Турист Виталий Третьяков (zavych)
Виталий Третьяков
был 26 июня 2023 18:09

Хива — Узбекистан Август 2016

Хива была финальной точкой нашего путешествия по Узбекистану. Но мы не без опасений ожидали переезда Бухара-Хива, начитавшись жутких историй с различных форумов. Расстояние от Бухары до Хивы — 450 км через пустынные регионы Хорезма. Возможно раньше дорога и была ужасной, но сейчас это очень хорошая и ровная трасса без ям и колдобин. Кстати, на мой взгляд, одна из лучших от Ташкента до Хивы. Прочитал что строят ее немцы, поэтому она такого качества. Не знаю насчет немцев, но посреди пустыни в 40-градусную жару лопатами машут узбеки, мы это наблюдали не раз на недостроенных участках дороги. Вообще трасса Бухара — Хива в августе 2016 была готова процентов на 90. Иншаллах сейчас уже достроили полностью. Виды по дороге — крайне унылые, интересно смотреть только первые 10 минут, дальше смело можно спать практически до Хивы, приоткрыв один глаз при переезде моста через Амударью. В августе великая река выглядела чуток приболевшей, по крайней мере я ее себе представлял гораздо более полноводной и широкой. Хотя, наверняка, весной так оно и есть.

Цена дороги от Бухары до Хивы очень разная. И это единственный момент в Узбекистане, когда можно переплатить действительно прилично. Я говорю, чтобы не было недопониманий, о такси. Проверять на себе автобусное сообщение между городами я как-то не захотел, оно того не стоит. Изначальная цена, которую назвало одно из турагенств еще при планировании путешествия — совсем не малые 100 $. Но эта сумма была взята за ориентир, выше которого поездка врядли обойдется. В отеле Хивы нас предложили забрать из Бухары (опять же при переписке по электронной почте) уже за 60 $. Понимая, что велика вероятность того, что водитель из Хивы в Бухару за нами поедет порожняком, цена тоже была явно завышена. В Бухаре в отеле нам предложили 40 $ после долгих торгов с условием подсадки еще одного человека. Завершился этот восточный торг звонком нашему предыдущему водителю, который нашел нам своего знакомого, который довезет нас по маршруту Бухара-Хива за 120тыс. сум. (18 $ по тому курсу), взяв еще одного туриста на переднее сидение и с условием не называть ему сумму, за которую мы едем. В итоге мы ехали в полном комфорте, с любознательнейшим японцем впереди, который доставал водителя, а не нас, и фоткал все вокруг в течение всей дороги. Ему одно место обошлось в 30 $. Делайте выводы о реальной цене сами.

В итоге, через 6 часов не сильно утомительной поездки, мы были в Хиве. По дороге остановились в чайхане, где однозначно нужно было брать шашлык! Ведь просто мясо, жареное на огне, ничего не должно с тобой сделать. А я сдуру взял полюбившийся лагман и даже не запил его животворящим коньяком. Потерял бдительность. Совет будущим путешественникам: кафешки на обочине дороги Бухара-Хива — не самые надежные в стране. Но узнал я об этом только поздним вечером. А пока что мы радостные заселились в отель и пошли на обзорную прогулку по вечерней Хиве. Город окружают двойные стены 18в. Внутренняя стена, окружающая Ичан-Калу (старый город), сохранилась практически полностью и чтобы войти в город нужно пройти через одни из четырех ворот. Учитывая в общем-то немалые размеры старого города, это впечатляет.

Жемчужина Хорезма. Хива

Стены выглядят так, как представляются себе восточные средневековые замки. Естественно реконструкция проводилась, но сделали все очень аккуратно. Так что не смотрится новоделом, как, например, крепость Арк в Бухаре.

Кстати на стены можно подняться и прогулятся по каждому из четырех участков. Для этого возле ворот находятся специальные подъемы. В туфлях залезть невозможно, подбирайте соответствующую обувь.

Жемчужина Хорезма. Хива

Возле ворот о чем-то задумался знаменитый Аль-Хорезми, один из известнейших математиков в истории Востока, да и Мира в целом.

Как математик Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса. Дал классификацию квадратных уравнений и ввел понятие многочлена и операций с ним.

