Турист Елена Соловьева (ElenaSol)
Елена Соловьева
была 20 апреля 6:24

Иркутск, Хужир — Россия Март 2017

В этом году осущесвили свою мечту: увидеть необыкновенный сверкающий лед, ледовые гроты и пещеры зимнего Байкала.

При подготовке к путешествию для начала выяснили когда же и куда лучше ехать смотреть на байкальский лед. Турфирмы писали, что можно приезжать с начала февраля по начало апреля, фототуристы советовали конец февраля — начало марта. Но все сходились во мнении, что лучшее место для встречи с ледовой сказкой это остров Ольхон.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Из отрывочной информации было непонятно как добираться зимой через Байкал. Даже увидели в новостях, что толпы китайских туристов бредут с чемоданами пешком по льду, не доживаясь судна на воздушной подушке «Хивус». Было боязно что окажется холодно в доме для проживания.

В поисках жилья наткнулись на сайт усадьбы Никиты Бенчарова. На нем мы нашли и всю информацию о том, как добраться до поселка Хужир на острове Ольхон, где располагается усадьба, какое питание предоставляется, какие экскурсии проводятся. Много прочитала отзывов о ней, были и негативные и восторженные. Мы сделали выбор по расположению к скале Шаманка, удобству бронирования, цене. Все в усадьбе сделано с любовью. Так как принимать туристов Бенчаровы стали одними из первых, усадьба выполнена не по единому проекту и в настоящее время расширяется и достраивается. Поэтому постройки размещены, как нам показалось, немного хаотично. Однако обслуживание было на высоком уровне: питание достаточное, в номерах тепло, душ работал, вода горячая и холодная без перебоев. Проживание в усадьбе нам понравилось.

Во дворе усадьбы Бенчарова

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Путь на Ольхон лежит через город Иркутск. Сюда можно долететь самолетом. А мы ехали поездом меньше суток из Читы. Поезд выбирали для себя удобный по времени отправления, который прибывает в Иркутск в 13 часов, самое время заселения в гостиницу.

Гостиницу как всегда присматривали по расположению в центре города, поближе к основным достопримечательностям и удобству уехать на Ольхон. Впервые для проживания выбрали хостел. Решили, что неплохо, и на обратном пути тоже останавливались в нем. В итоге, пришли к мнению, что в хостеле можно остановиться не более чем на одну ночь. О проживании в хостеле можете почитать отзыв.

Знакомство с Иркутском начали с улицы Карла Маркса (бывшая Большая, Большая Першпективная) одной из двух главных и старейших улиц города.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

По ней спустились на набережную реки Ангары. Улица выходит на небольшую площадь и на ней памятник Александру III.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Прогулялись по набережной: направо к памятнику Гагарину, потом налево к 130 кварталу. 130 квартал это новая достопримечательность Иркутска. На небольшом треугольнике в центре города на пересечении нескольких создали зону исторической застройки, включающую в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Часть домов заново построено на месте старых, не подлежащих реконструкции, часть была отреставрирована. Получилось очень красиво и оригинально.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

На территории есть и торговый центр «Модный квартал» площадью 38 тысяч квадратных метров. Здесь всегда многолюдно.

На обратном пути зашли в церковь Воздвижения.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Поднялись по улице Тимирязева, прошлись по улочкам до столовой Лакомка, в которой наметили поужинать, но она уже была закрыта. Дошли до столовой Аппетит на улице Горького, 42. Нам там очень понравилось: приятная обстановка, демократичная цена, ассортимент блюд, вкусная еда. В дальнейшем питались здесь, даже завтракали (работает с 8 до 21 час, а после 20 часов скидка 20%). Как то поужинали в столовой сети Аппетит, располагавшейся в Торговом центре «Цветной» на улице Дзержинского, 38. Эта столовая работает до 20 часов, но также в последний час действует скидка.

Переночевав в хостеле, утром следующего дня пошли на маршрутку до Хужира возле центрального рынка. Отправление маршрутки в 10 часов, места заказывали заранее по телефону, за день уточнили марку (Мерседес) и номер машины. Можно было заказать, чтобы заехали прямо в место проживания.

Ехали почти 5 часов, с учетом остановки на 20 минут в кафе в селе Баяндай и развозу по Хужиру туристов.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Дорога отличная, на небольшом участке перед ледовой переправой нет асфальта и на острове дорога грунтовая. Но грунтовая дорога была в самом конце пути. А так как последние минуты мы ехали в предвкушении встречи с целью нашей поездки, то езда по плохой дороге совсем не утомила, а даже позабавила.

Впервые проехали по ледовой дороге по замерзшему озеру! Это фантастика, восторг, немножко щекочет нервы.

