Турист Василий Остапчук (Vas13)
Василий Остапчук
был вчера 11:16

Амстердам — Нидерланды, Ла-Пас — Боливия Сентябрь 2016

Продолжение, предыдущая часть здесь…

Тиуанако

Примерно в 7 утра автобус уже спускался в Ла-Пас, почему я только это запомнил из всего ночного переезда? Потому, что разглядывая сквозь окно пустынные и замерзшие городские пейзажи, я увидел несколько любителей фитнеса, которые в такой дубак, да ещё в такую рань, бежали нам навстречу!!! В гору!!!! Вот это я понимаю любовь к спорту! Я представил себя на месте этих людей… этот подъем бы я наверное переименовал тогда на «Дорога к инфаркту!», и поэтично и по существу так сказать!

По сути, весь наш большой тур с момента приезда в гостиницу можно было считать законченным, завтра ранним утром начиналось возвращение домой, но просто так сидеть целый день без дела было бы верхом расточительства, потому как в менее чем 100 км от Ла-Паса было ещё одно знаковое место — древний город Тиуанако, который существовал ещё до нашей эры, и по одной из гипотез происхождение инков тесно связанно с ним.

После того как народ немного пришел в себя от ночного переезда, заказали такси и через некоторое время отправились туда. Ряды концессионеров ещё уменьшились, Светлана таки натерла ногу своими бестолковыми кроссовками до состояния, которое до изобретения антибиотиков стоило бы жизни человеку, посему осталась ожидать нас в номере. А остальные погрузились в микроавтобус и в пути заодно получили дневную экскурсию по восхитительному пригороду Ла-Паса городу Эль-Альто, о котором я писал ранее. В прошлый раз мы его лицезрели в кромешной темноте, но днем он не намного привлекательней, единственное можно было понаблюдать за местными жителями и рассмотреть чудеса дизайна автомобилей и наружной рекламы. Охотой за фото шедеврами местных модниц в шляпках в основном и были заняты все по дороге к месту.

улицы Эль-Альто
не все скакуны уместились под капотом!
барышни Эль-Альто
ещё жив и в отличном состоянии старичок!

Погода не особо порадовала нас в этот раз, белая дымка поставила жирный крест на высокохудожественных фото развалин, но собственно развалины были весьма капитальными, и особо снимать было нечего. Больший интерес представляли несколько экспозиций, расположенных рядом. Первая была вполне себе качественным краеведческим музеем, с достойной коллекцией экспонатов, но с очень бдительными музейными работниками, которые не позволили сфотографировать «оплаченое».

Дальше, через калитку в заборе из рабицы, мы пошли исследовать сами развалины. Я так понимаю, с финансированием здесь дела обстояли тоже не ахти, поэтому «раскопанной» оказалась всего лишь одна часть пирамиды «Акапана», притом уже со следами реставрации. Но если не обращать внимания на это всё, можно все равно поразиться качеством кладки, дошедшей с тех времен, это вам не тротуарная плитка в Москве! Пирамида считалась центром города и по совместительству «центром мира», по мнению жителей тех времен. В принципе оспаривать такие громкие названия не буду, ведь цивилизация была действительно на высоком уровне развития, судя по экспозиции музея, но я так понимаю если полностью восстановить всю инфраструктуру «до разграбления конкистадорами», то вполне можно было чему-то и поучиться у наших древних «родственников». В общем, долго здесь мы не задержались, к тому же не хотелось мешать выездным занятиям местных школьников, поэтому мы направились к основному «туристическому» месту этого города храму «Каласасайя».

часть пирамиды Акапана
тоже были ворота, я так понимаю...
Конкистадоры тоже всё сносили до основания... а затем!
Где-то в далёкой, далёкой... Боливии (часть четвертая)
... сейчас так не строят!
на большинстве обломков, если полить водой проступают рисунки.
кресты инков

Тут было что посмотреть и пофотографировать. Осмотр начали с храма «Каменных Голов». Если про основной храм ученые пришли к какому-то выводу, что по сути это была древняя обсерватория, то здесь, я так понимаю, однозначного мнения нет до сих пор. Визуально это выкопанный в земле на глубину более двух метров квадрат, в стены которого вмонтированы вырезанные из камня головы людей и не только. Пару голов явно принадлежат инопланетянам, как мы их себе представляем. И осматривая в дальнейшем развалины, а особенно экспозицию с найденными здесь каменными истуканами, приходишь к выводу, что без них тут не обошлось, потому как так работать по камню примитивными орудиями труда было невозможно.

