Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Карелия, Петрозаводск — Россия Июнь 2017

Идея путешествия по Карелии — краю рек и озер возникла еще в прошлом году при посещении Валаама.

Приближалось время отпуска. Присматривали билеты, экскурсионные туры, пытались сориентироваться по ценам. И решили, что самое выгодное поехать в автобусный экскурсионный тур. Самостоятельное путешествие по деньгам выходило дороже. Из Екатеринбурга подходящих автобусных туров на нужные даты не было. Нашла только предложение от одного туроператора с выездом из Перми. Вот решила я, за одно и Пермь посмотрим. Купили тур и билеты Екатеринбург-Пермь и обратно. Забронировали на сутки гостиницу в центре Перми, недалеко от места прибытия автобуса.

В Пермь приехали за сутки, чтобы погулять по городу и посмотреть достопримечательности.

В 17 часов следующего дня поехали от Театральной площади на автобусе поехали в сторону Петрозаводска, через Ижевск, Чебоксары, Казань и Нижний Новгород, собирая по пути других членов экскурсионной группы.

За окном мелькали города, деревни, поселки, менялся пейзаж и погода… И так двое суток.

И вот мы в столице Карелии — Петрозаводске. Приехали утром и сразу на завтрак в кафе уже в полном составе экскурсионной группы.

А после начали знакомство с Карелией с Петрозаводска и его визитной карточкой — набережной Онежского озера. Открытие набережной Онежского озера в Петрозаводске состоялось в июне 1994 года в честь 50-летнего юбилея освобождения города в Великой Отечественной войне. Однако еще многие годы набережная достраивалась и обновлялась. Сегодня Онежская набережная Петрозаводска — это около полутора километров берега, вымощенного карельским гранитом. Это и культурный центр города, потому что здесь «проживает» огромное количество интереснейших памятников, которые величественный Петрозаводск получил в подарок от городов-побратимов, можно сказать, практически со всего света…

Из Перми до Финской границы на автобусе

«Спящая красавица» — подарок из французского городка Ля Рошель.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Вот такой художник видит карельскую женщину. По словам нашего гида Ильи, изначально женщина была еще крупнее, но художественный совет, который принимал макет скульптуры, попросил художника ее уменьшить.

Немецкое «Тюбингенское панно», рассказывающее о непростых взаимоотношениях наших двух стран.

Норвежский подарок «Место встречи».

«Дерево желаний» с хорошо заметной на фоне угольного цвета ствола белоснежной ушной раковиной, которое манит прошептать желание. Кстати, там есть соответствующая табличка. Памятник этот — подарок от шведского городка Умео, сотворенный скульптором Кентом Андерсеном.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Но самый бросающийся сразу в глаза арт-объект — это «Рыбаки». Стальная скульптура подарена Петрозаводску американским городом Дулутом штата Миннесота. Автор Рафаэль Консуэгра. Монумент представляет собой фигуры двух рыбаков — американского и русского — они вместе трудятся, пытаясь закинуть сеть.

Прогулку по набережной мы завершили возле памятника Петру Первому, что находится возле речного вокзала. Основатель города стоит на высоком постаменте в парадном мундире и со шпагой и встречает всех кто приезжает в Петрозаводск водным путем. Правой рукой он указывает на речку Лососинку, где был основан пушечно-литейный завод, с которого началась история города.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Несмотря на то, что этот памятник еще дореволюционного периода, находился он здесь не всегда. Первоначально монумент был установлен на Круглой площади (ныне площадь Ленина). В послереволюционные годы (до 1933 года) был снят с площади, а в 1940 году вновь установлен на Заводской площади (у бывшего Государственного краеведческого музея, ныне собора Александра Невского). И только в 1978 году памятник перенесен в то место, где мы его и увидели.

