Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Гагра — Абхазия Июль 2017

Помните это: «Якин наконец бросил свою кикимору, ну, и уговорил меня, лететь с ним в Гагры!». Все-все-все, кто выросли на советских нетленках, были уверены, Гагра — место из мечты! Роскошное и дерзкое, яркое, чумовое — как раз под стать, чтоб махнуть на Кавказ и покуролесить. Впрочем, что-то в этом есть…

Город, где магнолии цветут…

Информация о том, что Гагры — главный курорт СССР и мечта каждого приличного советского человека, засела в нашей генетической памяти надежно. Можно было бы ее оттуда выманить олл инклюзивом, столетним шенгеном и всякими-разными заманчивыми плюшками, но оно нам надо?! Паспорт в карман, а в чемодан — новый купальник и масло для загара. Деньги можно не менять, тут в ходу рубли. Только каблуки не забудьте, потому что та Абхазия, о которой буду рассказывать сегодня я — это Абхазия в стиле «лакшери». Или вы думали, так не бывает?!

История самого любимого черноморского курорта началась в первые годы прошлого века. Именно тогда принц Александр Петрович Ольденбургский — родственник государю-императору хоть и дальний, а всё же семья, затеял основать на бескрайних просторах Российской империи роскошный курорт. Личностью он слыл неординарной и увлекающейся, и любил все делать, как следует, потому снарядил себе помощника. Не абы какого — Федора Игнатьевича Пастернацкого, видного русского врача и основоположника курортологии в России. В течение четырех лет он обследовал Ставропольскую губернию и Черноморское побережье на предмет мест, где можно организовать курорты экстра-класса — ничего так работка была у человека, ааа?!

Город, где магнолии цветут…

Гагра идеально отвечала всем требованиям Его императорского Высочества. Климат тут влажный, субтропический, очень комфортный. Горы Большого Кавказского хребта подходят к морю максимально близко. Они создают особый микроклимат, защищая город от ветров и удерживая тёплый, наполненный йодом и бесценными минералами воздух. Пляжная полоса длиннющая, и очень, очень много солнечных дней! Благодаря этому, Гагра — самое тёплое место Черноморского побережья.

Город, где магнолии цветут…

Деньги из госказны под такое классное дело были выданы быстро — злые языка даже поговаривали, что царь был счастлив услать подальше неудобного родственника. Ну да наш принц не расстроился, он был фанатично влюблен в эти места и свою задумку — создание настоящей черноморской Ривьеры!

Город, где магнолии цветут…

Первым делом был разбит роскошный Приморский парк, с эвкалиптами, агавами, пальмами и кипарисами со всего света! Даже в жаркий июльский полдень тут свежо и приятно…

Город, где магнолии цветут…

Длина парка — шесть километров вдоль побережья, его богатство — 400 видов растений со всего света, много экзотических. Финиковые пальмы, лимонные и апельсиновые деревья, мальва из Сирии, агава, конфетное дерево, гималайские кедры. В прудах живут черные лебеди и золотые рыбки.

Город, где магнолии цветут…

Нарядный вход в парк обозначает 60-метровая Гагрская колоннада, выполненная в виде 4 башен с аркадами.

Город, где магнолии цветут…

А напротив — изящный Зимний театр. Вообще, вся Старая Гагра живописно-сказочная…

Кстати, поедете в Гагру — прихватите с собой купальник, не повторяйте нашей ошибки. Потому что пляжи тут — это море цвета лазури, пальмы и песок, и километры чистого релакса. Дельфины, закаты, и роскошные виды входят в комплект!)

Хочу запомнить гул прибоя,

И пусть над каждою судьбою

Такое солнце, как над Гаграми…

Город, где магнолии цветут…

Но это я отвлеклась. Планируя курорт, не обделил вниманием Александр Петрович и свою отнюдь не скромную особу. Для него в Гагре был построен шикарный замок в модном тогда стиле модерн — плавные линии, эффектные детали, яркая крыша, вычурные балконы. Есть даже Башня сокольничего, возведенная специально по указанию принца, увлекавшегося соколиной охотой. После революции дворец был национализирован, однако ему повезло — тут устроили санаторий им. Сталина, а затем элитный пансионат «Чайка» — только для высших партийных чинов и их семей. В 90-х годах дворец сильно пострадал, мы не пошли смотреть, не стали портить себе настроение в такой чудный день… Сейчас там ведутся реставрационные работы, восстановят — обязательно вам покажу, что из этого вышло!

Но не подумайте, что наш принц только прохлаждался и цветочки нюхал, Гагра буквально была отстроена им с нуля! Дороги, вся инфраструктура, гостиницы, им был основан телеграф, Субтропический техникум, проведено электричество и водопровод, построена полноценная климатическая станция.

Кругом цветы, да небо синее…

То в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния!

Эти строки, как можно догадаться по стилю письма, принадлежат невероятному Владимиру Маяковскому! Впервые он выступил с ними на летней площадке гагринского парка…

Город, где магнолии цветут…

И сейчас я подхожу к самому интересному, потому что открытие курорта прошло не абы где, сами понимаете. Такого Его Высочество просто не допустил бы… Для этой цели было построено совершенно особенное, уникальное здание, настоящий культурный, архитектурный и гастро-символ республики — ресторан «Гагрипш»!

«Гагрипш» — красивая и вкусная визитка города, да пожалуй, и всей республики. Вы встретите его везде — на открытках, магнитах, сувенирах, поэтому пройти мимо — непозволительно… Этот чудесный домик с часами явился Его Высочеству, как сон на яву, во время путешествия по Европе. Принц посещал Всемирную выставку в Париже в 1900 году, в поисках интересных архитектурных находок для «новой Ниццы», там и присмотрел необычную конструкцию.

