Турист Сергей Козлов (ERIZO)
Сергей Козлов
был 20 апреля 8:42

Афон — Греция Июль 2017

Готовились к посещению Афона, святой Горы, земного удела Божьей Матери, мы задолго до поездки. Перелопатили кучу информации в интернете, прочитали замечательную книгу Александра Дворкина «Афонские рассказы», даже написали на почту паломнического центра Святой Горы в Салоники, (правда ответа мы так и не получили). Знали, что нужно получать Диамонитирион (разрешение на посещение Афона), связаться с монастырями, в коих планируешь остановиться. Все знали, но ничего не сделали. Имели только искреннее желание попасть на Святую Землю! Решили, пусть будет так, как Господь сподобит.
О визите в паломнический центр в Салоники по приезду в Грецию я уже писал здесь: повторяться не буду. И вот, после недельного пляжного отдыха на Халкидиках, 25 августа в 7 утра, взяв с собой в дорогу походный завтрак, мы сели в верного нашего друга Григориуса и направились из Симандры в Уранополис. Дорога лежала через небольшие города Полигирос и Иериссос, а так же через маленькие греческие деревушки, оливковые рощи и виноградники.

Маленькие чудеса Афона

Солнышко только вставало и было совсем не жарко. Меньше чем за два часа, без всяких приключений мы добрались до портового города Уранополис. Жизнь на причале уже вовсю кипела. Множество небольших грузовиков встали в очередь на паром, большой автобус привез группу паломников, — все собирались попасть на единственный регулярный паром, который отправляется из Уранополиса в Дафни в 9.45 утра.
Времени до отправления у нас оставалось совсем немного, не больше 40 минут, поэтому мы сразу разыскали офис, где выдаются диамонитирионы. Мы предъявили паспорта сотруднику офиса, ещё совсем не уверенные в том, что сможем его получить. Он строго посмотрел на нас, напомнил о запретах в отношении внешнего вида, и выдал заветные документы.

Маленькие чудеса Афона

Мы припарковали Григориуса на единственном свободном клочке земли у дороги, — времени искать специальную парковку, о которой я читал в интернете, уже не было, — и направились на паром.

При входе на паром специальный сотрудник проверяет диамонитирион паломника, а так же его внешний вид. Я был в длинных, но все-таки шортах, — днем в июле сорокаградусная жара — нормальное явление для Греции, — и меня отправили переодеваться в находящиеся на причале кабинки. Переодевшись, мы зашли на паром и выбрали себе местечко на верхней палубе, чтобы впечатляться видами пока ещё неизвестной для нас Святой Горы. Паломников на пароме всегда много, практически все места на верхней палубе были заняты.

Маленькие чудеса Афона

Кого здесь только не было, — сербы, румыны, болгары, американцы, греки, и конечно же наши соотечественники. Рядом с нами на удачу присоседилась группа паломников из четырех человек во главе с батюшкой.
И вот, наконец, корабль отчалил от пристани и мы с замиранием сердца стали вглядываться в берега таинственной и такой уникальной земли, внимая рассказам довольно словоохотливого соседа-батюшки. От него мы узнали, что в 2014 году на Афоне случился страшный пожар. Огонь пришел со стороны Греции и уничтожил почти все виноградники, расположенные в северной части Афона. Жара и сильный ветер сводили на нет все усилия пожарных и военных. Огонем были охвачены Моноксилит и русский скит Новая Фиваида, погиб один монах, ехавший по дороге и попавший в огненную ловушку. Всеразрушающая стихия грозила уничтожить Хиландар и Зограф. Тогда советом игуменов монастырей было принято решение идти навстречу друг другу крестным ходом с чудотворной иконой Божьей Матери. И вот, когда они встретились, небо развезлось и полил сильный дождь, который и потушил пожар! Кстати, чудесным образом корпус скита Фиваида остался нетронут огнем.
Следы бушевавшего пожара были видны даже спустя четыре года, обгоревшие места выглядели серыми из-за скудности вновь возраждющейся растительности.
Первая остановка парома — пристань сербского монастыря Хиландар.

