Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Суздаль — Россия Сентябрь 2017
Покровский женский монастырь.

Мне невероятно повезло. В сентябрьской группе, сформированной в нашей компании для поездки в Суздаль, неожиданно освободилось место. И в моем рабочем графике можно было высвободить несколько дней. Все «звезды» сошлись!

Позади авиаперелет Екатеринбург — Москва, а далее почти пятичасовой авто бросок на комфортабельном автобусе до Суздаля. И вот нас тепло встречают с рюмочками знаменитой суздальской медовухи в отеле «Медный двор», с его террасы открываются великолепные виды города, границы которого остаются неизменными с 18 века. А спустившись к мосткам, можно искупаться в чистейших и совершенно прозрачных водах реки Каменки, которая протекает через город. И самые смелые и закаленные коллеги встречали и провожали день водными процедурами.

Там русский дух, там Русью пахнет

Хотя весь Суздаль при желании можно обойти пешком, все-таки удобное расположение отеля позволяло значительно экономить время. Это из серии: «налево пойдешь» и — через несколько минут ты уже в Ризоположенском монастыре. Мы и свернули налево в самый первый вечер нашего пребывания в Суздале.

Там русский дух, там Русью пахнет

Это один из старейших монастырей, возведенных еще в 1207 году. До нас постройки тех лет не дошли, но сохранились сооружения 16 века.

Главный объект — это Ризоположенский собор. Его посещение доступно без какой-либо оплаты.

Вид с колокольни на Ризоположенский собор.

А вот подняться на Преподобенскую колокольню, построенную после победы над войсками Наполеона в 1812 году — 100 рублей.

Там русский дух, там Русью пахнет

Бабушка, строго охранявшая вход не желала нас с коллегой пропустить, сомневаясь, что мы сможем за 20 минут подняться на 72-метровую башню с колоколами и спуститься до 17.00. Понимая, что времени подниматься на колокольню на экскурсии следующего дня у меня не будет, я попыталась разжалобить «строгую охранницу», напирая в убеждениях на дальность нашего пути: «Мы с Урала. Проделали больше полторы тысячи километров, чтобы подняться на колокольню» Что больше произвело впечатление величественный Урал или тысячи километров ради колокольни, не знаю, но путь был свободен.

Мы не оправдали надежды бабушки и превысили время пребывания на колокольне. Подъем дался относительно легко и быстро, но для фотографирования экспозиции колоколов, исторического фото проекта и, конечно, видов древнего города, понадобилось чуть больше времени.

«Я опоздала на трапезу. Теперь буду есть все остывшее»,- ворчала старушка, запирая массивные двери. Ризоположенский монастырь действующий и время течет по строгому распорядку. В советское время он был закрыт и в его помещениях размещалась электростанция. Гулять по территории монастыря можно свободно и наблюдать со стороны за бытом монастыря, жизнью монахинь и послушниц.

Известно, что ранее здесь находился еще один монастырь — Троицкий. Он был предназначен для одиноких женщин и поэтому назывался вдовьим. В 30-х годах прошлого столетия он был взорван большевиками и сохранились только Святые врата этого монастыря. Они придают всему архитектурному облику какой-то сказочный, «пряничный» вид, особенно, когда креативный экскурсовод надевает исторические национальные одежды.

Наша прогулка «налево» от отеля привела нас на улицу Ленина, где и расположен Ризоположенский монастырь. Улица Ленина — главная улица, вдоль которой и расположился весь Суздаль. Еще несколько минут и мы попадаем на Торговую площадь- центр города, которую и пересекает улица Ленина. Площадь вмещает большое количество горожан на масштабные праздники и городские мероприятия. Надо отметить, что численность населения почти не изменилась со времен Древней Руси и составляет около 10 тысяч человек.

Там русский дух, там Русью пахнет

Торговая площадь возникла в середине 12 века и с тех пор сохранила свою планировку и каждый экскурсовод отметит этот уникальный факт. И еще добавит, что именно на этом месте герой Г. Вицина из фильма «Женитьба Бальзаминова» выделывал танцевальные пируэты, радуясь удачной женитьбе. Площадь популярна не только у горожан, но и туристов, благодаря большому количеству церквей вокруг и гостиному двору. Здесь до сих пор идет бойкая торговля, работают рестораны с аутентичным дизайном, где можно отведать блюда русской кухни: кулебяку с грибами или курятиной, различную дичь, царскую щуку, запеченного молочного поросенка, запить одним из многочисленных видов знаменитого суздальского сбитня или медовухи, а то и попробовать все сразу. А на десерт — огуречное варенье.

