Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 18:42

Сестрорецк — Россия Август 2016

Красно-зеленый маршрут. Шалаш Ленина в Разливе и город Сестрорецк.

Я в последние годы волей-неволей стал интересоваться различными направлениями туризма, кроме широко обсуждающихся «пакетных», «автобусников» и «самтуристов». В последнее время обратил внимание на «новинки» о которых много говорят и даже показывают в телевизоре. Например, был сюжет об организации «Зеленого» маршрута для японских туристов, которых привозят на огород к русской бабушке и дают возможность помочь своими руками в прополке грядок, подвязке огурцов и т. п. Они в экстазе — не просто увидеть как растут овощи, но и самим «поучаствовать в процессе» — для них это круто с точки зрения узнавания живой природы. За это их потом кормят борщом.

Другая фишка сезона — «Красный» маршрут для китайцев. Их целенаправленно возят по «Ленинским местам» Ленинграда — Санкт-Петербурга и окрестностей. Они тщательно делают «селфи» на фоне памятника Ленину на Московской площади и в восторге звонят на родину: «Мама, я видела Ленина»!

Мы с братом давно не выезжали вместе в «туры», а тут, а вспомнил, что свой цикл о пригородах так и не закончил. На «сладкое» я оставил самый «неприметный» из наших городов-спутников — город Сестрорецк на реке Сестре (Siestarjoki по-фински или Systerback по-шведски). Поскольку он считается курортом, значит там много «природы и зелени». А рядом на озере Разлив расположен один из самых революционных мемориалов, оставшихся нам от старой жизни — Шалаш Ленина. Вот вам и «красный» пункт маршрута! А тут еще погода шепчет: «Пока не поздно, надо ехать»! Так и сложилась эта «баскская» красно-зеленая гамма.

Стартовали мы от станции «Старая Деревня» на электричке в 9:56. Билет стОит 47 рублей, время в пути 40 минут. Народу, как ни странно, довольно много. Электричка едет по одноколейному пути через места давно знакомые нам по поездкам в близкую Финляндию. Там, от Сестрорецка, начинается и природа Карельского перешейка — сосны, озера, скалы. Да и сама Финляндия раньше была именно там — всего 2 км от Сестрорецка было до границы в период с 1918 по 1940 год.

Сам же городок, насчитывающий 39 394 жителя находится в 34 км от Финляндского вокзала и ведет свою историю с 20 сентября 1714 года когда на реку Сестру приехал царь Петр Первый и велел заложить на берегу залива дворец и разбить парк. Вот интересный логотип празднования 300-летия города.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Поскольку времена были военные, то в парке решили заодно посадить 2000 молодых дубков, которые позже планировали использовать для строительства флота. К 1719 году стараниями голландских архитекторов работы были завершены и началась боевая история нынешнего парка с милым названием «Дубки». К русско-шведской войне там были возведены фортификационные валы, в 1855 году в ходе Крымской войны объединенный англо-французский флот обстреливал Сестрорецк и планировал высадить десант. Ну и в ходе Финской войны там были установлены ДОТы, один из которых ныне является памятником.

Но я немного опережаю события. Итак, выйдя из электрички мы увидели вот это уникальное здание Сестрорецкого вокзала — единственный деревянный вокзал, сохранившийся с 1894 года на тогдашней Приморской железной дороге.

Напротив него расположился первый очаг культуры — Православная библиотека памяти царя Николая Второго. Много памятных знаков, посвященных царскому семейству есть у нас в пригородах, а здесь прямо заявка на первенство — не просто флигелек, а с Ангелом на шпиле, совсем как в Петропавловской крепости, где останки семьи захоронены.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Наш путь лежал на берег озера Разлив, которое искусственным образом возникло при строительстве Сестрорецкого оружейного завода еще в Петровские времена. Там же расположены первые достопримечательности, которые мы обязательно хотели увидеть — Памятный знак об основании завода, установленный в 1898 году когда Сестрорецк, благодаря производству на заводе пушек, пистолетов и мушкетов представлял собой крупный промышленный центр,

а также памятник Начальнику завода, знаменитому создателю «трехлинейки» и крупному организатору оружейного дела С. И. Мосину.

Осмотрев их мы глянули на озеро и увидели, как к близлежащему причалу торопится паромчик ведомый местным Хароном, который курсирует между Сестрорецком и Мемориалом «Шалаш Ленина». Это, кстати, самый удобный способ для неорганизованного и безлошадного туриста туда добраться.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Другой вариант — электричка до станции Тарховка и оттуда 4.5 км пешком по берегу озера. Паром ходит по расписанию, стоимость в один конец 150 руб. Расстояние в 4 км он проходит за 25 минут.

Мы с комфортом расположились на корме и стали с завистью рассматривать шикарные виллы, вопреки запретам возникшие на самом берегу.

