Турист Тимофей (utmvdv)
Тимофей
был 12 августа 2023 8:21

Острогожск — Россия Август 2017

Каждый человек силен своими корнями, именно благодаря им он вырастает в сильного, образованного, успешного, вылетев из родного гнезда. Для меня этим гнездом, малой родиной стал на всю жизнь милый сердцу городок — Острогожск. Я давно живу в другом городе, но обязательно каждый год приезжаю сюда, к родителям, где отдыхаю душой. О нем я хочу рассказать. Здесь я побывал в августе 2017 года.

Милый сердцу уголок

Острогожск - небольшой уездный городок на 100 км южнее г. Воронежа с населением чуть больше 30 тыс. чел. Он основан в 1652 году по указу Петра I, как воинское поселение — острог на Белгородской засечной черте, для защиты южных рубежей России. Название свое ведет от слова «острожек» — укрепление, и расположен на слиянии двух рек Острогощи и Тихой Сосны.

Современные воронежские справочники с легкой руки академика словесности Александр Никитенко называют его «воронежскими Афинами». Конечно, для любого жителя приятно такое сравнение, у нас есть места, которые стоит посетить. Главная архитектурная ценность Острогожска – полностью уцелевшая планировка и застройка исторического центра.

В 1670 году — в поддержку восстания Степана Разина командир Острогожского полка полковник Дзинковский поднял восстание. Бунт был жестоко подавлен, а полковник и его жена Евдокия, и другие повстанцы, были казнены.

Камень на месте встречи Петра I и Мазепы. Именно по реке Острогоще в сентябре 1696 года Петр I прибыл в Острогожск, где на Майдане, произошла историческая встреча, описанная во многих учебниках истории, императора Петра I и гетмана Украины Мазепы. Правда, чуть позже Мазепа попал в число предателей, но исторический факт состоялся. У нас до сих пор в окрестностях города сохранились островки корабельных сосен, из которых в XVII веке строился российский флот — это красивые места.

Милый сердцу уголок

В 1895 г. через город прошла железная дорога Харьков-Балашов и город ожил. На рубеже веков он был рыбной столицей края. В нем располагались рыбные склады, отсюда запасы расходились по воде и рельсам по все матушке-России. К 1914 году население города было самое большое - более 38 тыс.чел.

Город стал первым в Воронежской губернии, в котором в октябре 1917 года была установлена Советская власть. После этого город переходил из рук в руки в апреле—декабре 1918 года — кайзеровской Германией, до декабря 1919 года — войск армии Юга России А.Деникина. С 1928 года Острогожск — районный центр Острогожского округа.

Милый сердцу уголок

Трагические страницы Великой Отечественной войны записаны и в книге нашего города. Не раз я вспоминал рассказ своей бабушки о том, как 5 июля 1942 года она впервые встретилась с мадьярами, едущими на велосипедах, как чуть не застрелили 4-х летнего моего отца за то, что не хотел отдавать поводья лошади-кормилицы. Как собрали на площади жителей города (в основном женщин с детьми) из семей неблагонадежных, у которых мужья были в Красной армии, ждали «душегубки». Однако, где-то на подходе, партизаны подорвали состав с «душегубками», и смерть прошла стороной. Часть народа разбежалась, а часть попала в концентрационный лагерь, который был на территории кирпичного завода.

В памяти рассказ отца, как весь город в июне 1942 года следил за воздушным боем нашего краснозвездного самолета с двумя «мессерами», самолет защищал город от бомбежки, но был сбит в неравном бою. В этот день бомбы попали в военный госпиталь, который находился в школе №2, в тот день погибло более 600 раненых и медицинского персонала, а раны на здании школы видны до сих пор.

Помнят наши земляки и январь 1943 года, когда по темноте в ночь с 20-го на 21-е число проходили по домам ребята в бушлатах, стучались в окна: «Все в подвал!», а наутро по улице летели огненные шары «катюш». А днем поднимали крышку подвала и спрашивали: «Есть кто живой? Немцев нет?», если молчали — летела граната. Как драпали оккупанты, как потом три дня завернувшись в тряпье, шли колонны пленных захватчиков: немцев, итальянцев. Помнят, почему не было среди пленных венгров, а в 60 км от Острогожска в селе Рудкино стоит большой монумент 20 тыс. погибшим венгерским солдатам. 200 дней и ночей город находился в оккупации.

