Турист Zhanna Ganina (Zhanna_Ganina)
Zhanna Ganina
была 1 октября 2017 14:05

Пятигорск — Россия Май 2017

Все началось с приготовления омлета. Да, именно с омлета. «Представляешь, он собирается подняться на Эльбрус, а потом приезжает ко мне в Крым, чтобы мы успели в Севастополь на парад. А потом он еще говорил, что хочет отправиться в Азию на год» — «А ты что?» — спрашивает меня Валя. Омлет быстро доходит до готовности, в отличие от меня. «Мечтать о горах приятнее, чем реально начинать что-то делать. Кажется, мне страшно, хотя он звал. Вот ты бы, например, пошла?» — «Конечно. Это же Эльбрус! Это же… ну, на всю жизнь».

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

Работа, работой — обед по расписанию. Макс звонит. «Знаешь, любимый, мне кажется, я иду в горы с тобой. Я согласна».

Именно эту последнюю фразу я произнесла в раннее морозное Майское утро в приюте «Мария» на высоте 4 100. Это был 4 день нашего восхождения.

Весь путь мы проделывали с ребятами одного туристического клуба.

Наполняясь добрыми воспоминаниями, я хочу поблагодарить организаторов Филиппа и Александру за точность, смелость, решительность, доброту и простоту в этом не простом деле.

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

Чтобы подняться на эту высоту была сделана не одна тысяча шагов тела и духа. Максим начал подготовку к походу за полгода. Меня мы собрали за три недели. За это же время я успела уволиться с работы, уехать из Крыма, отправить все вещи родителям почтой — короче, сжечь все мосты.

Для чего? Для чего мы все лезем в эту гору» — эта фраза стучала во мне с каждым следующим шагом вверх. Это даже нельзя назвать мыслью. Не было у нее продолжения. Не было истока и логического объяснения. Нас в группе вместе с гидами было около 30 человек. С нами рядом были и другие связки. И все перли в эту гору. На мой вечный вопрос «Для чего мы все это делаем» один парень из нашей группы громко, радостно и с дикой любовью к жизни ответил: «Чтобы мы страдаааали!»

И в этом вся простота ответа. Сколько радости и в самом страдании и, особенно, после него. Но тогда я не готова была это понять. Статью собралась с мыслями и стала писать спустя три месяца.

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

Первый выход в горы был на высоту 3 тыс. 120 метров над уровнем моря. 1120 м. мы прошли в «удобных» пластиковых ботинках. Половину пути передвигались в кошках. Кто не знает (как и я до недавних времен) — это такие маталлические приспособления, что крепятся на ботинки, для передвижения по льду. Напоминают когти котяры. Я одновременно знала и не знала, что нас ждет. Многие в группе говорят «как им тяжело», само слово — «тяжело» — разрушительно в дороге. Сразу хочу сказать, что в следующий раз в поход возьму с собой орехи и мёд. Кстати, мёд можно смешивать с маслом. Получается очень питательно. А еще можно брать имбирь для чая. Из шоколада лучше брать горький (70% какао) . Всякие киткаты и твиксы на высоте идут с тошнотиком.

За собой я заметила, что у меня в пути просыпаются три дыхания. Нулевое дыхание, когда ты сидел, отдыхал, а потом — раз — все рюкзаки подняли, каска, очки — двигаем дальше, не раскачалась, дыхание тяжелое. Шаг — Давит в ноге. Шаг — вкус арахиса и шоколада.

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

В самом начале Макс закинул мне на плечи рюкзак Osprey Xenith (он, правда, очень удобный) но в ту первую минуту я ненавидела все на свете. На фото я улыбаюсь, новы понимаете, чего мне это стоило.

Сам же вначале он пошел с легким штурмовым рюкзаком(часа через два мы поменялись). Но с самого первого шага — это было… непривычно. Говорит, привыкай к нагрузкам. А мы еще плотно позавтракали. И на мне теплое термобелье, была еще куртка сверху. А в приэльбрусье так тепло. Ужас. Так жарко (и это, кстати, всё нулевое дыхание).

Первое же дыхание — когда ты расшагался и стало вроде бы даже ничего. Немного успеваешь смотреть по сторонам. С тебя уже сошел первый пот. Скорее всего в этот момент движение по ровной земле или слегка рыхлому снегу.

Далее тебе кажется, что пора бы уже сделать привал. Но прошло еще только 15 минут с предыдущего отдыха. Обычно мы останавливались группой каждые 40–50 минут. Ты понимаешь, что еще все только начинается, делаешь вдох- с выдохом просыпается то самое второе дыхание.

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

От резкого перепада давления голова была, как переспелый арбуз: снаружи все хотело треснуть, а внутри только мякоть. На высоте 4 300 я подхватила горную болезнь, на этом фоне боли в ногах я уже не чувствовала. В момент перебрасывание одной ноги в кошках на новый шаг — тут мне вспоминалось детство, как мы маленькие, зимой, в шубах, меховых шапках, шерстяных варежках на резинках и в валенках под слоем корки снега в сумерках, когда мороз начинает схватываться, возвращались домой. Тут, конечно, было главное — успеть вернуться домой до темноты. Либо забежать к маме в библиотеку и уже с ней возвращаться домой. Идешь, измученный с веревкой в руках, а сзади скрипучие санки. Мысль одна — пить. Хочу пить воды. Выпью две кружки. Нет — три. Выпью банку. Флягу. Выпью всю воду.

