Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Фуншал — Португалия Январь 2014

Мое знакомство с Португалией началось с его островной части, а именно с острова Мадейра. Это место было в рамках нашего круиза Канарские острова + Мадейра в январе 2014 года. И если Канарские острова расположены очень близко друг к другу, с одного острова прекрасно виден соседний, то до Мадейры мы шли по океану больше суток. На посещение острова было отведено всего 1,5 дня, поэтому мы хотели использовать это время максимально эффективно. Все предлагаемые на борту экскурсии охватывали только какую-то часть из того, что мне хотелось посмотреть, к тому же экскурсии были не очень дешевые, а нас было 3 человека (я с мужем и сыном), поэтому решили, что имеет смысл взять частного гида с машиной, чтобы смотреть то, что нам интересно в том темпе, который нас устраивает, не зависеть от группы. В интернете нашли несколько гидов, поговорили с ними, выбрали того, кто нам больше понравился. Конечно, это был наш бывший соотечественник, который уже более 10 лет живет на острове, поэтому мог нам его хорошо показать и рассказать.

Однако все запланировать невозможно! И самое главное, что невозможно запланировать, это погоду! Она совершенно непредсказуема и непостоянно, особенно в прибрежных странах. И если в тот день, когда мы шли на круизном лайнере до Мадейры, была отличная солнечная погода, мы загорали и купались (заметьте — это был январь!), то проснувшись утром, мы обнаружили свинцовые тучи и туман. Но наш экскурсовод встретил нас, и мы решили, что раз приплыли на остров, значит будем смотреть то, что увидим. И поехали смотреть.

ПО ОСТРОВУ.

Смотровая площадка, откуда должен был открываться чудесный вид на океан, встретила нас плотной пеленой тумана и дождем.

Поехали дальше к побережью. Туман скрывал дома и горы.

Внизу бесновался океан.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Но я нашла то, что меня заинтересовало. Здесь я впервые увидела, что, оказывается, у монстеры — растения, которое я очень люблю и даже выращивала его дома и на работе, бывают цветы из которых потом получается съедобный плод, который очень популярен на Мадейре. Его называют бананас, так как он внешне похож на банан, а по вкусу — на ананас. Плод очень ароматный и нежный, но совершенно нетранспортабельный, когда он немного полежит, то распадается на фрагменты с очень нежной мякотью внутри, поэтому его никуда не возят. А посмотрите, какого размера листья (я спряталась за одним из них слева в углу).

По дороге мы посмотрели несколько водопадов.

В том числе на водопад «Фата невесты». Его высота составляет 212 м и он является одним из самых высоких водопадов в мире. Он падает с отвесной скалы, а заканчивает свой путь прямо в океане. Мы его рассмотрели, но долго стоять им любоваться не стали, была не та погода.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

По пути водитель показал нам, как растут дикие маракуйи, мы даже видели, как они цветут и попробовали их.

Вообще, на Мадейре продают несколько видов маракуйи, они все разные и внешне и на вкус. Также из маракуйи делают десерты и различные соусы. Мы попробовали те виды, которые нашли потом на рынке в Фуншале.

Также я видела, как растет настоящая мимоза, а не та, что мы имеем в виду на 8 марта. Водитель даже сорвал мне одну веточку, чтобы я не мокла под дождем.

В нескольких местах нам попадались дикие калы, папайи и алоэ.

Мы планировали переехать через горный хребет, расположенный в центре острова, и выехать на противоположную — северную часть. На улице лил проливной дождь, настроение было промокшим… Чтобы как-то приободрить нас, водитель завез нас в небольшой бар, где мы попробовали несколько видов пунша, который при нас приготовили из свежей маракуйи, манго, и еще чего-то. А ещё мне настоятельно рекомендовали попробовать местный коктейль из пива с мороженым и каким-то ликером. Кажется, что смесь должна получиться термоядерной? Но на самом деле реально было очень вкусно!

Повеселевшие, мы поехали дальше. На дороге из тумана на нас вышло стадо промокших коров. Это было незабываемое зрелище! Первый кадр с черным быком — один из моих самых любимых.

Следующим пунктом нашей поездки были лавовые бассейны. Дело в том, что на Мадейре совсем нет пляжей. Там очень отвесные берега на берегу океана, сразу уходящие в глубину. Но есть одно место, где сделано что-то типа бухт, куда попадает вода из океана и есть небольшие пляжи, откуда можно войти искупаться. К этому месту ведет достаточно сложная дорога среди огромных лавовых камней.