Проплыли мимо пляжика с загорающей публикой,

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

бесполезного, но зачетного для городских властей фонтана

и вышли «на простор».

Тут-то нам и пригодился опыт путешествий по европейским озерам — я знал, что как бы жарко ни было на берегу, на воде будет холодно. Поэтому у нас с собой были курточки, которые позволили сохранить здоровье в порядке. На причале у Мемориала нам встретилась группа рыболовов — и все! Никто не спешил в этот час по Ленинским местам. Мне даже удалось услышать, как идущая мимо нас директор Мемориала (узнал ее по фото на сайте)говорила кому-то по телефону: «Да, я на работе. Целый день. Ну если кто приедет — то хорошо. А нет — так и нет». Мы прошли по аллее и сразу вышли на полянку.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

В далеком-далеком детстве мы ездили сюда на автобусную экскурсию, но вообще ничего не помнили. А тут сразу слева при входе увидели музей, еще закрытый

большую голову Ильича, на поверку оказавшуюся железной и…пустой

и 2 шалаша — «реальный» и каменный, созданный по требованию питерских рабочих в 1928 году.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Ленин жил здесь 2 месяца с июля по сентябрь 1917 году и отсюда, по причине похолодания, был перевезен в Финляндию на паровозе, стоящем ныне на Финляндском вокзале. Сама полянка оказалась удручающе маленькой, но даже здесь мы чуть не проскочили мимо знаменитого «Зеленого кабинета», где Ленин писал свои статьи. Ну и я присел на пенек, задумался…

Должен заметить, что думалось и писалось на удивление легко…

Погуляв по кругу минут 10 мы заметили, что наш Харон на своем челне еще никуда не ушел, хотя по расписанию должен был это сделать еще 20 минут назад. Поняв, что это шанс, мы бегом вернулись на пирс и спросили у него, когда он планирует назад. Харон протер глаза и спросил: «А какой сегодня день?» — «Суббота» — «Блин, я же через 15 минут должен от Сестрорецка стартовать!» Мы быстренько вскочили на палубу и как «Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу». Сильный ветер дул нам навстречу, брызги заливали стекла очков, но Харон вывел свой челн на глиссирование и через 12 минут уже высаживал нас на бережку рядом с собором.

Собор Святых Петра и Павла являлся первым и главным культовым сооружением Сестрорецка, но судьба у него сложилась тяжело. Первая церковь, построенная в 1722–1725 годах сгорела, построенная на ее месте каменная в 1868 году снова сгорела. Тогда царь Александр Второй и Синод выделили деньги, горожане добавили пожертвования и новый каменный собор снова был построен, но в 1932 году новой властью разобран. И сравнительно недавно, но уже на другом месте, нынешнем, возвели современный собор.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Там же заложили часовню в память Святого Николая Чудотворца, который является покровителем моряков. Ведь именно на этом месте в 1721 году местный крестьянин Ефим Никонов демонстрировал Петру Первому прообраз «потаенного судна», т. е. первой русской подводной лодки. Вот оно, это чудо-юдо.

А вот его современное воплощение.

Рядом с часовней в 2009 году был открыт еще один Мемориал — памяти погибших подводников. Там есть данные о командирах и членах экипажей 180 подводных лодок, погибших в войнах и в мирное время.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Часть Мемориала еще свободна — для новых имен, увы…

Напротив мемориала устроена мини-аллея с указанием персон, сажавших там деревца. Персоны, прямо скажем, неоднозначные.

Мы же двинулись дальше по берегу канала с очень технологичным названием — Водосливной. Действительно, через 30-ти метровую плотину он регулирует водосток из озера.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Поскольку мы искали в ходе прогулки разные «зеленые» штрихи окружающей нас действительности, то брат, в последнее время зачастивший в Финляндию, находил всякие аналогии с экологичной финской действительностью. Так пушки в начале нашего похода напомнили ему Суоменлинну, этот водослив — Иматру, а расположенный по берегам парк — Лапеенранту.

Но экология экологией, а мы еще искали и признаки культуры и цивилизации. И быстро нашли их в виде 2-х библиотек. Рядом с первой, для взрослых, расположен памятник писателю М.Зощенко, который долгое время жил в Сестрорецке и здесь же похоронен. Что интересно, рядом с фигурой писателя лежит зонт и…экземпляр газеты «Правда», хотя памятник был открыт уже в 2003 году.

Через дорогу от взрослой библиотеки находится детская, имени С.Михалкова. Ее можно узнать по забавным фигуркам гномов — читателей, которые демонстрируют всем книгу с записью о посещении Петром Первым реки Сестры

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Но не все они такие уж книгочеи — для некоторых чтение — тяжкий труд и повод отдохнуть.

