Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была вчера 20:54
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Вязьма — Россия Сентябрь 2017

Уже мысленно строила планы приехать сюда на «Ласточке» в один из выходных. Благодаря скоростным поездам теперь стало даже удобнее не пользоваться автомобилем.

Закончилась экскурсия в Хмелите, мы уже ехали в Вязьму, чтобы поужинать и отправиться на вокзал, как наш очаровательный экскурсовод поведала нам, что в течение полутора часов между ужином и отъездом она покажет нам самые интересные места в городе. Хоть мы и устали (не шутка — в один день Талашкино и Хмелита, да плюс около 180 км пути между городами на микроавтобусе, благо нас было всего четверо), но с удовольствием отправились на эту прогулку.

Как говаривал Михаил Задорнов, смеркалось… Почти не оставалось надежды на дневное освещение, но всё равно удалось сделать небольшое количество снимков.

Вязьма у нас ассоциируется с событиями Отечественных войн 1812 и 1941–45 годов. Наряду со Смоленском она всегда была щитом на пути захватчиков с Запада. Поэтому Вязьма — город воинской славы, и памятники в Вязьме в основном посвящены событиям войн.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Не буду делить их по времени, попробую описать маршрут от одного памятника к другому, чтобы каждый турист мог увидеть основное, даже если у него будет мало времени.

Экскурсию по городу мы начали с площади Ефремова, в центре которой находится грандиозный памятник генералу-лейтенанту Михаилу Григорьевичу Ефремову. Попав со своей армией в окружение в ходе Ржевско-Вяземской операции 1942 года, тяжелораненый генерал отказался от эвакуации, остался со своей армией и, поняв, что она разгромлена, застрелился. Вражеские офицеры с почтением отнеслись к поступку Ефремова и, испытывая большое уважение к генералу, похоронили его в селе Слободка. Они ставили его в пример, говоря своим солдатам: «Сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию». Автор памятника — скульптор Вучетич, с ним работал архитектор Белопольский. Мои знакомые художники говорят, что скульптуру надо смотреть с разных ракурсов, что я послушно и исполнила.

Через улицу, за спиной памятника Ефремову, за городским кинотеатром «Победа», вы увидите другой потрясающе выразительный памятник «Доблестным предкам», посвящённый героям Отечественной войны 1812 года, увенчанный двуглавым орлом. Но орёл здесь не такой величественный, каким мы привыкли его видеть. Одна голова хищной птицы терзает поверженное знамя неприятеля, злобный взгляд другой обращён на запад, откуда в Вязьму приходили все враги. Выражение «лица» говорит о многом.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

На том месте, откуда мы начали экскурсию, находилась Вяземская крепость, построенная в 17 веке, от которой после многочисленных войн осталась одна Спасская башня. Она, как и положено крепостным башням, стоит на краю вала над рекой.

Когда-то на этом месте был Аркадиевский монастырь, от которого ныне остался только Спасский собор. Считается, что на этом месте молился сам святой Аркадий Вяземский (умер в 1592 году). Собор был возведён в 17 веке, перестроен в 19-м.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Передвигаясь дальше вдоль высокого вала, подходим к Свято-Троицкому собору (17 в.).

Он расположен в историческом центре города — на соборном холме.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Как и положено главному собору города, его судьба связана со многими историческими событиями и лицами. До постройки каменного храма на этом месте стоял деревянный во имя Святителя Николая. Здесь в 1406 году были погребены князь Симеон Вяземский и его жена Иулиания — легендарные для Вязьмы личности, о которых я расскажу немного позже. В 1495 году в соборном храме молилась дочь Московского князя Ивана III и невеста литовского князя Александра Ягеллона Елена. После взятия Смоленска в 1514 году на благодарственном молебне присутствовал князь Василий III, а его царственный сын Иван IV (Грозный) в 1565 году оставил в храме синодик с именами людей, казнённых за время его правления.

Новый деревянный храм был поставлен на месте разобранного по повелению Бориса Годунова в 1597–1598 годах. Но вскоре, как известно, поляки возомнили о себе бог знает что, и Вязьма вместе со Смоленском встали на их пути. В 1612 году в разорённом ляхами храме прозвучало воззвание Троице-Сергиевой лавры, после которого здесь же было сформировано вяземское ополчение в Москву.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

С 21 октября 1654 года по 10 февраля 1655 года Вязьма была фактической столицей России, когда царь Алексей Михайлович перевёл её сюда из Москвы, где свирепствовала чума. В город прибыла вся царская семья и патриарх Никон. В 1674–1676 годах на средства царя Алексея Михайловича на месте деревянного был поставлен каменный собор. С тех пор случилось множество разрушительных войн, и ни одна не обошла стороной Вязьму. Свою лепту внесли и советские годы, поэтому следов древнего храма здесь почти не осталось. Собор, который мы видим, достраивался и перестраивался в течение первой половины 19-го века.

