Турист Инна Ракитина (Inna_Rakitina)
Инна Ракитина
была 12 октября 2017 13:43

Владивосток — Россия Май 2017

А началось всё в феврале… Нет, началось всё в ноябре, когда моего сына Романа призвали в армию. Проводы, военкомат, звонок: «Мама, буду служить во Владивостоке!». О, Боже, как далеко, и целый год… Вокзал, эшелон, «Прощание славянки»… Вот тогда я придумала себе: я ведь мечтала увидеть Дальний Восток, вот и повод есть. Надо воплощать свои мечты, хотя бы и в 47 лет. В феврале с сомнениями и страхами (всё-таки край земли) купила билеты на самолёт, потом меня поддержала сестра Оля. Ура! Я не одна, уже не страшно.

И вот — 1 мая: аэропорт Кольцово, самолёт, летим! 2 часа, и в Новосибирске. В аэропорту много китайцев, якутов, бурятов, рейсы, соответственно в китайские города, Якутск, Читу, Хабаровск. И 2 рейса подряд во Владивосток. И снова 6 часов полёта. Летят в основном мужчины, лица восточные, энергичные. Наш сосед — молодой человек из Ташкента, веселый, общительный, живет там, работает таксистом, город очень нравится. Ладно, посмотрим.

Край бескрайней земли — Владивосток

Владивосток встретил ярким майским утренним солнцем. Ехали в город по красивой ровной дороге, она мне чем-то напомнила дороги Крыма. Вокруг свежая листва, зелень и… — море! Справа, слева, везде — море! И еще горы вдалеке — это удивительно. Поселились в квартире на главной улице Светланской, впереди — бухта Золотой Рог.

Не буду описывать долгожданную встречу с сыном-матросом, всё было очень трогательно, радостно. Но армия, есть армия, всё очень строго, устав и порядок, как и должно быть.

Итак, славный город Владивосток. «Это как на Тенерифе!» — сказала мне моя сестра, имея в виду, что «город на горах». Спуски, подъёмы, опять спуски, террасы улиц, и… — море, везде со всех сторон — море!!! Очень рельефный, гористый, очень зелёный от деревьев, очень синий от моря, и современный, и старинный, со стремительным автомобильным движением, сплошными японскими машинами — вот первое впечатление. И если раскладывать всё по полочкам, то получится так.

Край бескрайней земли — Владивосток

Мосты. Два огромных моста: Золотой мост и Русский мост. Их видно отовсюду, они — настоящее украшение и визитная карточка города.

Край бескрайней земли — Владивосток

Фуникулёр. Единственный в России транспорт такого типа: как вагон трамвая, который движется под углом 45 градусов вверх и вниз. Сам вагон такой конструкции — как параллелограмм. Сиденья расположены как в кинотеатре. Поездка всего 2 минуты, и ты попадаешь наверх (или вниз) через две параллельные улицы. В вагоне есть кондуктор. Оказалось, мы приехали на верхнюю станцию прямо на праздник — 55 лет Фуникулёру! Настоящий концерт, поздравления от городских властей, креативный ведущий, дети, песни, шары — такая атмосфера любви к городу, без пафоса, всё очень просто и радостно.

Остров Русский. Сына отпустили в долгожданное увольнение, и вот мы в такси мчимся на остров Русский. Проезжаем по Русскому мосту маршрутом до Океанариума, который открыли в сентябре 2016 г. Проехали мы по восточной оконечности острова дорогой вдоль кампуса Универститета — ВДФУ (всё это построили к Саммиту АТЭС 2012). Океанариум обошли часа за два, но мы спешили. Там можно провести весь день, и не соскучишься. Морские и речные обитатели реки Амур, озера Байкал, северных морей, Японского моря, Тихого океана — всё очень здорово, красиво, современно, интерактивно. Особенно понравилась тоннель-галерея с морскими животными и тропический лес.

