Турист Артем Жушман (amazingnepal)
Артем Жушман
был 12 июня 2018 18:06

Самостоятельное путешествие на Алтай (Актру)

Республика Алтай — Россия Июль 2016

Отправившись присматривать за кошкой и заодно домом своих друзей в Чемале, я открыл для себя загадочный Алтай. После недели в живописном Чемале, на берегу Катуни, появилось желание увидеть горы в завершение этой (первой для меня) поездки на Алтай. В результате недолгих изысканий появились два варианта — Актру или Белуха. Из соображений — короткий маршрут, высокие горы, был выбран первый вариант.

Задача 1: добраться до поселка Курай из Чемала (автостоп)

Из Курая до Актру рукой подать. Автостоп вышел скоростным — три машины и к вечеру на месте назначения (при этом вышел из Чемала я совсем не утром). Курай — небольшой поселок на трассе М52 (Чуйский тракт), ведущей к границе с Монголией. Поселок окружен невероятными пейзажами, Северо-Чуйский хребет с одной стороны и снежные пики Актру с другой. Все остальное — степи, холмы. Невероятное красивое и низкое небо. Захотелось не торопиться и провести один день просто неспешно наслаждаясь ближайшими окрестностями. За этот день отдыха и погода немного наладилась. Прогулялся до берега Чуи, которая отделяет Курай от дороги на Актру.

Задача 2: добраться до альплагеря Актру

Прямой дороги из Курая нет, нужно делать значительный крюк, чтобы переправиться через Чую через единственный в округе мост. Путь лежит через деревню Кызыл-Таш. А после моста по степям и холмам, через один мелкий брод. До Перевалки и по горным тропам до альплагеря. И если напрямую это 20 км, то учитывая крюк до моста, прибавляется еще около 10 км. В принципе, нормально для дневного перехода.

Я решил перемещаться пешком и автостопом из соображений интересности путешествия, да и экономия неплохая. Кстати,

Бюджет на жилье в пути по Алтаю:

Комната или койка в аиле (традиционном алтайском жилище) обойдется в 400–500 руб/чел, также на территории баз и гостевых домов можно стоять со своей палаткой (100 руб/чел), имея доступ к удобствам. Баня 200 руб/чел.

Костровище, дрова, питьевая вода — бесплатно.

В принципе, можно дикарем стоять в любых окрестностях. Но, несомненный плюс находится на территории гостевых домов — это люди и информация. За несколько дней ночевок на территории гостевого дома «Курайские зори» (кстати, рекомендую, можно найти на картах гугл) было встречено и допрошено на предмет интересностей парочка гидов, хозяин гостевого дома Андрей, а также один отчаянный кореец (рекомендую его инстаграм: instagram.com/0_0hans_/), который отправился на мопеде в годовое путешествие в Европу, через Россию и Среднюю Азию, и обратно.

Как же добраться в горы из Курая

В Курае можно заказать «заброску» — трансфер до Перевалки (1000–1500 руб/чел) или альплагеря Актру (умножаем цену на два). Трансфер осуществляется уазиками или газиками (бронируйте место накануне), если до Перевалки еще можно добраться на своем транспорте, до альплагеря только на хорошем внедорожнике и с хорошими навыками вождения по бездорожью. Я пошел пешком.

В Кызыл-Таше заморосил дождь, я спрятался в автобусной остановке и случайно застопил местных. Уазик, в нем три местных парня, крепкие, в камуфляже. Один с перемотанной кровавым бинтом рукой. Можно стремануться конечно, но зачем. Парни ехали на покос в поля, «кровавый» поранился когда точил автоматическую косилку. 20 минут экстремального вождения по степи и полпути позади. Дальше небольшой брод, пара ручейков. Обувь лучше снять и перейти босиком. Для тех кто будет ехать на машине, особенно не особо проходимой, от брода, в который упирается главная дорога, надо поехать на юг, там будет удобный и легкий брод в полколеса. После которого можно вернуться на основную дорогу к Перевалке.