Следующим пунктом нашего маршрута был парк Дубки. О его истории я уже написал, а нам понравилось и его нынешнее состояние.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Огромная территория, много зелени и главное — ориентация на активный детский отдых. Специальные игровые площадки, Поляна сказок с любимыми персонажами,

большой спортивный комплекс с возможностью сдать нормы ГТО — с детьми там гулял каждый второй встреченный нами житель. Одно тяжко — жуткое количество мошкары, которая прямо столбом стоит над главной дорожкой. Кусать не кусает, но напрягает. Если присмотреться на следующем фото слева виден рой.

Там же расположены и несколько других достопримечательностей: очередной памятник Царю-плотнику,

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

огромный дуб черешчатый (вспомнились стихи Джона Леннона: «Под дубом грустно я лежал Невзрачен, мал, пузат, Прекрасный голос где-то пел, Зрел молча виноград…»)

и ДОТ на обзорной площадке с видом на Финский залив и форт Тотлебен.

Время клонилось к обеду и мы прекрасно перекусили чем холодильник послал сидя на лавочке и слушая детский гомон на соседней площадке.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Однако, настало время выдвигаться домой. Мы вышли из парка чтобы увидеть одну из главных современных достопримечательностей Сестрорецка — памятник Великому спортсмену, единственному в истории капитану сборных страны по футболу и хоккею В. М. Боброву, установленный в 2002 году в честь его 80-летия. Он здесь жил с 3-х летнего возраста, учился, работал на заводе и начал играть за местную футбольную команду.

А о том, кем он стал образно сказал поэт Е.Евтушенко:

Памятник расположен рядом с вокзалом и мы, тем самым, закольцевали свой маршрут. Брат решил возвращаться домой на удобной маршрутке, а у меня осталась еще одна цель — Сестрорецкие дачи. Когда я ездил с такой же ознакомительной миссией в Терийоки (Зеленогорск), то отмечал, что дачная жизнь для этого местечка была определяющей в силу, в том числе и контингента отдыхающих. А здесь главным притягательным мотивом стала архитектура местных дач. Пройдя пару километров в сторону станции «Курорт» я заметил множество замечательных по архитектуре, но находящихся в разной степени пригодности для жилья зданий. Понятно, что здесь хозяев нет давно,

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

а вот соседи — процветают.

Вот здесь скромный местный фахверк прячется за высоким забором,

а большинство современных дач, не говоря о старых, построены в стиле «модерн» — очень он популярен на наших курортах. А этот дом, построенный в 1999 году «Русским Гауди» Борисом Левинзоном в «бионическом» стиле даже имеет имя собственное: «Дом с глазами».

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Самому сделать фото не удалось, но вот здесь можно рассмотреть его более подробно http://www.citywalls.ru/house25492.html

Я целенаправленно шел к даче Л. М. Клячко — известного врача-терапевта. Ее автор С. Г. Гингер — видный мастер модерна. Но увы, сегодня дача хоть и восстановлена, но недоступна ибо отдана для нужд санатория «Детские Дюны» и в ней лечат детей с хронической пневмонией.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Этому способствует окружающая природа — чистый сосновый лес.

Чтобы сфотографировать дачу пришлось влезть на забор. А вот что спряталось за этим забором — только с вертолета можно рассмотреть. Если его раньше не собьет бдительная охрана.

Как антитеза такому благополучию — дача Кривулиной — она явно заждалась спонсоров. Хотя даже в таком состоянии в ней кто-то живет.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

К сожалению, не дождалась спонсоров и главная достопримечательность, символ Сестрорецка — Шаляпинская беседка. На самом деле (и это доказано), Шаляпин в Сестрорецке никогда не был. Но эту бело-голубую беседку назвали именно в его честь и сохранить не смогли.

Я узнал очень интересное и новое для себя слово — сейчас беседка «руинирована», а вместо нее на выезде из города построена новая — чистенькая и яркая. Зачем? Совсем рядом с настоящей беседкой расположен вход в Сестрорецкий курорт, а за ними — лечебные райские кушчи, живительные источники и животворные грязи.

Красно-зеленый маршрут. Сестрорецк и шалаш Ленина в Разливе

Туда с пришедшей электрички целенаправленно валил народ с мешками угля, мангалами и брякающими сумками. Видеть это пиршество я уже не захотел, а потому сел в маршрутку, заплатил странную сумму 69 рублей и через 25 минут выходил у станции «Старая деревня», откуда наш красно-зеленый субботний маршрут начался. Он занял около 6-ти часов и был наполнен новыми впечатлениями от ранее неизведанных мест. Однако, если и вы решите повторить наш маршрут, то сделайте скидку на то, что мы с братом уже очень много и неоднократно видели в других пригородах родного города и решите, смогут ли микро-достопримечательности этого мини-городка вас так же увлечь.