостиницы «Four Seasons», полюбовавшись по ходу движения на Государственную Думу (а что, зря ее украшали?), Большой Театр (украшенный в этот раз изящнее), ЦУМ (нарядный, словно подарок) и приунывшего Маркса, взирающего с высоты своего постамента, как несчастные полицейские роются в женских сумочках, полных нужного и необходимого хлама.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Чтобы дальше не накручивать круги и сразу прорваться на красивую Никольскую, пришлось врать, не краснея, что идем мы всей гурьбой в ресторан, где нас ждут и никак не дождутся. Спроси стражи порядка у меня, о каком ресторане я говорю, и вся наша операция провалилась бы с треском, но честные глаза заставляли полицию верить нам на слово, и мы поперли поперек толпы, к огромной зависти честных соотечественников…

Никольская сияла, переливалась, ослепляла, оттаптывала ноги и отбивала бока. Мечта сделать красивишный кадр вспыхнула ярким светом и сгорела, не оставив даже горстки пепла — какой там красивый, просто кадр, уже редкостная удача! По спрессованности толпы Никольская превзошла даже Красную площадь, идти было невозможно, оставалось только любоваться покачивающимися звездами и пытаться не потерять друг друга в этой давке. Сталины и Ленины, окончательно затерявшиеся в народе, как-то пытались заработать лицом, но иллюминация улицы привлекала внимания гораздо больше, чем их, полустертые историей, да к тому же явно фальшивые лица. Иван Грозный со своими боярами вообще жался к стенке и царским своим лицом почти не торговал…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Никольская тоже была перекрыта, и чтобы выйти-таки к площади, нам пришлось рвануть в ГУМ, в который раз вывернув содержимое своих сумок и рюкзачков перед полицейским кордоном.

К этому времени я окончательно озверела от движения в толпе. Не знаю, может и есть любители потолкаться, пооттаптывать ноги ближнему своему и побиться плечами, продираясь сквозь толпу, я к ним не отношусь совершенно. Выставка старых новогодних игрушек — единственное, что я смогла увидеть в ГУМе, пока основная масса посетителей магазина-музея (а я отношусь к ГУМу именно как к музею) завивалась спиралью вокруг главной елки, чтобы испить газировки своего детства и клубилась черными тучами за мороженым («вкус, как прежде» — лучшая из реклам!). Посмотрев на все это, мы дружно решили, что пить не хотим и что мороженое зимой тоже можно проигнорировать, даже такое расхваленное, как в ГУМе, и поспешили выйти на Красную площадь, туда где пела и ела главная новогодняя ярмарка…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Очередная очередь, еще одно копание в сумках, писк металлодетектора арки — и чего мы сюда так спешили?, поинтересовались у меня. Посмотрели мы на развеселую ярмарку и повернули в другую сторону, где народа было явно поменьше и где можно было полюбоваться куполами Собора Василия Блаженного и видом тающего в тумане парка «Зарядье».

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Тут неожиданно все осознали, что зрелищ на сегодня всем более, чем хватает и уже пора подумать о хлебе. Выскочить на Манежную нам удалось легко (и почти без досмотров), а потом мы снова начали крутить круги, согласно задумке полицейских властей столицы. Видно, главной мыслью было умотать злоумышленников, найдись такие, стереть им ноги до пояса, направляя запутанными тропами и отбить всяческое стремление совершать противоправные действия, вымотав окончательно и бесповоротно до полной потери сил и ориентации…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