Дождь снова заморосил, иду по степи. Стоплю еще один уазик с местными, которые подкидывают до поворота на Перевалку. Дальше пешком в горочку примерно полтора километра.

Перевалка — это небольшая турбаза с домиками и трансфером до альплагеря. Домик с печкой на несколько человек стоит 1000 руб. Поляна под палатки, костровище, баня по заказу, красивый вид с холма на западе от базы. Дальше дорога вдоль реки, довольно пологая после недолгого подъема. Примерно 10 км, 2–2,5 часа пешком по живописнейшим местам. В лесу растет смородина, жимолость и брусника.

Альплагерь и турбаза Актру

находятся в долине реки Актру у подножия горы Караташ. Отсюда идут на восхождения и тренировки альпинисты. Туристам без снаряжения доступны — первал Учитель и Голубое Озеро. Говорят на гору Купол тоже можно забраться без снаряжения. Да и при желании все необходимое можно найти в лагере.

Жилье на турбазе Актру (цены)

Учитывая, что в моей легкой однослойной палатке было прохладно уже в Курае, то было решено ее дальше не брать и в горах ночевать в лагере. Комната на турбазе Актру (она чуть дальше альлагеря) стоит от 1000 руб/чел. База новенькая. Все номера были забиты, работники сказали нужно бронировать заранее.

В альплагере комната в домиках от 750 руб/чел. Есть бюджетный вариант (300 руб/чел) — на раскладушке в прачечной, которая представляет из себя небольшой зал с печкой в центре. Терпимо прохладно, учитывая что печку можно подтапливать. С хорошей палаткой и теплым спальником (не мой случай), можно стоять в окрестностях лагеря бесплатно. Также в лагере есть столовая, кафе, баня и горячий душ, еду и помывки тоже нужно бронировать заранее. В целом альплагерь производит впечатление приятного и обжитого места. Здесь можно порасспрашивать работников и альпинистов-инструкторов об окрестностях и вообще.

На следующий день пошел к Голубому озеру

Почувствовал себя избалованным непальским треккингом. Здесь никаких каменных ступеней, никаких указателей, сыпуха и уклоны тропы под 45 градусов, повсюду следы камнепадов. Под дождем видимо не просто эти тропы одолевать. Дорога до озера занимает около 3 часов. Довольно пологая, всего 2 ощутимых подъема. Тропа живописнейшая.

Сначала потрясающий вид на гору Караташ (я в нее просто влюбился), а затем выходишь к леднику и видишь вершины Актру. Само озеро средней живописности. Небольшое, красивое, голубое. Кто-то купается здесь (вода +2С), можно встать на берегу с палаткой. Здесь останавливаются на ночевку альпинисты перед восхождениями на Актру.

Спуск в лагерь и обратный путь до Курая, на следующий день дались очень легко. Альплагерь — Курай прошел почти весь путь пешком (до моста через Чую). С обратным автостопом тоже повезло, от Акташа до Усть-Семы (то есть 90% пути) проехал на одной попутке.

В целом, по общей информации все. Если что упустил — спрашивайте в комментариях. Впечатления самые прекрасные, учитывая что я неоднократно бывал в горных районах Гималаев. Поразила чистота и дикость природы, при, в общем-то, небольшой удаленности от автодорог. Остальное на фотографиях. Однозначно, Актру — рекомендую для посещения!

Мое расписание:
1 день — дорога Чемал-Курай
2 день — отдых в Курае
3 день — Курай-Перевалка
4 день — Перевалка-Альплагерь
5 день — поход к Голубому озеру
6 день — Альплагерь-Курай
7 день — Курай-Красные Горы-Курай
8 день — Курай-Чемал

Высоты: Курай 1500 м., Перевалка 1770 м., Альплагерь 2100 м., Голубое Озеро 2840 м.

p. s. Еще я снял небольшое видео в этом путешествии: