Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Сахалинская область — Россия Сентябрь 2017

Сахалин. ТОП-5. Мыс Менапуцы: место светлой силы

Для тех кто собрался на Сахалин. ТОП-5 мест обязательных для посещения. Юго-восточная часть рекомендуемая к посещению для поиска места светлой силы, через экстремальное путешествие на джипе, в результате которого вы получаете умиротворение шестого порядка и становитесь немного добрее

Когда-то в прошлой жизни я читал студентам курс лекций дисциплины «Теория городов» и у меня была хорошая возможность сказать о городе все, что я думаю. Однако оказалось, что практически все студенты не разделяют моих убеждений относительно вредности для человека урбанизированной среды. Тут мне стало обидно (на оценках бедных студентов это не отразилось), ведь это мне не удалось доказать им, что «город — это страшная сила». Да и, в конце концов, зачем доказывать то, во что люди не хотят верить. Глядя на взращенных усилиями системы образования раздобревших юных потребителей подумалось о том, что у них, напрочь отсутствует способность анализировать. Ведь иначе им бы, при склонности к протестам, стало понятно, что город — это как раз та система, которая способствует эффективному управлению и манипулированию, вследствие того, что основная функция города — концентрировать. Концентрировать все: ресурсы, людей, болезни, коммуникации, мощности, деньги, причем до такой степени, что мир сужается до размеров самого города и в этом мирке не видно того, что находится за пределами. Лично меня города утомляют, выматывают и высасывают: пробками, потоками машин, шумом, раскаленным асфальтом, озлобленными людьми и прочими «радостями урбанизации». И когда это кумулятивным эффектом достигает критической точки, я нахожу возможность и срываюсь туда, где мне хорошо и спокойно. Наверное, одна из причин моей любви к острову — это быстрая досягаемость таких мест.

Вот и юго-восточный Сахалин — всего три часа на машине и ты уже сидишь на вершине сопки, перед тобой умиротворяющий пейзаж, безлюдье и ни одного звука не доносится снизу, только ветер шелестит за спиной, качая траву и кажется, что он переговаривается сам с собой, задает вопросы и сам на них отвечает.

Сахалин. Мыс Менапуцы: экстремальная поездка к месту светлой силы

Возникает эффект схожий с эпизодом из фильма Тарковского «Солярис», где городские шумы, автострады, заполненное звуками городское пространство внезапно обрывается, наступает тишина над прудом, дремлющий лес, туман, водоросли изгибаются в такт движению воды…

Южно-Сахалинск, понятно, не Токио, где был снят этот эпизод, да и озеро Птичье не пруд. Но ощущение величия тишины и полной уединенности здесь присутствует. Ощущение усиливается тем, что после разбитой дороги с надрывным ревом мотора и элементами экстрима, наступает абсолютная тишина. Район озера Птичьего и мыса Менапуцы, о котором идет речь — уединенный и пустынный уголок в центральной части Тонино-Анивского полуострова. Справедливости ряди нужно отметить, что разбитая дорога и благоприятствует этой уединенности.

К месту будет рассказать о том, как добраться до этого района. Первое — найти приспособленный для этого джип, желательно заточенный для посещения таких мест, со шноркелем и адекватным водителем. Как правило, это джиперы, которых на острове предостаточно. Первый отрезок, около 50 км — это участок федеральной трассы от Южно-Сахалинска до Корсакова и далее до СПГ (Пригородного), покрыт асфальтом.

Дорога от Корсакова до СПГ Пригородное
Дорога от Корсакова до СПГ "Пригородное"

От Пригородного, до Озерского и далее, через Береговое до Новиково (около 70 км) дорога грунтовая, изредка грейдеруемая. Отсыпана мелкой крошкой, во время дождя — мелкая грязь, в его отсутствие пыль и мелкие камешки, летящие в лобовое стекло. От Новиково, вглубь полуострова уходит широкая дорога, по которой когда-то возили уголь тяжеленые БелАЗы. Этот отрезок в 12,5 км больших проблем не вызывает — обычная плохая дорога. Я умышленно опускаю, все то, что интересненького можно посмотреть на пути к угольным карьерам — это содержание будущих рассказов о мысе Евстафия и западном побережье залива Анива, которые продолжат тему Тонино-Анивского полуострова.

Последний отрезок, в 4,3 км, до озера Птичье, самый трудный. Это сплошная череда глубоких ям, наполненных водой, переходящих в русло реки Черная. На последнем этапе поперек «дороги» под водой лежит труба, выполнявшая некогда роль водослива. Прошлую поездку на Птичье у «восьмидесятки» после «прохождения» этого подводного препятствия срезало все что можно и через полкилометра колесо просто отвалилось.

