Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Пестум — Италия Май 2017

Начав рассказывать о моей драгоценнейшей Неаполитанской диадеме, я так увлеклась описанием наших, начавшийся сразу с выхода из самолета, приключений, что пришлось себя тормозить, иначе, увязнув в подробностях, не смогла бы дать обзора путешествия. Зато теперь могу отвести душу.))

А остановилась я на том, что оплаченную заброниванную машину мы не получили, и платить втридорога отказались. Гордо покинув злодейское логово, мы, согласно стихийно возникшему плану Б, направились к стоянке такси. Таксисты за 90 км. до Пестума запросили 200 евро, после чего мы, не менее гордо, отправились к остановке автобусов. План Ц включал поездку на автобусе до Неаполя, ж.д. вокзала, и далее, на электричке до Пестума.

Первая часть плана затруднений не вызвала, если не считать, что я долго тупила, не понимая, что от меня хочет водитель автобуса. Я ему даю 20 евро с пояснением: «for two Person», а он что-то несогласно на итальянском отвечает. Неужели билет больше 10 евро стоит? Не, проезд стоит 4 евро, это я уже на билете прочитала, а водитель хотел мелочи. Ну так бы и сказал.)) А вот с реализацией второй части плана образовалась заминочка. На всякий случай мы спросили в первой попавшийся гостинице, сколько стоит номер. 55 евро. По-божески. Ой, а обилие подозрительных личностей загорелой наружности отбили всякое желание оставаться в Неаполе на ночь. Так мы купили билет на электричку до Салерно, так как прямого поезда до Пестума не было. Немного подождали, чуть не забыв прокомпостировать билеты, и довольно быстро добрались до Салерно. А тут удача нас снова покинула. Следующий поезд на Пестум — завтра, в 6 утра. Таксист, ожидающий у вокзала, с такой готовностью схватил мой чемодан, что я с подозрением спросила, сколько конкретно он хочет. А он хотел 100 евро. Ну это форменный грабеж, ехать 25 км. Словом, остались мы в Салерно. Измотанные, разочарованные таким началом отдыха, без сил упали в постель.

Зато утром, со свежими силами, мы резво купили билеты, сели в поезд и оказались в вагоне, полном народа, спешащего на работу. После второй остановки я уже стала представлять себе, как мы заселимся в наш отель на побережье. Стоп. Тут меня оценила страшная догадка. А где наши паспорта? А они на рецепшене в отеле лежат себе спокойно. Да, такого с нами еще не случалось. Как можно уехать без паспортов? Ну ладно, мы, измученные Нарзаном, вчерашними потрясениями, ну портье-то мог при сдаче ключа нам паспорта вернуть?! В общем, рано мы радовались. А судьба ли нам вообще до Пестума этого добраться? Сомнения терзать стали, и уже не смутные, но сначала надо выйти на следующей остановке, вернуться, получить паспорта (в голове уже жуткие картины по поводу их пропажи начали рисоваться). Но обошлось)) Муж сбегал в отель, благо он был недалеко от вокзала, и с победным видом кивнул мне в ответ на немой вопрос. А дальше — дело техники, по уже купленным билетам мы-таки добрались до многострадального Пестума.

Вышли из вокзала и…. оказались в чистом поле. Асфальтированная дорога без признаков жизни и тропинка прямо. И куда теперь, спросили мы друг друга. Пришлось вернуться в здание, рассмотреть карту. Ага. Нам прямо, по тропинке. Вот и стена городская.

Неаполитанская диадема. Пестум

Древний город Посейдония был окружен неприступной стеной в 4,75 км. со сторожевыми башнями и 4 воротами. Неаполитанская диадема. Пестум

К одним из них, мы, судя по всему, и приближались.

Неаполитанская диадема. Пестум

Западные, ворота Сирены. Раньше были они украшены рисунками, и первые свидетели узнали в изображении её, Сирену. А современные археологи разобрались, что это рыбки и сцилла. А вот мы, как не старались, не разобрали ничего. Сразу видно, не археологи).

А за воротами нас ждало… Ничего нас не ждало. Дорога и поля.

Неаполитанская диадема. Пестум

Ну, не теряем надежды, карта не врёт, должен быть город. И он появился. Минут 10 по дорожке, и, выйдя из-за единственного дома, мы увидели Его.

Древний город Посейдония. Без всякого предупреждения. Вот он стоит с тремя знаменитыми храмами прямо перед нами. Точнее та его часть, что восстановлена при раскопках.

А обнаружен город был совершенно случайно, во второй половине 18 века, когда здесь, по болотистой пустынной местности по приказу герцога Бурбонского стали прокладывать дорогу.

Первые серьёзные раскопки начались в 1907 году на волне моды на древности. Потянулись любители приключений в Египет, Месопатамию, и сюда, в Италию.

Ожидали раскопать древний римский город, а обнаружили греческий. Правда не сразу это поняли, уже и названия выдали обнаруженным храмам— Цецеры да Нептуна. А потом до третьего добрались, и статуи Геры обнаружили. Тут и разобрались, что к чему.

Очень я работу археологов уважаю, даже в детстве на археолога хотела пойти, пусть меня научат. Какой же это титанический труд. Целый город из-под земли выкопать! Да он же не готовый под землей ждёт. Ты сначала черепки откопай, а потом лет этак 10–15 сбором пазлов занимайся. Может что и сложешь.

Тут, конечно, археологам катастрофы всяческие в помощь. Не будь извержения Везувия, не было бы у нас теперь Помпеи. А с Пестумом тоже своя катастрофа приключилась.

А начиналось всё в 7 веке до нашей с Вами эры. Греки царили в Средиземном и не только море. На территории нынешней Италии понастроили своих колоний, Великой Грецией назвали. Но и этого было мало. В богатом Сибарисе, что самом юге Апенинского полуострова, образовалась новая амбициозная часть аристократии, опоздавшая к разделу. Оставалось основать свою, новую колонию колонии. Так на противоположном берегу, в Тирренском море, образовывается новый город-порт, со звучным названием, Посейдония.

Расположение прекрасное, торговля с севером и югом, соседями финикийцами и этруссками процветает. Город богатеет. Видимо, происходило это благодаря покровительству не только Сибариса, но и Богов. А точнее, Богинь. Ведь все три обнаруженных храма посвящены им — Гере и Афине.

Неаполитанская диадема. Пестум

Самый первый, самый большой и самый загадочный храм, посвященный Гере, был построен в 550 году до н. э. Между прочим, это был первый из обнаруженных древнегреческих храмов и именно он стал образцом для возникшего впоследствии целого архитектурного стиля — классицизма. Именно ему мы обязаны формой наших театров, дворцов культуры, пионеров и пр., пр.

Неаполитанская диадема. Пестум

А сейчас учёные говорят, что он необычен для древней Греции. И число колонн, и их форма, и размер здания, и наличие внутренних помещений. Конечно, 25 веков назад он выглядел совсем по-иному.

Неаполитанская диадема. Пестум

Мы видим только уцелевший скелет. Но и сейчас пройти под его сводами без трепета не удастся. А ранее, кроме самого храма к комплексу, посвященное Гере, принадлежал алтарь для жертвоприношения, и второй храм Геры, построенный 80 лет спустя.

Неаполитанская диадема. Пестум

В центре города находилась площадь для народных собраний. Во времена Древней Греции она называлась агора. Это культовое место древнего города, здесь располагалась могила основателя города.

Рядом — место для собраний.

Неаполитанская диадема. Пестум

А на противоположном конце центральной улицы расположился храм Афины, построенный в 520 году до н. э.

Неаполитанская диадема. Пестум
Победить, видимо тоже было важно. Но храм этот самый маленький из трех. Так что, напрашивается вывод, что не в такой уж и чести Афина была у Посейдонии.

А зря. Потому что ничто не вечно. И могущество Греции в том числе. Сначала войны с этруссками, затем падение Сибариса и завоевание города луканами, южными италийскими племенами. Переплетение культур было неизбежно. Этим и объясняется необычность греческого города Посейдония. Совсем недавно, в 60х годах прошлого столетия, здесь были обнаружены новые сенсации. Захоронения с саркофагами, расписанием фресками. Греки вообще-то таких захоронений не делали. Так вот, все сокровища, обнаруженные при раскопках, можно увидеть в археологическом музее.

А позже, в 272 году до н. э., Посейдония и вовсе была завоевана римлянами. Они уже построили и форум, и термы, и бассейны, и улицы камнем выложили, и храмы переименовал, чтоб археологам жизнь мёдом не казалась. Дальше-больше. Римлян, в свою очередь вытеснили сарацины да норманны. А там и река пересохла, образовав малярийные болота. Население разбежалось, а город, в буквальном смысле, погряз в болоте. На 1000 лет! Что стерло даже память о нем. Что и спасло его до нас.

Мы обязательно вернемся сюда, но сначала надо, в конце концов, до отеля нашего добраться.

