Турист Елена Антюфеева (Elena_Antjufeeva)
Елена Антюфеева
была 17 февраля 19:02

Мадрид — Испания Июль 2017

Важной приманкой для многих туристов, в том числе для меня, в Мадриде являются его многочисленные музеи. В первый же день, забросив чемодан в отель, я понеслась в музей Тиссена-Борнемисы, который входит в тройку, называемую «Золотым треугольником». Это прозвище музеи получили за расположение, главные художественные собрания испанской столицы находятся в пешей близости друг от друга. В этом еще одно приятное преимущество Мадрида. Моя спешка объяснима прозаической причиной — я хотела сэкономить 12 евро. В понедельник с 12 до 16 часов на постоянную экспозицию можно посмотреть совершенно бесплатно, чем я и не преминула воспользоваться, хотя за такой музей можно и заплатить. Очереди совсем не было, на входе приветливо выдают бесплатный билет, проводят обязательный досмотр, просят сдать крупную кладь и предлагают взять план музея на нескольких языках (русского нет).

Народ в музее был, но не толпа, все комфортно. Народ массово мчится смотреть Дали, возле которого все лихорадочно фотаются. Меня этот художник вновь не тронул, как и все предыдущие разы. Удивило только, что работа «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» так мала размером.

Мадрид: музейная программа

Меня же сильно впечатлила русская коллекция. В ней отличный М.Шагал, В. Кандинский, М. Ларионов, В. Бурлюк.

Мадрид: музейная программа

Поражает мысль о том, что всё это люди покупали для своего удовольствия и у кого-то дома висели все эти работы. Коллекция поэтому очень разнообразная, но интересная.

Мадрид: музейная программа

Хорошо представлены импрессионисты, а также представители других течений 20 века. Удивил Э.Мунк своими совсем «не криковскими» работами, порадовали Мондриан и Вламинк, привычно понравились К. Моне, Ван Гога, Писсаро, хороши Дюрер, Коро, Тициан, коллекция старых мастеров выдающаяся, но я искусство до 19 века люблю очень выборочно, новые ощущения доставили американцы, а также Ж. Брак и Э. Шиле.

Ходила я по музею часа 3, это для меня временной предел по продуктивному просмотру искусства, но тут я успела за это время все посмотреть, так как музей не гигантский. В музее есть кафе и очень хороший магазинчик, в котором можно купить репродукции, книги, веера и даже носки с фрагментами картин.

Этот визит в музей стал еще одним аргументом в пользу превосходного первого впечатления от Мадрида, теперь уже любовь стала неизбежной.

Мадрид: музейная программа

Крупнейший музей Мадрида, конечно, Прадо. Коллекция его велика, но народ обычно ограничивается 15 основными работами, для массового зрителя даже есть специальная карта. Народу в музее много, постоянно стоит очередь различной длины. Билет стоит 15 евро, но с 18 до 20 часов можно зайти бесплатно. Так как коллекция музея ограничивается серединой 19 века, то для меня были интересны лишь некоторые залы. Но все же мне пришлось придти в Прадо дважды. В первый визит прошла по всем залам, устала, «переела» Гойи и Эль Греко, влюбилась в позднего Веласкеса и подтвердила свою убежденность в том, что Босх — гений! Вернулась туда чисто из-за Босха. Работу «Сад радостей земных» можно рассматривать часами, оказалось, что она довольно большая по размеру, как-то раньше мне Босх попадался помельче. Тем, кто как и я хочет сэкономить, стоит помнить, что очередь на бесплатный вход длинная, хотя движется довольно быстро. Подойдя в 17 часам, я оба раза спокойно зашла в начале седьмого внутрь.

В музей королевы Софии (Национальный центр искусств королевы Софии, если официально) я тоже, по традиции, пошла в часы бесплатного посещения. Они приходятся на каждый вечер, а в воскресенье с 10 до 14.30. Музей находится в прекрасном здании, с чудным садиком во внутреннем дворе. В музее меня поджидало неожиданное открытие. В коллекции музея много работ испанских художников, в основном 20 века, что приятно. Народ привычно ломится к Дали и Пикассо, хотя тут и без них много чего примечательного: Миро, Магрит, испанские сюрреалисты и авангардисты. Дали вновь меня не тронул, хотя здесь есть и ранние его работы, в которых есть хоть чуточка живого. А вот Пикассо меня потряс. Как-то раньше я все время попадала преимущественно на молодого и среднего Пабло, здесь же очень много работ позднего периода и исключительно грамотно составленная экспозиция. Зрителя ведут от ранних работ (их немного) к поздним произведениям. и вдруг я явственно увидела, как мир художника рушится, ломается, всю трагичность середины 20 века он, оказывается, переживал очень глубоко. И Герника в этом контексте мне стала очень близка и понятна, аж до слез (а уж я точно не сентиментальна!) и до конца жизни его мир больше не стал веселым и благодушным, как в молодости, ушло хулиганство и эпатаж, трагизм просто переполняет холсты. Чтобы отойти от такого потрясения и открытия пришлось выйти в сад, посидеть немного, а потом уже идти смотреть испанцев, которые вполне себе хороши и интересны, но в тени великих соотечественников их мало кто замечает. Фотографировать в музее можно, но вообще-то я не люблю снимать картины и деалть этого не стала ни в Прадо, ни у королевы Софии.

Мадрид: музейная программа

В итоге, я переоценила для себя Пикассо и Веласкеса, поняла, что сегодня из «великих испанцев» мне ближе всего Хуан Миро, и что Гойя с Эль Греко показаны только в малых дозах.