Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:59

Кабардино-Балкария — Россия Июль 2017

С Пятигорска мы выехали довольно рано, около 6 утра. Уллу-Тау находится на территории Кабардино-Балкарской республики в национальном заповеднике «Приэльбрусье», а это довольно-таки далеко от Пятигорска. Ехать надо по федеральной трассе «Кавказ» на юго-восток до города Баксан и дальше на запад по Баксанскому ущелью. А за окном автобуса — горы, лучше которых могут быть только горы, на которых еще не бывал.

Место, где сбываются мечты

Проезжаем город Тырныауз, где когда-то работал вольфрамово-молибденовый комбинат, и город в те времена процветал. А теперь вот город приходит в упадок, и главная причина, отчего уезжают люди — отсутствие работы. Именно здесь в августе 2017 года сошел сель, который нанес городу значительный урон. Через 18 километров — селение Верхний Баксан, расположенное в долине реки Баксан. Село окружено горными вершинами и ущельями. Справа спускаются два ущелья — Сылтран и Кыртык. До Эльбруса отсюда 12 км. Ну, а влево уходит боковое ущелье Адыр-Су, куда мы и направляемся. Напротив поселка КПП, правда, проверяют здесь не так строго, как на пограничных постах, просто гид идет на КПП со списком группы и этим проверка ограничивается. Здесь же остается наш автобус, так как дальше после подъемника по ущелью грунтовая дорога, гористая и узкая, да и подъемник явно не для автобусов.

Река Адыр-Су — чарующее зрелище! Река пробила глубокий каньон и бурным потоком несет свои воды к Баксану. От шума воды стоит такой грохот, что вначале кроме него ничего не замечаешь, но потом постепенно привыкаешь к шуму бурного течения реки и через некоторое время слышишь птичий щебет, шум ветра, и эта музыка природы уже не напрягает, а ласкает слух.

Место, где сбываются мечты

Единственный путь, по которому можно попасть в ущелье Адыр-Су — знаменитый подъёмник, который установлен на 60-ти метровой скальной ступени. Это так называемый Докторский перевал. На подъемнике поднимают только транспорт, ну иногда разрешают подъем еще и пассажирам этого транспортного средства. Остальные же поднимаются по довольно крутой лесенке из 360-ти ступенек.

Протяженность долины Адыр-Су составляет около 14 км, причем на первых 12 км подъем долины составляет почти 1000 метров.

Место, где сбываются мечты

До первого погранпоста идем пешком. За подъемником начинается заросшая лесом долина. А внизу шумит река Адыр-Су, которую в глубине каньона и не рассмотреть, только слышен далеко разносящийся шум воды.

Природа ущелья поражает своей красотой. Деревья, уходящие в небо, зелень листьев и травы, буйное цветение растительности — все это в совокупности со свежим воздухом наполняет душу радостью, легкостью и предвкушением прекрасного дня единения с природой!

Место, где сбываются мечты

По гребню горного массива Уллу-Тау проходит граница между Россией и Грузией, и поэтому здесь пограничная зона. Просто так сюда не попадешь. Обязательно нужно заказывать пропуск. Тем, кто едет в составе организованных групп, легче, нужно просто за пять дней до поездки (не позже) сдать копию паспорта в турбюро. И там все оформят, как надо. Ну, а тем, кто едет в Уллу-Тау самостоятельно пропуск можно заказать заранее на портале госуслуг, а получить его здесь на месте. Пограничный контроль пришлось проходить два раза. Первый пост на расстоянии около 500 метров от подъемника. Паспорт, сверка со списком и контроль пройден. На пограничных постах строго запрещается фотографировать, и я не посмела нарушить запрет. После пограничного поста нас ждет автобус -старенький и потрепанный, а другие здесь и не ездят — который довезет нас до альплагеря «Уллу-Тау».

Через 12 километров пути по ухабистой и петляющей грунтовой дороге приезжаем в альплагерь «Уллу-Тау» — самый высокогорный альплагерь на Кавказе — 2400 метров над уровнем моря. Открыт он был в 1936 году. Представляете, сколько альпинистов — покорителей горных вершин побывало здесь!

Место, где сбываются мечты

В лагере один каменный и несколько деревянных корпусов, где размещаются туристы и альпинисты.

А в сосновом лесу целый палаточный городок. Альплагерь славится своими альпинистскими традициями, инструкторы имеют богатейший опыт в покорении горных вершин. Поэтому в сезон альплагерь никогда не пустует. Сюда приезжают как опытные альпинисты, так и новички. Альплагерь организует восхождение любой категории сложности, от 1-ой до 6-ой. И что очень важно, база располагает обширной картотекой описаний маршрутов и подробных карт района.

Место, где сбываются мечты

Территория альплагеря необычайно живописна. Вековые деревья, горная река и со всех сторон горы! А воздух — чистейший, кажется, невозможно им надышаться!