Где-то в далёкой, далёкой... Боливии (часть четвертая)
монолит со змеем в центре храма Каменных голов
явно голова инопланетянина!
стены храма
...
Где-то в далёкой, далёкой... Боливии (часть четвертая)
в центре стоит монолит, на котором вырезан старик.
...
Где-то в далёкой, далёкой... Боливии (часть четвертая)

Чтобы попасть в сам храм «Каласасайя», в отличие от предыдущего храма, наоборот необходимо подняться по лестнице, где при входе во внутренний периметр тебя встречает каменный монолит «Понсе». Если вдаваться в историю досконально, чему я не особый фанат, то все «истуканы» имеют свои названия и какую-то историю и мифологию, но так как почитать и подготовиться перед поездкой мы не захотели, то все подобные монолиты мы автоматом называли «Пачамама», в честь самой известной богини тех времен «Матери земли». Помимо истуканов еще обращаешь внимание на отличную акустику этого строения, находясь внутри можно разговаривать, не повышая голоса, хотя чтобы отогнать зазевавшихся концессионеров от «Ворот Солнца», всё же пришлось его повышать!

вид с храма Каменных Голов
наружная стена храма Каласасайя
моно­лит Понсе
монолит на территории храма Каласасайя
моно­лит Понсе

«Врата солнца» по-моему, самое загадочное строение здесь, фантазия сразу же рисует открывающийся портал времени или пространства, через который можно куда-то попасть, главное правильно прочесть то, что на них вырезано. Еще больше начинаешь верить в это потому как подойти к ним нельзя из-за хотя бы и формального, но всё же ограждения. В принципе только ради них стоит посетить это место.

ворота Солнца
обратная сторона ворот Солнца

Дальше народ постепенно разбрелся по многочисленным дорожкам в сторону выхода, мы с Толей ещё дошли до «Ворот Луны», расположенных на некотором отдалении. Они конечно менее эффектны по сравнению с предыдущими, но тоже на всякий случай огорожены… явно неспроста!

вид на храм Каласасайя от ворот Луны
ворота Луны
Где-то в далёкой, далёкой... Боливии (часть четвертая)
деревня неподалеку от храмового комплекса.
то ли канализация, то ли водопровод, то ли подземные ходы.

Выход с территории был также оформлен в виде прохода в заборе, который выводил на туристические развалы, где можно было купить всё то, что мы сейчас видели в уменьшенном виде и ещё немного больше. Кстати качество и цены были, по-моему, лучшими во всей Боливии и скучающие торговцы активно снижали цену за опт. В принципе можно было ехать уже обратно, но всё же решили посмотреть ещё одну музейную экспозицию, и правильно сделали, что не поленились! Во-первых, в этом здании был приличный туалет! …Шучу! Конечно же, основными достопримечательностями этой экспозиции были найденные при раскопках монолиты. В отличие от тех, что были под открытым небом, на собранных здесь полностью сохранилась вся резьба по камню, при виде которой снова начинаешь думать, что без инопланетных технологий здесь не обошлось! Ну нельзя примитивными орудиями сделать такие идеальные по ширине и глубине линии на твердом камне! А чего стоит огромная статуя «Пачамама», весящая более 25 тон, сделанная из одного куска камня?! Жаль, конечно, что опять не давали фотографировать, но если кто будет там, настоятельно рекомендую потратить время на осмотр.

В принципе оставалось еще одно место — комплекс «Пума Пунку», расположенный недалеко, но что-то на сегодня развалин уже насмотрелись достаточно и только Толя заскочил туда немного поснимать. Усталость или пресыщение от эмоций начинали давать о себе знать. Дорога обратно была по ощущениям быстрей, но из новых впечатлений были лишь бездомные собаки вдоль дороги. Я бы их назвал, что это специальные полицейские собаки, потому как они лежали около «лежачих полицейских» на обочине, а учитывая, что по трассе этих «спящих ментов» почему-то огромное количество, то тенденция прослеживалась. В общем, загадочные места, загадочная страна, но нам пора домой!

пожилой боливиец
манекен повешенного на улице Эль-Альто
здесь съели туриста
автобус из мультфильма Тачки

Еще буквально пару остановок для фото и мы должны быть «на базе». Но остановки стоят того! Первая это в центре восхитительного города Эль-Альто расположен огромный памятник Че Геваре, который стоит с автоматом в руке и сапогом наступил на империалистического орла. В принципе понятная композиция, но изюминка в том, что памятник сделан из различного «металлолома», я так понимаю, в Боливии есть свой Церителли, который исповедует эту технику, потому как в Уюни тоже было много таких гигантских произведений мастера. Ну, а вторая остановка, естественно на самом начале спуска в Ла-Пас, дабы запечатлеть панораму этого огромного города, зажатого среди гор. Вид, конечно, поражает, как столько много народа забрались за облака чтобы здесь жить?! Кстати ещё одна особенность Ла-Паса, здесь в качестве «общественного транспорта» работают несколько линий фуникулёра. Всё у них наоборот — у нас закапываются в землю, у них наоборот поднимаются в небеса. Ну да ладно, пора собираться домой!

Че
Ла-Пас
панорама Ла-Паса

Ужинать мы отправились в уже приглянувшуюся пиццерию. Игорь настолько проголодался, что по дороге купил какой-то «бургер» в ларьке, по его мнению, очень вкусный! Он конечно изменил своё мнение о нём, после того как не смог доесть роскошнейший аргентинский говяжий стейк, но это было чуть позже, а пока нас хватило на пару кварталов пешком, а дальше уже только на такси! Как я уже сказал, в этот раз не стали экспериментировать с пиццей и заказали по стейку, но эффект был аналогичным — еле смог осилить порцию прекрасно приготовленного мяса! Обратно шли медленно и вразвалочку, рассматривая ночную жизнь города… все-таки всё здесь отличается от привычного нам ритма, но переделывать не стоит абсолютно!

Вечер в отеле был уже не таким веселым, как в прошлый раз, народ регистрировался на рейсы, упаковывал вещи в положение «на возвращение», чувствовалось, народ соскучился по дому. Но если большинству концессионеров предстояло два или три перелета, то я, Светлана и Игорь ещё рассчитывали за 8 часов осмотреть центр Лимы, который мы пропустили по прилету.

Лима, Амстер и домой!

Вылет из Ла-Паса был жутко ранним, а температура на улице явно была в районе нуля. Единственное преимущество было, что город оказался пустынным в эти часы и микроавтобус, который вчера нас возил в Тиуанако, достаточно быстро довёз нас в аэропорт. Время было с запасом, поэтому мы успели не только без проблем сдать багаж и попить кофе, но и выйти обратно из здания аэропорта и запечатлеть огромные кактусы, я так понимаю привезенные из пустыни Уюни, припорошенные свежевыпавшим снегом. Боливия даже напоследок продолжала нас удивлять! И вот уже под ржание пограничников мы идем на посадку. Да да, они ржали над нашими «дорогими» визами. Взлет, и покрытые снегом крыши города скоро пропадают из вида, в течение четырех или пяти часов полёта под крылом только заснеженные пики Анд.

Кактусы в снегу у входа в аеропорт

Лима тоже отличилась, по прилету у меня впервые проверили отпечатки пальцев, хотя я, судя по печатям, уже чуть ли не перуанец! Ну да бог с ними, нет времени обижаться, потому как Наталья, Ирина и Володя спешат на рейс в Панаму, а Толя с Ириной уже в транзите ждут вылет в Хьюстон, одни мы никуда не торопимся!

Для справки, камера хранения багажа в аэропорту Лимы находится в зоне вылета внутренних авиалиний и в принципе вполне удобный сервис, которым мы не преминули воспользоваться. Дальше такси в центр и тут уже не стоит расслабляться, потому, как таксисты пытаются зарядить двойной тариф. Хорошо, что я краем глаза увидел на табло официальные расценки на извоз, а Игорь грамотно объяснил водителю, что жадничать плохо!

Перелет был настолько ранним, что мы оказались на центральной площади Лимы в такое время, что ни одного кабака толком не было ещё открыто, поэтому пришлось долго выбирать, где можно позавтракать в столь ранний час… особенно пивом. Место обнаружили неплохое, официант был рад тому, что мы из России и старался всячески угодить нам. Да, холодное пиво с утра было даже лучше чашечки кофе! За ужином выработали план, что сначала прокатимся на даблдекере, а затем уже по обстановке… да, и главное зайти в катакомбы, про которые говорил Толя!