Ледовая дорога
Едем по ледовой дороге

По приезду сразу же побежали на Байкал, к мысу Шаманка. Необыкновенная красота встретила нас и была с нами целых 5 дней

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Мы много гуляли по льду, встречали и провожали солнце. Все закаты и рассветы были неповторимы. Хотелось запечатлеть каждый миг.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

В один из дней на рассвете мы наблюдали миражи. На противоположной стороне вдоль гористого побережья встала как бы прозрачная ледовая стена, а в ближайшей к нам стороне появилось большое озеро, которое, как нам показалось, увеличивалось в размерах и приближалось к нам. Мы решили, что образовалась трещина и вода растекается по поверхности льда. Довольно быстро, как только позволяла ледяная дорога мы поспешили к берегу. Добравшись до берега, оглянулись и не увидели ничего ни стены, ни воды. Оказывается, миражи на Байкале распространенное явление, и жители прибрежных деревень наблюдают от 2 до 16 миражей в год. Но это мы позже прочитали…

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Мы услышали музыку Байкала. Это было вечером. Сначала подумали, что кто-то приехал на машине и включил рок. Но машин рядом не было, это трещал и пел лед Байкала. Немного стало жутко, так как солнце почти закатилось, наступили сумерки. Мы поспешили пройти на берег.

«Музыка» на следующий день продолжалась. Ее даже слышала собака, которая сопровождала нас в один из дней. Она вздрагивала при звуках Байкала.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Большие группы в основном китайских туристов приходили на закате на мыс Бурхан. В один вечер их было особенно много, они высыпались, откуда- то сверху из домика на пригорке, как из шкатулки, и побежали радостно по льду к Шаманке. Одна молодая парочка так и стоит перед глазами: Он был одет в толстовку и шарф, она в короткое пальтишко со смешным капюшоном, капроновые колготки и розовую бархатную юбку с разрезом. Я, одетая в лыжный костюм и замотанная теплым шарфом, так опешила от этой картины, что даже не сообразила сфотографировать. Но, несмотря на неподготовленность экипировки, парочка, взявшись за руки, добежали до Шаманки, повалялись на льду, дошли до края мыса Бурхан, совершили обряд. Надо ставить на первое место цель, а остальное не важно

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Не знаю как здесь летом. Наверное, обычно: озеро, лес, песок…

А зимой такая необыкновенная красота! По льду можно объехать весь остров и увидеть то, что летом не увидишь.

На велосипедах по льду Байкала
Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Билеты на обратную дорогу мы купили у водителя маршрутки, на которой приехали. Немного волновались, будет ли открыта ледовая дорога, так как в последние два дня 23, 24 марта лед возле берега начал таять. Но дорога в наш отъезд 25 марта еще была открыта, хотя в месте съезда с суши уже была каша из воды и льда. Мы снова с восторгом неслись по ледовой дороге.

На обратном пути мы вновь остановились в том же номере хостела Patio Hostel Irkutsk. У него очень удобное расположение и низкая цена.

Иркутск нас встретил теплой солнечно погодой, температура днем поднималась до плюс 5. В наших планах было посетить Листвянку. Рейсовым автобусом № 524 с автовокзала Иркутска (ул. Октябрьской революции, 11) можно доехать за 111 рублей. Рейсы отправляются каждые полчаса с утра, а ближе к обеду промежуток между рейсами увеличивается. По дороге на автовокзал мы зашли в музей-усадьбу декабриста Волконского и к вокзалу добрались часам к двенадцати, а следующий рейс в 13 часов 30 минут. Вездесущие таксисты предлагали домчать за 1500 рублей. Мы благоразумно решили еще прогуляться в ожидании времени отправления автобуса. Посетили музей-усадьбу Трубецких на улице Дзержинского, 64, на трамвае доехали до Казанской церкви на улице Баррикад, 34.

Вернувшись на автовокзал, еще немного посидели в зале ожидания. Кстати вы знаете, что воспользоваться услугами туалетов можно бесплатно, имея на руках билеты за час до времени отправления и в течение часа после прибытия? О таких условиях на автовокзале города Иркутска нигде не написано, но при предъявлении билета, с вас плату за услугу не возьмут. Площадка отправления автобусов видимо еще в доработке, потому что, несмотря на указание в билете номера перрона, на площадке номеров нет. Пришлось ориентироваться по госномеру автобуса, который также был указан в билете.

