Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 23:15

Санта-Фе — США Октябрь 2017

С классификацией природных достопримечательностей в США разобраться не так просто. Конечное есть прямое и четкое понятие Национальный Парк, но это верх иерархии. Национальных Парков в Америке всего шестьдесят, при этом половина из них в трех штатах Калифорния, Юта и Аляска. Дослужиться до такого уровня не просто. На территории фантастически красивого штата Нью-Мексико, по которому мы сейчас едем, Национальных Парков нет. Есть один, но он под территорией. Единственный Национальный Парк располагается довольно глубоко под землей и называется Карлсбадские Пещеры.

Реки, горы и леса по национальному

В Техасе, который по размерам больше Франции, Национальных Парков два. Спускаемся на уровень ниже. Как будет называться фантастически красивый ландшафт Белой (абсолютно белой) Пустыни расположенной на юге Нью Мексико.

Вайт Сенд, Национальный Монумент, Нью Мексико

Такая красота в Нью Мексико будет называться Национальным Монументом. Кроме этого есть еще Национальные Леса, Реки, Зоны Отдыха… В соседнем Техасе природные красоты того же уровня, чуть-чуть не дотягивающие до Национального Парка, имеют статус Парков Штата.

Педернелис Фолтс, Парк штата Техас

Почему? Все дело опять в деньгах. Богатый Техас брезгливо относится к подачкам из федерального бюджета. Сегодня дадут, завтра на поклон придется идти. Да и не дадут пока губернатор Техаса, не находит времени встретить в аэропорту президента Америки (непопулярного в Техасе Обаму). Поэтому:

— Это чей парк такой красивенький?

— Штата Техас.

— Вот пусть штат Техас за него и платит.

— Ну и заплатим, только не надо бы к нам ездить, а то вон один демократ уже приезжал в Даллас пятьдесят лет назад, до сих пор базар ни как не утихнет. Оно вам нужно весь этот шум.

Озеро Каддо, Парк штата Техас, где я сейчас живу в очень маленьком домике из бревен прямо на берегу очень большого озера

Штату Нью Мексико не до капризов. Поэтому — Монумент он какой? Национальный! Значить и платить должна вся нация дружно.

Нью Мексико. Национальный монумент Крези Ривер

В Нью Мексико десяток роскошных Национальных монументов. Про что то я уже писал, точно писал про Белую Пустыню. Отличное место всем рекомендую. Сегодня давайте про Тент Рокс. Пусть в переводе это будут Шатровые Скалы.

Реки, горы и леса по национальному

Скалы находятся географически совсем рядом с Санта Фе, но ехать не очень удобно, или может это у нас навигатор бреданул. Мы ехали целый час по какой то дороге, которая не смотря на приличное покрытие полностью повторяла рельеф местности. Такие дороги делают в местах где вся территория сложена скальными породами. Дело в том что скальный монолит плохо впитывает воду и в случае ливня вся территория затапливается. Если поднять дорогу на стандартную отсыпку получится дамба, с вытекающими последствиями. Значит либо эстакада, что критически дорого, либо дорога повторяющая все овраги и промоины чтобы вода перетекала через нее. Такая дорога не нравится девушкам, у которых морская болезнь может дать о себе знать даже очень далеко от моря в очень сухую погоду.

За въезд на территорию Национального Монумента берут национальные деньги, меньше чем за национальный парк, но сколько то берут, долларов десять с машины, наверно. С меня не берут, выражая тем самым уважение к моим «сединам».

Реки, горы и леса по национальному

На территории парковки лавка с водой и туалеты. Дальше знак — направо пойдешь… В американских парках всегда есть хотя бы один круговой маршрут протяженностью где ни будь три километра. Тропинка на нем одноуровневая и заасфальтированная. Она спроектирована так, чтобы мог проехать инвалид на самой простой коляске. С такой тропинки конечно нельзя посмотреть весь парк, но можно поймать его смысл.

Прямо пойдешь показалось нам сложновато. Пять километров в одну сторону с перепадом высот четыреста восемьдесят метров.

Реки, горы и леса по национальному

Налево пойдешь, было как то совсем убойно. Решили ограничиться инвалидным маршрутом, потом почувствовали что идем не плохо и прошли по пятикилометровому. Устали конечно, но терпеть можно. Было не очень жарко, градусов тридцать, все-таки там высота приличная с 1500 до 2000 м.

Поход занял часа четыре, если предположить, что в выходные и праздники в парке кроме вас будут другие посетители, может вылиться в пять. На многих участках тропинки очень узкие и разойтись со встречным туристом просто не возможно, придется кому то возвращаться назад.

