Турист Алекс Красиков (Aleks_Krasikov)
Алекс Красиков
был 12 июня 2020 12:17

Рим — Италия Сентябрь 2013

Великий город принимает всех, но не всем открывает свои тайны и свою историю. Можно гулять по его улицам, делать шопинг, восхищаться кулинарными изысками (кстати, итальянская кухня одна из превосходных в мире, редко где в Италии встретишь дурацкий американский фастфуд), но при этом город останется для вас загадкой и абсолютно непознанным. Вычлените из современности те остатки великого прошлого, и вы частично узнаете его сущность. Она в мраморе, архитектуре, живописи и скульптуре.

В этот раз мы отправились от колизея. Пересекаем виа Лабикана и поподаем в парк с остатками вот таких экседр (фото из интернета):

Вечный город Рим — часть третья

Это остатки бань (терм) Траяна. Бани в риме были местом, где граждане проводили всю вторую половину дня, общаясь, отдыхая, умащая себя маслами. представьте огромные помещения, отделанные мрамором, массы фонтанчиков, бассейны с прохладной теплой и горячей водой. При термах были две библиотеки (для свитков на греческом и латинском языках). Одна из чаш из терм Траяна до сих пор стоит в музеях Ватикана:

Одна из улиц здесь называется via delle sette sale — улица семи зал, а точнее, цистерн, в которых когда-то вода нагоревалась на открытом солнце (вообще-то их было девять)

Интересно, что Траян построил свои термы там, где до этого существовал дворец Нерона. В 64 г. н. э. Рим охватил пожар, больше половины районов сгорели. Нерон после пожара задумал перестроить город и в ходе строительства занял огрромные общественные территории для постройки своего дворца (только вот вопрос, бесплатно или с компенсацией?) Но тем не менее, дворец был выстроен и стал известен позже как золотой дворец Нерона. Представьте себе огромные парки, аллеи, статуи, а там, где стоит Колизей, был искусственный водоем. Но больше современников поражали внутренние помещения дворца: разноцветный мрамор, мозаики, золочение, драгоценные камни сверкали как звезды в потолках. внутренний купол дворца приводился в движение и вращался. Во время моих приездов в Рим эти помещения были на реставрации. так что фото, к сожалению, нет.

Здесь рядом находится Сан-Пьетро-ин-винколи, в которой находится скульптура Микеланджело «Моисей»

Вечный город Рим — часть третья

Одно из зданий на виа-ин-сельчи принадлежит монастырю, но вот изображение на нем весьма не богоугодное — это Приап (в средневековье над ним изрядно поработали, пытаясь стереть)

Его изображения располагались на перекрестках и около рынков.

Рядом на площади с одноименным нахзванием стоит одна из стареших церквей — Сан-мартино-ай-монти (9в)

Вечный город Рим — часть третья

и башни Капоччи и Грациани (башни относятся к средним векам и строили их две враждующие семьи)

А вот какой красивый вид есть на виа джованни ланца

Вечный город Рим — часть третья

Кстати говоря, мы путешествуем по Эсквилину (один из семи холмов, на которых стоит Рим)

В двух кварталах от площади сан-Мартино-ай-монти находится Санта-Мария—маджоре. Эта церковь является одной из предшественниц Ватикана (а первой была Сан Джованни ин латерано) как резиденция римских пап.

Вечный город Рим — часть третья

Основана церковь в 352г папой Ливерием. Великолепный кессонированный золоченый потолок — шедевр работы Джулиано да сангалло

золото для него было привезено из Южной америки и подарено римскому прелату их католическими величествами королями Испании Фердинандом и Изабеллой.

Мозаики 5в! с ветхозаветными сюжетами

Вечный город Рим — часть третья

Здесь захоронены некоторые папы, здесь хранятся ясли младенца Хиста, икона «Спасение народа римского» и мощи апостола Матфея.

По виа мерулана дойдем до улицы св. Вита. Здесь у одноименной церкви находится арка Галлиена (на самом деле арка относится к временам Октавиана Августа) — это место, где были издревле эсквилинские ворота Рима

Вечный город Рим — часть третья

Пройдя через неё, вы покидаете пределы древноего (республиканского) города. Но мы все-таки сделали это и вышли на площадь Виктора Иммануили II. Здесь нас ждет встреча с интересным сооружением древности — нимфеем Севера.

Нмфей (от слова «нимфа») это был гигантский фонтан. сверху в экседрах стояли статуя Юпитера, а по бокам — трофеи Мария (сейчас они находятся у кордонаты Микеланджело)

По виа делла порта маджоре мы выйдем к одноименным воротам (это уже другой холм — Целий).

Вечный город Рим — часть третья

Собственно воротами это сооружение стало при Марке Аврелии, который окружил Рим новыми укреплениями и вставил в них уже существующие сооружения. А до этого это было….. водопроводом! Это часть знаменитой Aqua Claudia, он тянется на 60 км к востоку от города.

Самое интересное, что к воротам примыкает (еще одна неожиданность) гробница пекаря — посмотрите на её мощные колонны

На фризе сверху — этапы приготовления хлеба.

Пройдя мимо ворот мы по виа Елиниана выйдем к Санта-Кроче ин Джерусалемме (ц. Святого креста в Иерусалиме)

По преданию, эта церковь стоит на земле, привезенным в Рим из Земли Обетаванной. А еще она возведена вокруг комнаты во дворце Елены, в которой хранились страстные реликвии (колючки тернового венца, часть креста, гвоздь). За самой церковью находится лагерный амфитеатр, а сессорий (дворец Елены)находился на её месте.

Вечный город Рим — часть третья

Еще интересен тот факт, что папе Сильвестру II предрекли смерть после посещения святой земли, и, конечно, он не собирался туда ехать, но во время службы в сем храме ему стало плохо, и ему объяснили что означает название церкви, но папа умер.

А мы подошли к колыбели папства в Риме, к месту, где зародилась официальная папская курия — Латеранскому холму. Этоть клочок земли император Константин подарил христианской церкви после победы при Мульвийском мосту в 312г. (а до этого он принадлежал лагерю кавалерийского полка, который поддержал противника Константина Максенция). Сан Джованни ин Латерано — это кафедральный храм Рима (а не собор св. Петра) После так называемого авиньонского пленения пап святой престол вернулся в Рим, но занял он уже другое место (Санта-Мария трастевере)

Вечный город Рим — часть третья

Интересно, что функцию дверей выполняют бронзовые двери, снятые с Курии на Республиканском Форуме

Рядом стоит заглянуть в баптистерний (помещение для крещения) — богато отделанное порфиром помещение.

А через дорогу находится святое место — Scala sancta (святая лестница). Считается, что это та самая лестница, на которой стоял Христос перед Понтием Пилатом, и которую Елена привезла в Рим. Если пройти по ней на коленях, то искупятся ваши грехи.

Вечный город Рим — часть третья

А еще здесь же (на втором этаже) находится алтарь церкви Санкта Санкторум, в котором до некоторого времени хранились голова апостола Павла, а сейчас тоже хранятся некоторые значимые реликвии. Попасть внутрь можно за плату или осмотреть помещение через окошко.