Турист Nikitaevatm
Nikitaevatm
был 12 марта 2018 19:01

Архангельская область — Россия Июнь 2017

Это место, расположенное в Кенозерском национальном парке на территории Архангельской области входит в пятёрку самых труднодоступных достопримечательностей и архитектурных памятников России. Среди добравшихся сюда путешественников распространены восторженные эпитеты вроде «Кенозерский град — Китеж», «центр Русской Вселенной». И это правда — там благодать! Там Русью пахнет!

Труднодоступный центр «Вселенной»

Старинным лесной тракт от деревни Масельга, который ныне зовётся «Транскенозерской тропой», соединяет Каргопольский и Плесецкий сектора национального парка.
Уже сама дорога имеет метафизический характер: она одновременно существует, и нет. Широкая колея утопает в грязи, временами меняется узенькой тропинкой ведущей к гатям заботливо уложенным по краям болот.

Труднодоступный центр «Вселенной»

Все исторические сведения, почерпнутые о Порженском погосте, сразу забываются в момент прибытия на это место. Он появляется для вышедшего из леса человека внезапно, словно обетованный смысл бытия, замкнутый и самодостаточный микрокосм, в котором слились культура и природа, христианство и язычество, время и безвременье. Сгусток духа, символ русской цивилизации. Среди открытого пространства возвышаются вековые ели, окружённые оградой, в центре которой расписные ворота. А между деревьев виднеются купола и колокольня.
Архитектура и природа слились здесь воедино, и это сильно потрясает. Чёткое ощущение, что всё здесь живое, мыслящее, думающее. Недаром на русском севере часовни, иконы воспринимаются как живые существа, люди называют их между собой — Николушка, Варварушка, Егорушка. Кенозерье вообще живая территория.

Я прошла с тяжёлым рюкзаком этот путь и убедилась во мнении, что Порженское — то место, куда надо идти пешком. Это далеко, тяжело и долго, но я думаю, что проезжей туристической дороги туда не будет никогда. Пусть в мире останется неразгаданная загадка!

Историческая справка.

Порженское находится в лесной глуши в 12 километрах от Кенозера и в 18 километрах от Лекшмозера на старинном торном пути от Пудожа на Кенозеро и Онегу. Порженский погост расположен на холме северо-западного берега одноимённого озера, давшего общее название находившемуся ранее здесь селу, состоявшему из трёх деревень — Фёдоровская, Турово Сельцо и Окатовская. Судя по всему, первые поселенцы появились в этих местах в период финно-угорской колонизации. Порженское упоминается в сказании о чудесах иконы Макария Унженского, события которого относятся к первой половине 17 века. Ещё с чудских времён на месте нынешнего Порженского погоста могла существовать священная роща с языческим капищем. Сердце нынешнего храмового комплекса — находящаяся в святой роще церковь Георгия Победоносца была построена местными крестьянами в 1782 году. Особая примечательность Георгиевской церкви — наличие сразу двух расписных «небес» — в алтаре и основном помещении.

В 2013 году, по прямому распоряжению Президента РФ В. В. Путина, были выделены средства на реставрацию уникального памятника деревянной архитектуры. Спустя 3 года восстановление ансамбля полностью завершено! Это редчайший случай в современной реставрационной практике, когда восстановление культового памятника такого масштаба было не только начато, но и закончено.

Труднодоступный центр «Вселенной»

В 2016 г. — юбилейный год Парка — состоялось торжественное открытие Порженского погоста.
Здесь архитектура и природа дают в сумме столь сильный эффект, что поставить что-либо на Севере в один ряд с Порженским погостом практически невозможно.

Наша группа во главе с руководителем Североонежского клуба «Позитив» Старицыной Галиной ступила на Транскенозерскую тропу 8 июня 2017 года. Люди подобрались выносливые, работоспособные, с хорошим чувством юмора, с творческими способностями. В такие трудные походы не идут нытики и лежебоки. Погода нам благоприятствовала, рыба сама прыгала на крючок. Поход был приурочен ко Дню России. Была торжественная линейка с поднятием флага, песни о России, праздничный обед из свежевыловленной рыбы — уха, копчёные окуни, щука, жаренный язь.

Труднодоступный центр «Вселенной»

И было таинство — общение со Священным местом затерянным в архангельской тайге — мы вымели, вымыли, выскоблили до белизны полы церквей, колокольни, очистили территорию вокруг. Мне достался участок — колокольня. Тщательно я вымела каждую ступеньку, обтёрла колокол. Долго смотрела на открывающиеся с высоты просторы — всё ещё не заросшие деревьями пожни, доживающие последние годы брошенные дома, озеро.

Думалось о скоротечности человеческой жизни, так часто отравляемой злобой, завистью, обидами, чувством вины. О величии природы, о том, что каждая травинка, куст, дерево стремится к свету, но при этом не мешают, не губят друг друга, словно понимая, что каждый имеет право жить. А кругом кипела жизнь — мелькали ласточки, кричали, пролетая лебеди крикуны, в перелесках куковали кукушки щедро выдавая свои пророчества, в прибрежной заводи плескалась щука, подёрнутые зелёной дымкой, играли, искрились на солнце берёзы. Всё это вызывало ни с чем несравнимое чувство целомудренной чистоты и восторженного удивления, а воздух был так густ и прян, что казалось, одним им можно насытиться.

Труднодоступный центр «Вселенной»

Баня с купанием в озере и массажем Евгении Зайковой, медитативные практики, краткий курс по азам йоги Старицыной Галины и Никитаевой Татьяны, мастер классы по умению давать интервью, держать себя перед камерой от Лидии Алёшиной, замечательная рыбалка, сам путь к Святыне и обратно останутся приятным воспоминанием навсегда, как и благодарность Г. Старицыной за то, что она сподвигла нас на это!

Участник пешего перехода Масельга — Поршенский погост — Вершинино. Татьяна Никитаева, 08–12.06.17.