Край бескрайней земли — Владивосток

Маяк Эгершельд. Это самый старый российский маяк. Мы захотели на него посмотреть еще и потому, что это самая крайняя южная материковая точка России! Оказалось, что маяк — небольшой, невысокий, аккуратный. К нему можно подойти по суше, очень узкой косе, вокруг — Тихий океан! С эти маяком связано у нас приключение. Мы долго шли до маяка от автобусной остановки по такой длинной сужающейся косе, она называется Токаревская кошка. Справа — море, слева — море. Яркое солнце, тепло, очень ясное небо без единого облачка. Идем, гуляем, фотографируемся. Дошли почти до края земли, до самого маяка, я стала собирать морские камушки на косе. Вот он — край земли! Вдруг со стороны города с большой скоростью начал приближаться густой туман. Белое облако просто накрыло всё вокруг. Стало холодно, сыро, ветрено. И белым-бело! Не видно, ни моря, ни неба. Вот так мгновенно сменилась погода. Местные жители даже не удивляются — это нормально. А на следующее утро — опять солнце!

Край бескрайней земли — Владивосток

Принцесса. «Принцесса пришла,« — такую фразу мы слышали от многих прохожих. Принцесса — это огромный круизный морской лайнер из Южной Кореи. Совершает путешествие из Сеула в Токио с заходом во Владивосток. Корейцев на причале встречают песнями, танцами, хлебом-солью. Они садятся в экскурсионные автобусы и едут в город. Мы часто на улицах встречали иностранных туристов: корейцев, японцев, китайцев. Сплошной Восток… Но иностранцы не только туристы, есть студенты и работающие здесь специалисты.

День рождения. 8 мая у меня день рождения, исполнилось 48 лет. Жаль, но в этот день не отпустили сына, что поделать, служба, всё очень строго. Мы с сестрой едем на рыбный рынок. А там… Много-много разных морепродуктов, рыба, морские деликатесы. Покупаем знаменитые гребешки, а также — экзотическую медведку (такие большие креветки), еще — креветки чилим, батан, магаданские, краб-полосатик, мидии… Потом фрукты. Это — настоящие манго, папайя, драконий глаз, ананас, первая клубника. Таких спелых плодов у нас не найти, вот что значит близость Таиланда и других восточных стран. Дома устраиваем небольшой пир с деликатесами, отправляем аппетитные фото всем друзьям, коллегам и родственникам. Больше всего мне понравились тушёные гребешки, тают во рту, вкуснятина. Креветки — все замечательные, свеженькие, нежные. Ну, а фрукты — ах! Особенно манго с таким сильным ароматом…

Край бескрайней земли — Владивосток

Острова. Мы планировали обязательно какую-нибудь морскую прогулку. Самое популярное здесь — это прокатиться по бухте Золотой Рог. Но эту бухту мы видели каждый день, гуляли часто вдоль нее и переезжали через неё по Золотому мосту. Однажды, оказавшись на моском вокзале, увидели объявление о расписании теплоходов на острова Попова и Рейнеке. Оказалось, это такой пассажирский транспорт, морские катамараны, которые перевозят жителей на эти острова на работу, или на дачи, или отдохнуть на пикники и в походы. Получив добро от метеослужбы, наш теплоход «Москва» отправился от морского вокзала на острова. Вот, наконец, мы в открытом море, даже не в море, а в настоящем океане! Погода прекрасная, светит солнце, легкий бриз, тепло. Пассажиры — это жители города, которые или работают на островах, или имеют дачи там же. Многие едут с рассадой овощей и цветов, с инструментами — настоящие дачники. Мы с фотоаппаратом на верхней палубе смотр им вокруг, вдыхаем настоящий морской воздух.