А ночью, пока вконец умотанная Москвой компания крепко спала, пошел снег. Он сыпал и сыпал, укрывая черную землю, нарядные елки, сияющие арки, нахохлившиеся памятники и булыжники Красной площади. Утро встретило сказочной красотой самой настоящей зимы, которую так любят все дети и на дух не переносят все фотоаппараты. Снег продолжал щедро сыпаться с нахмуренных небес, задумчивый Пушкин подставлял свою кучерявую голову крупным хлопьям, а в сияющем тоннеле на Тверском бульваре размахивала шлейфом юная фея, внося приятное разнообразие в снежную пелену. Фею было жалко, в воздухе явно чувствовалось похолодание…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Эх, будь я одна и не оттягивай мне карман ваучеры на посещение Оружейной палаты, с огромным трудом выловленные на просторах интернета очень заранее, наплевала я бы на все планы и поспешила бы гулять по заснеженной Москве, пользуясь ранним утром и пустынными улицами. Но ответственность велела о глупостях даже не мечтать, а наоборот, двигать к Александровскому саду, чтобы загодя поменять ваучеры на билеты, отстояв еще одну очередь…

Ночью полицейские не спали, вынашивая новые планы, как запутать злодеев и изменили входы-выходы к Манежной площади. Снежная красота смягчила наше недовольство, а занесенные елки окончательно растопили наш пессимизм, подарив немало чудесных минут в сказочном лесу, выросшем в самом центре столицы. Маршал Победы Жуков, привычный к парадам, командовал зимой, показывая, куда еще упасть снегу и как поровнее укрыть елки, зубцы кремлевской стены, купола и башни.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

В Александровском саду метель разбушевалась не на шутку, снежинки таяли, подлетая к Вечному огню и засыпали красные гвоздики. Дождаться смены караула у нас не получалось по времени, надо было поторапливаться и двигаться дальше.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Попасть в Оружейную палату, в принципе, не так уж и сложно, если задаться этим вопросом загодя. Билеты на январь пришлось вылавливать с середины ноября, на сайте Кремля они появляются ориентировочно за две недели до нужной вам даты и тут надо их быстренько бронировать. Через пару часов после начала продаж, билеты заканчиваются — проверила из любопытства. Распечатанные ваучеры потом меняете на билеты в кассах, правда, отстояв небольшую очередь. Ну, а дальше совсем просто — иди и окультуривайся.

Пока ждали начала нашего сеанса в Оружейной палате, вдоволь нагулялись по Кремлю, обошли вокруг Царь-колокола, сфотографировали со всех сторон Царь-пушку, зашли во все соборы, строго соблюдая правило не фотографировать внутри (нельзя, значит нельзя!) и полюбовались красавицей-елкой на Соборной площади, дружно пожалев огромное дерево, спиленное ради нескольких дней праздника…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

В Кремле было тихо, не очень многолюдно (что удивило, учитывая елки и обилие детей на них), снежно-зимне и почти так, как это было в моем далеком детстве. Память отмотала назад кучу десятилетий и услужливо подсунула картинки давно минувших дней, очень неплохо совпавшие с картинами сегодняшних реалий — Кремль единственное место, где почти ничего не меняется, если не приглядываться, конечно…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Блуждание по территории Кремля, небольшие очереди перед соборами и сами соборы, неспешный осмотр экспозиции Оружейной палаты (мы взяли аудиогиды и не пожалели об этом, так намного информативнее), неизбежная покупка сувениров, от которых детей было невозможно оттащить даже за уши — все это заняло немало часов и на улицу мы вышли, когда короткий зимний день начал клониться к вечеру, а снегопад почти закончился.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

От Кремля до Старого Арбата идти всего ничего, особенно если всем пообещать, что там нашу компанию ждет заслуженный перекус и много новогодней красоты. Стена Цоя для современных детей пустое место, да и Окуджава для них мало что значит, хорошо, хоть Пушкин им знаком, и вся наша орава с удовольствием облепила и поэта, и его прекрасную Натали. Украшен Арбат в этом году намного лучше, сиял и сверкал он совершенно по-праздничному, а обилие афро-Морозов и афро-Снегурочек откровенно позабавило — как быстро они адаптировались к нашим реалиям, смекнув, что на этом можно неплохо подзаработать!

