Турист Евгения Ильина (Evgenia_Ilina)
Евгения Ильина
была 31 июля 2023 12:15

Карачаево-Черкесия — Россия Июль 2017
Неподалеку от Софийских озер

Путешествие для меня обычно начинается в поезде. В тот самый момент, когда закинут наверх рюкзак, застелено постельное белье, заварен чай. Можно сесть на нижнюю полку, посмотреть, как за окном проносятся поля и леса, и понять: вот оно, настоящее. Ты уже в пути.

Этим летом меня ожидало несколько поездов. Самый первый из них — поезд Казань — Невинномыск. Мы с одним маленьким, но гордым клубом путешественников отправились в горный поход на Архыз.

Архыз — это горный район Кавказа, республика Карачаево-Черкессия. Считается одним из самых красивых и доступных по горным маршрутам.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

От путешествия заранее я не ждала ничего. Знала, что нам предстоит увидеть гору София и подняться на несколько перевалов. Можно сказать, это моя привычка — не ждать от путешествия ничего, кроме красивых видов и хорошей компании. Эти два ожидания исполняются всегда. Остальное идет как приятный бонус.

Невинномыск — знакомый город. Я была в нем раньше, все наши путешествия по Кавказу начинаются здесь. Сюда приезжает поезд, отсюда мы выезжаем к началу маршрута. К следующему походу хочу почитать про его историю и достопримечательности. Потому что непорядок: который раз я приезжаю в этот город, а знаю только где находится вокзал и ближайший к вокзалу продуктовый магазин.

Сразу после поезда мы пересели в заказанную маршрутку и поехали к поляне Таулу. От этой поляны и начинался наш маршрут.

Не знаю, как вам, а мне при словах «Поляна Таулу» представлялась широкая поляна посреди леса. На деле она оказалась похожа на небольшой поселок — сувенирные ларьки, прокат лошадей, летние домики, где готовят вкуснейшие хычины.

Хычины — это отдельная история. Если вы когда-нибудь побываете на Кавказе, обязательно попробуйте это блюдо. Не пожалеете. Казалось бы — просто лепешка с начинкой. Что делает ее такой вкусной? Горы на фоне которых ты ее ешь? Заботливые руки хозяйки, которая ее испекла? Приехать на Кавказ и не попробовать хычины и карачаевский лимонад — упустить что-то очень важное. У каждой хозяйки хычины разные, пробовать их можно бесконечно.

Мы нашли свободное место, поставили палатки, оставили там вещи и пошли гулять налегке к водопаду Орленок.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Сначала ориентировались по карте, но скоро стало понятно: к водопаду ведет экологическая тропа. На ней есть указатели со стрелками, информацией о растениях и животных, которые здесь обитают, и просто с красивыми высказываниями про горы.

Радует, что на Кавказе появляются такие тропы. Не каждый путешественник будет искать информацию о флоре и фауне мест, в которые отправляется, а здесь все показано и расписано.

Водопад мы увидели издалека, подходить близко не стали. Тут же, впервые за это путешествие, горстями пили воду из горной речки. Холодную, до ломоты в зубах, кристально прозрачную и чистую.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Конечно, не обошлось без фотографий на фоне водопада.

Первый день всегда немного сумбурный — фотографы фотографируют все подряд, люди, которые впервые отправились в горы, восхищаются… Вспоминая свои первые горы, я понимаю — раньше со мной было также. Был восторг, эйфория от красоты, что окружает меня со всех сторон.

Сейчас, после нескольких походов, я понимаю, что восприятие изменилось. Ушла эйфория, пришла спокойная радость от встречи. Утром второго дня я стояла в тишине (проснулась рано), смотрела на вершины, что виднелись вдалеке, и мысленно говорила им: «Здравствуйте. Я вернулась».

Ночевали на поляне Таулу. На второй день утром собрали рюкзаки и пошли к урочищу «Ледниковая ферма». Раньше там наверняка была настоящая ферма. Сейчас — это просто точка на карте с интересным названием.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

По дроге увидели величественную гору София — первую красавицу этих мест (высота 3637 м).

Второй день — время проверить рюкзак. Все ли хорошо уложено? Не болтается ли что-то при ходьбе? Не натирают ли ботинки? На второй день идется легко — яркие впечатления перевешивают неудобства. Спина привыкает к рюкзаку, ноги — к ботинкам, руки — к треккинговым палкам. А голова в это время живет отдельной жизнью. Оглядывается по сторонам. Ловит впечатления.