За альплагерем пограничная застава. Возле нее висят информационные таблички о пропускном режиме и близости к Государственной границе. Здесь проверяют более серьезно, по-настоящему суровые пограничники внимательно рассматривают паспорт, пропуск, беседуют с туристом. Ну, а что делать — приграничная зона, именно отсюда, через Местийский перевал, можно попасть в Сванетию.

Место, где сбываются мечты

Сразу за альплагерем природная картина меняется, начинаются каменистые склоны, на которых внизу еще встречаются деревья, но с высотой леса редеют, сменяются альпийскими лугами, за ними — снежные вершины, ледники, неприступные скалы.

Место, где сбываются мечты

На протяжении всего пути до Уллу-Тау нас сопровождает река Адыр-Су. Река неспокойна, шумит и громыхает, поражая своей дикой мощью. Берет она свое начало из ледника горы Уллу-Тау.

Многочисленные ручьи, стекающие с гор, стремятся вниз к реке, делая ее еще более полноводной.

Место, где сбываются мечты

А мы идем к главной целе нашей поездки — горе Уллу-Тау. Горный массив Уллу-Тау представляет собой отрезок Главного Кавказского хребта в его центральной части между перевалами Гарваш и Местийский. Вершина Уллу-Тау высотой 4207 метров замыкает ущелье Адыр-Су. Крутые склоны почти полностью покрыты льдом и снегом, не тающим даже в самые жаркие месяцы. Вот так гора выглядела в конце июля.

Воздух, наполненный свежестью и прохладой, и это несмотря на то, что мы уезжали из жаркого Пятигорска с температурой выше 30 градусов, удивительное чувство чистоты и покоя — все это навевает такое умиротворение, что хочется остаться тут надолго. Я еще раз порадовалась, что приехала в такое чудесное время года. Для каждого места есть свое время года и даже месяц для посещения, когда место раскрывается во всей красе. Так вот для посещения Уллу-Тау самое подходящее время, как мне кажется, это с середины июля до середины августа, когда окружающие долину горы очищены от снега, когда полноводны ручьи из-за тающих ледников, когда воздух чист и свеж, когда все зеленеет и цветет…

Место, где сбываются мечты

И как вы уже, наверное, заметили, сразу привлекают внимание в ущелье Адыр-Су камни, каких их здесь только нет, и маленькие камешки, и большие валуны. Это просто огромное Царство камней, самых разных форм и размеров. Они повсюду. И дорога на Уллу-Тау проходит среди них.

По всей видимости лежат они здесь с очень и очень давних времен. И можно только догадываться, какие тайны хранят эти молчаливые свидетели происходящих здесь событий глубокой древности.

Место, где сбываются мечты

Говорят, что если Эльбрус — отец Кавказа, то Уллу-Тау, несомненно, его мать. Это место с женской энергетикой, и прежде всего оно настраивает женщин на волну счастья — дети, семья, любовь… И, конечно же, здесь есть женский камень, к которому надо прикоснуться, попросить о сокровенном и положить на камень мелкие камешки. Прикоснувшись к камню, кто-то, наверное, свято веря, а кто-то — просто за компанию, мы пошли дальше.

Место, где сбываются мечты

Гора Уллу-Тау местные жители называют Мать-горой. Это одно из самых таинственных мест Кавказа. Из поколения в поколения передаются легенды о том, что эта самая высокая гора ущелья обладает необъяснимой силой и исполняет желания. Жившие в верховьях Кавказа еще с древних времен приходили к горе, чтобы попросить у нее о самом сокровенном. Женщины, не имеющие детей, помолившись и попросив гору исполнить их самое сокровенное желание — познать радость материнства, вскоре становились матерями. Неизлечимо больные, побывав у горы, исцелялись от болезней, заряжались положительной энергетикой. Уллу-Тау — одно из немногих мест силы в России, к которым стремятся за тем, чтобы поправить здоровье.

Легенды легендами, а вот место действительно необыкновенное, а Уллу-Тау величественна и красива. Сбываются или не сбываются загаданные здесь сокровенные желания — не знаю, но если мечтаешь увидеть первозданную природу, высокие горы, бурные реки, удивительную красоту ущелья, то уж это желание здесь непременно исполнится!

Место, где сбываются мечты

Между камнями пробиваются неприхотливые цветы, удивляешься их силе и выносливости. Каменные глыбы еще больше подчеркивают их красоту.

Место, где сбываются мечты

А это еще одно священное место — мужской камень. Тут мужчины могут просить об исполнении своих желаний. А женщины просят о своих мужчинах — сыновьях, мужьях, братьях, внуках. А чтобы желания исполнились, камешки нужно подержать в руке, желая при этом сокровенного, а потом положить их на этот камень.

До Поляны желаний километра 3 по каменистой тропинке, местами круто поднимающейся в гору. Но вокруг такие красоты, что расстояния не замечаешь, только успеваешь смотреть по сторонам и любоваться чудесными горами, великолепными альпийскими лугами ледниками, бурной рекой. Просто глазам не веришь, что существуют такие райские уголки природы на земле. Будто в сказке находишься.

Место, где сбываются мечты

И вот наконец Поляна желаний, уже из названия ясно, что здесь загадываются самые заветные желания и загадываться они должны только для себя. Берешь камень, думаешь о самом-самом…и просишь гору исполнить самое-самое… Затем аккуратно кладешь камень куда-либо. Есть там целые сооружения из таких камней желаний. Камни здесь, по словам гида, обладают сильной энергетикой, поэтому прислонившись к каменным глыбам, посидев на них, можно какую-то ее часть унести с собой.

На Поляне желаний растет дерево, ему тоже приписывают чудодейственные свойства, а может, и на самом деле так есть? Но как бы там не было, под деревом можно полежать и подумать о своем…

Место, где сбываются мечты

От вершины Уллу-Тау нельзя оторвать взгляд. Говорят, там живут ангелы. Здесь, в таком чудесном и загадочном месте, трудно в это не верить…

В ущелье соблюдается заповедный режим, мало туристов и случайных посетителей, поэтому так первозданна природа. Главная прелесть ущелья Адыр-Су — его красота, относительная безлюдность и первозданность природы. В ущелье соблюдается заповедный режим. Так как в это ущелье автомашины не могут попасть так же легко, как в другие ущелья, то оно сохранило и сохраняет до нашего времени почти девственную чистоту.

Место, где сбываются мечты

Посидев на Поляне желаний, загадав желания, порелаксировав и зарядишись положительной энергетикой, идем назад. Каменная тропа переходит в относительно ровную дорожку, значит альплагерь уже близко.

Место, где сбываются мечты

Уллу-Тау очень рекомендую тем, кто хотел бы прикоснуться к удивительной силе и первозданной красоте альпийских лугов и горных вершин Кавказа. Это место дарит удивительную тишину и покой, гармонию в душе и восторженное отношение к жизни.

Место, где сбываются мечты

Перед альплагерем проходим пограничный пост. Обязательно нужно назвать свою фамилию, чтобы вас отметили в списке, как вернувшегося с Уллу-Тау, иначе можно нарваться на неприятности. И главное, не вздумайте фотографировать пост. Я, фотографируя горы, случайно навела фотоаппарат на погранпост и тут же отвела в сторону, не нажимая на пуск. И было это метров за 100–150 от поста. И что вы думаете, на посту пограничник меня спросил: «А может удалим фотографии?». Я удивилась и объяснила, что пост не фотографировала. «А покажите фотографии». Пришлось показывать. Конечно же, там ничего криминального не было. А если бы было?

И вот, наконец, альплагерь…

Место, где сбываются мечты

Уходя к горе, в этом кафе мы заказали обед. Так что ждать нам не пришлось, все уже было готово. А как вам вид? Уллу-Тау и отсюда видна прекрасно!

Лагман, хычин, чай с облепихой, все очень вкусно. И подарок домашним — пакет горного чая «Уллу-Тау».

Место, где сбываются мечты

После вкусного обеда садимся на наш автобус и по каменистой дороге едем назад. Через несколько километров от альплагеря делаем остановку. Да, здесь стоило остановиться, отсюда окрывается изумительный вид на горный массив Уллу-тау.

И с другой стороны живописный вид. А внизу пасутся коровы, конечно же, живущие здесь постоянно, не на подъемнике же их понимают сюда.

Место, где сбываются мечты

Следующая остановка возле каменной реки. Никто не знает её происхождения, по крайней мере мне ничего об этом не удалось узнать, но место очень интересное. Обычно в результате обвалов и лавин камни разбросаны по территории хаотично, а здесь они как будто уложены в определенном поряде и действительно напоминают каменную реку.

Все-таки нельзя не оценить суровую красоту камней и вековых деревьев, растущих между ними.

Место, где сбываются мечты

Прошли погранпост, пограничники опять сверяли фамилии в их списке с фамилиями в паспортах. На этот раз проверка как-то затянулась. Но все успешно закончилось. И вот мы у подъемника. А вид какой! Направляясь в ущелье, после утомительного подъема по крутой лестнице мы как-то даже не обратили внимания на открывающиеся красивейшие виды. Ну, а уж теперь-то налюбовались красотами.

Одновременно с нами спускался на подъемнике вниз автомобиль. Скрип, стрежет тросов и самого подъемника несколько напрягает, в том плане, что конструкция кажется не совсем надежной и несколько устаревшей, такое впечатление, что вот-вот что-то случится с тросами. Но все обошлось. Машина спустилась на подъемнике, а мы по лесенке…

Место, где сбываются мечты

Спускаться вниз по лестнице подъемника, конечно же, гораздо более приятно, чем подниматься.

Пркрасное путешествие закончено. Спускаемся к автобусу… прощай Уллу-Тау, прощай Адыр-Су! А может до встречи? В такие чудесные места хочется возвращаться опять и опять. И всем советую, будет возможность, обязательно посетите это необыкновенное место и вы унесете с собой массу приятных эмоций! И воспоминания об этом путешестви долго будет согревать ваше сердце.

Место, где сбываются мечты

И как пел мой любимый Высоцкий:

«Внизу не встретишь, как ни тянись

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес…»

Лучше и сказать невозможно!