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Дальше по плану было метро, Поклонная гора, ледяные скульптуры и (если повезет детям и не повезет мне) ледяные горки. Погода к вечеру совершенно испортилась, заменив красивый снегопад отвратительным дождем, замешанном на густом тумане, из-за чего пришлось отменить марш-бросок в сторону Москва-сити (что там в тумане делать-то). Москвичи и гости столицы в этот вечер решили побывать на Поклонной горе все, как один — вагоны метро с трудом вмещали желающих, вооруженных ледянками и прочими средствами скоростного спуска по горкам. Очередь в кассы пугала долгим стоянием, но раз приехали, отступать поздно. О том, что по причине плюсовой погоды и моросящего дождя, горки закрыты, народ узнавал уже оплатив за таинство и пройдя на территорию. Лично меня это не огорчило, но реакция детей была категорично-слезоразливна.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

В декабре 2016 я так и не увидела ледяные скульптуры, к назначенной дате их не успели доделать, а потом я уехала домой. В этот раз я решила посмотреть на эту красоту непременно и за любые деньги, даже несмотря на устойчивый плюс. Деньги за осмотр брали немалые, а вот погода внесла свои поправки в творения изо льда, изменив идеи авторов почти до неузнаваемости. Нежный лед таял, стекая горькими слезами, сыпавший пол дня снег как-то пытался замаскировать наносимый теплом ущерб, но только сильнее извращал первоначальную задумку. Статуя Христа, символизирующая Бразилию, стала похожа на кадр из фильма ужасов, а Роналдо, с истаявшим под московской оттепелью лицом, разошелся на просторах интернета очередным мемом. Нет, все красиво сияло, меняя цвета и оттенки и, если не придираться, выглядело нарядно и празднично. К тому же, для любителей зимы все это обилие льда и снега было настоящим бальзамом на исстрадавшуюся душу. Но было бы честнее, если бы организаторы снизили цену на подтаявшие скульптуры и как-то заранее объявляли, когда горки открыты для катаний, а когда ими можно только полюбоваться.

Выстоять очередь в ледяной дом мы не смогли, тянулась она через всю территорию, продвигалась очень медленно и тратить время на еще одно часовое переминание с ноги на ногу было откровенно жалко. Заглянули одним глазком, обойдя дом с тыла и поняли, что правильно решили пропустить этот тост…

Вечер, плавно перетекающий в нескончаемую ночь, мы провели опять на Красной площади, ярмарке и в веселом шатании среди веселящихся людей, пока усталость окончательно не сморила всех.

Задумчивый Пушкин терпеливо дожидался загулявших нас и смотрел неодобрительно на такое нарушение режима сна и отдыха, видно, он лучше знал, что завтрашний день готовит много чего познавательного, красивого и интересного, для чего всем нам понадобится много сил…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Утром, за завтраком и бодрящим кофе, мы дружно решили, что одной Оружейной палаты нам мало, что надо окультуриваться дальше и что всем необходимо побывать в Историческом музее, отправив нежелающих знакомиться с историей нашей страны гулять по ярмарке или кататься на коньках. Окультуриться решили вдруг все, что приятно порадовало. Историю я люблю и мне нравится, когда есть с кем поделиться залежами знаний на эту тему. Поэтому, допив свои чаи-кофеи, мы отправились в музей, попасть в который утром совершенно не сложно — заходи, покупай билеты, оплачивай аудиогид и гуляй, пока не сотрешь ноги, переходя из зала в зал.

Фотографировать в музее не запрещено и если очень хочется, то снимай хоть все экспонаты, только без вспышки. Но увлеченные рассказом аудиогида дети забыли про свои смартфоны и погрузились в увлекательный мир истории нашей страны. По музею водили школьные экскурсии и меня порадовал искренний интерес детей к рассказам гидов — не такое уж и потерянное это поколение, надо просто умело найти к нему подход, как оказалось…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Часа два, а то и три, пролетели незаметно, но явно с пользой и снова промаршировав по Красной площади (притормаживая для красивого кадра и лавируя сквозь толпу), мы вышли к парку «Зарядье».