Прощай колеса
Срезало....

А в эту поездку, речка обмелела и мы прошли ее на «Делике» достаточно просто. Так как машина было только одна, а встречная техника отсутствовала, то эффектных кадров не получилось. Притискивание в верхний люк «Делики» результатов не дало — плечи застревали. Прошлый раз было несколько машин и воды сантиметров на 30 больше, поэтому кадры получились.

После этого трудного участка все последующие дороги, а это еще 10 км, выглядели проще.

Постоянных поселений на восточном побережье практически никогда не было, нет, и скорее всего, не будет. Летом, на побережье появляются люди, возникают рыбные станы, в море уходят многокилометровые «централки», а зимой все засыпает снегом, перевалы заваливает и жизнь замирает до следующей весны. Такие вот «сахалинские циклы».

Чтобы было понятно, о каком месте острова идет речь, немного справочной и картографической информации. Тонино-Анивский полуостров, протянувшийся с юга на север почти на 110 км, есть не что иное, как невысокий, но крутой горный хребет, в центральной части разбитый с запада на восток разломом земной коры. К разлому приурочена долина реки Новиковки, долина реки Черной и ее устьевая часть — лагунное озеро Птичье.

Карта маршрута и насыщенность объектами
карта окрестностей озера птичьего

После прохождения Черной, дорога прижимается к обрывам береговых обрывов озера и выходит на морскую террасу, с которой можно спуститься к протоке.

Озеро Птичье (яп. Minabetsu-ko)

Самое крупное озеро (лагуна) на Тонино-Анивском полуострове. Имеет сложную, изрезанную береговую линию и представляет собой затопленную морем приустьевую часть долины реки Черной. Позднее, около 4,5–5 тыс. лет назад, эта часть отчленилась от моря песчано-гравийной пересыпью и образовалась коса высотой до 6 метров, длиной около километра и шириной до 200 метров.

Птичье.
Птичье. Максимальная длина озера с запада на восток 3,1 км, максимальная ширина – 3,2 км, протяженность береговой линии 16,5 км. Площадь водного зеркала 3,6 км², площадь водосборного бассейна лагуны около 63 км². Максимальная глубина – 13 м, объем – около 22 млн. м³. Для озера характерны глубоковдающиеся заливы, часть из которых отчленилась от него песчаными пересыпями, превратившись в отдельные водоемы с протоками (Проточное, Фигурное, Мелкое).
Сахалин. Мыс Менапуцы: экстремальная поездка к месту светлой силы

На берегах лагуны издавна селились древние жители островов — рыболовы и охотники. Здесь находится большое количество археологических стоянок, а их возраст варьирует от неолита до I тыс. лет. На месте стоянок по дороге между озерами Лебяжье и Баргузинское, можно найти в подъемных сборах керамику, кремневые пластины и наконечники стрел. Не обошли это место и японцы. В период губернаторства Карафуто на северо-западном берегу лагуны существовал небольшой поселок Minabetsu. В советское время поселение пришло в упадок и от него остались лишь несколько разрушенных строений. Здесь активно развивалось прибрежное рыболовство, в южной части косы от японцев сохранились чаны для засолки рыбы.

Несмотря на вырубки и пожары в окрестностях озер остались темнохвойные массивы леса, с ковром из майника и папоротников, обилием актинидии и лимонника. На морских террасах, еще не поросших низкорослым бамбуком находятся разнотравные луга и замшелые ковры из брусники и красники.

Желтеющие клены

Вправо от основной дороги на Лебяжье уходит зарастающий волок по которому я обычно пробираюсь на одну из своих смотровых площадок. Она находится на склоне сопки обращенной к озеру и с нее открывается изумительный вид на побережье к северу и само озеро. Надо заметить, что вид с нее прекрасен только в ясную погоду, когда с моря нет туманов. Это впрочем, относится ко всем площадкам и один из рисков посещения Птичьего не увидеть ничего или почти ничего.

В этот раз погода благоволила, и осенние облака только подчеркивали красоту побережья. Во рту остался вкус теплой от солнца брусники и черники, которая растет тут же на склоне, что созерцанию ни сколько не мешает, а только усиливает его.

Когда возвращаешься по волоку с другой площадки открывается вид на юг — на Лебяжье и мыс Менапуцы. В этот раз я заприметил там чаек, собравшихся на «стрелку». Что-то там обсуждали, видимо свои насущные морские дела.