Спустившись с Соборного холма, мы прошли на Советскую площадь.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Именно здесь 12 июня 2011 года установили стелу «Вязьма — город воинской славы».

А поскольку в этом месте проходит Старая Смоленская дорога, по которой Кутузов гнал французов, то памятник установлен и самому важному и нужному предмету в дороге — лаптю. Памятная табличка гласит: «От лаптя — до космоса, от стратонавта Прокофьева — до космонавта Гагарина, от Москвы — до Парижа». Для тех, кто не в курсе: Георгий Алексеевич Прокофьев, первый советский стратонавт, и Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт в мире, оба из крестьянских семей, — уроженцы Смоленской области.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

А если серьёзно, место мемориальное. Возле Вяземского историко-краеведческого музея, расположенного в здании бывшей Богородицкой церкви (первой трети 18 века) —

знакомый многим по картинкам в учебниках памятник Перновскому полку, первому вошедшему в город, захваченный французами, 22 октября 1812 года.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Здесь же, по другую сторону от храма, Аллея памяти в честь вязьмичей, погибших в локальных конфликтах, с очень трогательным памятником.

Это невзрачное краснокирпичное сооружение — тоже достопримечательность. На табличке, расположенной со стороны улицы, написано: «Здесь, на Старой Смоленской дороге, в XVII веке по Государеву Указу ввиду важного торгового значения города Вязьмы была учреждена таможенная застава».

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

А сейчас пришло время для обещанной истории о князе Симеоне Вяземском и его жене Иулиании, потому что на стене бывшей таможни мы видим именно их фигуры.

Чем же они знамениты? Иулиания и Симеон Вяземские стали олицетворением супружеской верности и целомудрия. Каждое третье января Православная церковь вспоминает о мученической кончине святой благоверной княгини Иулиании и её мужа святого благоверного князя Симеона. Подвигу, который они совершили, уже более шестисот лет.

Князь Симеон Вяземский состоял на службе у cмоленского князя Юрия Святославича. Юрию Святославичу понравилась княгиня Иулиания, он убил во время пира её мужа и покусился на её честь. Защищаясь, Иулиания ударила его ножом, и разъяренный Юрий мечом отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. Его обнаружил крестьянин, и голос с неба повелел ему собрать духовенство и погрести тело у южных дверей Спасо-Преображенского собора в Торжке. Как свидетельствует Церковь, в последующие века был отмечен целый ряд совершившихся от её мощей исцелений. Поэтому не приходится удивляться, что почитаемая в городе чета изображена ещё и на стене Иоанно-Предтеченского монастыря.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Вот мы наконец у его ворот. Наконец, потому что именно в этом монастыре находится церковь Одигитрии Смоленской, архитектура которой никого не оставила равнодушным. Уже совсем темно, и подсвеченная белоснежная церковь будто плывёт в безбрежном чёрном океане.

Одигитриевская церковь — уникальный образец русского зодчества. Всего три трёхшатровых храма сохранилось на Руси: в Вязьме, в Угличе и в Москве на Малой Дмитровке. Связано это с последствиями реформы патриарха Никона, который приказал разрушить существующие трёхглавые храмы и запретил строить новые. Именно эти шатры на резных барабанах, стоящие на будто вспененных волнах кокошников, придают церкви неповторимый облик и не дают отвести от храма глаз.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Сама же церковь не очень большая, если бы не её главное украшение, была бы ординарной. Удивило то, что в столь поздний час, когда уже темно, в церковь приходят люди, и это не туристы.

Иоанно-Предтеченский монастырь ведёт свою историю с 1535 года. Каменный храм Божией Матери Одигитрии был возведён на месте деревянной церкви в 1630–1638 годах. В 1650 году при архимандрите Пахомии построена каменная надвратная церковь Вознесения Господня с трапезной.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

На территории монастыря два памятника. Первый — основателю монастыря Преподобному Герасиму Болдинскому.

Второй — генерал-майору Александру Александровичу Жеребцову — герою Отечественной войны 1812 года.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Время неумолимо, надо было двигаться в сторону вокзала. За воротами монастыря нас уже ждал водитель, чтобы подвезти еще к нескольким памятным местам на улице, ведущей к вокзалу. Среди таких памятных мест был памятник артисту Анатолию Папанову, уроженцу Вязьмы.

Уже в полной темноте мы подошли к вокзалу, переполненные впечатлениями и страшно желающие вытянуть хотя бы ноги в «Ласточке» по пути домой. Правда, напоследок нас повеселили вяземские такси с их «русско-сувенирным» дизайном.

Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа

Цикл материалов "Смоленская область"

1. Смоленск
  2. Осколки серебряного зеркала
  3. Вечерняя пробежка по Вязьме — что можно увидеть за полтора часа
  4. И дым Отечества нам сладок…