Турист Natalia Shcherbakova (Natalia_Shcherbakova)
Natalia Shcherbakova
была 9 мая 2019 11:59

Териберка — Россия Август 2017

Путешествие на Край Земли.

История поездки в Заполярье начинается с того, как две девчонки сидели в Италии на лавочке и еще не закончили одно путешествие, а уже планировали другое. И решили они на свои дни рождения сгонять к океану. К Северному Ледовитому. На Край Земли. Купили билеты до Мурманска, доехали, потом ехали через тундру по уходящей в небо дороге до Териберки. Одна задула свечку в бутерброде и запила детским шампанским. Другая искупалась в Баренцевом море. Постояли на обрыве, полюбовались природой, послушали тишину и поехали обратно в Мурманск. Покатались под дождем, застали две радуги. Счастливые вернулись домой.

А теперь по порядку.

В наши дни рождения мы запланировали экскурсию на Край Земли. В 120-ти километрах от Мурманска, на побережье Баренцева моря находится посёлок Териберка (ударение на второй слог). Именно это место считается самой крайней точкой России с выходом к Северному Ледовитому океану, до которой можно добраться на машине. А ещё там снимали нашумевший фильм «Левиафан».

Дело было в середине августа, и в то время как другие нормальные люди упаковывали в чемоданы купальники и средства для загара, мы складывали шапки, шарфы, ласины с начесом, свитера и зимние сапоги. Хотя купальник я тоже положила: мысль о возможности искупаться в Северном Ледовитом океане не давала мне покоя.

Итак, мы в городе-герое Мурманске. Температура за бортом 9 градусов.

Если бы мне нужно было дать короткое описание этому городу, я бы сказала «Прекрасный в своей простоте». И действительно, Мурманск поразил своей простотой. В хорошем смысле этого слова.

Впечатления от города начали складываться уже от людей в самолёте. Спокойные, простые, вежливые. Открытые добрые лица. Как будто с другой планеты (планеты Добра, видимо).

И сам город пропитан спокойствием. Причём это не такое спокойствие, которое, например, пытаешься обрести, находясь на природе, слушая птиц и звуки леса. Это спокойствие, которое приходит ниоткуда, заполняет тебя полностью и ты больше не беспокоишься.

В нашем мире с миллионом возможностей, с красивыми картинками «красивой жизни» из инстаграмма, модными фото еды, маникюра и канцтоваров, мозг очень устаёт от обилия информации. Поэтому сталкиваясь с подобной простотой, снова вспоминаешь, как это прекрасно просто жить. Просто идти по серой улице, с некрасивыми домами. Есть простую привычную еду. Попить простой чёрный чай с печеньем и сливочным маслом. И не надо больше ни-че-го. Бесконечное «хочу» выключается, разум успокаивается и в душе наступает мир.

В дождливую погоду город может показаться мрачным, даже унылым, с его некрасивыми серыми коробками-домами, строительными кранами, пересыпающими чёрный уголь, холодным ветром с Кольского залива и протяжными криками чаек. Но краски появляются, стоит только ветру поменять своё направление. Город озаряется магическим светом от перламутровых облаков и от радуги. Начинаешь замечать, какой зелёный и красивый на самом деле Мурманск, что он усыпан лиловыми цветами Иван-чая и белыми колокольчиками.

Путешествие на Край Земли

Самое приятное, что в этом городе всегда светло (летом). В июне и июле здесь полярный день, когда солнце не доходя до линии горизонта, снова поднимается вверх. Но и в августе полной темноты не наступает. А зимой другие явления: полярная ночь и северное сияние.

В этом городе откликнулось слово «Россия». Вот она: такая красивая и сильная, спокойная, уверенная, непоколебимая. Такая огромная и разная. В этом отклике немалую роль играет Алеша — возвышающийся над городом памятник защитникам советского Заполярья. Каменный монумент высотой 35 метров установлен в память неизвестному солдату. Мурашки по телу пробегают рядом с этим мемориалом. Чувства скорби по погибшим, безмерной благодарности, спокойствия и гордости за свою Родину. Рядом с Алешей чувствуешь себя защищенной и сильной.