Маленькие чудеса Афона

С корабля вышла большая группа паломников. Далее монастыри Дохиар и Ксенофонт.

Маленькие чудеса Афона

И вот уже все ближе и ближе наша цель — монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона или как его ещё называют Русcик.

Маленькие чудеса Афона

На причале паломников встречает монах, который проводил нас до архондарика — монастырской гостиницы. В Русcике это большое шестиэтажное здание ещё дореволюционной постройки с широкими коридорами и витыми чугунными перилами. На дверях архондарика висела надпись, что паломники не принимаются в связи с празднованием Панигира до 9 августа. Не смотря на это, нас все же разместили в коридорах гостиничного корпуса.
Угостившись предлагаемым гостям по афонской традиции узо и лукумом, мы пошли гулять по монастырю. Красота храмов и зданий монастыря, ухоженность садов просто потрясает!

Маленькие чудеса Афона

Но кроме восхищения внешней стороной я ощутил глубокое чувство благоговения от прикосновения к святыне! Cлезы невольно потекли из глаз.
Не смотря на строгий запрет фото и видеосъемки, мы дерзнули запечатлеть эту красоту на фотоаппарат. Однако, камера отказывалась работать, требуя перезагрузить устройство, хотя раньше такого никогда не было и батарейки были свежие. После нескольких попыток включть камеру, мы поняли, что это знак свыше и больше не пытались нарушить запрет!

Эта — единственная фотография, которую нам удалось сделать здесь.

Маленькие чудеса Афона

Остальные фото Пантелимонова монастыря — из интернета. В половине первого для нас открыли храм, где хранятся святыни монастыря.

Среди них глава великомученика и целителя Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, святителя и чудотворца Николая, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. А затем был отслужен молебен по случаю отправки главы великомученика и целителя Пантелеимона в Болгарию. С последующим крестным ходом нам посчастливилось «проводить» мощи Целителя до катера на пристани.
После вечерней службы со всей братией мы были приглашены в трапезную. Помещение трапезной очень большое, расчитанное на большое количество гостей и паломников в праздничные дни.

Маленькие чудеса Афона

На левой стене находится фреска с изображением мытарств и воздушной бесовской стражи. Монастырская трапеза скромна, но удивительно вкусная: свежие огурцы и помидры, лапша с грибами, замечательные оливки, монастырский хлеб, холодная вода или компот и арбуз. Отдельно в блюдце на столе всегда присутствует чеснок и лук. Посуда в монастыре исключительно металлическая. Трапеза довольно ограничена по времени, минут 10–15, не дольше. Так что времени на разговоры нет. Во время трапезы читаются жития святых. По средам и пятницам в монастыре всего одна трапеза в день, в остальные дни по две.
По уставу монастырские врата закрываются с заходом солнца. Мы немного побродили по монастырским тропинкам, полюбовались великолепным закатом и отправились отдыхать. Мысли о предстоящем завтра восхождении на вершину Афона не давали заснуть! Выйдя на балкон архондарика я долго глядел на звездное небо и слушал шепот мирно плещущегося внизу моря.
Громкий звон колокольчика разбудил спящих в три часа утра. Так монахи на Афоне призывают всех на утреннюю службу. Обычно служба начинается в половине третьего утра и заканчивается в пол-девятого. Службу служил сам настоятель монастыря игумен Евлогий, благообразный худощавый монах с тихим высоким голосом.
Служба проходила в кафоликоне святого Пантелеимона.

Маленькие чудеса Афона

Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. Характерной особенностью греческих храмов является наличие по периметру стен своеобразных ниш с подлокотниками и откидывающимися сиденьями. Греческое паникадило украшено страусиными яйцами. По легенде страусы, высиживающие яйца, должны непрерывно за ними наблюдать. И если только на мгновение страус отвлечется, яйцо станет бесплодным. Так и каждый христианин должен непрерывно молиться и укрепляться в вере.

