Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 2:28

Благовещенск — Россия, Хэйхэ — Китай Август 2017

На востоке нашей огромной страны есть город Благовещенск, центр Амурской области.
Что это за город — Благовещенск? На первый взгляд — обычный областной центр, ему и всего-то 160 лет.
Город расположен на левом берегу реки Амур и на правом берегу Зеи (в устье). Фото из интернета.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Но! Благовещенск — единственный административный центр региона России, находящийся на государственной границе. Китайский город Хэйхэ стоит на правом берегу Амура и расстояние между ними — ширина реки Амур (526 метров).

Город был основан в 1856 году как Усть-Зейский военный пост; с 1858 года получил название Благовещенск (от церкви Благовещения).
Планировкой города занимались военные. Когда в середине 19 века из Петербурга прибыл план застройки нового города, то им полюбовались и свернули обратно: проект совершенно не учитывал особенности месторасположения Благовещенска. И военные, а именно они были самые образованные в новом городе, стали строить его наподобие древне-римского военного лагеря и параллельно берегам Амура и Зеи.

Так уже сложилось в течение нескольких лет, что, после своего заграничного путешествия по Европе, я обязательно посещаю Благовещенск. Что для меня этот город? Во- первых, это город моей студенческой юности, а во-вторых, это город, где живут мои любимые родственники и друзья, с которыми я с нетерпением жду встречи, и которые, я знаю это точно, ждут встречи со мной.

Итак, совершим небольшую экскурсионную прогулку по этому замечательному городу.

Самым любимым местом горожан и гостей города является, конечно же, набережная Амура, с которой открывается вид на китайский Хэйхэ.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

С 2008 года начались работы по укреплению берега реки и реконструкции набережной, расширения её в сторону Китая. Первый участок обновлённой набережной был открыт в День города в 2012 году. Но, в 2015 году из-за проблем с финансированием работы были приостановлены, и к сожалению, на сегодняшний день проект фактически заморожен. В этом году были обновлены почти полкилометра набережной от переулка Святителя Иннокентия до улицы Пионерской. Праздничное открытие этого участка состоялояь в сентябре 2017 года.

Вот вид на отреставрированную набережную.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

А это вид с той же точки набережной, только на незавершённый участок.

И всё же, набережная — это центр притяжения благовещенцев. Летом днём, и особенно вечером, здесь не протолкнуться. Кажется, что весь город стекается сюда. Здесь проходят выездные свадьбы и прочие празднования. Один из участков носит название «Спортивный». Так как именно здесь построены различные спортивные площадки. Заняться физкультурой могут все желающие, установлены специальные тренажеры и для инвалидов, увлекающихся спортом. На обновленной набережной также построена площадка для занятий велосипедистов и скейтбордистов. можно вхять напрокат велосипед (кстати, велосипеды можно взять в нескольких местах города).

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Не будем забывать, что мы находимся на границе, и Российские гербы на ограде красноречиво напоминают, что это самая пограничная набережная страны, за рекой — Китай.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Памятник пограничнику на набережной.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Действующая сторожевая вышка и пограничный столб.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Прогуливаясь по набережной, можно увидеть несколько интересных современных скульптур. Скульптуры и сама набережная привлекают к себе большое количество желающих сфотографироваться. Зная это, я отправилась на прогулку по набережной рано утром.

Скульптура Бычок. Её открытие состоялось поздним вечером в июле 2014 года, а днём люди ходили и недоумевали, что за огромная коробка стоит. В коробке бык был обмотан газетами, которые позже подожгли. Газеты сгорели и открыли всем творение армянского скульптора Ары Алекяна. Железный бык — это его подарок Благовещенску. Поначалу было много споров по поводу бычка, но не смотря на них бычок на набережной прижился, даже кончики рогов блестят от рук тех, кто трёт их на счастье.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

А это памятника Дружку, собаке, которая не бросила охрану хозяйского дома в наводнение 2013 года. Очень трогательная истоия и скульптура.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Фото (из интернета) Дружка в наводнение августа 2013 г.

16 октября 2015.г. было открытие ещё одной скульптурной группы на Набережной. Назвали её «Невозмутимый кот».

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Все фигуры отлиты из чугуна на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья, что в Челябинской области. Уже готовая композиция была покрыта бронзой. Лавочка выполнена в стиле барокко. Изначально была задумана обычная скамейка, но художники завода предложили установить исторический вариант — модель лавочки начала 19-го века, разработанную главным тогда архитектором Пруссии. Её копия есть в Екатерининском дворце Петербурга.

Достопримечательность набережной — Триумфальная арка.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Триумфальная арка выполнена в классическом стиле в виде каменных ворот. Высота сооружения составляет 20 метров, оба шатра увенчаны гербами России и иконами.