Путешествие на Край Земли

Это впечатления от Мурманска на чувственном уровне. У города богатая история, множество памятников и интересных мест, а самое главное есть инициативные, деятельные, живые люди, готовые все показать и рассказать. Потому как нашей конечной целью был Край Земли, а путь до него скорее всего не из легких, — мы решили не рисковать и обратиться к помощи профессионалов.

Вообще я не любитель экскурсий, всегда предпочитаю сама строить маршруты и уже в процессе случайно находить интересные места. Но во время этой поездки я поняла, как здорово, когда знающий человек с горящими глазами рассказывает про родной край. Таким человеком оказался наш экскурсовод Владимир. Он и ещё несколько ребят организовали экскурсии практически по всему Кольскому полуострову, с радостью делятся своими знаниями и показывают лучшие места этого региона.

Всю дорогу у меня в голове крутилась одна мысль «Боже, как же красиво у нас в России». До самой главной точки нашей экскурсии, а именно до выхода к океану путь лежал через тундру. По дороге мы наблюдали как деревья становятся все ниже и постепенно совсем исчезают, открывая бескрайние просторы такой красивой и непривычной для жителя юга природы.

Путешествие на Край Земли

Тундра прекрасна. Она мягкая на ощупь и вкусно пахнёт. Её тишина поглощает. У неё какая-то особая магия. Здесь можно увидеть и потрогать эти загадочные названия из учебника по географии — ягель, карликовые березы и полярные ивы. На первый взгляд тундра коричнево-зелёная, но чем дальше в неё продвигаешься, тем больше красок встречаешь. Белые, фиолетовые, синие и желтые цветочки: такие маленькие и беззащитные на фоне этой северной суровости. Бесчисленные озёра, в тумане делающие тундру ещё более мистичной и загадочной, в солнечную погоду становятся голубыми и переливаются яркими бликами. Этой красотой можно было бы любоваться вечно, но охранники тундры не спят: комары тучами налетают и заставляют радоваться жизни: активно двигаться, танцевать и хлопать в ладоши.

Путешествие на Край Земли

По пути нам встретилось одно очень необычное явление: огромный валун, стоящий на маленьких камнях, как на подставках. Такие сооружения называются сейдами. Для коренных жителей севера, Саамов, сейд является священным объектом, населенным божественным духом и обладающий сверхъестественными способностями. Это и правда невероятно, кажется, камень вот-вот упадет, до того неустойчиво он поставлен. Но сейды стоят уже более тысячи лет, продолжая восхищать путников тундры.

Дорога радовала нас завораживающими пейзажами и необычными инсталляциями. За каждым новым поворотом открывался вид лучше прежнего. Мы останавливались на самых живописных и интересных местах. Владимир показал нам «каменный огород» — обзорную площадку, усыпанную каменными пирамидками. Это своеобразный автограф на память от проезжающих мимо. Согласитесь это гораздо лучше, чем писать краской «здесь был Вася». Мы тоже оставили свой экологичный след, соорудив небольшую каменную фигуру. Хочется заметить еще и чувство юмора наших туристов, выраженное в инсталляции, стилизованной под пост ДПС. Сотрудник патрульной службы под служебным именем «Чебурек» собирался годами. Он стоит на лыжах, на шее телефонный аппарат из 90-х, на голове шапочка Деда Мороза, в руках коса и жезл регулировщика. У него даже есть плюшевый котенок. Не так давно для него даже сделали подругу, служебное задание которой охранять природу от мусора. Так что наши люди веселится любят и умеют.

Путешествие на Край Земли

При въезде в Териберку становится грустно. Там такие виды и такая безумно красивая природа и в тоже время такая разруха. Кладбище кораблей, разрушенный мост, обветшалые дома, многие из которых с табличкой «под снос», и разбитые дороги. Но этот беспорядок не отнимает притягательности Териберки. Пока посёлок заброшен, но он развивается, за последние три года здесь построили несколько гостиниц, хостел, открыли ресторан с видом на залив. Есть пекарня, где продается всего два вида хлеба: белый и черный. Мы взяли попробовать оба: белый по совету экскурсовода и черный, как истинные городские жители (ну как же, это же полезней). В результате ели только белый, потому что он был божественный, с той самой хрустящей корочкой и нежной белой мякотью, как в детстве.