Как астроном — составил календари, в которых рассказал о расчётах истинного положения планет, расчётах параллакса и затмения, составлении астрономических таблиц (зидж), определении видимости луны и т. д.

Родился Аль-Хорезми именно в Хиве около 783 г. И еще раз: товарищ, решающий квадратные уравнения, составляющий таблицы тригонометрических функций и определяющий положение планет, родился в 783г. в Хиве!

Сразу за воротами попадаешь в старый город Хивы (Ичан-Кала).

Жемчужина Хорезма. Хива

Внутри стен множество отелей, большинство из которых выглядит как-то так.

Кстати, по поводу отелей. Их полно как внутри старого города, так и снаружи. Внутри крепостной стены проживание стоит на 30–40% больше. Но фактически город карликовый и разницы, где вы остановитесь, нет абсолютно никакой.

Хива — очень атмосферное место. Как и Бухара, старый город представляет собой полностью сохранившийся средневековый комплекс. Но по сравнению с Бухарой, здесь совсем мало туристов. Вечером и утром город практически вымирает, что делает прогулки особенно колоритными, а осутствие многоголосой толпы туристов действительно позволяет в мыслях перенестись в древние времена.

Жемчужина Хорезма. Хива

Самой известной достопримечательностью города является недостроенный минарет Кальта-Минар (Короткий минарет). Цитирую с википедии:

«Кальта-Минар был задуман ханом Хивинского царства Мухаммад Амин-ханом как самый большой и высокий в мусульманском мире. По его плану, высота минарета должна была составить 70–80 метров, при резко уменьшающимся с высотой диаметре, что сделало бы минарет более прочным. Диаметр его основания составляет 14,2 метров. Строительство началось в 1852 году, а в 1855 году, когда высота минарета достигла 29 метров, строительство было неожиданно прекращено»

Жемчужина Хорезма. Хива

Очень красивое строение, которое видно практически из любой точки старого города. Однако у меня появилось ощущение, что если бы минарет действительно достроили, он бы долго не простоял. Уж больно циклопическая задумка для того времени.

Хива, несмотря на свою, казалось бы, мировую популярность как туристический объект, стала первым городом Узбекистана, где мы испытали трудности с общением (русский понимают далеко не все, английский — практически никто), а также с банальным отсутствием мест, где можно поесть. Внутри старого города кафе нет вообще, за исключеним небольшого заведения в самом центре, где подают только напитки и выпечку. А снаружи недалеко от стен мы нашли только одну чайхану, которая в общем-то поразила крайне жестким шашлыком. В общем открыть тут пару едален — по-моему очень неплохой бизнес.

В первый вечер с трудом объяснив таксистам у ворот, что мы хотим откушать чего-то местного, добрались в безымянную чайхану на окраине города, где съели крайне странное блюдо.

Жемчужина Хорезма. Хива

К сожалению, как оно называется, не запомнилось. Представляет собой холодные макароны в сметане (или соус очень похожий на нашу сметану), сверху укрытые горячей кучкой раздробленных фрикаделек с томатным соусом и рубленой картошкой. Странное — самое правильное слово для описания впечатлений от этого. Может быть это от того, что съеденный по дороге лагман начал свое победоносное шествие в моем организме.

Попросив завернуть теплые лепешки с собой в пакет, мы столкнулись с полным непониманием. Сначала вызвали пацана лет 10, который, как мы поняли, известен в местных кругах недюженным знанием английского языка. Он покивал головой и через 5 минут принес нам тарелку нарезанной дыни. И теперь пакет нам понадобился уже точно. В итоге из недр кухни вызвали кухарку с советским прошлым, которая поняла наш русский и гордо вынесла нам пакетик. Короче с развитием туризма тут не все так гладко, как в остальных частях Узбекистана.

На следующий день лагман закончил свое завоевание, жестоко подавив восстания в виде активированного угля и минералочки и отменил так ожидаемую поездку по крепостям Каракалпакии. Целый день был просто потерян. Пришлось посвятить его покупкам, которыми занималась жена.

Жемчужина Хорезма. Хива

Рынок в Хиве хороший. Именно рынок орехов и сухофруктов. Зная о каких-то мифических ограничениях на вывоз данной продукции, мы купили где-то по килограмму всего. Потом почти год с удовольствием вспоминали Узбекистан за чашечкой чая.