Погода была ужасная. Лил дождь, было достаточно прохладно, а на океане был очень сильный шторм. Волны были просто гигантские. Но раз мы на пляже, то как же можно там не искупаться? Никто, кроме меня, правда, так не думал, поэтому купаться полезла я одна. Наш сопровождающий и мой сын стояли наверху на скале (их видно на фото), и, заметив приближающуюся волну, кричали мне: «Волна!», и я выскакивала на берег, чтобы меня не утащило волной в океан. Конечно, купание было экстримальным, поэтому продолжалось недолго.

После этого мы поехали на смотровую площадку, откуда открывался шикарный вид на беснующийся океан. Наш гид сказал, что таких волн он не видел никогда. Про этот шторм даже передавали в новостях по местному телевидению, а мы его наблюдали живьем!

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Такой мощи я больше никогда и нигде не видела. На фото этого не передать. Но обратите внимание на фигурки людей, стоящих на смотровой площадке и соотнесите с высотой волны. Надеюсь, хоть приблизительно, вы поймете, про что я говорю.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Насмотревшись на шторм, промокнув и замерзнув, мы забежали в ближайший ресторан. Там мы сразу же выпили подогретый старый ром, чтобы немного согреться и не заболеть.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Потом у нас был очень вкусный обед. Жаренные ракушки и эшпада (глубоководная рыба, которая ловится около берегов Мадейры) по маракуйевым соусом (мммм… очень вкусно!) и маракуйевый десерт.

Вернувшиеся к жизни, мы отправились в обратный путь. Увы, погода так и не стала к нам благосклонной. Дождь не утих, туман не рассеялся. Мы спустились к одному из культовых мест Мадейры, скале, которая выглядит, как палец, торчащий из воды, его часто изображают на различных картинах этого острова. Под проливным дождем мы побежали его фотографировать.

Мой фотоаппарат был очень недоволен тем, что он постоянно мок, но такая ему выдалась работа в тот день. Он весь был залит водой, так что заранее извиняюсь за разводы на фотографиях от капель дождя на объективе. Блэнды у меня не было.

На вершину горы мы заезжали практически на ощупь. Ничего не было видно, лил ливень, вокруг дороги все было залито водой, дворники работали на полную мощность, чтобы была возможность хоть как-то рассмотреть дорогу.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

На вершине все было залито водой, в том числе кусты каких-то красивых желтых цветов.

Спускаясь вниз, мы попали в очень красивый эвкалиптовый лес. Пришлось снимать эвкалиптовый лес в тумане (хотя так было даже загадочнее).

Вернулись в город уже к вечеру. Мой фотоаппарат сбесился от ненормальной работы и отказался дальше работать. Хорошо, что не навсегда. К утру он просох, протрезвел, и дал мне шанс продолжить мое издевательство над техникой мою фотосъемку.

ФУНШАЛ.

Столица Мадейры запомнилась несколькими местами, на которых я остановлюсь поподробнее.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Парк около набережной, где растут различные экзотические деревья. Вот часть экспонатов данного парка.

Мой глаз постоянно радовали тюльпановые деревья, которые растут по всему городу.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

А еще мне очень было интересно увидеть колбасное дерево.

Мне запомнился центр города.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

А ещё больше — мостовые города, которые выложены брусчаткой в виде разных картинок. Мадейру открыл Жуан Гонсалвеш Зарку, крещеный иудей из Португалии в начале пятнадцатого века. Считается, что это произошло в 1419 году, и жители столицы Мадейры, фуншальцы, на мостовых-кальсадах выкладывают цифру «1419». Вообще, красивые узорчатые мостовые попадаются везде в Португалии, но здесь в центре города есть целая улица с картинками под ногами.

Еще мне понравилась улочка Santa Maria Street со старыми дверями, из которых уличные художники сделали художественную изюминку города.

Мы зашли на местный рынок, где цветы продавали женщины в национальных костюмах.

Посмотрели на развалы разных экзотических фруктов. И купили часть из них.

