Турист Елена Ч. (elena___world)
Елена Ч.
была 24 апреля 16:53

Варшава — Польша Август 2015

Прелесть самостоятельных путешествий заключается еще и в том, что всегда можно изменить намеченный ранее маршрут, добавив в него новые интересные направления. Иногда совершенно бесплатно.

Так было во время одной из наших поездок по Европе. Нам нужно было добраться из Парижа в Берлин, цена на авиаперелет совсем не радовала, и мы стали искать варианты. Посмотрев на карту Европы, мы обнаружили в непосредственной близости от Германии… Польшу, где еще не ступала наша «туристическая нога», и ее столицу Варшаву. А продолжив поиск, выяснили, что перелет Париж-Варшава + ночь в отеле Варшавы + ночной автобусный переезд Варшава-Берлин по стоимости оказались практически равными первоначально заявленному перелету Париж-Берлин, к тому же дополнительно мы экономили на ночи в отеле Берлина. Ну это же совсем другое дело, — подумали мы и стали бронировать отель и билеты.

Вот так в нашу жизнь нежданно-негаданно ворвалась красавица Варшава.

Варшава за 10 Евро

Окрыленные успехом, мы не учли одно обстоятельство, что в августе в Варшаве может быть жарко. Поэтому, прилетев из комфортного (в плане погоды) Парижа и оказавшись в жаркие объятиях польской столицы, испытали шок. Такого мы, точно, не ожидали.

Мы живем на юге, и летняя жара для нас обычное дело, но 40-градусная жара в Варшаве застала нас врасплох. Ничего не поделаешь, будем выживать, — решили мы и пошли менять валюту.

Варшава за 10 Евро

Польша, являясь членом Евросоюза, не входит в зону Евро и применяет свою собственную валюту — польский злотый (PLN).

Чтобы добраться до центра города мы обменяли 10 Евро на 36,1 PLN (1 PLN= 16,8 руб), рассчитывая потом обменять еще. Но потратив на автобус всего 8,8 злотых и изучив цены на продукты в местных магазинах, подумали: а не попробовать ли нам съэкономить. А что? Жить мы будем в центре, все достопримечательности рядом, автобус в Берлин тоже отправляется из центра, значит на транспорт тратиться не нужно, по музеям ходить мы не планировали, сувениры давно не покупаем, остается только еда, а в этом вопросе мы неприхотливы. И наш квест «Прожить вдвоем в Варшаве два дня на 10 Евро» стартовал. Почти как в «Орле и Решке» … по-бедному.

Наш отель Logos Hotel располагался на набережной реки Вислы в пешей доступности от всех основных достопримечательностей Варшавы. На карте он обозначен красным кругом.

Варшава за 10 Евро

На одну ночь мы забронировали самый дешевый номер без завтрака и с удобствами на этаже, и за все время пребывания так и не встретили других постояльцев. Из окна номера открывался прекрасный вид на реку, изящный вантовый мост Святого Креста

и Национальный стадион Stadion Narodowy, где разворачивались футбольные баталии Евро-2012 и проходил финальный матч розыгрыша Лиги Европы УЕФА 2014/2015. Вечером эти объекты красиво подсвечивались.

Варшава за 10 Евро

В целом отель понравился: несмотря на дешевизну, чистый, опрятный, рядом станция метро, магазины и кафе. Но, видимо, жара все-таки нечастый гость в Варшаве, потому, что во всем отеле не то, что кондиционера и холодильника, а даже элементарного вентилятора в номерах предусмотрено не было, и, конечно же, было очень жарко. Да и сейчас, два года спустя, ничего не изменилось. Я специально просмотрела отзывы на Букинге: также люди жалуются на отсутствие кондиционеров и жару в номерах.

Заселившись и наскоро перекусив, мы пошли знакомиться с городом. Осмотр исторического центра мы оставили на второй день, а пока по Иерусалимским Аллеям дошли до площади Парадов, где возвышается знаменитый Дворец культуры и науки, подаренный Варшаве Сталиным.