Что касается остальных покупок, тут совсем все глухо. Везде продаются только дурацкие вязаные шапки и керамика (худшего качества по сравнению с Самаркандом и Бухарой). Цены на картинки на коже, которую мы по глупости не купили в Бухаре, начинались здесь от 20 $, и ни о каком торге продавцы даже говорить не хотели, что несказанно удивляет. Ограничились вязаными носками (действительно хорошими и теплыми) и дорогущим по местным меркам (1.5 $) магнитиком. Поэтому еще раз повторю: не оставляйте покупки на Хиву. Тут ничего хорошего не купите.

На 3й и послединй день нашего пребывания в стране лагман наконец немного сжалился и позволил выйти в город. Ичан-Кала со всеми достопримечательностями неспеша обходится часа за 3, но сколько же тут интересного!

Начали мы со сравнительно нового медресе Ислам-Ходжа и очень элегантного одноименного минарета.

Жемчужина Хорезма. Хива

В минарет можно подняться. Когда подходите к деревянной лестнице у основания, из ниоткуда появляется бабушка-смотритель. Вообще эта узбекская магия действует практически во всех достопримечательностях страны. За 5тыс. сум по узкой и крутой лестнице можно подняться на самую верхушку минарета. Никаких поручней внутри нет, ступеньки высокие, на лестнице темно и реально узко. Каким образом до сих пор никто оттуда не навернулся или не застрял внутри — непонятно.

Подъем непростой, но он того стоит. Сверху открываются замечательные виды на весь город. Очень советую.

Жемчужина Хорезма. Хива

Дальше по залитым солнцем улицам прошлись до мавзолея Пахлавана Махмуда, легендарного поэта, богатыря и целителя. Внутри мавзолей поражает богатством убранства.

Жемчужина Хорезма. Хива

Местные целыми семьями приезжают из других городов, чтобы помолиться внутри мавзолея, который считается святыней. Следующей достопримечательностью на нашем пути должна была стать Джума-мечеть в Хиве, известная своими деревянными колоннами.

Жемчужина Хорезма. Хива

Однако за вход и фотографию смотрители потребовали купить почему-то комплексный билет для осмотра города, который стоил что-то около 25000 сум (4 $). Делать этого не хотелось, тем более билеты продаются в единственном месте, у самого входа в город. Поэтому договорились на бесплатные 5 минут без фото. Место классное, заслуживает посещения однозначно, однако я почему-то ожидал большего.

На этом must-see места Хивы заканчиваются. Поэтому мы просто побродили по городу, наслаждаясь красивыми видами.

Жемчужина Хорезма. Хива

И вернулись уже вечером, перед закатом, когда город, по-моему, особенно хорош.

Жемчужина Хорезма. Хива

Прошлись по крепостной стене в полном одиночестве.

Жемчужина Хорезма. Хива

Поспали пару часов в отеле и поехали на ночной самолет из Ургенча. Такси от отеля в Хиве до аэропорта в Ургенче ночью обошлось нам в 30тыс. сум (5 $). Ехать где-то полчаса (30 км). Возле аэропорта стояла неимоверная очередь местных жителей с огромными сумками и баулами, но для иностранцев предусмотрен отдельный проход. Потом были утомительные проверки в аэропорте. Отметки о регистрациях в отелях проверили, но как-то не особенно внимательно. Таможенник просто взял их в руку, покрутил и вернул. Никакого сравнения количества дней не было. Декларации тоже никого особенно не заинтересовали. В общем все было намного более просто, чем представлялось. Перед самой посадкой в самолет пришло сообщение о смерти Ислама Каримова, президента страны. Можно по-разному относиться к этому политику, однако ясно то, что сейчас или в ближайшем будущем Узбекистан будет меняться. А Ислам Каримов при всех его недостатках сумел сохранить стабильность этого в общем-то непростого региона, сделал страну привлекательной для туристов и относительно комфортной для жизни.

Выводы:

Путешествие в Узбекистан стало одним из самых интересных и запоминающихся. Регион Средней Азии теперь манит постоянно. Тут полностью безопасно, дешево, красиво и очень вкусно. Таких гостепреимных людей мы не видели больше нигде. Из недосмотренного по стране — Ферганская долина и Каракалпакия, куда мы, я уверен, еще вернемся. Приятных путешествий!