Если вы после всей этой трапезы останетесь в живых, то вам непременно понадобится транспорт, потому что передвигаться самостоятельно будет затруднительно. Но уж будьте до конца ценителем старинных провинциальных традиций и, чтобы добраться до отеля или продолжить осматривать достопримечательности, выберите конный экипаж. И Суздаль с вами останется надолго «Там русский дух, там Русью пахнет.»

Рассчитывать свои силы надо на протяжении всей прогулки, потому что наш «левый путь» еще и не предполагал заканчиваться. Огляделись. На фоне Воскресенской церкви, расположенной прямо на площади, со строгими простыми архитектурными формами, выделяется колокольня, украшенная изразцами. Совсем рядом — привлекающие внимание Антипьевская и Лазаревская церкви.

Вознесенская церковь

Пять куполов Лазаревского храма с золочёными крестами — одни из самых красивых в Суздале.

А тут и до Кремля рукой подать. Суздальский кремль — древнейшее сооружение, его история начинается еще от Владимира Мономаха. Археологи считают, что кремль в Суздале построили еще в 10 веке. Удивительно, что до наших дней сохранились все главные его строения, за исключением привычных защитных кремлевских стен и башен.

Величественный белоснежный собор Рождества Богородицы(1222—1225 гг.) с голубыми куполами красив как снаружи, так и внутри.

На территории кремля расположены строения — примеры простого и древнего типа деревянных конструкций

Еще чуть-чуть и — суздальский Покровский монастырь. И если бы мы свернули от отеля направо и перешли бы по мостику реку Каменку, то оказались бы сразу у белокаменного Покровского женского монастыря. Датой основания считается 1364 год, но от его первых деревянных построек ничего не сохранилось. Каменные строения появились в начале XVI века. Пожертвовал монастырю большие средства на восстановление Василий III. Благодаря ему мы любуемся каменным ансамблем и золотыми куполами Покровского собора (1510–1514) — главного здания монастыря. Василий III положил и начало печальной традиции: одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии его жена Соломония, постриженная в монахини в 1525 году под именем старицы Софии. Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице, расположенной под зданием Покровского собора.

Если бы мы продолжили путь, то обязательно бы вышли к Спасо-Евфимиевому монастырю и замкнув воображаемый круг, вернулись бы в отель. Но от отеля «Медный двор» есть и более короткий путь до монастыря. Все в шаговой доступности — это добавляет плюсов к положительной оценке отеля. А в Спасо-Евфимиевом монастыре есть что посмотреть. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились. Возведение грандиозных каменных строений стало возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Вклады были пожалованы великим князем Василием III, царём Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. У стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском. Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Монастырь недействующий и сегодня представляет музейный комплекс. Стоимость общего билета 400 рублей, который позволяет посещать все экспозиции. У монастыря очень богатая история. «Кого» и «Что» только не видели его стены.

Там русский дух, там Русью пахнет

По распоряжению Екатерины II в. 1776 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников», а позже полит тюрьма, изолятор для проверки военнослужащих ВОВ, вернувшихся из плена, лагерь военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта и союзников. В частности, здесь содержали фельдмаршала Ф. Паулюса.

У восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Пожарского- выдающегося русского полководца.

Там русский дух, там Русью пахнет

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века). Гордость собора — фрески XVI века и росписи известных мастеров. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и в начале каждого часа воздух наполняется переливами. «Каждый хоть раз в жизни должен ударить в колокол», — так говорят в монастыре. И предлагают подняться на звонницу, посмотреть, как работает звонарь и самому заставить колокол петь.

В Суздале пять монастырей, четыре действующие, два мужских и два женских. И у каждого своя история. Александровский монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка, по преданию, был основан Александром Невским в 1240. В нем проживало много инокиней, ставших сиротами и ушедших в монастырь после нашествия татар. Екатерина II упразднила монастырь. В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Кажется, что в Суздале каждый второй дом гостевой или отель, а каждый третий, собор. И действительно в таком небольшом провинциальном городке тридцать храмов, а с часовенками и с соборами в ближайших окрестностях около пятидесяти. Это потому, что в середине 12 века, во времена правления Юрия Долгорукого, город был столицей Ростово-Суздальского княжества. В настоящее время в Суздале запрещено строительство зданий и сооружений свыше двух этажей. Вот и возвышаются маковки церквей над городом. Городом — музеем, архитектурные памятники, которого включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Богоявления в Кожевенной слободе 1739 г.

Суздаль — древнерусское поселение, сохранившее до наших дней свой неповторимый облик с чистым воздухом и прозрачными водами реки Каменка в обрамлении берегов с заповедными лугами.

Заканчивается последний день пребывания в Суздале, словно перелистывается последняя страница учебника по истории России. Словно школьный звонок звучат над древним городом колокола. Урок закончен…