Турист gulletmanen
был 5 октября 2017 17:45

Соловецкие острова — Россия Август 2017

Соловецкий архипелаг

«Стоп! стоп! стоп! перестань думать о Соловках, сконцентрируйся на работе!» — повторяю я себе как мантру вот уже целый месяц. Как же хочется вновь вернуться на эти удивительные острова! Кто-бы мог подумать, что Соловки в XXI веке станут местом, в которое хочется вернуться. Трагическая история этого места отталкивает многих людей, но те кто попадают туда хоть один раз, оставляют кусочек души, получая взамен магические возможности в управлении пространством и временем.

Магия Соловецкого острова

Когда наш университет объявил конкурс на участие в образовательной летней практике на Соловках, я не раздумывая тут же приняла участие и к своему удивлению прошла отбор. И вот уже в середине августа стояла на Ленинградском вокзале со своим любимым розовым чемоданчиком, приглядываясь к группе таких же счастливчиков как и я. Мы достаточно быстро подружились и в течении всего дня рассказывали университетские байки и гадали что нас ждет, основываясь на отзывах, которые прочитали во «всемирной паутине». Ближе к вечеру мы восхищенно смотрели на закат и ожидали приезда к город Кемь.

Кемь встретила нас тихими улицами и сонными лицами администраторов. Рассмотреть ночной город у нас не получилось. Переночевав в небольшом отеле, мы с самого утра выехали в поселок Рабочеостровск. До прихода нашего теплохода на Соловки у нас было 2 часа, за которые мы познакомились с замечательными щенками-близнецами. Пока мы скармливали им свои запасы с поезда, пришел наш небольшой теплоход «Метель 4». Так началось наше путешествие на Соловецкий архипелаг.

Магия Соловецкого острова

От Рабочеостровска до Соловков на протяжении всего нашего морского путешествия нас сопровождала чайка, кормить которую было строго запрещено капитаном. Штраф 5000 тыс. рублей. И вот бескрайнее пространство Белого моря закончилось и показались стены Соловецкого монастыря.

Магия Соловецкого острова

Сойдя на берег, мы первым делом заселились в небольшую гостиницу «Петербургскую» и даже не распаковав вещи пошли искать кафе «Кают-компания», где нас ждал обед. Стоит отметить, что от гостиницы до кафе примерно 15 минут спокойным шагом. Весь путь проходит под стенами Соловецкого монастыря. История этих стен многогранна и во многом трагична. Как в принципе и вся территория Соловецкого архипелага. Во время экскурсии в монастыре мы побывали в Благовещенской церкви, ризнице (по-другому — сокровищнице где хранили платья и драгоценности), месте, где хранили пшеницу, а также в экспозиции «монашеская келья», где можно было почувствовать насколько аскетичен быт монахов. Прогулялись по стенам крепости, галереям монастыря и посетили башни Соловецкого монастыря. Под конец долгой экскурсии нас привели в монастырскую тюрьму. Невозможно представить, как заключенные жили в этих условиях. И нечаянная, но двусмысленная фраза экскурсовода «Ну вот, мы вышли из тюрьмы!» заставила нас нервно улыбаться с ощущением облегчения и сочувствия.

Магия Соловецкого острова

На следующий день состоялась наша экскурсия на Секирную гору. Дождливая погода создавала атмосферу. Нашим проводников по истории места был известный писатель и фотограф Юрий Бродский, который уже много лет живет на Соловках. Поднимаясь в гору думаешь о том, что тебе тяжело идти вверх. Спускаясь, понимаешь, что вниз идти намного тяжелей. После рассказов о том, что происходило на этой горе во времена Лагерей, после того, как стоял на том месте, где расстреливали людей — да, спускаться трудно. Складывается такое ощущение, что тебя как будто немножко встряхнули, дали понять, что ты живешь потрясающей, свободной жизнью.

Магия Соловецкого острова

А впереди нам предстоял нелёгкий путь. После обеда нас ожидала пешая экскурсия до мыса Белужьего, где в естественной среде обитают киты Белухи (реветь белугой — это про них). Но чтобы дойти до мыса нам надо было пройти 5,4 км по лесным тропинкам, которые больше напоминали волшебные тропы в какой-нибудь Нарнии. По дороге мы ели чернику (успей сорвать пока идешь), разговаривали о жизни, об исследованиях, увидели настоящую росянку в природе… и, наконец-то, пришли к литорали (место прилива и отлива моря). В экскурсию также входили симпатичные резиновые сапоги, которые выдали всем участникам, чтобы дойти по месту, где обычно приходится плыть.

Магия Соловецкого острова

Почему белуха, а не белуга? Потому что раньше их называли белугами, а потом, чтобы не путать с одноименной рыбой — переименовали. И самое чудесное — нам действительно удалось увидеть этих потрясающих существ!

В гостиницу мы прибыли поздно. На следущий день должны были состоятся первые лекции. Про них я описывать не буду, лучше расскажу про одну из наших самостоятельных поездок на Заяцкий остров. Экскурсия не входила в основную программу, но среди нашей группы желающих набралось очень много и даже цена в 700 рублей по студенческому не отпугнула.

Полчаса на небольшом пассажирском теплоходе и мы на месте. Нам попался замечательный экскурсовод, который очень экспрессивно и с душой рассказал нам об истории острова, о происхождении названия. Оказывается, оно не связано с зайцами, а скорее со словом «заезд», потому что на острове было что-то вроде гостиницы для заезжих путешественников. Позже во времена Соловецких Лагерей здесь был женский штрафной изолятор, куда ссылали провинившихся и беременных узниц. Также на острове находятся 8 древних лабиринтов, происхождение которых точно не установлено. Но больше всего остров покорил меня своими запахами. Я наконец-то смогла понять что означает выражение «пьянеть от запаха». Невозможно передать словами все великолепие аромата болотных ягод, морского воздуха и разнотравья произрастающего там. Соловки вообще славятся тем, что на них произрастают практические все растения России и только в этом месте они уживаются друг с другом. И все это великолепие вокруг тебя в полной тишине и первозданной природе.

Магия Соловецкого острова

К моему большему сожалению, это всё что я смогла пока открыть для себя на Соловецком архипелаге. А так многое еще осталось неизведанным. Большую часть территории я не смогла пройти пешком, так как это очень большие расстояния, а воспользоваться велосипедом не могла, так как все дни посещения Соловков была со сломанной левой рукой, но одно я точно поняла для себя, я приеду на Соловки вновь!