После службы и утренней трапезы мы долго решали, ждать ли нам прихода парома в 11.30 или идти пешком до пристани Дафни. Было 9 часов утра, и мы, попрощавшись с монастырем и испросив благословения у архимандрита Евлогия, решили отправиться пешком. Первая половина пути до монастыря Ксиропотам проходила по лесной тропе. Кроны деревьев защищали нас от начинающего припекать июльского солнца.

Маленькие чудеса Афона

Но от Ксиропотама к Дафни идти нужно было уже по пыльной автомобильной дороге. На нашу удачу, как только мы вышли на дорогу, сверху показался автомобиль. Водитель с кавказской внешностью остановился и предложил нас подвести. Так мы сэкономили время и главное силы для предстоящего восхождения на вершину Афона.
Наш паром до скита Святой Анны отправлялся в 12.45 и у нас было достаточно времени, чтобы осмотреть Дафни вдоль и поперек. Пристань включает в себя всего несколько зданий: таможню, кассу с залом ожидания, небольшую гостиницу, почтовое отделение и торговый центр с кафе и парой магазинчиков. Мы выбрали места у таможни, в тени и наблюдали за все прибывающими людьми. В полдень сюда прибывает паром из Уранополиса — основное средство связи с внешним миром. На нем прибывают паломники, монахи, машины с провиантом и стройматериалами.
Пассажиров на паром «Святая Анна» было гораздо меньше, чем из Уранополиса. По пути к скиту мы проезжали монастыри Симонопетра и Дионисиат.

Маленькие чудеса Афона

На пристань скита Святой Анны вышла группа около 15 человек. И все мы побрели по бесконечной лестнице, ведущей к скиту. Дорога была усыпана продуктами жизнедеятельности мулов, которых активно используют для доставки грузов в монастыри. В полуденный греческий солнцепек это занятие, конечно не из легких! Несколько раз мы останавливались, чтобы передохнуть и напиться воды из источников. Скит Святой Анны находится на высоте около 500 метров над уровнем моря, и добравшись до него мы смогли насладиться отдыхом в тенистой беседке и традиционным афонским угощением: рюмочкой раки, стаканом холодной воды и сладким лукумом. Это было то, что нужно для восстановления сил!
Мы договорились с местным архондариком о предстоящей ночевке по возвращении с горы, отдохнули, помылись в душе, и спустя пару часов тронулись в путь! Монастырское угощение придало нам силы, и мы бодро поднимались начальный отрезок дороги. Постепенно удобные лестницы закончились и началась настоящая горная тропа. На высоте примерно 700–800 метров живет монах отшельник. Сам он на глаза путников старается не показываться, но рядом с его убежищем оборудована часовенка и место для отдыха. Здесь же можно выпить воды из емкости, которую наполняет монах, нося воду с источника.
Было ещё достаточно жарко, не смотря на то, что шел седьмой час вечера.

Маленькие чудеса Афона

Хорошо ещё, что большая часть тропы проходит по лесу. Поднявшись ещё метров на 200–300 мы обнаружили памятный крест. Возможно, он обозначает выстоу 1000 метров над уровнем моря.

Маленькие чудеса Афона

Виды, открывавшиеся нам за каждым следующим поворотом, эстетически компенсировали нашу усталость.

Маленькие чудеса Афона

Очередным пунктом в отсчете метров подъема служит развилка. Направо идет дорога, ведущая в Великую Лавру, а налево — к вершине Святой Горы. Это место часто используют для ночевки или стоянки. Это видно по оставленным костровищам и, что прискорбно, по горам мусора.
Далее тропа стала постепенно все круче и круче подниматься вверх. Усталось все больше давала о себе знать. И вдруг на камне вдоль тропы мы увидели отметку: 1430 метров! До Панагии, где мы собирались переночевать, оставалось всего лишь около 70 метров! Последние метры тянулись дольше всего. И вот вдали мы наконец то увидели каменное сооружение.

