Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 16:18

Выборг — Россия Август 2011

Выборг. Последний выходной уходящего лета.

Вот и лето прошло — решили мы с братом. Отметить его отдыхом в дальних поездках в этом году не удалось — все в планах на сентябрь, зато план по «рабочим» поездкам (под ними мы понимаем давно не охваченные, но интересные туристам места) мы реализовали вполне. И последней «вишенкой на торте» мы решили сделать город Выборг.

В Выборге — городе с семисотлетней историей, я бывал неоднократно. Работали с братом в тех краях (практически, на границе с Финляндией)в экспедиции — обратно возвращались через Выборг — пришлось даже заночевать на вокзале. Потом была поездка с молодой женой и романтическими прогулками по ночному городу. Ну и неоднократные проезды при следовании в Финляндию и другие страны Европы. Но все не удавалось спокойно походить, посмотреть. Поэтому приоритеты в этой поездке были определены так — парк Монрепо, замок, аутентичные улочки.

Поскольку поездка планировалась исследовательской, туда решили ехать на автобусе, обратно — на поезде. Встретились около 9 утра на станции метро Парнас, но уехать удалось только на автобусе в 10–10 — ходят они раз в 40–50 минут, время в пути ровно 2 часа, стоимость 200 руб. Билеты с местами. Пока добрались до трассы Скандинавия, автобус прилично трясло на неких проселках. Дальше пошло веселее. Интересно было наблюдать, как через каждые 100 метров вдоль обочины и в ближайших кустах стоят сотни машин — в лесах на перешейке пошли грибы!

Мы правильно решили сначала доехать до Монрепо — спросили у милой девушки дорогу — она, почему-то, смущаясь, рассказала, что ехать надо на автобусе № 6 от остановки у вокзала. Время в пути — 10 минут, стоимость — 20 рублей, для школьников — в учебные дни с 08 до 15 часов — 10 рублей. Вышли на остановке Северная больница — там многие выходят, и увидели неприметный указатель — до парка 500 метров. Да все в горку. Ничего, пошли, только всю дорогу шарахались от свадебных кортежей, которые, постоянно сигналя, гнали туда же. Видно, традиция.

Тяжко только было смотреть на невест, которые в длинных платьях да на шпильках, бродили по лугам и скалам в поисках «романтичных ракурсов».

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

Вот на что приходится идти, когда нет своей Стрелки Васильевского острова — хотя, там тоже брусчатка.

С 1788 года эта территория стала вотчиной барона Генриха фон Николаи, который, в силу своего понимания и наличия средств, решил создать там семейный пейзажный парк. Вход в парк отмечен большими воротами и кассовым павильоном, где продаются билеты по 50 рублей. Сразу при входе — большая схема, которую мы тщательно изучили и увидев привлекательное название «Конец света» твердо решили — нам туда! Только поначалу мы поднялись к Чайной беседке, полюбовались видами на воду,

а затем уже пошли «налево» — по схеме к основным достопримечательностям. Первым из них был фундамент храма Нептуна, который, увы, после тщательного восстановления сгорел, оставив рядом обугленные сосны. Зато от него открывается замечательный вид на жемчужину парка — капеллу Людвигсбург.

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

Она расположена на островке, дойти до которого можно закатав штанины повыше — такие желающие находились. Дорога к «Концу света» вела нас мимо источника Нарцисса — с очень холодной водой,

мимо скал, которые в экспедиции мы называли «сельги»,

через оригинальную заросшую лужу — обойти ее ничего не стОит, но всем обязательно надо пройти по мостику — возникает «пробка».

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

На пути убеждаешься в правильности пословицы «и на камнях растут деревья», когда видишь такое чудо

Войдя в ущелье Святого Николауса желающие могут пройти через забавный «аттракцион» — надо пройти под висящим над головами огромным камнем, загадав при этом желание.

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

Как говорят — если камень на вас не упадет — то желание обязательно исполнится. Желающих попробовать всегда много.

Ну и далее вторая изюминка — очень впечатляющий памятник Вяйнемейнену — герою эпоса Калевала. Очень эмоциональная фигура на фоне скал — прямо, мурашки.