Возле этого монумента закончилась наша прогулка по набережной, но не наша экскурсионная программа на этот день. Нагуляв аппетит, мы сели в автобус и поехали обедать в ресторан «Петровский», что расположен в помещении бывших казематов. Тостые стены, маленькие окна с решетками, расположенные почти под потолком… Наверное, когда-то здесь сидел заключенный и мечтал о том, чтобы наконец-то здесь начали хорошо кормить. И вот по прошествии нескольких веков, его мечта осуществилась. Сейчас там кормят действительно хорошо.

Вкусно отобедав в «тюрьме», продолжили экскурсионную программу в Художественной галерее «Дом куклы».
«Дом куклы» единственная частная галерея в Петрозаводске создана художником Татьяной Калининой. Татьяна Калинина — художница, заслуженный деятель искусств Карелии, член Союза художников России. «Играть в куклы никогда не поздно» — так говорит Татьяна Калинина. Вот и я видимо не наигралась, потому что ощутила себя ребенком, попавшим в сказку.

Забегая вперед, скажу, что уходила из музея одной из самых последних. Посещение этой галереи для меня стало самым ярким впечатлением первого экскурсионного дня.

Но вернемся в музей. Основу галереи составляет коллекция авторских кукол. Сразу у входа вас встретят персонажи сказок Пушкина: Царевна-Лебедь, Салтан, Баба Яга, Кощей Бессмертный и сам автор. Сходство невероятное.

Из Перми до Финской границы на автобусе

В этом же зале все желающие могут разжиться эксклюзивными сувенирами.

А если хочется увидеть, как выглядят Онежский Водяной, амбарники, домовые, Гнетка и друие фольклорные персонажи, то добро пожаловать во второй зал.

Нам хотелось, тем более, что для нас была проведена интересная экскурсия. Во время которой мы узнали, что Леший обитает в глухих карельских лесах, следит за ягодниками и грибниками, может спрятать тропинку. Лучше его не сердить (не оставлять мусор в лесу, не кричать, пугая птиц). А если заблудились, то это Леший виноват и чтобы выйти надо вывернуть одежду наизнанку.

Следующий персонаж — Водяной. Поскольку и Питер, и Петрозаводск основал ПётрI (причём, возле воды), у художницы возникла ассоциация именно с ним. Вот так выглядится Водяной реки Невы, в облике которого можно уловить царские черты.

Из Перми до Финской границы на автобусе

А вот это чудо-юдо Онежский Водяной.

Про ГнеткО я узнала впервые. Он как лохматая собака, живёт под кроватью человека и показывает ему сны-предупреждения. ГнеткО изображается всегда с зашитым ртом, его ладошки голые и горячие, он садится рядом со спящим на кровать и давит-гнетёт на грудь. И если вы вдруг проснулись в тревожном настроении, то это все его рук дело.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Еще один очаровательный персонаж — Дивик — выдумка Татьяны Калилиной. Это существо живет рядом с человеком, забирает плохие эмоции и дарит радость. А если прощептать ему на ушко свое желание, то оно непременно сбудется. Только нужно выбрать своего Дивика. Того кто тебе сразу приглянулся.

С удовольствием завела бы себе такого дома, чтобы радовал и все желания исполнял, но в сувенирной лавке не продавались. Эксклюзив, однако…

В третьем проходила выставка акварелей, но туда мы, к сожалению, не успели заглянуть. Времени на посещение музея отвели мало. Хотелось бы подольше походить, получше рассмотреть, т. к. галерея впечатлила.

В конце дня поехали в карельскую деревню Ужесельгу. Аниматоры в национальных костюмах всячески пытались нас растормошить и развлечь, но мы после двух ночей в автобусе были тяжелы на подъем, хотелось уже поскорее заселиться в отель и принять душ. Но, несмотря на усталость, мы походили на ходулях, на лыжах, поиграли в народные игры, узнали много интересного о жизни и быте карелов, выучили несколько слов на карельском, финском и не смоли выучить на вепском (для русского человека — это не реально сложно). И в заключение попили чай с калитками. Это такие национальные пирожки. Попрощались и поехали селиться в гостиницу.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Традиционная карельская изба и ее хозяйка.