Catedral de Lima
Municipal Palace of Lima
виды с Plaza De Armas

Билеты на туристический автобус продавали тут же на площади, одетые в специальную форму студенты. Автобус подошел даже быстрей чем мы успели купить их, поэтому пришлось немного бежать, чтоб он не уехал. Нет, это конечно был не привычный европейский городской автобус, а слегка уменьшенная его копия, но все равно было удобно, и открывался приличный обзор. Дальше начались большие и ещё большие отличия!!!

парк Plaza Perú

После круга по центру, мы выехали сначала в «культурные» фавелы, затем поехали немного в гору… а затем уже все те туристы, которые всю дорогу мешали фотографировать своим вскакиванием с мест на втором этаже, крепко прижали задницы к сидениям и уцепились за поручни, потому как этот автобус по очень узкому серпантину начал подниматься на вершину горы «Сан-Кристобаль», где установлен крест, который виден из любой точки Лимы. Погода, конечно, не давала возможности увидеть всю панораму города с такой высоты, висела плотная дымка, но дорога сюда на втором этаже туристического автобуса добавило остроты впечатлений с лихвой.

всё выше и выше и выше

дорога явно не для туристического автобуса

Минут через 20 аттракцион «даблдекер на серпантине» повторился в обратную сторону, и народу на втором этаже существенно поубавилось, притом даже когда ехали уже по обычным улицам, никто не стремился подняться наверх, что собственно абсолютно не расстраивало меня, к тому же солнце начало пробиваться сквозь дымку, и можно было фотографировать.

Последним сюрпризом от автобуса было то, что он остановился в районе рыбного рынка и сказал что всё, конечная. Это малость удивило нас, но времени было ещё достаточно и мы пошли пешком в поисках монастыря «Святого Франциска», где собственно и расположены катакомбы. Сейчас смотрю на карту и понимаю, что мы за время его поисков проходили мима него пару раз, но ни указателей, ни направления, которые указывали местные прохожие так и не привели нас к нему, посему решили, что нам это не надо и переключились на поиск места где пообедать.

Где-то в далёкой, далёкой... Боливии (часть четвертая)
вдалеке виден крест, у которого мы были недавно
регулировщица
Где-то в далёкой, далёкой... Боливии (часть четвертая)
.... кока это не наркотик!
фасады истории
католическая церковь Santuario de Santa Rosa de Lima
рыбный рынок

С обедом тоже всё как-то не складывалось, в городе существенно прибавилось народа, и большинство приличных с виду забегаловок были забиты до предела. Немного побродив, вернулись к площади, откуда начали поездку и где вполне прилично позавтракали. Официант завидел нас издали, начал приглашать зайти, но мы ему объяснили, что хотим пиццы. Вот неправильное было решение, причем абсолютно, потому как единственная на этой улице пиццерия, в которой мы и попытались пообедать хоть и находилась в туристическом центре, но после посещения санузла была полностью забракована как исчадье антисанитарии, и это при том, что мы 3 недели где только не кушали!!! Что ж, выход один, возвращаться обратно в аэропорт.

Таксиста отловили на каком-то древнем японском автомобильчике, с претензией на спорткар. Водителю на пальцах объяснили, что нам надо в международный аэропорт, он кивнул и повёз нас в другом направлении. Как потом выяснилось, он выехал на объездную дорогу, потому как город в это время плотно стоял в пробках. Мы с Игорем уже начали думать, кто как будет обезвреживать водителя, когда мы таки выбрались на объездную. Дальше думалось только об одном, как бы нас не раздавили на этой букашке грузовики и автобусы. Движение можно было описать примерно так: вот если представить МКАД, по которому в каждом направлении пытаются ехать в 10 рядов автомобили, при этом постоянно маневрируя между полосами. При этом естественно кондиционер не работает и через открытые окна то и дело влетает порция выхлопа дизеля. Мама я хочу домой!!!

В общем, где-то час позора и мы подъехали к аэропорту, верней к краю аэропорта, потому как таксист отказался заезжать на территорию, иначе это до вечера он там простоит. Но в принципе нам было это удобней даже и удалось по дороге забрать скарб из камеры хранения. И тут очередное разочарование постигло нас, оказалось, что мы приперлись не за 3 часа до вылета, а за 3 часа до начала регистрации! Что мы будем делать в этом маленьком аэропорту столько времени?!!! Но сотрудники аэропорта качественно справились со своей работой, да так, что мы уже начали переживать, а не опоздаем ли мы на самолёт!