Сил тащит свои ноги кажется, что больше нет. Но ты приходишь домой, сбрасываешь все льдышки одежды в кочегарку, выпиваешь один большой стакан воды. Одна ладонь прислоняется к красной щеке, а вторая опускается на облупленную горячую батарею. Потом меняешь руки. Потом на батарее находишь черный перегретый банан и перевернутый стаканчик йогурта- все греется и ждет меня. Долго-долго обнимаюсь с теплым чайником либо с кастрюлькой супа. А мама скоро принесет селедку и отварит картофель. Волосы спутаны. Снова шаг. В такой момент просыпается третье дыхание. И так ты можешь идти очень долго.

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

С нам в горы также ходил Турик.

Этого коня мне дала моя подруга Валя — талисман одного туристического отряда в Международном детском центра «Артек». Он протопал в моем рюкзаке снежные тропы. Сказал, что крымские горы очень отличаются от Эльбруса. Чуткий парень:)

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

После свадьбы мы сразу едем автостопом в Азию. МЫ едем АВОСТОПОМ в АЗИЮ. Я вообще не понимаю, на что согласилась. Иногда даже паникую. Когда мы начинаем обсуждать маршрут, мне больше нравится представлять вдохновляющие места, океан, который приласкает нас своим всемогущим крылом. Максим смеется. Говорит: «Смотреть мы будем глубже. В самих себя. Этому еще предстоит научиться».

Эльбрус многое мне дал. Хотя на тот момент мне казалось, что он только забирает мои силы и испытывает мои нервы. Первое, и оно самое главное, он подарил мне мужа. «Хочешь узнать человека, возьми его с собой в горы». Я помню его глаза, когда разум покидал меня, когда дыхание стихало, а я уходила в сладкий холодный сон. Я раньше что-то слышала про горную болезнь: недостаток кислорода, головокружение, слабость. Мне это представлялось как физическая усталость, как переутомление, когда можно сказать своему организму: «потерпи еще немного, дружок, скоро будем на месте, я дам тебе шоколадку».

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

Нет. Это было вообще не так. «Жанна, мы завтра спускаемся вниз!» … Мы лежали на нарах спальник к спальнику. Дышать былотневозможно, особенно, когда он немного приближался к моему лицу. Яркий свет в глаза. Пустота. Снова свет. «Как ты себя чувствуешь, говори честно!» — Макс убрал фонарик в сторону — «Вся холодная». В голове дрозд отбивал мои часы. Отвечаю: «Все нормально…«То самое чувство, когда тебе кажется, что еще соображаешь, а на самом деле уже с бесконечностью смотришь в одну точку. Надо отвести взгляд… Эльбрус — это психологическая гора… надо отвести взгляд. Как это сделать? Я ничего не чувствую, кроме давления на желудок и камнепада в голове. Завтра мы подимаемся на высоту 4 800… А люди еще в космос летают. Как они это делают?

Сколько бы человек не насиловал свое тело перед восхождением, сколько бы не тренировался и витаминами не закидывался — если твой организм не справляется с перепадом давления, будь ты хоть ПУП-Земли, тебя будет так разрывать изнутри, что в голове только и будет отстукивать пульсирующая кровь «Come down back». И есть у тебя эта горная болезнь или нет, ты узнаешь только на самой горе.

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

Но человеческий организм может ко всему привыкнуть. Дело времени.

Мы не дошли до вершины. Эльбрус остался в памяти чем-то сакральным. Близким, знакомым, родным, далеким, холодным — надеждой и верой в самого себя. Макс, я знаю, дошел бы без меня. За две ночи до восхождения я сильно напугала Максима. К утру боль прошла. Страх прошел. Все прошло, а я осталась. Та бессонная ночь была переломной. С рассветом пришел снег. Гора стояла на своем месте.

В приюте перед восхождением он сделал мне предложение

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

В раскрытых ладонях было то, что должно было подняться с нами на вершину. Холодным утром мы стояли над бездной. «Вершина перестала быть для меня самоцелью. Самое главное я уже сделал».

Мы вместе не дошли оставшиесь 300 метров. Мы ВМЕСТЕ — это стало самым главным. Не конечный результат, не итог. У вершины нет конца, там открывается новая высота. Важным оказался сам путь.

Свадьба на Эльбрусе или как не дойти до вершины

Как я была счастлива, когда поняла это. Начиная что-то делать часто отказываюсь от задуманного при мысли — а что будет в конце. А ничего там не будет. Что-то происходит именно сейчас, в этот момент. В эту темную ночь, когда звезды большими пятнами покрывают планету, когда ты сам видишь, что Земля круглая, в эту таинственную ночь восхождения мороз открывает нам две вершины: вот они — не твои, не мои. Ты смотришь в пятки впереди идущего. Ясность мыслей. Вдох-выдох. Медленно, но верно каждый из нас поднимается на свою высоту.