Путешествие на Край Земли

Вообще чувства, когда ты находишься рядом с океаном непередаваемы. Плюс ко всему это север и самая крайняя точка! Слов, честно говоря, вообще не было. Хотелось просто подольше побыть в этом состоянии и запомнить каждую деталь.

Путешествие на Край Земли

Здесь очень сильно искажаются понятия пространства и времени. То, что на первый взгляд кажется далеким, оказывается очень близким. А время просто не воспринимаешь. Оно не летит стремительно, как в больших городах, оно как будто стоит на месте, мир замирает, действия совершаются как будто в другой реальности. Стоишь себе пару минут на берегу, смотришь на океан. А потом оказывается, что уже несколько часов прошло. Тундровый гипноз какой-то. Очень необычные ощущения.

Путешествие на Край Земли

Ещё одним необычным ощущением было окунание в Северный Ледовитый океан (зря я что-ли купальник на северный полюс брала). Самым сложным оказалось не зайти в воду, а дойти до воды по огромным скользким камням. Был отлив, поэтому пришлось перелазить через огромные, идеально круглые валуны, покрытые огромными скользкими водорослями. Потом ещё пошёл дождик. Максимальная экзотика. Но оно того стоило. Водичка была нормальная, 7 градусов, примерно как в горной реке. Через несколько секунд начинает сводить конечности, поэтому я быстренько окунулась и поползла обратно по камням.

Место это невероятное. Здесь тишина как будто живая. Слышно только крики редких чаек и хлест волн, разбивающихся о валуны.

Природа как будто обнуляет сознание. Все что происходило ранее, отходит на задний план. Это все уже не важно. И что будет тоже не важно. Сейчас ты стоишь на обрыве и впереди только океан. Он бьется о скалы и как будто делится своей силой.

И самое прекрасное, что мыслей нет никаких. На фоне этой суровой красоты все вещи, волновавшие ранее становятся незначительными. Очень не хотелось оттуда уходить, хотелось подольше побыть в этом состоянии, сохранить в себе невероятную энергетику этого места.

Путешествие на Край Земли

Нам повезло увидеть тундру в разную погоду, потому что за день она успела поменяться несколько раз. Мы ехали и в тумане, и под дождём у океана кричали «Мы на краю землиииии», гуляли по обрыву, любовались скалами и валунами, перепрыгивали через ручьи и слушали водопад. Открывали детское шампанское и задували свечку в бутерброде. Бегали под солнцем и любовались радугой и перламутровым небом на обратной дороге.

Путешествие на Край Земли

Мы были рады, потому что сейчас ЛЕТО, а мы на севере! Кто еще готов променять летом Черное или Средиземное море на Баренцево? Курорты Мурманской области! Рекомендуем! Потому что летом север прекрасен, здесь +18 уже «жара» (мне как жителю Волгограда летом +27 уже кажется похолоданием), круглые сутки светло, растет морошка и голубика, а еще, начиная с весны, сюда приезжают заниматься кайтсерфингом. Можно еще заехать к коренным жителям севера Саамам, чтобы погладить и покормить оленей. Развлечений в общем полно. А зимой сюда стоит вернуться, чтобы увидеть северное сияние.

Я даже не буду пытаться пересказать все, что нам рассказал Владимир. Столько всего интересного и удивительного не прочитать ни в одной книге. Мы остались под огромным впечатлением, и не только от самой экскурсии, увиденных мест и новой информации, сколько от экскурсовода. Понимая, что в России некоторые вещи устроены, мягко говоря, хуже, чем за границей, Владимир и его команда стараются что-то изменить. Перенести лучшее оттуда, к нам. Передать любовь к северу другим людям, вдохновить их. Показать, как красива наша Родина и как важно любить её и заботится о ней. На таких людях держится наша страна. Их пример показывает, как из желания и инициативных действий происходят чудеса. Восстанавливаются дороги, улучшается туризм, все больше людей узнают об этом необыкновенном месте на Краю Земли.

И пока в этом мире есть такие люди, я не просто верю, я абсолютно уверена, что через какое-то время прекрасная Териберка станет народным достоянием.