Край бескрайней земли — Владивосток

Бухта длинная и широкая, по берегам много портовых кранов, доков, элеваторов. Видны горы угля, песка, железная продукция. Стоит множество кораблей, разные морские суда идут по бухте. Справа по борту уже знакомый нам маяк Эгершельд. А на мысе Токаревская кошка — высокие новые дома, похожие на гигантские алые паруса.

Огибаем остров Русский, он оказывается очень большим. Там проживает около 10 тысяч человек, крупный рабочий поселок. Остров очень зелёный, берега скалистые. В открытом море стала чувствоваться настоящая качка, ветер усилился, стало холодно. Через час подошли к острову Попова. Многие пассажиры, почти все дачники вышли. А мы идём дальше на остров Рейнеке. Волны уже захлестывают за борт теплохода. Качает серьёзно. Вот, кажется, всё, конец, последний остров, край земли. Но — нет… Вдалеке в дымке виднеются ещё и ещё острова, везде наша русская земля. Когда подошли на Рейнеке, уже немного штормило. Все пассажиры сошли на берег. Мы тоже спустились с трапа ненадолго потоптать чуть-чуть скалистую землю острова. Я еще набрала несколько камешек. На катамаран сели молодые туристы, они здесь, на острове, отдыхали в выходные — лес, рыбалка, походы, костры. Всё, плывём назад. Крайний остров остается позади… Но мы там были!

Здесь, в Тихом океане, очень почувствовалось, что правда — Россия нигде и никогда не заканчивается…

Край бескрайней земли — Владивосток

Люди, машины, названия, птичье молоко, мармелад и… пянсэ…

Во Владивостоке мы повстречались с разными людьми: таксисты, продавцы магазинов и рынков, прохожие, туристы, работники кафе и столовых. Люди открытые, доброжелательные, энергичные. Очень много детей, мамочек с колясками. Много военных, моряков, матросов, офицеров. В целом — много мужчин, много молодых людей. Туристы из соседних стран. Запомнилась девушка Аня, которая села на острове Рейнеке со своими друзьями — молодыми туристами. В «России» никогда не была, зато была в Корее, Японии, ну, а Китай — это обычное дело. Подробно нам расказала про рыбный рынок, что попробовать, что купить. Ещё одна встреча — молодой «контрабандист». На набережной Цесаревича заговорил с нами юноша, услышав, что мы из Екатеринбурга. А сам он ждал катер, который его доставит на корабль, первозящий автомобили из Японии. Он — матрос. И действительно, через 5 минут причалил катер, наш знакомый спрыгнул в него, и катер умчался в море. Он тоже никогда не выезжал на Запад, только на Восток. Еще одна из встреч — на главной площади 9 Мая во время народных гуляний. Мы увидели настоящего колоритного японца, который фотографировался с нашими ребятами-матросами в военной форме. Мы сами подошли к нему, тоже попросили сделать селфи с ним. Он радостно закивал, стал говорит русские слова: спасибо, хоросё! Он был в кимоно в георгиевской ленточкой, сам такой жгучий брюнет с очень крупным лицом. Фото получилось замечательное! Были ещё встречи, обо всём не напишешь, но ощущение энергии, позитива, уверенности, молодости и спокойствия от этих людей было всегда.

Край бескрайней земли — Владивосток

Во Владивостоке много смешных названий магазинов, кафе. Торговый Центр — «Зелёные кирпичики». Магазин «Продажная душа», «Канцелярская крыса». Столовая «Не рыдай» и так далее. По-моему, здорово. Есть магазин японских товаров, где мы купили много разных подарочков для родных.

Пянсэ — это такой пирожок, который можно попробовать только здесь, во Владивостоке. Это просто настоящий брэнд Приморья. Он печёный, но… — белый. Не пельмень, не мант, не пирог, а — пянсэ. Белая корочка, внутри начинка из капусты и мяса. Ну очень вкусно, мне понравилось.