Варшава за 10 Евро

Построенная еще в 1955 году эта грандиозная многоэтажка (высота со шпилем 237 метров) до сих пор является самым высоким зданием в Польше и входит в десятку самых высоких строений всего Европейского союза. Сами поляки недолюбливают Дворец, считая его символом порабощения. В 1989 году, когда пала Берлинская стена, его даже хотели разрушить. А потом, на объявленном в середине 90-х годов архитектурном конкурсе победил проект, предусматривающий возвести вокруг дворца несколько небоскребов, чтобы уменьшить воздействие сталинского творения на столицу Польши. И страсти как-то улеглись.

Как бы там ни было, Дворец культуры и науки был и остается визитной карточкой и наиболее фотографируемой достопримечательностью Варшавы.

Побывать в польской столице и не заглянуть в один из местных торговых центров — задача не из легких, особенно если речь идет o ТЦ «Золотые террасы» (Złote Tarasy), которой расположился в самом центре города рядом c Дворцом культуры и науки. Своим названием центр обязан, во-первых, улице Zlotej, на которой находится, а во-вторых, конструкции здания: ее особенностью является отсутствие прямых линий. Футуристическая крыша ТЦ полностью выполнена из стекла и напоминает огромную волну, застывшую в воздухе. Внутри стены и потолок тоже наклонные, отчего создаётся впечатление, что находишься в гигантском пузыре. Особенно красиво центр смотрится вечером, когда вся крыша светится изнутри приятным «золотым» светом.

Туда мы и отправились на шоппинг.

Варшава за 10 Евро

Правда, шоппинг у нас получился чисто символический, и состоял из нескольких йогуртов, вкусной выпечки и фруктов, купленных в местном Carrefour. Зато мы приятно провели время, дыша кондиционированным воздухом, разглядывая витрины и местную публику. Вернувшись в отель, мы сразу легли спать, чтобы завтра начать свою прогулку по Старому городу как можно раньше.

На следующий день мы проснулись в 5 часов утра, а в 6 уже бодро шагали по улице Новый Свет (Nowy Swiat) в сторону Замковой площади. Город еще спал, на улице не было ни души, жара спала. Красота! Даже не верилось, что через несколько часов опять начнется пекло. В полдень мы должны были освободить номер, а перед этим неплохо было бы освежиться под душем и пообедать. У нас в запасе было всего 4 часа времени, чтобы успеть посмотреть все. И мы успели!

Варшава за 10 Евро

Свое знакомство со Старым городом мы начали с Замковой площади, где располагается Королевский дворец — резиденция короля и властей Речи посполитой (XVI в.) и место принятия первой в Европе и второй в мире Конституции (3 мая 1791 г.). В настоящее время дворец используется, как музей.

Посреди площади возвышается Колонна короля Сигизмунда III — самый давний и самый высокий светский памятник в Варшаве, сооруженный в 1644 г. по инициативе короля Владислава IV в. честь его отца — Сигизмунда III Вазы, который перенес столицу из Кракова в Варшаву.

Варшава за 10 Евро

Затем по улице Святоянская (Swietojanska) дошли до великолепного Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя (Святого Яна, как называют его поляки). Это главный храм Варшавы, очень нарядный внутри.

Следующей нашей остановкой стала Рыночная площадь — одно из самых любимых мест для прогулок, как горожан, так и туристов. Здесь всегда кипит жизнь: полно уличных музыкантов и художников, масса сувенирных лавочек, небольших галерей и все это окружают красивые, словно игрушечные, домики.

Варшава за 10 Евро

В столь ранний час площадь была еще пуста, и мы без проблем сделали фото возле чугунного колодца XIX в,

и у знаменитой статуи Русалочки (Sirenki) — настоящего символа Варшавы, изображенного на гербе города.