Милый сердцу уголок

В ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции Советской Армии (1943 г.) наша земля была полностью освобождена от фашистов. И по сей день кровопролитные освободительные бои, шедшие в районе с. Коротояк (14 км от Острогожска), называют «вторым Сталинградом». В с. Коротояк стоит приехать, почувствовать, как на левом пологом берегу Дона наши солдаты сумели остановить захватчиков, а потом зимой взять крутой правый берег и выбить фашистов с родной земли.

Памятники не дают забыть о тех трагических и великих временах.

Милый сердцу уголок

Памятник в горсаду: «Люди! Покуда сердца стучатся. Помните, какою ценой завоевано счастье!»

На повороте к с.Коротояк. Памятник Острогожско-Россошанской операции. Январь.1943 г.

Милый сердцу уголок

Паямятник по дороге на г. Россошь.

На выезде из города Вечный огонь, стела в память о погибших на войне и стена с фамилиями.

В годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 16 наших земляков. В память о тех великих победах в 2014 году Острогожску было присвоено почетное звание «Населенный пункт воинской доблести».

От истории перейдем к известным достопримечательностям города, которые заслуживают внимания. В нашем детстве не было богатой туриндустрии, не было интернета, однако мы ходили в походы по красивым местам родного края, спали в палатках, готовили еду на кострах, пели песни под гитару и сами для себя были экскурсоводами. На уроках астрономии изучали звездное небо, поэтому, когда ночью влюбленные рассматривали звезды, им было, о чем поговорить, все знали названия созвездий, грезили космическими путешествиями и любили фантастику.

Музей. Известной достопримечательностью города является историко-художественный музей им. Ивана Крамского, русского художника уроженца г. Острогожска, расположенный в здании постройки 1880 года по адресу Бульвар Крамского, д.4. Я помню в детстве мы с благоговением проходили мимо бывшей пожарной каланчи и с трепетом заходили в залы музея со скрипучими полами, где располагались подлинные работы Крамского, Репина, Айвазовского, Поленова, Куинджи, Шишкина, а на входе сидели строгие бабульки, не разрешающие шуметь.

Милый сердцу уголок

Недалеко от центра в тихом переулке чудом сохранился родительский дом Крамского под соломенной крышей, там он провел свое детство, сейчас в доме располагается музей (ул. Маршака, д. 14).

Дивногорье. Всего в 20 км от города по железной дороге Острогожск-Лиски расположен один из самых известных в области природный и рукотворный объект. Думаю, что нет ни одного острогожца, который не бывал в этих местах. Дивногорье - это природный архитектурно-археологический музей-заповедник под открытым небом. Сюда можно попасть и на электричке и по автомобильной дороге.

Милый сердцу уголок

Когда-то в ледниковый период наступающий ледник натолкнулся на горы, раскололся и обошел эти места и ушел на сотни километров южнее, а здесь осталась реликтовая растительность, характерная южным районам нашей страны, а некоторые растения - уникальны. Природа этих мест удивительна, нерукотворное чудо — «дивы», меловые горы причудливой формы возвышающиеся на высоких холмах. Монастыри в меловых пещерах, подземные ходы (даже под Доном) с температурой + 11°С не оставят никого равнодушным. У подножья монастыря бьет освященный родник, где можно запастись ключевой водой.

А поднявшись наверх видишь «Маяцкое городище» IX–X веков, имеющее отношение к великой державе средневековья - Хазарскому каганату. С гор открывается великолепный вид на впадение нашей родной реки Тихой Сосны в батюшку Дон. Здесь великолепные пейзажи и необычный меловой ландшафт.

Милый сердцу уголок

У подножья гор расположен Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь.

Костомарово. Еще одно уникальное место, расположенное по направлению к Россоши в 50 км от Острогожска, Костомаровский Спасский женский монастырь. Он тоже построен в меловых горах. Монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований.

Милый сердцу уголок

Здесь в меловых горах расположены несколько храмов, звонница, трапезная. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», в человеческий рост на листе железа, хранящая на себе следы пуль со времен революции 1917 года. Здесь особый воздух, аура, приветливые люди — сюда хочется приезжать снова и снова. Недалеко по пути есть святой источник.

