Турист Андрей Попов (soldaffon)
Андрей Попов
был 27 февраля 2023 16:43

Стамбул — Турция Июнь 2017

Итак, мы в Стамбуле.

Мои опасения, что я растеряюсь на его узких улочках в поисках отеля (а заказан нами он был в самом историческом центре — в районе Султанахмет всего в 200 метрах от Собора Святой Софии) не оправдались. Совсем немного покружив, мы удачно припарковались прямо перед отелем, где и оставили на двухдневный отдых свою машинку.

Самый неевропейский город Европы

Первоначально я довольно скептически относился к поездке в Стамбул, тем более что, имел за плечами тринадцатилетний стаж военной службы в Туркмении и Узбекистане и не ожидал никакой новой для себя экзотики Востока.

Вместе с тем первая же вечерняя ознакомительная прогулка перевернула мои представления, и сегодня я себе говорю, что Стамбул — это город, в который я бы очень хотел вернуться.

Просторный и опрятный, насыщенный архитектурными шедеврами разных эпох, благоухающий и гостеприимный Стамбул сразу же располагает к себе любого путешественника. А попали мы сюда, как оказалось, в самый разгар священного для мусульман месяца Рамадан, и от этого положительные впечатления и эмоции только удвоились.

На площади Султанахмет развернула свою работу ярмарка ремесел, после посещения которой я понял, что не видел ранее таких искусных мастеров в какой бы области они не трудились: это и обработка камня, и резьба по дереву, и чеканка, и ткацкое ремесло и еще много-много чего…

В одной из лавок мы даже увидели получение нити из паутины шелкопряда:

Самый неевропейский город Европы

Помимо собственно ярмарки мы в этот вечер посмотрели на Собор Святой Софии, Голубую мечеть СултанАхмет, Египетский обелиск, Змеиную колонну, Фонтан Султана Ахмета.

К вечеру турки целыми семьями мирно расположились на многочисленных газонах в предвкушении вечерней молитвы и последующей за ней трапезы. Многие совершили своего рода паломничество сюда, к святым местам из провинции и было их так много, что обычные туристы просто растворились в этой массе турецкого люда. Лишь на следующий день, посещая другие достопримечательности Стамбула, мы поняли, что туристов тоже хватает.

Самый неевропейский город Европы

На следующий день, как и было запланировано, мы в первую очередь купили билеты на посещение Собора Святой Софии который с огромным интересом осмотрели и запечатлели на камеру казалось бы неожиданные соседства раннехристианских и мусульманских традиций и архитектурных особенностей. Подобное мы наблюдали в 2015 году в мечети Мескита испанского города Кордова. Правда там историческая хронология была несколько иная: сначала была мечеть, а потом, после реконкисты, католический храм. Но в обоих случаях обращаешь внимание на терпимость одной религии по отношению к другой.

Здесь же, а сегодня это просто музей, мы стали свидетелями весьма трогательной сцены — сотрудник охраны музея заигрался с ребенком каких-то туристов:

Самый неевропейский город Европы

Очень интересна экскурсия в водное хранилище Цистерну Йеребатан. Она немного занимает по времени, но очень необычна с точки зрения инженерно-технической и архитектурной. Настоятельно рекомендую посетить, тем более, что находится она практически на самой площади того же Султана Ахмета.

Несомненно, Гранд Базар — чуть ли не главная достопримечательность Стамбула и бродили мы по его древним галереям с превеликим удовольствием продолжая восхищаться искусству мастеров не только практических ремесел, но и торговли… Конечно их навязчивость несколько раздражает, но главное оружие, приобретенное еще в средней Азии — дурацкая молчаливая улыбка работало и почти без ощутимых финансовых потерь мы, к великому моему облегчению, покинули это суетное место.

Самый неевропейский город Европы

Во второй половине дня мы, осмотрев по дороге парк Гульхане, проследовав в тени шикарных древних платанов, притопали к Галатскому мосту. Здесь, также молча отбиваясь от ресторанных зазывал, нашли билетные кассы, в которых приобрели право на морскую прогулку по заливу.

Самый неевропейский город Европы

Прогулку мы выбрали непродолжительную, около 1,5 часов (12 лир с человека), и её вполне нам хватило, чтобы полюбоваться как азиатским, так и европейским побережьями Стамбула.

Самый неевропейский город Европы

Очень кстати рядом с нами на пароме расположилась группа русскоговорящих туристов, экскурсовод которой вполне красочно комментировал проплывающие мимо пейзажи. Лично мне (не без зависти) особенно запомнились частные виллы миллиардеров на зеленых европейских склонах:

Самый неевропейский город Европы

Тут же, недалеко от Галатского моста, нами был обнаружен египетский базар, который, в отличие от Гранд-Базара, имеет больше продовольственную направленность:

Самый неевропейский город Европы

Особый шарм нашему кратковременному визиту в Стамбул придавали завтраки на балконе отеля с видом и на Босфор и на Айя-Софию:

На третий день нашего визита в Турцию отменное качество дорог и информативные указатели, а также неизменный спутник наших путешествий — установленный навигатор IGO позволили, не плутая выбраться из Стамбула и незаметно достичь турецко-болгарской границы. Очень долго меня напрягало отсутствие на лобовом стекле стикера — наклейки HGS (проезд по платным участкам) который смог приобрести лишь при выезде из Турции. Приобретаются они в почтовых отделениях PPT и, как мне показалось, предприимчивые турки из оборота изымают дешевые стикеры (достаточные для такой как у меня кратковременной поездки). И, несмотря на то, что без оплаты можно в Турции перемещаться по автомагистралям в течение семи суток, я, будучи законопослушным гражданином, купил-таки долгожданный стикер и с чистой совестью встал в конце небольшой очереди на пункте пропуска.

И тут-то законопослушный гражданин получил от турков «подзатыльник»: после паспортного контроля, не возвращая мне паспорта, местный пограничник что-то начал лепетать скороговоркой из которой слух мой улавливал лишь сочетание «Икс-рэй контрол!»

В итоге турок сопроводил нас к ангару, у которого мы освободили от всего имущества машину, и я ее загнал внутрь по специальным аппарелям и оставил там для рентгенологического контроля (10 — 15 минут). Потом грузились имуществом вновь, а это, автотуристы не дадут соврать, довольно суматошное и трудоемкое занятие. Потеряв на процедуру около часа мы, несколько озлобленные и уставшие, в подпорченном настроении направились в братскую Болгарию.

Но в целом эти небольшие нюансы, объясняемые, скорее всего, непростыми российско-турецкими отношениями, нисколько не повлияли на нашу оценку правильности выбора этой точки маршрута.

На этом я завершаю несколько нетрадиционное отступление от логического последовательного изложения впечатлений балканского автомобильного круиза, но уж очень мне хотелось выделить Стамбул в отдельный рассказ…