Неаполитанская диадема. Пестум

А это оказалось мероприятием не из лёгких. Сначала надо было обойти полностью крепостнуе стену старого города. Там, чуть дальше, начинается город современный. Там ещё немного покружить, поспрашивать, всего какой-нибудь час, и мы на месте.

Неаполитанская диадема. Пестум

Конечно, при выборе отеля мы ориентироваться на наличие автомобиля. Вот теперь зато спортивные пробежки нас ждут в больших количествах. Хорошо, что ещё только день здесь остался. В отель мы заселились. Очень хорошие впечатления. Правда, пришлось заплатить неустойку за прошедшую ночь. И скорее к морю. Ух ты, как здорово. Широкий песчаный пляж, уходящий в бесконечность. Горы национального парка Чиленте на горизонте, тёплое солнце и море.

Неаполитанская диадема. Пестум

Кстати о Чиленте, как же моя Долина Орхидей и пещеры? Попробуем арендовать авто хотя бы на один день. Попробовали. Не получили. На общественном транспорте полдня добираться. Словом, со слезами на глазах, Чиленте пришлось вычеркнуть из списков.

А мы, немного порелаксируя, пошли гулять. Сначала по пляжу, потом хотели в соседний городок попасть, Копаччо, где музей Большого Тура расположен.

А это интересная история, как в связи с открытиями Пестума, Помпеи и Геркуланема, началась эпоха современного туризма. В начале 20 века народ, потрясенный слухам, жаждал увидеть все эти чудеса своими глазами. Спрос, как известно, рождает предложение, и, ни много ни мало, так возникла индустрия туризма. Первые туристические бюро стали предлагать «Гранд-тур» с посещением всех этих мест. И в Пестум вернулась жизнь. Туристам надо было где-то жить, что-то есть, что-то приобрести на память… И понеслось…. Но мы об этом подробностей не узнали. По тому, как день не наш был, как я постановила. Женщина, что указала нам дорогу, не иначе, добра нам желала, потому что пустила нас по кругу, как потом выяснилось. Зато мы обошли все 4750 метров городской стены. И еще обнаружили незнакомое нам доныне плодовое дерево.

Неаполитанская диадема. Пестум

Муж сомневался, когда я предложила попробовать плоды, смахивающие на абрикос и грушу одновременно. Наверное, тоже понял, что не наш день -то.)) Но я видела эти деревья в садах, не станут же люди у себя отраву сажать. И смело отведала. Вкусно, как и внешне, что-то среднее между абрикосом и грушей.

Неаполитанская диадема. Пестум

А мы тем временем вернулись к древнему городу и, посчитав это знаком, пошли в музей. Билет включает посещение самого музея, и археологического парка, стоимость 6 евро.

Неаполитанская диадема. Пестум

В центре построен макет одного из храмов, облицованный барельефами с оригинала. Это сцены из подвигов Геракла. Частично сохранились расписные детали облицовки храмов. Особенно меня детали знакомые впечатлили.

Неаполитанская диадема. Пестум

Множество посуды было обнаружено в захоронения. Своеобразные сюжеты попадаются.

Неаполитанская диадема. Пестум

А вот и главный экспонат. Плита с изображением ныряльщика.

Неаполитанская диадема. Пестум

Она является частью саркофага, росписанного изнутри. Сцены пира.

Неаполитанская диадема. Пестум

Интересно рассмотреть. Считается, что ныряльщик этот символизирует переход из жизни земной в иную. Хотя, возможны и другие трактовка. Если это все части одной сцены, допускаю, что это пожелания и дальше наслаждаться жизнью, как истинный сибарит))

Есть в музее и другие саркофаги, где были погребены войны, например, или женщины. У них другие фрески и приоритеты, не до пиров))

Неаполитанская диадема. Пестум

А мы пошли по городу древнему гулять. Кроме уже описанных частей греческого города, с римлянами пришло новое имя — Пестум, новая архитектура домов.

К форуму примыкал амфитеатр и гимнастический зал с бассейном.

Неаполитанская диадема. Пестум

Снаружи город кажется небольшим, а на самом деле огромная территория. И это только небольшая часть первоначальной территории. А нам на сегодня впечатлений достаточно.

А на следующий день мы еще успели увидеть оливковые рощи и посетить буйволиную ферму с собственным производством и магазином. И конечно, дегустацией моцарелы.

Неаполитанская диадема. Пестум
Скажу честно, вкуснее я не ела ни до, ни после.