Лебяжье и мыс Менапуцы

Озеро Лебяжье (яп. Nakano)

Находится в километре к юго-востоку от озера Птичьего. Пресное озеро, не смотря на лагунное происхождение.

Сахалин. Мыс Менапуцы: экстремальная поездка к месту светлой силы

Озеро Баргузинское (яп. Kutinai)

Образовалось при затоплении долины с большими уклонами тальвега. В данном случае, это река Баргузинка и безымянный ручей, впадающий в озеро с юга, что придало озеру вид двух связанных, вытянутых бурдюков, соединенных протокой между собой и морем.

Берега озера сложены мелкозернистым песком, дресвой и глиной. Юго-западный берег заболоченный, вязкий, покрыт болотной растительностью и озерным камышом.

Мыс Менапуцы (яп. Minabetsu-misaki)

Угол между песчаным пляжем, уходящим в сторону озера Птичьего, протокой и ее правым скалистым берегом, образует уютную бухточку со скалистыми берегами и достаточно широким бенчем, обнажаемым при отливе. От протоки до мыса Менапуцы около 950 метров каменистого, галечникового и песчаного пляжа. Название Менапуцы происходит от названия айнского стойбища, которое располагалось рядом на морской террасе. Мен в переводе с айнского означает вытекать из-под земли, холодный, пуф или пу устье. Название можно интерпретировать как У родника. Японское название — Minabetsu переводится как холодная (родниковая) река.

Эти же топонимы у мыса Менапуцы (Minabetsu-misaki), озера Птичьего (Minabetsu-ko), реки Черной (Minabetsu-kawa) и японского поселка на берегу озера. На советских военных топографических картах отпечатанных в 1945 году, все эти объекты называются Менапуцы.

Сам же родник, скорее всего, находится в 200 метрах северо-восточнее устьевой части протоки, стекая по крутому V-образному распадку. Вода в нем ледяная, вкусная и бодрящая.

Мыс Менапуцы представляет собой выступ плоской морской террасы с бенчем до 150 м, который обнажается при отливе.

В 2400 м, к югу от мыса Менапуцы, как зеркальное его отображение мыс Левенорна. Свое название мыс получил от И. Ф. Крузенштерна в 1805 г. в честь капитан-командора датского флота Левенорна, с которым познакомился во время стоянки шлюпа «Надежда» в Копенгагене. На мысе красивые скалистые склоны и останцы, один из которых достигает 9 метров.

Мыс Левенорна. вид с мыса Нахимова

От мыса Левенорна до мыса Нахимова 2500 м. Берег каменистый, с развалами камней и скальными стенками, склоны в верхних частях покрыты темнохвойным лесов. В 100 м к северо-западу от мыса Нахимова единственный в этой части водопад с высотой 8 метров. Не имея дождевой подпитки, он почти пересыхает в сентябре. По берегу встречаются интересные скульптурки и слои углистых сланцев, блестящие в зоне прибоя.

С мыса Нахимова открывается живописный вид на юг, вплоть до мыса Евстафия, до которого по берегу 8400 м. Данный участок берега ничем не примечателен, кроме общих живописных видов на синеющий в дымке мыс Евстафия и раскрывающиеся один за другим распадки небольших речушек Ягодки и Соколовки. Здесь нет шумных водопадов, скалистых обрывов, кекуров и арок, за исключением, пожалуй, мыса Безымянного, который нарушает гармоничную геометричность дуги побережья.

Мыс Евстафия

На террасе берега рыболовный стан, от которого к Баргузинскому идет достаточно сложная дорога, с затяжными подъемами и крутыми спусками. Расстояние до ее пересечения с дорогой на побережье 3800 м. С нее открываются очень живописные виды на озеро Баргузинское с высоты около 80 метров. Одно плохо, дорога крутая и на спуске тормознуться проблематично. Опять пришлось лезть в люк на крыше. Ну и последняя смотровая площадка, в довершении всей поездки, в 300 метрах от дороги. Здесь нужно подняться по левому склону сопки, откуда открываются изумительные виды, как на север, так и на юг. С высоты 107 метров видны все три озера, мыс Менапуцы и все северное побережье до мыса Великан. Вот здесь как мне кажется и находится самое главное «Место доброй силы». Здесь можно сидеть часами глядя на поверхность озера, проплывающие по небу облака, парящих чаек, безбрежное море, потеряв счет времени и забыв кто ты и что ты. И уже не нужно задавать вопрос «В чем сила, брат?». Ответ напрашивается сам собой, и не нужно ничего доказывать…