Турист Vladimir Danilov (Volodimire)
Vladimir Danilov
был 30 мая 2021 9:35

Домбай — Россия Сентябрь 2017

Золотая Осень — возможно, самое красивое время в горах. Даже летние цветущие луга выглядят не столь выразительно. При этом поймать нужный момент не так просто: приедешь слишком рано — увидишь привычную зелень леса и бурые склоны. Опоздаешь на несколько дней — останутся серые камни и такого же цвета ветки облетевших деревьев. Всё-таки настоящая осень — уж очень скоротечное время.

Золотая Осень в Домбае

В теории, конечно, мы всё сделали правильно. Выбрали подходящий маршрут, — к озёрам, чтобы кроны отражались в прозрачной воде, — и подгадали время на стыке сентября и октября. Но всё-таки слегка не «попали»: в этом году холода чуть-чуть запаздывают в горы, и нас ждали картины с преобладанием зелёного. Впрочем, и они хороши, не правда ли?

Первым делом отправились к Бадукским озёрам. Считается, что это самый красивый и живописный экомаршрут Тебердинского заповедника. Пожалуй, так и есть: тропа по сказочному хвойному лесу ведёт к слиянию горных рек Хаджибей и Бадук, а затем — и к трём горным озёрам. Каждое из них имеет свою форму, свой цвет, свою атмосферу.

Золотая Осень в Домбае

Первое переливается всеми цветами радуги. Второе, как драгоценный камень, искрится нестерпимым голубым сквозь лапы елей и сосен. Третье больше похоже на привычное «равнинное» озеро: большое, спокойное, сдержанного сине-зелёного цвета. Сесть бы на берегу с чашкой чая да подумать о вечном…

Золотая Осень в Домбае

Можно, конечно, да только желающих — вагон и маленькая тележка. С каждым сезоном пешеходные горы становятся всё популярнее у широких масс населения, и вот уже и на берегах горных озёр расстилают покрывала, режут закуски, бранят детей. С одной стороны, это несомненно лучше лежания у бассейна со стаканом, а с другой — в горы ведь ходят за уединением, тишиной, покоем. Только и остаётся, что взять рюкзак, палатку, тёплый спальный мешок и уйти ещё дальше и выше — туда, куда не дотянулись щупальца автомобильных и канатных дорог. Туда, где тебя встречают туры и горностаи, а в долине ревут медведи.

Впрочем, и на популярных маршрутах можно найти укромный уголок, если выйти из дома пораньше. Так мы и сделали следующим утром: сперва забрели к Алибекскому водопаду, чтобы удостовериться, что мы не самые ранние пташки, а затем отправились к небольшому, скрытому от посторонних глаз Турьему озеру. Там мы, наконец, ненадолго остались одни.

Золотая Осень в Домбае

Озеро это — даже более непредсказуемая штука, чем погода в горах. Когда до июня, а когда и до августа в чаше ещё лежит снег, а уже в сентябре—октябре водоём мелеет, оставляя на окружающих валунах метки былой роскоши. Застать Турье во всей его красоте, — полноводное, в обрамлении желто-красного леса, — задача, наверное, нескольких лет. Только у кого же столько найдется?

Мы спустились в долину. Выполнили норму порядочного туриста, — хичин, «Карачаевское», сувениры, — и отправились домой. Пожалуй, с чувством лёгкой недосказанности, незавершенности. Всё-таки осенние горы — это ведь не только картинки. Это ощущения. Будто что-то лёгкое, беззаботное, неповторимое уходит навсегда, облетает, как пожелтевший лист. А мы наблюдаем за скоротечным увяданием, вспоминаем впечатления ушедшего лета и, жмурясь, представляем себе первый тёплый день неблизкой весны… За этим и ходят в осенние горы. В этом и есть вся соль нашей жизни.

Золотая Осень в Домбае

До окончания сезона — меньше месяца. Вряд ли уже куда-то придется выбраться с палаткой — что-то ни сил, ни желания. Зато в планах ещё две «матрасных» поездки — в Архыз в ближайший четверг и в Мезмай на ноябрьские праздники. Получится там застать ту самую, настояющую «золотую» осень — поглядим. А даже если и нет, что такого: и холодные горы по-своему хороши…