Костенки. В 60 км от города в сторону Воронежа расположен археологический музей-заповедник «Костёнки» в селе с таким же названием. В 1949 году один из сельчан случайно, копая погреб, наткнулся на кости мамонта. Костёнки — еще одно необычное, интереснейшее место, это настоящая археологическая Мекка. Здесь на большой территории раскопано несколько десятков стоянок древних людей. Причём найденные эскпонаты сообщают о том, что в этом месте люди жили и 60 и 40 и 20 тыс. лет назад. Одна из стоянок стала музеем, ее просто накрыли куполом. В музее чучело мамонта Степы, законсервированные кости, элементы жилищ и орудий труда того периода. Оказывается шкура мамонта была настолько прочной, что копья ее не пробивали, поэтому мамонтов во время охоты загоняли в огромную яму, где было наставлено много кольев. Стоит заказать экскурсию по музею, чтобы погрузиться в завораживающее настоящее наших далеких предков (цены на экскурсию удивительно низкие).

Милый сердцу уголок

До революции в Острогожске было более 20 монастырей и храмов, в годы войны действовало более десятка, а вот хрущевская оттепель в середине 50-х разрушила их значительную часть, сегодня действуют лишь три из них.

Один из самых древних сохранившихся храмов в Острогожске 1775 года постройки Храм Архангела Михаила. Среди святынь: частички мощей святых (Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Георгия Победоносца и др.), чудотворная икона Божией Матери «Спорительница Хлебов», ковчег с мощами «Вифлеемских младенцев». В этот храм ходила молиться моя бабушка Мария Федоровна, сюда впервые маленьким привели меня.

Милый сердцу уголок

Еще одна церковь — Спаса Преображения (1764), расположена почти в центре. Здесь представлены редкие святыни: икона Божией Матери Дивногорская, «Всех Скорбящих радость», «Нерукотворный образ Господа и Спаса нашего Иисуса Христа». В этой церкви, уже в зрелом возрасте 27 лет, вернувшегося из первой Чечни, крестили меня, сюда я принес крестить маленькую дочь.

Город всегда был промышленным, лишь лихие 90-е годы немного его пошатнули. Среди основных предприятий города: кожевенный завод, хлебозавод, мясокомбинат, завод по производству солода. Ранее также действовали: кирпичный завод, завод керамических изделий, завод столярных изделий, маслосырзавод, консервный завод, авторемонтный завод, завод «Агрегат» по производству вертолетных двигателей.

С Острогожском связаны судьбы многих известных людей: поэта-декабриста Кондратия Рылеева, философа Николая Станкевича, писательницы Елизаветы Милицыной, химика-фармацевта Александра Иовского. В Острогожске жил известный детский поэт-песенник С. Я. Маршак (его стихи «Дама сдавала в багаж», «Робин-Бобин», «Усатый-полосатый» известны всем).

Наше поколение выросло на книге земляка Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» (1971 г.) - трогательная русская история о верной дворняге, похожую историю позже повторили в фильме «Хатико: самый верный друг» с Ричардом Гиром.

Недаром в городе один из парков носит имя Василия Кубанева. Известный поэт в 1938 г. работал журналистом местной газеты «Новая жизнь».

Милый сердцу уголок

Совсем недавно узнал имя еще одного известного земляка, родившегося в Старой Калитве - генерал-лейтенанта Андрея Евгеньевича Снесарева. Он дослужился до начальника Академии Генерального штаба, командовал 18-м армейским корпусом в 1-ю Мировую войну, в Гражданскую войну руководил обороной Царицына вместе со Сталиным и Ворошиловым. В лихие времена революции работал простым учителем математики во 2-й школе.

Еще один известный земляк, человек, который много сделал для города и всегда приезжал на праздничные мероприятия — летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Филипченко Анатолий Васильевич, его имя носит один из скверов города.

Милый сердцу уголок

Еще хочется сказать несколько добрых слов о своей родной 1-й школе, в ней прошли лучшие годы жизни, она до сих пор вспоминается с теплотой. Школа имеет богатую историю. Открыта она была в 1913 году в бывшем купеческом доме как женская гимназия, потом педагогические курсы в которых заведующим был известный русский педагог П. Ф. Каптерев, далее единая трудовая школа 11-й ступени и фабрично-заводская десятилетка. В годы войны в школе располагался госпиталь. С 1944 года школа возобновила работу.

В Острогожске живут трудолюбивые и гостеприимные люди, трепетно относящиеся к славному историческому прошлому своего города. Я постарался приоткрыть небольшие страницы его истории. Приглашаю Вас в Острогожск. Считаю, что побывать в нашем городе и его окрестностях, познакомиться со страницами богатой истории города — это открыть для себя неведомые глубины национальной русской культуры!