Варшава за 10 Евро

Русалочка была установлена в 1855 году по инициативе короля Владислава VI и является одним из старейших монументов в городе. По легенде две сестры-русалки плыли по Балтике. Одна из них повернула к Датскому королевству, и теперь она сидит на набережной Копенгагена, вторая заплыла в Вислу, где возле Варшавы ее выловили местные рыбаки. Они хотели ее съесть, но услышав божественное пение русалки, решили отпустить. Русалка, очарованная красотой берегов Вислы и добротой местных жителей, так и осталась жить здесь. Она жила в Висле, пока один богатый купец не задумал поймать ее и посадить в свой колодец. Русалку спас сын рыбака, а в благодарность она помогла жителям отбиться от захватчиков. И с тех пор русалка-сирена сидит на площади с мечом — чтобы в любой момент прийти на помощь жителям города.

Следуя далее по улице Новомяжска (Nowomiejska), мы подошли к крепостным стенам Барбакана — древнего укрепления, стоявшего на защите города и первым принимавшего удары врага на себя.

Варшава за 10 Евро

Старый город Варшавы смотрится очень органично, и многие туристы даже не подозревают, что практически все исторические здания были восстановлены лишь в 70-х годах прошлого столетия.

Дело в том, что в 1944 году по приказу Гитлера Варшаву практически сравняли с землей. В результате бомбежек были взорваны почти все исторические постройки, в том числе и Королевский дворец, от которого осталась одна арка.

После окончания войны Варшаву, и в частности Старый город, отстроили заново на основе сохранившихся старых планов, фотографий и рисунков.

Варшава за 10 Евро

Время летело неумолимо, а в наших планах еще было посещение уникального места — живописного сада, разбитого на крыше библиотеки Варшавского университета, и мы решили, что пришла пора возвращаться.

Наш обратный путь пролегал по старейшей и красивейшей улице Краковское Предместье, становящейся пешеходной в летнее время. Солнце уже начало сильно припекать, но выручали импровизированные рассеиватели воды, заботливо (в отличие от горе-отельеров) расставленные властями города в туристических местах.

Варшава за 10 Евро

На этой улице мы посетили так называемый Костел визиток. Это одна из немногих церквей, устоявших перед лицом разрушений во время Второй Мировой войны. Сооруженный в XVIII веке костел до сегодняшнего дня сохранил оригинальное убранство.

Пройдя через территорию Варшавского университета до улицы Dobra, мы оказались у входа в библиотеку.

Варшава за 10 Евро

Библиотека Варшавского университета — это настоящий арт-объект, главное украшение которого — тот самый сад на крыше, куда может попасть любой желающий. Сад является одной из самых больших в Европе посадок на крыше. Здесь можно читать, дышать, рассматривать разливающуюся Вислу и крыши Старого города. Это абсолютный must see Варшавы. К сожалению, жара не пощадила растения, и мы не смогли в полной мере насладиться красотой сада, но с удовольствием прогулялись внутри библиотеки и даже посидели в студенческом кафе.

Благодаря мощным кондиционерам, это место на тот момент оказалось, пожалуй, лучшим в городе.

Основная программа осмотра достопримечательностей была выполнена, у нас оставалось еще немного времени и мы решили пойти пообедать в Молочный бар (Bar mleczny). О сети эти заведений рассказывал Андрей Бедняков в программе «Орел и Решка». В Польше из местных бюджетов проводится дофинансирование кафе и бистро, не торгующих спиртными напитками, и обеды в такой столовой очень дешевые. Поэтому не только студенты, но и бизнесмены, которые хотят покушать вкусно и дешево («как у мамы») питаются в «молочных кафе». Выбрав самые дешевые блюда, мы пошли на раздачу, но не встретили понимания со стороны работницы общепита. Видимо, желая нажиться на туристах, она, в обход меню, заломила какую-то нереальную цену за простецкие блюда. Она ведь не знала, что у нас квест и каждый злотый на счету. Мы начали возражать. И тут поляки из очереди сзади стали совать нам свои монетки. Было стыдно и приятно одновременно! Денег мы, конечно, не взяли и ушли ни с чем.

Варшава за 10 Евро

Зайдя в ближайший супермаркет, мы купили готовые пирОги, арбуз и пошли обедать в отель. Да-да, именно пирОги, так называются польские вареники с разными начинками.

Наши, кстати, оказались «очень даже ничего».