К слову сказать, гостиница «Северная», в которую нас заселили, это тоже городская достопримечательность. Она удачно расположена в центре города, имеет интересные архитектурные решения и не менее интересную историю. Это старейшая гостиница в городе Петрозаводске, была построена в 1939 году. А в годы войны ее здание было разрушено внутри (постарались наши при отступлении, когда сдали финнам Петрозаводск). Но внешний каркас здания сохранился, и в 1949 году здание было отреставрировано. О том, как здание выглядело в эти годы можно посмотреть, гуляя по широким лестничным пролетам отеля, где развешаны исторические фотографии. Здесь же можно увидеть фото всех звезд российского шоу бизнеса, которые когда-либо останавливались здесь.

Последний ремонт в отеле был произведен в 2016 году. При ремонте сохранен исторический облик интерьеров. Лично мне интерьеры в стиле ретро очень приглянулись.

Еще приятный бонус, нет даже три! Первый это очень уютный внутренний дворик со скамейками и цветущими яблонями (в Карелии в конце июня еще цвели яблони! Север, однако). Второй — ресторан с красивым интерьером, панорамными окнами и живой музыкой. И пивоварня, где варят вкусное пиво на австрийском оборудовании, на карельской воде, но почему-то по финским традициям (написано все на этикетке). Несмотря на такой интернациональный микс очень вкусное. Особенно рекомендую попробовать пряничный эль (темное пиво с приятным привкусом имбиря и кориандра). Все это расположено внизу гостиницы. А во внутренний дворик можно попасть с любого этажа отеля.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Вечером, гуляя, уже самостоятельно посмотрели оставшуюся часть арт-объектов на набережной.

«Кошелек». Создатель этой композиции — Айварс Керлиньш, художник из Риги. Как мне «рассказал» аудиогид izitrevel. Однажды художник нашел камень, напомнивший ему своей формой старинный кошелек, который набит деньгами. Обработал его и прикрепил застежку с надписью «Петрозаводчане, будьте счастливы и богаты!».

«Онего» изначально задумывался как фонтан, но, к сожалению, не работает. Этот памятник на Онежской набережной — подарок от Ленинградской области, преподнесенный Петрозаводску на его трехсотый день рождения. Авторами композиции выступили скульпторы Александр Федорович и Владислав Александрович Маначинские, архитекторы Валерий Александрович Ким и Николай Евгеньевич Михайлов. Памятник-аллегория несет в себе идею рождения Петрозаводска, как оборонительного авангарда всей России.

Вблизи разглядели скульптуры из эпоса «Калевала».

Старые деревянные здания. В этом старом квартале проходит ежегодный праздник «Иллюзии старого города» и тогда этот квартал словно ожившая картинка из прошлого. На его «сцене» реконструируют события и просто бытовые сцены. Хотелось бы посмотреть на это своими глазами.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Второй день в Карелии был свободным по программе. Изначально туроператором была предложена эксурсия в Кижи. Накануне некоторые участники группы еще раздумывали ехать или нет. Но, проснувшись утром и посмотрев в окно на безрадосную дождливую погоду, передумали самостоятельно осматривать Петрозаводск. И в полном составе группы отправились в Кижи на метеоре по волнам Онежского озера. Остров расположен не в самом доступном месте. Из Петрозаводска на метеоре более часа. Кижи встретил нас ярким солнцем и пронизывающим ветром.

Кижи — остров, расположенный в Онежском озере, с богатой историей и невероятно фотогеничный, в особом представлении не нуждается. О нем не стоит много читать, его нужно смотреть, заглядывая в каждый потаенный уголок, так бережно воссозданный и хранимый работниками музея.