Первоначально Триумфальная арка в Благовещенске была построена в конце XIX века, в 1891 году, в честь приезда наследника императорского престола- цесаревича Николая Александровича (будущего последнего императора России Николая Второго). В 1936 году памятник был уничтожен наводнением, и только спустя 80 лет заговорили о его восстановлении. Реконструкция триумфальной арки началась в 2003 году и закончилась через 2 года. Реконструкция велась за счет епархии, местных предпринимателей, амурчан и жителей соседних регионов. Открытие триумфальной арки состоялось 4 ноября 2005 года в день народного единства

Рядом с аркой расположено интересное здание: бывшие Городские торговые ряды (1907 год). Это памятник архитектуры и градостроительства федерального значения.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Сейчас здесь размещается Институт геологии и природопользования.

А ещё это здание примечательно тем, что

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

За Триумфальной аркой расположена Площадь Победы.

На площадь Победы выходит здание бывшего универсального магазина «Торговый дом И. Я. Чурин и К»
Здание построено по проекту венского архитектора. В одних источниках говорится, что построено в необарочном стиле, в других — в стиле эклектики.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Так или иначе, а чуринский магазин и по сей день является одним из красивейших зданий Благовещенска, а фигуры, которыми он декорирован, выполнены из латуни. Во советские времена здесь был Дом пионеров, сечас это называется ЦЭВ — центр эстетического воспитания им. В. В. Белоглазова.

Вячеслав Белоглазов — основатель детского танцевального коллектива «Ровесники» в Благовещенске. В этом году этот ансамбль отмечал своё 50-летие. В ознаменование этого события, возле ЦЭВ в апреле этого года был открыт памятник В. Белоглазову.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

В сквере напротив ЦЭВ находится памятник В. И. Ленину. Чем он примечателен? Этот памятник вождю мирового пролетариата отлили на Путиловском заводе в 1925 году. Он был третьим по счету в Советском Союзе. Памятник соответствует росту Владимира Ильича — его высота 164 сантиметра. Ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.

Вообще, Благовещенск очень зелёный город. Здесь много скверов, и 2 больших парка. Так что, в жаркую погоду (а в Благовещенске летом очень жарко и влажно) есть где укрыться в тени деревьев.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Городской парк отдыха с аттракционами и эстрадой располагается сразу за набережной.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

В парке находится бывший Дом губернатора, ныне городской дом культуры.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

В глубине парка, фасадом на улицу Ленина находится обласной драмтеатр. Здание театра благовещенцы возвели в 1889 году на добровольные пожертвования предпринимателей, купцов и горожан разного сословия. Деньги на строительство по призыву самого Генерал-губернатора барона А. Н. Корфа собирали всем миром.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Через дорогу, напротив Драмтеатра установлен памятник Снегурочке. Снегурочкой называли Зинаиду Синицину, торговавшей здесь когда-то мороженым. Снегурочка для горожан — это привет из детства и юности. Автор памятника Валерий Разгоняев.

Ещё одна интересная скульптура — памятник челнокам, которые в своё время одели и обули амурчан.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Краеведческий музей — интересное старинное здание на улице Ленина, памятник архитектуры федерального значения, в котором в конце XIX — начале XX вв. размещался магазин торговой немецкой фирмы «Кунст и Альберс». В 1981 году здание было передано Амурскому областному краеведческому музею им. Г. С. Новикова-Даурского, одному из старейших на Дальнем Востоке.

История его основания довольно интересна и опять связана с приездом в Благовещенск цесаревича. Весной 1891 г. в Благовещенске ожидали приезда наследника царского престола Николая Александровича Романова. Золотопромышленники срочно построили на берегу Амура павильон, в котором выставили макеты приисков, диаграммы, фотографии, образцы золотоносных пород и самородки. А когда наследник престола отбыл, все экспонаты выставки (кроме золота) были подарены городу. 16 августа 1891 г. городская дума постановила: «Пожертвованными золотопромышленными компаниями моделями машин и инструментами для горного производства положить в городе Благовещенске начало музею, поручив наблюдение городской управе».

И закончить нашу прогулку по городу я бы хотела в историческом и знаковом месте Благовещенска — у Собора Благовещения Пресвятой Богородицы.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Построенный в 1997 — 2003 гг., он является главным храмом Благовещенской епархии. Храм воздвигнут на историческом, священном для амурчан месте, где до 1980 года стояло первое строение г. Благовещенска — Свято-Никольская церковь.

Первый Храм Собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1858—1864 гг. Он был заложен Митрополитом Иннокентием и генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьёвом-Амурским. Город Благовещенск получил своё название по названию собора. Первый храм сгорел в 1924 г.

Там, где Зея впадает в Амур. Благовещенск — Хэйхэ. Часть 1. Благовещенск

Вот и закончилась наша прогулка по Благовещенску. Конечно, я показала вам только его маленькую часть.

А дальше мы отправимся на тот берег Амура, в китайский город Хэйхэ.

О моей поездке в Хэйхэ можно прочитать: здесь