Город, где магнолии цветут…

Его доставили из Норвегии, в разобранном виде, и установили тут, на берегу Черного моря, без единого гвоздика! Ну, про гвозди я, может, чуть загнула, но то, что ресторан собирался, не используя металлические крепежи, чистая правда. И почти год спустя, 9 января 1903 года, в атмосфере роскоши и шика, здесь состоялось торжественное открытие Гагрского черноморского курорта, или как его тогда называли — Гагрской климатической станции.

Приём был по-настоящему роскошным и великосветским, с присутствием дорогих гостей. Шампанское текло рекой, и наверняка, не хуже, чем наше любимое «Абхазское игристое»)

Город, где магнолии цветут…

Гостям принца пел Федор Шаляпин, и под его божественный голос на карте мира появился новый гламурный курорт, который быстро стал модным местом среди русских аристократов. Те, кто до недавнего времени предпочитали Лазурный Берег и Бадены, поехали теперь в Гагру!

Сталин и Чехов, Иван Бунин, Максим Горький, а в мае 1912 года здесь изволили отобедать Сам государь-император Николай Второй!

Город, где магнолии цветут…

Кормят тут, кстати, по-прежнему отменно вкусно!

Город, где магнолии цветут…

Тот самый правильный «Оливье», по рецепту 1895 года — с перепелиными яйцами, красной икрой и языком!

Кстати, сцена в ресторане — подлинная, тут выступал некогда Золотой голос империи…

Город, где магнолии цветут…

Гагрипшский балкончик, с роскошным видом на субтропическое буйство природы…

Город, где магнолии цветут…

Уникальные механические часы — еще одно сокровище «Гагрипша», уже более 100 лет ежедневно заводятся вручную, из шкафчика, который находится внутри здания.

Да и вообще, весь внешний облик ресторана, интерьеры, люстры, балконы — всё сохранилось практически без изменений. Сравните вот даже со старинной открыткой…

Город, где магнолии цветут…

Ну, а если вы спросите моего совета, где вам обязательно нужно побывать в прекрасной солнечной республике, «Гагрипш» — одно из моих самых любимых мест в Абхазии. Атмосфера здесь непередаваемая, утонченная, изысканная, но без лишнего пафоса. Эти резные балкончики, перила, люстры, блеск паркета. Красивые скатерти и приборы, роскошь изнутри и снаружи — в огромных панорамных окнах транслируют пальмы, и лазурь побережья… Побережья, которое может и полазурнее каннского будет!)

Город, где магнолии цветут…

Тут до сих пор слышны шорох бальных туфелек по паркету и великосветские беседы, флер духов красивых барышень и аромат дорогого табака их кавалеров. Будто это было вчера — просто надо на минутку закрыть глаза и прислушаться. Шуршание книжечек, в которые записывалась очередность танцев, тайны и интриги, любовь и заговоры.

Уверена, в той самой Гагре всё так и было…

Город, где магнолии цветут…

Но это я вам рассказываю о событиях столетней давности, а что такое сто лет в масштабах Истории? На самом деле, это место начало осваиваться еще две с половиной тысячи лет назад, греческими колонистами, потом сюда пришли римляне. А уже в четвертом веке тут построили крепость, которую абхазы называют Абаата — древнейшее сооружение на территории республики.

Город, где магнолии цветут…

Ее руины сохранились до наших дней. Некогда мощное оборонительное сооружение, сейчас тут — исторический музей-заповедник, территория, кстати, очень приятная…

Но если от самой крепости мало что осталось, храм на ее территории сохранился прекрасно!

Город, где магнолии цветут…

Церковь внутри крепости была возведена очень давно — примерно в 6–7 веках, и освещена в честь святого Ипатия. Несмотря на все войны и катаклизмы, бушевавшие вокруг него за почти полторы тысячи лет, турецкое иго и генуэзское господство, храм сохранил свои древние очертания почти в первозданности.

Город, где магнолии цветут…

Это очень чувствуется и внутри церкви — тут невероятно тихо и умиротворенно.

Город, где магнолии цветут…

Конечно, в Гагре, как и во всей Абхазии, еще многое нужно доделать.

Переделать, исправить, отремонтировать, отстроить заново. Ну, и так далее по списку! И возможно туристов, избалованных аккуратными улочками Европы и экзотикой Азии, Абхазия не впечатлит. Тут не всегда прибрано и чисто, бывают перебои с водой, официанта иногда надо подождать, а транспорт не ходит с немецкой пунктуальностью. Зато по этой самой дороге почти всегда бродят коровы — абхазский специалитет, не меньше!)

Город, где магнолии цветут…

Но, вот честно, в такой первозданности есть своя прелесть — полупустые шикарные пляжи, чистое море, роскошные виды побережья, скалы и утесы. Буйство природных красок. Минимум соотечественников — любителей-олл-инклюзива. Тех, что всегда со стаканом пива в одной руке, а в другой у них — вопящий ребенок. Не мыслящих свой отпуск без аниматоров и бассейнов с горками, упаси бог! Тут только райский незамутненный горизонт, с дельфинами и чайками. Рассветы и закаты. И вкуснейший хачапури в ближайшем кафе, под бокал домашнего вина. И заскучать вы не успеете — достопримечательностей здесь столько, что хватит ни на один отпуск. И ни на один рассказ о нём!

Город, где магнолии цветут…

П. С. Уж я-то знаю, о чём говорю!)