Как музей Кижи начал свои историю с 1966 года. Но первое упоминание о Кижском погосте ученые обнаружили в писцовой книге 1582 — 1583 гг. В это время Кижский погост считался центром, где были построены две деревянные церкви. Остров за свою историю не раз подвергался иноземным набегам.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основное внимание в нем привлекает Спасо-Преображенская церковь, увенчанная сложнейшей системой расположенных в 4 яруса двадцати двух больших чешуйчатых глав. В настоящий момент эта «жемчужина музея» реставрируется. Уже отреставрирована нижняя часть церкви. Поэтому во всей красе нам Кижи увидеть не удалось.

Церковь Покрова, десять глав которой зрительно перекликаются с главами Преображенского храма.

Как я поняла из рассказа гида, эти две церкви находились здесь изначально. А вот большинство объектов музея были бережно перенесены на остров из других мест Карелии.

В здешних деревеньках воссоздана атмосфера быта жителей минувших веков, она зовет за собой и рассказывает историю. А что непонятно — пояснят умные и позитивные работники музея-заповедника.

Особое внимание уделено традиционным ремеслам. Можно услышать рассказ и своими глазами увидеть, как изготавливались традиционные бусы и деревянные игрушки.

Из Перми до Финской границы на автобусе

В рамках экскурсии мы посмотрели только Кижский погост. Свободного времени хватило лишь на то, чтобы посмотреть еще несколько домов, расположенных в центре острова. На другую половину острова, где находятся деревни, мы сходить не успели. При наличии времени и денег туда можно добраться по-старинке на повозках.

Утром, когда выезжали из Петрозаводска там был дождь, а в Кижи ярко светило солнце и был такой ветер, что чуть ли не сдувал с ног. В связи с такими погодными условиями, обратная дорога на метеоре была очень экстремальной.

Для нас уже стало какой-то не очень хорошей традицией попадать в шторм, плавая по карельским озерам. В прошлом году теплоходом плыли на Валаам, и попали в шторм и в этом году опять, но уже на Онежском озере и на метеоре.

Карелия одно из удивительных и живописных мест нашей страны, которое славится в первую очередь своими природными достопримечательностями. Край тысячи озер и рек. С двумя самыми крупными из них, Ладожским и Онежским, мы познакомились, и даже ощутили на себе их переменчивость и коварство.

Карельские реки, как правило, достаточно быстрые и имеют множество порогов. Именно поэтому регион с каждым годом привлекает многочисленных любителей рафтинга. Кстати, в свободный день нам его предлагали. Несколько человек после поездки на Кижи еще и на рафтинг отправились.

Особым интересом среди туристов пользуются и многочисленные карельские водопады, которые весьма разнообразны. Однако широкую известность во всем мире получил водопад Кивач. Окрестности водопада — это еще и одноименный заповедник, на территории которого расположен музей и дендрарий.

Природные красоты республики Карелия привлекают не только туристов, но и различных киношников. Все дальнейшие по экскурсионной программе объекты, которые мы посетили, засветились в кино.

Так в один из дней мы посетили чисто киношное место гору Сампо. Не являющуюся ни природной достопримечательностью, ни исторической, а ставшую известной благодаря тому, что здесь снимался русско-финский фильм по эпосу «Калевала».
Сампо, согласно карело-финской мифологии, — предмет, дающий счастье. «Калевала» рассказывает о предмете, который обладает волшебной силой и считается источником изобилия, счастья и благополучия. В эпосе он представлен в виде мельницы, которая мелет хлеб, золото и соль в таком количестве, что хватает всем желающим. По преданию, Сампо выковал кузнец Илмаринен, чтобы отдать её как выкуп за будущую жену. Чудесную мельницу пытались похитить, и в пылу борьбы она разбивается. Обломки Сампо тонут в море, поэтому, считают карелы и финны, оно намного богаче земли. Несколько осколков было вынесено на берег. Их собрал и закопал в землю мудрец Вяйнемейнен. С тех пор на землях Карелии навсегда поселились благополучие и счастье.

Съемки фильма закончились, а название прижилось. Причем некоторые туристы верят в магическую силу горы, загадывают желания, завязывают тряпочки, веревочки на деревьях. Интересно у кого-нибудь что-нибудь из загаданного сбылось? Быстрее, по моему, дерево загнется, чем желание сбудется.