Реки, горы и леса по национальному

Первым эти занятные скалы обнаружил известный испанский добытчик Франциско Коронадо в 1540 году. Если честно, меня просто поражает насколько аккуратно они пропахали всю огромную территорию Америк еще в шестнадцатом веке. Убедился, что конфисковать у местного населения нечего, сделал симпатичную зарисовочку Шатровых Скал в своем дневнике и пошел дальше. В следующий раз об этих местах вспомнили через три с половиной века, когда строили железную дорогу.

Откуда вообще взялись эти симпатичные ничейные домики — от вулканов вестимо. Люди, которые утверждают, что на Земле с каждым годом учащаются катаклизмы, плохо знают историю своей планеты. Земля остывает и с каждым миллионом лет ее активность существенно снижается. Вот раньше, когда молодая была, как даст…

Реки, горы и леса по национальному

Вот и здесь в районе Санта Фе много тектонического шума было. Пепла вулканического насыпало на сотню метров. Потом извержение прекратилось, но раскаленный газ продолжал периодически прорываться, через не сцементированные еще породы. Его температура была настолько велика, что он сплавлял вулканический пепел в монолит.

Через пару миллионов лет мягкий пепел, который не подвергся обработке раскаленным газом, был выветрен, а устойчивые монолитные блоки, спаянного при высокой температуре пепла, сформировались вот эти шатры.

Реки, горы и леса по национальному

В стенах шатров очень красивые мелкие образцы вулканических минералов. Администрация просит ни чего не трогать. Похоже люди действительно их не растаскивают. По крайней мере, когда мы там гуляли все «шатры», даже рядом с тропинками, блестели как новогодние елки, а дождя явно давно не было, т. е. на поверхности эти камни уже достаточно долго.

Пару слов о маршруте. Летом, я бы туда лезть, наверно не посоветовал бы. Мы в Техасе живем давно и жара для нас не новость. Здесь на 20 октября, мы за четырех часовой маршрут выпили по литру воды. С температурой как раз не очень плохо было, градусов тридцать, но очень сухо и ветер. В узких скальных коридорах ветер становился критическим и идти против него было достаточно тяжело.

Реки, горы и леса по национальному

Не пить в этих условиях нельзя, в организме что то сбивается и он после таких экспериментов отказывается сбрасывать воду. У людей руки, ноги как подушечки становятся. По результатам эксперимента по экономии воды в пустыне ваши ноги и башмаки превращаются в абсолютно не совместимые объекты.

Зимой тоже не стоит, думаю на ветру будет очень холодно. Идеальное время для посещения парка Шатровые Скалы — октябрь — ноябрь, март — апрель. Хотя понятно, что всегда можно прогуляться в течении получаса по инвалидному кругу, от этого еще ни кто не умер.

Сосне лет тридцать, при этом из под корней уже выдуло больше метра земли. Ландшафт меняется в историческое, а не в геологическое время.

Еще одно предупреждение, когда вы путешествует по паркам в пустыне надевайте высокие ботинки и смотрите под руки. За ноги змеи редко кусают, обычно в ботинок попадают, а вот если ухватиться за нее рукой, когда карабкаешься по скалам вполне может укусить.

Реки, горы и леса по национальному

Когда я пишу, все эти предупреждения про воду и зверье всякое — это вовсе не значит, что место реально опасное. Просто всегда лучше лишний раз людей предупредить, если даже опасность чисто теоретическая. В данном случае, гремучку видел и она даже мне хамила — трясла хвостом. Это у них как материться перед дракой, но я вызов не принял и был предельно вежлив и корректен.

Монумент Шатровые Скалы очень понравился. Похож на Диснейленд. Если бы вылезли гномики с молоточками, ни кто бы не удивился. Такой огромный детский городок среди пустыни. Ближайший аналог Каппадокия. Здесь даже пещеры рукотворные тоже есть. Только копали индейцы не глубоко, чтобы не очень устать. Да и зачем, края эти много народа прокормить не могли. Так небольшое племя могло сэкономить на вигвамах.

Реки, горы и леса по национальному

Согласно плану максимум, мы собирались остаться в Нью Мексико еще на один день, но по прогнозу погоды в этой части штата намечался ураганный ветер. Ветер — главная проблема путешествий по предгорным пустыням южных штатов осенью.

Горы остывают на много быстрее долин и в переходной зоне часто бывает штормовой ветер. Смотреть безлесные территории в ветреную погоду совершенно не интересно. Мы решили выехать за границы штормового предупреждения и остановиться ночевать, где ни будь в Аризоне в районе Национального парка Окаменевший Лес.

С этих холмов или как бы их получше назвать начинается Окаменевший Лес

В парке Окаменевший лес мы были много раз, но мимо такого проезжать нельзя.