Маленькие чудеса Афона

Подойдя ближе, мы поняли, что будем ночевать здесь не одни!
Рядом с домом ходили люди, собирая хворост. Ещё в Пантелеимоновом монастыре опытный проводник предупреждал нас, что на подходе к Панагии нужно собирать шишки для розжига очага. Но, как раз, ближе к месту, ни одной шишки мы не увидели. Видимо, все было собрано уже давно до нас! Какова была наша радость, когда прислушавшись, мы услышали русскую речь!!! Оказалось, что группа русских паломников под руководством батюшки незадолго до нас прибыла на Панагию. Они уже собрали дров, растопили очаг и даже заварили чай в большом русском самоваре.
С большим удовольствием мы попили чаю и перекусили нашими скромными запасами. Познакомились. Ребята были из Москвы. Они собирались подняться на вершину к рассвету, для чего они должны были подняться часа в три ночи. У них с собой были фонарики.
После ужина нас пригласили присоединиться к ним на молитву. Панагия представляет из себя довольно вместительное сооружение. При входе расположен зал с очагом, колодцем с чистой водой, большим столом. Слева от зала находится спальня с двухярусными кроватями. А прямо за залом есть церковь! Вот там мы и совершили вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери. Небольшое помещение было озарено лишь мерцанием церковных свечей и лампад. Осознание того, где мы находимся и почти ощутимое Божие присутствие делало эту службу незабываемой!
Выйдя после молитвы наружу, на небе мы увидели мириады звезд. Созвездия, Млечный путь, падающий метеорит… Такого неба мы не видели никогда!

Маленькие чудеса Афона

Жаль, что ночевать решили в помещении, где было достаточно душно, а не на улице.
Сквозь сон я услышал, как в три часа ночи встали и собрались наши соседи. Фонарей у нас не было, поэтому мы должны были дождаться рассвета. Когда мы встали в пятом часу утра и вышли из помещения, в темноте ночи видели вереницу их светящихся огней. В очаге ещё тлели угли, и мы разожгли из оставшегося хвороста очаг. Сварили кофе, немного перекулсили и стали собираться в путь.
Вдруг, я почувствовал острую боль в левой икре. Да такую, что еле мог переступать, хромая. Может, это было следствие долгого похода или твердого ложа, — не знаю. Но я четко понимал, что с такой болью не смогу подняться на вершину, — ведь до неё ещё 500 метров высоты, и тем более одолеть обратную дорогу вниз. Как ни пытался я разминать и растягивать ногу, боль не унималась. Посоветовавшись, мы решили потихоньку спускаться вниз. Было, конечно очень жаль, что приходилось возвращаться, так и не достигнув цели и у самого её порога. Видимо, грехи не пускали меня покорить Святую Гору!
И я стал искренне молиться Божией Матери, прося прощения и смиряясь с тем, что случилось. Мы стали собираться в дорогу. И вот, почти собравшись, я вдруг понимаю, что боль отступила! Я походил немного, — не хромаю, боли нет. Случилось маленькое чудо! Тогда мы решили все-таки идти наверх.

Подъем от Панагии до вершины Афона самый крутой. Далеко внизу оставалась Панагия.

Маленькие чудеса Афона

Тропа проходит по открытым склонам. Даже летом, когда внизу тридцатиградусная жара, на вершине дует холодный сильный верет. К тому же вокруг ходили тяжелые тучи и вот мог пойди дождь, сделав горную тропинку ещё и скользкой! Где то на середине подъема мы встретились с нашими соотечественниками, которые уже спускались с горы.
И вот, мы наконец достигли вершины Афона!

Маленькие чудеса Афона

Чувства, возникающие, когда ты, преодолев значительные трудности, достигаешь заветной цели, тем более, когда эта цель — Святое место, трудно передать словами! Уж точно не хотелось думать о суете жизни, происходящей там, — в миру.
На вершине горы установлен 3-хметровый поклонный крест.