И, конечно, посетили огромный рыбный павильон, где самое большое внимание уделили рыбе-эшпаде (рыба-сабля), которую уже попробовали. Её становится с каждым годом меньше, хотя её лов очень сложный, так как она глубоководная и сетями её поймать нельзя. Она бывает разных цветов — белая и черная и похожа на огромные ремни.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Главным развлечением на Фуншале для нас стала канатная дорога и спуск с горы. Так как Фуншал расположен на горе, то, конечно, было интересно посмотреть на город сверху. В конце 19 века был построен железнодорожный фуникулер на гору Монти на паровой тяге, который закрыли в 1939 г. после взрыва котла. Недавно стал функционировать новый современный скоростной подъемник к Садам Монти и церкви Носса-синьора-ду-Монти. Вход расположен ближе к набережной. Можно купить билеты в 2 стороны + посещение ботанического сада сверху, но мы брали только подъем вверх (стоило это, кажется, 10 евро), чтобы потом спустится на санях-тобогганах. Подъем занимает 15 минут.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Так как были посленовогодние дни, то в фойе канатной дороги была сделана огромная «ёлка» из бутылок «Мадеры» (вы же знаете, что этот напиток родом именно отсюда?). Когда-то мореплаватели, перевозя вино в бочках через экватор, а особенно в дальних плаваниях в Индию, заметили, что оно приобретает особый мягкий вкус, становилось слаще, реже закисало. В тот период мадера еще не была крепленым вином. Только после того, как Наполеон Бонапарт установил режим континентальной блокады, винные торговцы с Мадейры стали добавлять в вина спирт, чтобы оно не испортилось. В результате крепления был получен новый интересный вкус, который постепенно стал стандартом мадеры. До XIX века выдержка мадеры производилась путем длительного пребывания винных бочек под солнцем. Во второй половине XIX века появился более практичная и контролируемая технология выдержки — система эштуфа. Сразу после крепления, вина стали помещать в хранилища — эштуфы (estufa — горячий дом), где они подвергаются нагреванию. В результате мадера приобретает тонкий карамельный привкус и устойчивость к окислению в открытой бутылке. Это вино сейчас очень популярно и получило свое название по имени острова, где его изобрели.

А мы на канатной дороге поднимаемся на верхнюю часть города. Сверху открывались красивые панорамы на город под черепичными крышами. В порту видно наш круизный лайнер.

Наверху есть большой ботанический парк, который я очень хотела посмотреть, но погода была плохая, времени у нас было мало, поэтому мы решили спускаться вниз. Но если у вас есть время, то можно не только погулять по парку, но и посетить Тропический сад (Jardim Tropical Monte Palace). Внутри него расположен небольшой королевский дворец, где провел последние дни своей жизни последний император Австро-Венгрии Карл I, находящийся в изгнании после первой Мировой войны.

Ну, а мы решили сделать спуск в город на главной туристической развлекухе города. С 1850 года деревянные сани-тобогганы или «карру-де сешту», что означает «плетеная корзина» являются традиционным транспортом Фуншала, а раньше на аналогичных санях спускали вниз с горы дрова и прочее, необходимое в жизни.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Маршрут тобоггана начинается от церкви Носса-синьора-ду-Монти, построенную в 1818 на месте 300-летней часовни. Существует легенда, что ту часовню построил первый человек, родившийся на Мадейре и символично окрещенный Адамом. На высоком алтаре церкви находится деревянная статуя Девы Марии, найденная в XV веке в близлежащем местечке Terreiro da Luta. Она считается главной покровительницей города.

Люди верят, что статуя творит чудеса, поэтому каждый год, в День Успения (15 августа), кающиеся грешники приходят в церковь помолиться Деве Марии и попросить об отпущении грехов. Конечно, мы зашли в эту церковь. Верующие католики, приезжающие поклониться местной святыне, проходят на коленях все 74 ступени, ведущие к церкви. Мы же просто прошли этот путь.

На площадке перед церковью выложен текущий год. Его меняют ежегодно.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

После посещения церкви, мы пошли к стоянке тобогганов. Это такие деревянные санки, сверху сделанные в виде плетеной корзины, которые по асфальтированной дороге с крутыми спусками и поворотами длиной 2 км местные «водители табагамов» Carreiros do Monte (буквально, «извозчики Монте»), одетые с красивую униформу (белые рубашки и брюки, зимой еще куртку, соломенные шляпы и крепкие ботинки со специальной подошвой), достаточно лихо скатывают вниз. Одни сани сопровождают двое парней (одному справиться нереально), управление осуществляется веревками, привязанными с двух сторон к полозьям. Народу было мало. Тобоггамщики явно скучали.

Аттракцион, конечно, из разряда таких, которые надо попробовать.

Мадейра. Шторм, туман и тобогган

Хотя цена недешевая: 30 евро за двухместные сани и 25 евро за одного человека в двухместных санях. Но это, как гандолы в Венеции, разве можно на них хоть раз не прокатиться, оказавшись в этом городе?

В движении на одном из спусков делают фото, которое вы можете купить на память. Его оформляют в красивый конверт с разворотом. Конечно, я купила.

А еще внизу продают разные сувениры и местные вязаные свитера, являющиеся одним из местных народных промыслов. Мы купили их на память (а также кучу очень вкусных местных ликеров и пуншей), и с чувством выполненного долга поехали на такси к нашему круизному лайнеру.

Материковая Португалия состоялась в моей жизни ровно через 3 года, но это уже отдельная история, кому интересно, почитайте https://www.tourister.ru/responses/id_18393 . Португалия интересна и прекрасна, и Мадейра — лишь один из бриллиантов этой алмазной короны.