Мы забыли про госпожу Фортуну, а она постоянно была с нами, но на этот раз наконец-то перестала демонстрировать нам свой прелестный зад и подсластила пилюлю от разочарований дороги сюда. Я в первом рассказе писал, как мы пытались оптимизировать перелеты, и как фортуна над нами посмеялась, но когда мы полетели обратно, оказалось, что рейс из Амстердама в Москву будет выполнять самолёт KLM, а посему наш багаж мы получим уже в Москве!!! Более того, парень на стойке сказал, что сумка со спальниками не проходит в ручную кладь, но так как она легкая то он бесплатно её примет в багаж тоже! Забронировав 3 места рядышком в районе 35 ряда, и воодушевленные таким раскладом, мы всё же решили пойти и пообедать… верней даже поужинать. Тут было всё не так радужно, и в результате сердце успокоилось Макдональдсом в зоне вылета, на удивление и Макдональдс оказался вкусным, а не кирпичом в желудке. Дальше было разграбление «Дьютика», раз уж руки пустые, надо же их чем-то занять… опять же лететь далеко.

Совсем расслабились… но при посадке очередное испытание! Барышня на входе в гейт объявляет, что спинка одного из кресел наших трех мест сломана, а посему меня и Светлану пересадили аж на 62 ряд! Ну, когда же Фортуна успокоится?! Делать нечего, сели на места, в принципе хоть и самый хвост, но зато нет соседей, ночь как-то перекантуемся думаю. Бабушка-стюардесса спросила, а откуда мы и на каком языке мы можем общаться. Откуда мы её испугало, ибо языкам не обучена, но то, что по-англицки можем изъясняться уже что-то. Я уже почти принялся смотреть фильм на планшете, как приходит другая стюардесса и предлагает нам со Светланой пересесть обратно на 35 ряд к Игорю, потому как оказалось, что кресло не сломано. Я пошел на разведку и увидел там Игоря, который всеми правдами и неправдами отбивался от попыток подсадить к нему каких-то пассажиров, видать не толерантно он один восседал на трех сидениях, когда вокруг всё плотненько. Пока я ходил, Светлана уже умастилась на 62 ряду и сказала, что ей и здесь хорошо спать. В результате наша троица летела с комфортом на пяти местах. ну ведь мы это заслужили неправда ли?!

Но даже в таких роскошных условиях эконом класса перелет как-то не пошел в удовольствие, о чем свидетельствовал непочатый «мерзавчик» виски. Но вот уже посадка в Амстердаме, наконец-то можно расположиться в кафе, вытянуть ноги и насладиться ледяным бокалом «Хайникена». Нет стоп, сначала пограничный и таможенный контроль, где к нам почему-то отнеслись с подозрением, расспрашивали кто куда откуда, заглядывали в глаза… в общем, явно подозревали в чем-то! Неужто на лицах ТАК было видно, что полёт так себе, самолёт так себе, да и стюардессы тоже не сравнить с Аэрофлотом тем же. Но все кордоны пройдены и как я описал уже можно приятно встретить утро!

В принципе 4 часа ожидания рейса в Москву прошли разнообразнее и не в Макдональдсе, а в нормальном английском пабе, но все равно усталость уже давала о себе знать, и мы уже не обращали внимание, что самолёт в Москву подали тоже не первой свежести (во всех отношениях), так же мы не особо обращали на группу юных таэквондистов с их тренерами, возвращающихся с каких-то соревнований, что не могу сказать про стюардесс. На их глазах был ужас и автоматическая улыбка одновременно, потому как тренеры ходили по салону с бутылочками вина халявного, а юные спортсмены то вчетвером усядутся на 3 кресла, то просто начнут копировать своих наставников (но без вина), в общем, по планшету мы смотрели фильм «Экипаж» в новой редакции, он казался более комедией чем то, что творилось в салоне. Нет, это я конечно наверное перегнул, всё стандартно к примеру для чартера из Антальи, но стюардессы к этому точно не были готовы.

Вот мы и дома… первую неделю не мог не нарадоваться на блага цивилизации в виде горячей воды и туалетов с бумагой и безо льда, но бытовуха быстро вошла в своё русло, а вот воспоминания о путешествии свежи в памяти до сих пор! Если кто сомневается ехать или нет в Латинскую Америку, то могу категорически сказать что НАДО!!! Все тяготы и лишения стоят тех красот!!!!

КОНЕЦ.

Самое начало путешествия здесь.