Немногим больше часа пути, и мы в Листвянке. Это поселок на берегу Байкала рядом с истоком реки Ангара — популярное место отдыха иркутян. Поселок вытянулся на северо-запад вдоль озера Байкал (залива Лиственичный) на 5 км. В нем можно посетить Нерпинарий, Байкальский музей, Байкальскую астрофизическую обсерваторию, подняться на смотровую площадку «Камень Черского». На льду Байкала Общественное движение «Живи_на_Байкале» каждый год строит ледяной городок. На льду организовано много развлечений. Можно доехать на судне на воздушной подушке к истоку Ангары, Шаман-камню, можно прокатиться на собачьей упряжке. Множество отелей расположены вдоль берега и в пади Крестовой.

Но вот летом, по-моему, там будет неуютно. Автомобильная дорога проходит вдоль берега, пляж узкая полоса из крупных камней. Может быть, поэтому некоторые дома, расположенные на берегу, стоят недостроенные или даже заброшенные.

Прочитав, что уехать вечером из Листвянки проблематично, мы сразу купили обратный билет на вечер. Подойдя ко времени отправления автобуса, увидели длинную очередь желающих уехать. Автобус подали большой и тех, у кого были билеты, запускали в первую очередь.

На следующий день нас ждала еще одна прогулка по Иркутску. Обратный поезд отправлялся поздно вечером. В хостеле бесплатно продлили проживание до времени нашего отъезда, хотя статус Genius-путешественника позволял продлить отъезд только на один час.

На троллейбусе, проехав по центральным улицам Иркутска, застроенным интересными домами старинной архитектуры, мы доехали до Знаменской церкви. Знаменский монастырь был заложен в 1689 году на высоком берегу Ангары.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Собор в Знаменском монастыре был построен в 1751 году и был деревянным. В 1757 на средства иркутского купца Ивана Бечевина была заложена каменная церковь во имя Знамения Божией Матери. При подготовке к путешествию прочитали, что в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года у монастыря был расстрелян адмирал Александр Колчак. В 2004 году в ознаменование 130-летия адмирала в сквере монастыря был установлен памятник Колчаку, первый в России. При посещении для нас стало открытием расположение некрополя на территории монастыря. Здесь похоронены декабристы Николай Алексеевич Панов, Петр Александрович Муханов и Владимир Александрович Бечаснов, жена декабриста Сергея Трубецкого княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая и дети Трубецких: София, Владимир и Никита, российский купец и знаменитый иркутянин Григорий Иванович Шелихов. В 2015 году похоронен писатель Валентин Григорьевич Распутин.

Добраться от Знаменской церкви до места расстрела Колчака на берегу реки Ангара не удалось. Вроде бы и рядом, но перехода через автотрассу напрямую нет, а на общественном транспорте нужно ехать в одну сторону, а потом возвращаться обратно по другой дороге, что довольно неудобно. Памятный крест виден с другого берега реки с набережной на впадении реки Ушаковки в реку Ангара

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Набережная (вдоль улицы Нижняя Набережная) в Иркустке очень красивое место. Здесь приятно прогуляться. Во время нашей прогулки мы даже понаблюдали за тренировкой юных спортсменов-хоккеистов.

Пройдя вдоль берега, переходим улицу Нижняя Набережная по мосту Любви, попадаем к Вечному огню на мемориальном комплексе «Иркутяне в годы Великой Отечественной Войны». Рядом Храм Спаса Нерукотворного Образа, который был заложен в 1672 году и является старейшим церковным каменным зданием в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Храм отреставрирован к 350-летнему юбилею Иркутска.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Недалеко расположен Римско-католический костел, иркутянам больше известен как Польский костел. В костеле установлен специально спроектированный концертный орган. В 2009 году мне удалось побывать на концерте органной музыки. Впечатление от концерта остались неоднозначные, так как исполнялись современные произведения, а лично для меня органная музыка, прежде всего, связана с Бахом. В 2014 году в Светлогорске мы побывали на концерте Алексея Шмитова в органном зале и услышали-таки Баха.

Отвлеклись от прогулки по Иркутску…

Пройдя мимо костела, вышли к скверу имени Кирова. Затем дошли до улицы Горького. Спустились к берегу Ангары бульвару Гагарина мимо Харлампиевского храма, где 5 марта 1904 года состоялось венчание Софьи Федоровны Омировой и Александра Васильевича Колчака, возвращавшегося из полярной экспедиции.

Байкал. Зимняя сказка Ольхона

Прогулявшись по бульвару Гагарина снова дошли до 30 квартала, чтобы встретиться с друзьями и еще раз подробнее посмотреть дома исторической постройки.

Центр Иркутска достаточно ухожен и поразил множеством отреставрированных домов.

Поездка к зимнему Байкалу состоялась.

Хоть в этом году не было такого прозрачного льда, чтобы было видно глубину до самого дна. Может быть в следующий раз повезет? Байкал он всегда разный.