Край бескрайней земли — Владивосток

Ещё одно открытие: рецепт знаменитых конфет «Птичье молоко» придумали во Владивостоке в 60-х годах 20-го века. И до сих пор здесь выпускают такие настоящие конфеты «Птичье молоко» невероятного вкуса. А еще местная фишка: шоколад с морской капустой, с морской солью. И, конечно, настоящий мармелад из агар-агара, который получают из морских водорослей. Всё попробовали, всё очень-очень вкусно.

Я сама водитель, уверенно езжу по своему Екатеринбургу, где автомобильное движение считаю достаточно активным и даже агрессивным. Но то, что я увидела во Владивостоке, не поддается никакой логике. Понятно, что машины все скоростные — праворульные японские автомобили. Понятно, что улицы — как горные дороги. Но… На дорогах — минимум светофоров, как ни странно, много круговых движений. Как они разъезжаются, я не знаю. Но — автомобильное движение в целом очень быстрое, слаженное, почти без остановок, но агрессии — не чувствуется.

Край бескрайней земли — Владивосток

Улицы. Центральные улицы Владивостока — очень красивые, можно даже местами их сравнить с улицами Петербурга. Дома разных архитектурных стилей, очень нарядные. Театр Пушкина, Театр Горького, церкви, католический костел, лютеранская кирха. В сквере у театра Горького — замечательный памятник Высоцкому. Можно присесть рядом, как будто Владимир Семёнович играет тебе. И поёт — ведь его песни постоянно звучат в сквере, вот так здорово придумали. Улица Фокина, пешеходная улица города, идёт из центра к морю. Старинные здания, магазины, фонтаны, клумбы, цветущие деревья, и опять — море!

9 мая. С утра едем ближе к площади, чтобы близко посмотреть военный парад. Солнце, погода праздничная. Начинается парад, мы стоим вплотную к дороге на улице Светланской в одном квартале от площади, очень много народу, нарядных детишек. Благодаря горному рельефу, главная площадь прекрасно просматривается с нашей более высокой точки. Я очень люблю военные парады, когда всё торжественно, красиво, чётко, грандиозно. А парад во Владивостоке — особенный. Город военных моряков, это чувствуется везде. Колонны матросов, морских пехотинцев, офицеров флота. Я думаю, в морском флоте самая красивая форма, горжусь, что мой сын тоже её носит. Завершает парад — военный оркестр. Мы стоим близко и всё очень хорошо можно рассмотреть. Так всё здорово и, почему-то, не так пафосно, как у нас в Екатеринбурге. Кульминация парада — Бессмертный полк. Это — целая река, целый поток людей с портретами родных. Он — бесконечный. Идут семьями, с детьми, с колясками. Целыми группами поют песни, кричат «Ура». Всё так трогательно, до слёз.

Край бескрайней земли — Владивосток

После парада мы гуляли по городу. Народ весёлый, концерты везде, улицы нарядные, множественные военные корабли на причалах — все с флажками. Сходили в музей-подлодку, музей-кораблик. Еще раз прошлись по красивой набережной. Опять — Золотой Рог, опять — Золотой мост. Только гуляем уже под мостом. Долго сидим, смотрим на море. Вечером встречаемся с Романом. Смотрим праздничный салют. Завтра — домой…

Вот и всё. Утром самолёт, через 9 часов будем дома, пролетев пол-страны и даже больше. Буду ждать сына и скучать по Дальнему Востоку, к малой частичке которого удалось прикоснуться. Наверное, здесь люди другие, но они — наши. Город военных семей, моряков, портовиков, простых хороших людей. Он разные, но они — настоящие и свободные. И у них есть океан. Он — бесконечен, как их свобода…

Край бескрайней земли — Владивосток

Я влюбилась во Владивосток, нет, я полюбила Владивосток. Он завладел моим сердцем. Можно рассказывать бесконечно, но словами не передать эту особую атмосферу, атмосферу спокойствия, энергии и будущего во всём.

А Россия действительно нигде не заканчивается…