На подходе к «Ледниковой ферме» нам пришлось перейти через несколько речек. Везде были самодельные мостики, поэтому мы справились с этой задачей легко.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Вечер принес с собой облака и туман. Палатки ставили быстро, тревожно оглядываясь на небо. К счастью, дождь нас всего лишь «пугал»: оказался слабым и быстро закончился.

Хочется, чтобы во время похода всегда было ясно, но в горах нужно увидеть разную погоду. Посмотреть, как медленно сползают в долину серые клочья облаков, как дождь стучит по тенту палатки. У гор разное лицо. Иногда ласковое, иногда грозное.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

К ночи небо окончательно прояснилось. Еще один момент, без которого не обходится ни один поход: ночью, перед тем, как залезть в палатку, я смотрю на звезды. В горах они выглядят совершенно иначе. Ярче. Виден млечный путь. Если знать, что искать, там можно отыскать множество созвездий. Правда, пока все, на что я способна — это найти Кассиопею, Большую и Малую Медведицу.

Третий день был днем «радиалок». Основной лагерь остался на «Ледниковой ферме», а мы пошли гулять налегке в сторону Софийских водопадов и перевала Софийское седло.

Софийских водопадов много — целая стена, с которой стекают бурные потоки. Невольно вспоминаешь голливудские фильмы, где герои купаются под водопадом, стоя прямо под водяными струями… Под Софийскими водопадами так не постоишь. Вода бьет мощным потоком. Даже просто остановившись рядом, вмиг промокаешь до нитки от мелких брызг, что разлетаются в разные стороны. Величественная и грозная стихия.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Перебраться через водопады нам тоже удалось не сразу, пришлось попрыгать по камушкам. И тут я поняла всю прелесть хорошей обуви. В хороших треккинговых ботинках можно наступить в воду, и ботинки останутся сухими. Главное, чтобы вода через край не перелилась.

Перевал — это место, в котором можно «перевалить» горный хребет. Проще говоря, место, через которое можно перейти из одной горной долины в другую. Обычно с перевалов открывается очень красивый вид на две долины сразу — на ту, откуда ты пришел и на ту, куда ты спускаешься.

Высота перевала Софийское седло 2640 м. Мы поднялись туда ближе к обеду, нашли «турик» с запиской. Это традиция туристических групп: на многих перевалах можно увидеть башенки из камней — «турики», внутри этого «турика» — записка от предыдущей группы, побывавшей на перевале. Забираешь эту записку, а вместо нее оставляешь свою. Раньше, когда фотоаппарат был далеко не у каждой туристической группы, такая записка была способом доказать, что ты действительно поднялся на перевал. Сейчас, кроме всего прочего, это способ передать привет группе, что забралась туда через несколько часов, дней или недель после тебя.

Вид с перевала Софийское седло на долину реки София (оттуда мы пришли и туда же будем спускаться).

Вид на другую долину.

С перевала мы спустились назад, в долину реки София. Ночевали снова у «Ледниковой фермы».

На четвертый день мы собрали рюкзаки и пошли на перевал Иркиз (высота 2880 м). Он выше, чем Софийское седло, но тоже вполне доступен для восхождения. Мимо нас, к примеру, прошло несколько людей в купальниках и сандалях. Опустим то, что касается безопасности подъема по камням в сандалях, но факт остается фактом — на перевал Иркиз могут подняться все.

Существует миф, что любые горные походы — это сложно. Да, временами непросто, но ничего сверх того, что было бы под силу обычному физически здоровому человеку. Я сама большую часть года работаю в офисе, но это не мешает мне отправляться в горы каждое лето.

Иркиз дался мне непросто: подниматься вверх под палящим солнцем утомительно. Поэтому многие группы стараются выходить как можно раньше. Пока не ушла утренняя прохлада, идется легче.

Наконец, показалась ложбинка перевала… И послышались крики тех, кто шел впереди. Крики означают только одно — с перевала открывается потрясающий вид. Так и оказалось. С перевала Иркиз видны Софийские озера.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

О, эти горные озера! Если бы я умела сочинять стихи, я бы обязательно про них рассказала. Вода в них бывает разных цветов. Софийские озера — бирюзовые, сверкают в солнечных лучах как драгоценный камень. Холодные — жуть!

Говорят, лето в эти места пришло поздно. Одно из Софийских озер все еще до конца не очистилось ото льда.

Иркиз — достаточно посещаемый перевал. Народа в этот день здесь было много. Настоящий конвейер — подняться, сфотографироваться, отойти в бок, чтобы не мешать следующей группе. Правда, спускались на другую сторону, к озерам, не все. Мы спустились. Нашли подходящее место для палаток и разбили лагерь.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Самые смелые и морозоустойчивые отправились купаться, я же просто наблюдала с берега. Ну не тянет меня на такие подвиги, не тянет.

Вокруг — привычный для гор парадокс. Лежит снег, но, пока светит солнце, жарко, можно ходить в футболке. Можно даже загорать, но немногие рискуют. Вокруг отражающие поверхности — вода, снег. Обгоришь и не заметишь. Вечером, едва солнце скрывается за вершинами, становится холодно настолько, что приходит пора надевать теплую куртку и шапку. Впрочем, нам повезло — эта ночь выдалась теплой.

Когда ходишь в походы регулярно, незаметно обрастаешь собственными маленькими традициями. У меня их несколько, одна из них — непременно встретить в горах рассвет.

Рассвет пятого дня был сказочный. Спустились облака, закрыли горный хребет, что высился впереди, и оставили только самые кончики вершин. Казалось, что впереди белое море, а вершины — далекие острова в этом море.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Все вокруг стало розовым: облака, снег, вода, София. Сочетание гор и облаков приводит меня в восторг, ничего не могу с собой поделать. Это, пожалуй, одна из тех вещей, на которые я могу смотреть бесконечно долго.

Солнце мы встретили с песнями и чаем.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Сидеть на горе, пить чай из узбкских пиалок и смотреть на восходящее солнце — момент настоящего счастья, про которое понимаешь — вот оно, здесь и сейчас.

Спать уже не ложились. Неспешно приготовили завтрак, собрались и вышли к перевалу Караджаш. Он еще выше, чем Иркиз (его высота 2960 м), и дорога к нему сложнее. Попадается «сыпуха» и снег. На этой тропе мы встретили меньше людей, чем при подъеме на Иркиз. Некоторые группы обгоняли нас, некоторые — попадались навстречу. Несмотря на большую высоту, подниматься на Караджаш мне было легче, чем на Иркиз. Возможно, потому что в этот день не было так жарко. Кроме того, ночевали мы достаточно высоко, поэтому набор высоты в это день получился небольшим.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

На Караджаше мы снова нашли «турик» и записку (она оказалась в бутылке из-под шампанского), оставили взамен свою и стали спускаться в долину реки Псыш.

Вид с перевала. С этой стороны мы поднялись.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Вид с перевала на другую долину.

Во время спуска перед нами красовалась уже не София, а другие высокие вершины этого района — горы Псыш (3535 м) и Пшиш (3790 м).

Встретили несколько групп, поднимавшихся нам навстечу, из долины реки Псыш. Они нас «обрадовали» — мост через реку Псыш смыло, придется переходить в брод. Жаль, но никуда не денешься. Тропы вдоль этого берега нет.

Когда мы немного спустились с Караджаша, перед нами развернулось широкое плато — почти ровное пространство, усыпанное цветами. Лето на Кавказе прекрасно — идешь по горам, а вокруг тебя цветы, цветы… Из всех, что встретились нам на маршруте, я опознала только рододендроны и чабрец. А вообще цветов было намного больше!

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

После Караджаша можно увидеть озеро Кратерное, но мы к нему так и не подошли: искали тропу вниз, а, когда нашли, сразу стали спускаться. Будем считать, что это повод вернуться на Архыз еще раз.

Спуск вниз получился долгим. Пока не побываешь в горах, думаешь, что спускаться легче, чем подниматься. После этого спуска многие сказали: «Лучше бы мы еще раз на Караджаш залезли!»

Там довольно крутой склон, сначала спускаешься по плато, потом — через лес. Спускались мы почти два с половиной часа. Когда идешь вниз дыхание не сбивается, но все равно устаешь. Вокруг корни и камни, приходится быть вдвойне аккуратной, чтобы не споткнуться и чтобы не «убить» коленки. И тут очень кстати оказываются треккинговые палки. Они снижают нагрузку на ноги.