Маленькие чудеса Афона

А ещё там идет строительство новой церкви Преображения Господня. Старый беломраморный храм, построенный русскими доброделателями в конце 19 века простоял 124 года и был разобран в 2010 году для постройки нового железобетонного храма по повелению священноначалия Великой Лавры, к которой относится эта территория. Новый храм почти уже сооружен, идет активное благоустрйство прилежащей территории. Наравне со строителями тяжелую работу исполняют и монахи! Мы сами видели, как один пожилой седовласый монах бодро мешал лопатой бетон.

Маленькие чудеса Афона

Насладившись потрясающими видами, мы достали иконы, купленные в Пантелеимоновом монастыре, зажгли свечи и помолились в храме. Говорят, что иконы, побывавшие на вершине Святой Горы, обладают особой силой.
К сожалению, как бы хорошо не было в этом священном месте, нужно было возвращаться обратно. Малоопытные путники наивно полагают, что спуск с горы легче подъема. Так думали и мы. Однако, напряжение задней группы мышц ног при спуске значительно сильнее, и под конец наши ноги просто дрожали от усталости! Где то на середине пути мы встретили двух американцев, ещё достаточно бодро поднимающихся в гору. Они спросили нас, реально ли подняться и спуститься с горы в один день и где, если что можно остановиться на ночлег. Глядя на них, мы с содроганием подумали, сколько же им ещё нужно преодолеть!
После полудня мы вернулись в скит Святой Анны.

Маленькие чудеса Афона

Нас ждали, угостили раки и холодной водой, и указали место, где мы могли переночевать. Мы с удовольствием вымылись в душе, постирали наши рубашки и отдохнули до небольшого вечернего богослужения, которое назначено было на 5 часов. В это время в соборном храме вынесли святыни для поклонения.
Скит хранит левую стопу святой Анны. Стопа пребывает постоянно теплой. Так же там хранятся части мощей мученика Харлампия, мученика Игнатия, святых бессребреников Косьмы и Дамиана, великомученика Димитрия, Евфимия и Акакия, часть главы мученика Нектария и других святых.
Не могу не рассаказать ещё об одном необычном факте, произошедшем со мной на Афоне. За три дня, проведенных на Святой Земле, я встретил трех человек, настолько похожих на людей, которых я хорошо знал в миру, что стоя буквально в шаге от человека, в определенный момент я был совершенно убежден, что это он! Так и стоя на богослужении в соборном храме скита Святой Анны, я смотрел на монаха, пришедшего в скит из одной из калив. Видя его сзади полубоком, я был потрясен его сходством с иеромонахм Савватием, подвизающемся далеко на Урале! Умом я понимал, что это не может быть он, тем более, что он говорил по гречески. Но сходство во всем, даже в походке и манерах было потрясающим.
После молитвы нас пригласили на скромную трапезу. А потом мы вместе с монахами и трудниками чистили паникадило к предстоящему празднику. Приятно было что то полезное сделать для такого гостеприимного и святого места!
В скиту святой Анны мы познакомились с очень хорошим человеком. Звали его Нодар, и родом он был из Грузии. На Афоне он был частым гостем, и подолгу оставался в скитах и монастырях, выполняя посильный труд. Он много нам рассказал о своей жизни в Грузии и на Афоне.
Уже поздно вечером мы вышли на террасу, чтобы полюбоваться ночным небом, морем и постараться максимально запечатлеть в свей памяти окружающую нас таинственную красоту. Было темно, на небе не было видно ни звезд, ни луны. Зато горизонт освещался яркими вспышками зарниц. Гроза шла где-то там, за Ситонией и Кассандрой. Раскатов грома слышно не было. Так мы стояли, очарованные потрясающим спектаклем, наверное около часа. Хотелось, чтобы время остановилось. От сверкающих молний, ярко озаряющих скалы, море и деревья невозможно было оторвать глаз!
Вдруг, мы услышали нарастающий мощный шум и вместе с тем увидели четкую границу приближающегося ливня! Налетел жуткий ветер, поднимающий ввысь кучи земли и песка. Мы подумали о тех американцах, что встретились нам сегодня при спуске с горы. Какого было оказаться в такой ураган на вершине горы! На терррасе оставаться было уже нельзя, и мы неохотно пошли в нашу келью, где жили втроем с Нодаром. На полу и кроватях были кучи песка, — кто то из нас не до конца закрыл окно. Мы вызвались немного прибраться, а Нодар все удивлялся: «Откуда столько песка, здесь же не пустыня!»
Буря улеглась так же внезапно, как и началась. Нужно было ложиться спать, ведь утром в 5 часов всех разбудят на литургию. Служба в скиту святой Анны не была столь продолжительно, как в Пантелеимоновом монастыре. В восьмом часу утра она уже закончилась. Мы ждали утренней трапезы после литургии, но её не было. Нас угостили лишь кофе и традиционным раки и лукумом.
Утро было солнечным и радостным. Ничего не напоминало о вчерашней буре. Даже горшки с базиликом, коих было достаточно много на террасе, ничуть не пострадали. Патер Янис уселся в беседке и мирно беседовал с греческими паломниками. Нодар с утра уже занялся делами, но строго настрого запретил нам уезжать, не попрощавшись с ним.
Уезжать не хотелось! Но в десять часов мы уже должны были быть на причале. Мы собрали свои скромные пожитки (часть вещей остралась в машине в Уранополисе), испросили благословения у монаха, который хлопотал на кухне, (патер Янис, к сожалению, куда то ушел), попрощались с Нодаром, и пошли вниз к пристани. По пути нас то и дело обгоняли вереницы мулов, — паром, котрый приходит утром, привозит провиант и все необходимое для скитов.