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Очень уж все хотели его увидеть своими глазами, а мысль, что сырой январь не лучшее время для ландшафтных парков, не пришла в голову даже мне — я тоже хотела своими глазами убедиться. Повеселившись, что никто не прихватил с собой совочка для «сувениров» (ну, мы тоже читаем прессу, столь бурно негодовавшую в адрес тех, кто выкапывает растения), мы дошли до парка. Мдааа… Наверное, летом здесь намного лучше…

Постояли на мосту, полюбовались Москва-рекой (тоже не сильно приветливой), обернулись к собору Василия Блаженного, огорчились, что часть кремлевской стены и башни затянуты на реставрацию, сфотографировали все, что положено настоящим туристам и решили погулять здесь летом, желательно в солнечную погоду и в рабочий день.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Думали мы пройти по Варварке, посмотрев ее храмы и палаты бояр Романовых, но неожиданно для себя поняли, что со стороны Зарядья все это видно намного лучше, что можно рассмотреть, как ушла в землю старая Москва и как скромно жили бояре Романовы, в общем-то не самые последние люди в России, что понятно и так. Споря, не соглашаясь и сопоставляя времена нынешние с временами минувшими, мы неспешно дошли до церкви Всех Святых на Кулишках, прочувствовали момент, насколько мала была Москва в стародавние времена и повернули в сторону Лубянки.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Лубянка в этом году сияла рождественской красотой! Тут вам и светящийся тоннель с люстрами и канделябрами, и новогодний шар, и карнавальная маска, и толпа желающих сделать фотографию на фоне всего этого. Неожиданно я поняла, что к толпам адаптировалась, что спешащие пролезть впереди всех и сделать фото себя и своего малыша, уже не раздражают, а философское отношение к суете взяло верх над сварливостью и неприятием ажиотажа и спешки. В этом благостном расположении духа я и пошла в самый детский магазин своего давно закончившегося детства…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Современных детей ничем не удивишь, в этом я убедилась в очередной раз. Дети вежливо обошли первый этаж по кругу, снисходительно посмотрели, как елки водят хороводы с детишками и оживились только возле мороженщицы, продававшей вкусное лакомство на любой вкус, да еще и без очереди. И пусть мороженое в «Детском мире» не такое раскрученное, как гумовское и стоит чуть дороже, зато его можно купить без очереди, а на вкус оно даже лучше, решили мы все дружно, устроив себе паузу на небольшой перекус.

А потом мы любовались Москвой с высоты «Детского мира», узнавали знакомые места и уже пройденные дороги и строили планы побывать здесь летом, когда на небе сияет солнышко, а столица утопает в зелени. Наверное, обещание надо будет выполнять, но я пока об этом не думала.

Москва. Путешествие накануне Рождества…

Вечером небо разразилось почти ливнем, время от времени сменявшимся снегопадом. Решив, что нас погодой не запугать, мы все-таки посмотрели елки у ЦУМа, прогулялись по Кузнецкому мосту, побродили по нарядной Тверской, купили кучу всякой всячины в подарок (поди удержи — я не смогла!), решили, что Красной площадью мы сыты по горло и снова толкаться не имеем ни малейшего желания (даже Никольская нас не заманила) и под проливным дождем добрели до отеля. Времени на сон почти не оставалось, путешествие в предрождественскую Москву заканчивалось в Сочельник, самый сказочный и волшебный вечер Нового, только-только наступившего года…

Москва. Путешествие накануне Рождества…

На Рождество вся наша компания была дома, раздавала подарки, взахлеб рассказывала о красавице-Москве, вкусных трдельниках на ярмарке и вишневом пунше, так хорошо согревающем в промозглую погоду и строила планы покорения летней Москвы. Правда о том, что все мечтают выбраться в столицу летом, лично я узнала чуть позже, когда принесла на работу финансовый отчет о нашем зимнем путешествии. Как я поняла, моего согласия никто особо спрашивать не собирается.

Но это будет совсем другая история, если будет, конечно…

Спасибо всем, кто погулял по новогодней Москве вместе с нами!

С Новым годом всех! С новыми путешествиями, приключениями, незабываемыми впечатлениями, фотографиями и рассказами!!!