Наконец этот бесконечный спуск закончился, и мы оказались на берегу реки Псыш. И сразу следующее испытание — брод.

Решили бродить речку в этот же день, разбились на «стенки» по четыре-пять человек. Одному через этот поток пройти сложно — снесет. Парень еще сможет, а девушка — не всегда. Переходили в обуви — босиком опасно. Неизвестно, что там, под водой, легко пораниться или подскользнуться. Перешли достаточно быстро, дольше собирались, чем шли.

Вода сбивает с ног, без «стенки» я бы там точно не прошла.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Вылили воду из промокших ботинок, отправились искать место для ночевки. Неподалеку оказались отличные поляны с кострищами. К полянам прилагался бонус — заросли земляники и душистой травы, которую местные называют «архызским чаем». Он чем-то похож на душицу, мы заваривали его вместо заварки, было очень вкусно!

Горы часто дарят подарки — земляничная поляна, заросли чабреца, куст малины… Здорово, когда перед завтраком можешь сделать шаг в сторону от палатки и подсластить кашу душистыми ягодами.

Шестой день — последний день похода. Начался он с приятного события — одному из нашей группы, Паше, исполнилось девятнадцать лет. Конечно, мы знали об этом заранее. Конечно, мы к этому подготовились. Сделали походный торт из печенья и сгущенки и подарили купленные внизу шерстяные носки. День рождения в горах… мне кажется, это здорово!

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Дальше был длинный марш-бросок вдоль реки Псыш к поляне Таулу. Чем ближе к поляне, тем больше по дороге следов цивилизации. Попадаются детские палаточные лагеря, лошади, машины.

После вчерашнего брода в ботинках у меня хлюпало, но что такое один день? Можно и потерпеть. Тем более, что облака к обеду рассеялись, и выглянуло солнышко. Солнце мы очень ждали, потому что хотели вечером поехать на экскурсию в обсерваторию.

В Архызе находится Специальная астрофизическая обсерватория РАН, там расположен самый большой в России телескоп. В обсерватории проводятся дневные и ночные экскурсии, во время ночных можно понаблюдать за звездами. Но, если вы запланируете посещение обсерватории, посмотрите заранее график работы. Экскурсии проводятся не всегда.

К поляне Таулу мы спустились после обеда.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

Пока перекусили, пока перебрали вещи — небо снова затянуло тучами. Обидно! Посовещавшись, все-таки решили доехать до обсерватории, на заказанной маршрутке. Увы. Облака спустились еще ниже, уже было понятно, что ночной экскурсии нам не видать. Даже на дневную не успели — приехали в шесть вечера, а экскурсии заканчиваются в пять. Полюбовались только на купол.

Водитель привез нас к поляне на окраине поселка Нижний Архыз, здесь мы и встали на ночевку. Кто-то уже начал грустить по горам. Я думала, что еще рано. Мы же пока никуда не уехали.

Договорились с водителем, что он заберет нас на следующий день в обед, поэтому утром седьмого дня просушили палатки, собрали рюкзаки, оставили с рюкзаками самых нелюбопытных и налегке пошли в Аланское (Нижне-Архызское) городище.

Это археологический памятник 10–12 веков, остатки аланского поселения. Там мало что сохранилось, кроме церквей. Есть современные постройки — источник с водой, маленький дом, в котором можно продегустировать чай и разнообразное варенье.

Церкви большей частью не действующие (кроме одной), но мне было интересно побывать внутри, посмотреть, как это было построено.

Архыз, Софийские озера. Кусочек горного лета

После обеда мы взяли рюкзаки, погрузились в маршрутку и поехали на горячие источники, купаться. По дороге заехали на небольшой рынок за сувенирами. А как же иначе! Это такая же часть культурной программы, как и все остальное.

В горячих источниках мы плескались долго. Какое счастье после недели в горах оказаться под горячим душем, а потом в бассейне! Чувствуешь себя родившейся заново.

Потом поехали в Невинномыск, на вокзал. Снова вагон и моя любимая верхняя полка. Дорога к дому.

Путешествие для меня заканчивается также, как и начинается, поездом. В тот момент, когда я спрыгиваю с подножки вагона на платформу вокзала. Сначала есть только радость от родной квартиры, мягкого дивана и горячего душа. Потом приходят грусть и ностальгия.

Но я знаю, что еще не раз надену свой рюкзак и сяду в поезд, который увезет меня навстречу новым путешествиям.