Варшава за 10 Евро

По догоге заглянули в Музей, пожалуй, самого известного варшавянина Фредерика Шопена. Этот музей считается одним из самых лучших биографических музеев не только в Польше, но и во всей Европе: здесь представлено огромное количество экспонатов, связанных c жизнью и творчеством композитора, масса мультимедийных экспозиций, везде сенсорные экраны, регулярно проходят «живые» концерты. Музей был еще закрыт (часы работы со вторника по воскресеньe c 11:00 до 20:00). К тому же мы не располагали средствами для его посещения: 22 злотых для взрослых и 13 злотых для студентов — это весь наш варшавский бюджет (кстати, в воскресенье вход бесплатный). Поэтому пришлось ограничиться взятой на память брошюркой на русском языке «Варшава Фредерика Шопена» и вот этим граффити имени Шопена на стене близстоящего дома.

За свою недолгую 39-летнюю жизнь великий композитор создал много прекрасных произведений, некоторые из которых Вы слышали, и не раз, даже не подозревая, что это Шопен: это и рингтоны мобильных телефонов, и заставки к рекламным роликам и телепередачам. А всем известный похоронный марш… это тоже Шопен.

Но не будем o грустном. Если у Вас, как у нас, не хватит денег на посещение этого музея, не расстраивайтесь. Ведь Варшава — это один большой Музей Шопена под открытым небом. По всему городу возле мест, связанных c жизнью композитора, расставлены мультимедийные шопеновские лавочки. На каждой лавочке расположен план c обозначенным маршрутом прогулки, описание места и кнопка, при нажатии которой начинается исполнение фрагмента произведения Шопена.

Варшава за 10 Евро

Освободив номер, сдав багаж в камеру хранения отеля и забрав с собой остатки еды, мы пошли пережидать жару в Парк Королевские Лазенки (Lazienki Park). Спросите любого жителя Варшавы, какое самое уютное место в городе и 90% назовут королевские сады Лазенковского парка. На 76 гектарах разместились многочисленные озера, фонтаны, оранжерея, беседки, особняки, статуи и даже греческий амфитеатр.

Главная гордость и достопримечательность Лазенковского парка — знаменитый Дворец на воде. Это бывшая летняя королевская резиденция, построенная в 1784-95гг.

Варшава за 10 Евро

Именно в Лазенках находится памятник Фредерику Шопену. Рядом с ним часто устраиваются концерты классической музыки. Но, то ли мы окончательно ошалели от жары, то ли памятник удачно слился с окружающим ландшафтом, в общем, мы его не нашли. Зато часик вздремнули на лавочках в укромном уголке парка.

Еще немного погуляв по парку, мы вернулись в центр. ПирОги пирОгами, а сухомятка уже надоела, и мы решили предпринять еще одну попытку пообедать (или поужинать) в другом Молочном баре на Маршалковской (Marszalkowska). Назывался бар «Золотая Курица» (Zlota Kurka) и являл собой обычную столовку из 90-х. Да и вообще весь этот район как будто застрял в прошлом.

Обед на двоих, состоявший из порции украинского борща и порции макарон со сметаной и сахаром, обошелся нам в 4,30 польских денежек (это чуть больше одного евро или 72,24 рубля). И, представляете, мы наелись. Скажу больше, мы до сих пор иногда едим такие макароны у нас в России, с теплом вспоминая тот наш варшавский обед.

День потихоньку клонился к закату. Мы вернулись в отель, поднялись на свой этаж, приняли душ в общем санузле (вот они-прелести удобств на этаже), опять не встретив никого из постояльцев, забрали чемодан из камеры хранения и пошли гулять по вечерней Варшаве.

Варшава за 10 Евро

Впереди нас ждал ночной переезд и оставшиеся несколько злотых мы потратили на продукты в дорогу.

В 22–30, точно по расписанию, наш автобус компании Simple Express отчалил от Дворца культуры и науки, увозя нас из знойной (кто бы мог подумать) Варшавы в Берлин, и далее в Копенгаген. Теперь на нас была возложена миссия: мы должны передать привет от варшавской русалки ее датской сестрице.

Варшава за 10 Евро

Do widzenia, Warszawa! Мы еще обязательно встретимся!