Маленькие чудеса Афона

На пристани мы уселись в тенечке, чтобы перекусить. Два куска монастырского хлеба, которые мы взяли со вчерашнего стола и бутылка воды — все, что у нас было на завтрак. Как только мы зашелестели полиэтиленом, доставая хлеб, к нам подбежало целое семейство местных афонских кошек. Какие же они были тощие! Их явно никто не баловал «вискасами» и «китекетами»! Хлеб, что у нас был, — единственное, что мы могли им предложить. Но, как же велико было наше удивление, когда эти кошечки набросились на него, оттесняя друг друга и уминая все под чистую!

Пришел паром. На бедных мулов водружали коробки и тюки с фруктами, овощами, бутылками и другой снедью.

Маленькие чудеса Афона

Здесь был и патер Янис, все примеривавший, как поудобней привязать коробку к мулу.
Возвращаясь обратно в Уранополис, мы все время смотрели на вершину Святой Горы, где мы были ещё вчера. Её покрывало белое облако, словно покров Божией Матери.

Маленькие чудеса Афона

Вот и Уранополис. На пляже купались отдыхающие, резвились дети. Совсем другой мир! И мы вернулись в этот мир уже другими.
Наш Григориус стоял на том же месте, где мы его и оставили три дня назад. Мы решили поискать какое-нибудь жильё в Уранополисе, но были сильно удивлены ценам. К тому же и свободных комнат было очень мало. Мы решили возвращаться обратно в Симандру, чтобы переночевать там перед поездкой в Салоники.
Мы ехали по уже знакомой дороге, у нас был путеводитель. Но мы все-таки завернули не туда на одной из развилок. И каково было наше удивление, когда мы выехали на прибрежную трассу и перед нами снова предстал Афон во все своей красоте!

Маленькие чудеса Афона

Он не хотел нас отпускать, мы должны были ещй раз на него полюбоваться. Святая земля, Святая Гора, где жизнь идет по другим правилам. Где ещё до того, как проснется весь мир, монахи отслужат сотню литургий и молятся неустанно за всех нас. Может быть благодаря их молитвам, наш мир ещё жив!