В целом красивое место, с которого открывается не менее красивый вид на Кончезеро.

Гора Сампо расположена неподалеку от другой карельской достопримечательности. Севернее по трассе находится курорт Марциальные воды, первая в России здравница, открытая еще Петром I. Царь-труженик, как его называли, очень любил Карелию и неоднократно приезжал сюда на лечение. В Марциальных водах сохранился храм с уникальным иконостасом, построенный по чертежам Петра I. Кроме того, местные минеральные воды обладают ярким целебным и профилактическим действием.

Из Перми до Финской границы на автобусе

Еще пара киношных достопримечательностей, которые мы посетили в последний день своего пребывания в Карелии — это Горный парк «Рускеала» и Тохминские водопады, расположенные недалеко друг от друга. Последние представляют собой каскад небольших равнинных водопадов неподалеку от поселка Рускеала, что на реке Тохмайоки. Водопады стали известны благодаря советскому фильму «А зори здесь тихие…». О чем свидетельствуют многочисленные плакаты в сувенирных лавках и стенд рядом с ними. А в 2010 году водопады послужили декорацией к другой картине «Темный мир».

Еще пару лет назад (я сужу по фотографиям, которые видела в интернете) территория не была так «облагорожена». Не было тут висячих мостов, прогулка по которым стоит 200 р., бобра и прочих скульптур тоже. Быть может, не стоило так стараться и оставить все в первозданном виде?

Последним объектом четырехдневной экскурсионной программы был горный парк «Рускеала». Это одна из самых роскошных природных достопримечательностей Карелии. «Подобного памятника, представляющего собой рукотворную „чашу“ в сплошном массиве мраморов, прорезанного системой шахт, штолен и штреков, в Европе больше нет», сообщает официальный сайт парка. И действительно, несмотря на свой небольшой размер, карьер уникален в своем роде и оставляет неизгладимые впечатления даже при быстром осмотре. По крайней мере, у нас так и было. Т. к. время нам дали на экскурсию только по наземному маршруту и еще минут 40 свободного времени. А тут есть еще и водный, и подземный, и развлечения для экстремалов. Хотелось бы и по одному из них пройти, прокатиться.

Разработки на территории мраморного каньона велись с 17 века. Тогда Рускеала еще не принадлежала русским, а относилась к территории Швеции. Когда же на место разработки пришли русские, то они обратили внимание не только на утилитарность, но и внешнюю красоту мрамора. Его стали применять при архитектурной отделке дворцов, храмов, церквей не только Карелии, но и Санкт-Петербурга. Такие знаменитые архитекторы, как Монферран и Ринальди использовали мрамор в своих архитектурных шедеврах. Многие достопримечательности Петербурга декорированы мрамором, добытым здесь: Казанский собор, Михайловский замок, Исаакиевский собор. Мрамор из каньона «Рускеала» украшает и более современные постройки. К примеру, им выполнена отделка станций метро в Санкт-Петербурге: Ладожской и Приморской.

С 1998 года горный парк Рускеала стал официально объектом Русского культурного наследия.

Перед началом войны с Финляндией произошло затопление мраморного карьера Рускеала. И теперь есть возможность полюбоваться на бирюзовую водичку, прокатившись на лодке или стоя на смотровой площадке. В некоторых местах, сквозь ее толщу, можно разглядеть мрамор, цвет которого варьируется от белого до черного, в некоторых минералах присутствует зеленоватый оттенок.

Кстати, здесь тоже частенько снимают кино. О чем повествует отдельный аншлаг в парке.

Берега «Рускеалы» — неровные, капризно извивающиеся и неожиданно обрывающиеся поразили своей красотой и чем-то напомнили мне родные берега реки Исеть.

Необычный, красивый, запоминающийся. Этот горный парк стал финальным штрихом нашей экскурсионной программы по Карелии.