А уж за ним — тот самый конец света. Как оказалось — это просто лесистый мыс со скалой — плод правильной маркетинговой политики.

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

Но цель была достигнута, удовлетворение получено. А раз так — можно переходить ко второй части — двигать в замок. Вышли из парка и решили ускорить выдвижение в город — поехать на такси. Но когда местный барыга запросил на 3 минуты быстрой езды 150 рублей — решили оставить его наедине с мечтами и ехать на автобусе. В итоге — просчитались, т. к. автобуса ждали минут 15, пока ехали, пока разбирались — попали на очередь в кассу музея и технический перерыв — потеряли на этом минут 40.

Но сначала надо войти на территорию Крепостного острова — это стоит аж 10 рублей, а потом уже сразу двигать в кассу. Мы решили только подняться на башню Святого Олафа — это стоит 40 рублей для россиян и бесплатно — для студентов и приравненных к ним Героям, инвалидам и музейным работникам.

Чтобы поддержать отечественную культуру я еще купил билетик на право фотосъемки за 30 рублей — хотя его никто не проверял. 298 ступеней преодолелись на кураже и вот перед нами Выборг с высоты полета местных птиц — т. е. примерно, с 50 метров.

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

Надышавшись свежим воздухом и нащурившись на яркое, но уже не совсем летнее солнышко, мы спустились вниз и пошли осматривать крепость. Брат при этом вдохновлялся сценами из любимого им фильма «Бой с тенью», где ключевые события со стрельбой происходят именно там в разгар фестиваля реконструкторов и Шекспировской постановки.

Сейчас их нет, зато есть возможность почувствовать себя «примкнувшим» нарядившись в рыцарские одежды в магазинчике- музейчике, или постреляв из грозного лука по команде «Рази!» местного профессионала

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

Нас эти игрища не прельстили и мы вышли с острова, чтобы приступить к третьей части программы — знакомству с улочками. Нам для этого понадобилось подняться по Крепостной улице и спуститься по улице Водной заставы — это самые «аутентичные» улочки Выборга.

Последняя, как говорят, является вообще самой «аутентичной» в Северной Европе. Мы поверили, особенно, когда зашли во дворик и увидели вот такую конструкцию — Часовая башня, пристроенная к жилому дому.

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

А уж когда часы на ней стали отбивать время — тут уж и вовсе почувствовали себя внутри эпохи — все органы чувств были при этом задействованы.

Однако, те же органы чувств говорили, что пора закругляться и планировать дорогу домой. Для этого мы спустились на тщательно реконструированную Рыночную площадь,

на которой находится рынок сувениров для «дарагих гостей из солнечной Финляндии» и самый крупный в Северной Европе рынок — все чистенько, аккуратненько.

Выборг. Шведско-финско-русский город в Ленинградской области

Обогнув залив со вкусным названием Салакка-Лахти по красивой набережной — променаду

мы дошли до вокзала взяли билеты стоимостью уже 250 рублей, и сели в пустую электричку, которая, отправляясь каждый час и заполняясь по пути возвращавшимися грибниками, за 2 часа 20 минут довезла нас до станции Удельная — мы там недалеко живем. Путь замкнулся. Лето можно считать успешно закончившимся.

Выводы, или как говорила в детстве моя дочь «ремюзе» — город, в принципе, интересен — об этом говорит и большое количество экскурсионных автобусов, и наличие некой инфраструктуры. Особенно — для людей, живущих южнее Среднерусской полосы — для них элементы «суровой северной природы», особенно, осенью, когда — по Макаревичу, «небо было синее-бездонное», а деревья в парке — разноцветными, Монрепо будет хитом. Ну и для тех, кто не может себе позволить заодно Хельсинки — элементы Северного модерна, внедренные в 30-х годах архитектором Уно Ульбергом, учившимся в Хельсинки, наличие большого количества надписей на финском языке, создадут некую иллюзию «заграницы» которая, еще со времен моего детства, всегда окружала этот финско-шведско-русский город.

Все цены и расписания актуальны на время поездки. Конечно, сейчас кое-что изменилось и надо уточняться перед планируемой поездкой.