Турист Ирина Морозова (Irusik)
Ирина Морозова
была 25 сентября 2019 21:35

Мышкин — Россия Июль 2017

Как порой причудливо складывается жизнь! Год назад, находясь за границей, совершенно случайно включила телевизор и в новостях единственного работавшего российского телеканала увидела репортаж о том, что в городе Мышкин Ярославской области во время празднования Дня города прошел забавный забег под названием «Мышиные бега». Более ста человек всех возрастов бежали «мышиный марафон» — примерно 350 метров. Основное требование организаторов: иметь главные атрибуты мыши — уши и хвостик. Сама не понимаю как, но с того дня я заболела поездкой в Мышкин и участием в таком юмористическом забеге.

Поскольку в этом городе никогда не была, запланировала поездку не на один праздничный день, а на два, чтобы иметь возможность погулять по городу, сходить в музеи, полюбоваться Волгой.

Добравшись на поезде до станции «Волга», мы сели в обычный рейсовый автобус, который по пути к Мышкину проезжает несколько деревень. Нашими попутчиками на тридцать минут стали местные жители этих самых деревень, едущие в город по своим делам. К сожалению, это были люди только среднего и старшего возраста. Видимо, молодежи в современной деревне жить действительно скучновато. Зато как интересно было наблюдать за нашими соседями! За их своеобразной манерой разговаривать, непривычной для уха жителя большого города. Автобус проехал очень много деревень, но каждого входящего пассажиры приветствовали как родного. Создавалось впечатление, что все они друг друга знают.

Мышкин встретил нас пасмурной погодой, но без дождя, поэтому оставив вещи в гостинице мы сразу же пошли гулять.

Первым на нашем пути оказался Музей крестьянского быта. Это музей под открытым небом. В нем собраны и, с большой любовью восстанавливаются и сохраняются, старинные деревенские деревянные постройки с соответствующими орудиями труда: избы, мельницы, амбары, бани, флигели.

Обаятельный Мышкин

Не смотря на то, что музей занимает весьма небольшую площадь, на его территории нашлось место для прудика, в центре которого сотрудники музея установили маленький домик для утки, радующей своим присутствием ребятишек.

Совсем рядом с Музеем крестьянского быта, можно сказать, за забором, расположилось еще одно любопытное место города «Музей «Мышкинский самоходъ». Это коллекция старой, теперь уже уникальной техники. В музее есть легковые и грузовые машины и мотоциклы, речные суда, паровой локомобиль, авиационная турбина, колбасная и лимонадная машина и еще много всего интересного. Нам рассказали, что за основу экспозиции была принята коллекция одного из жителей города, Николая Владимировича Лушина. Ему помогали многие горожане, устраивали целые поисковые экспедиции по Ярославской и соседним областям.

Оказалось, что часть авто и мототехники в музее, как говорится «на ходу» и регулярно участвует в различных фестивалях ретро-техники и других событиях, например, посвященных Дню Победы.

Поразительно, с каким желанием и упорством, с какой гордостью и любовью мышкинцы собирают и сохраняют не только предметы, связанные с их местом жительства, но и в целом Россией.

Обаятельный Мышкин

На той же улице, что и «Мышкинский самоходъ», находится музей, пожалуй, самого знаменитого уроженца этих земель — Петра арсеньевича Смирнова, вино-водочного промышленника и предпринимателя.

В отличие от Угличского музея, посвященного в большей степени самому алкогольному напитку, Мышкинский музей рассказывает о жизни Смирнова и его семьи. В экспозиции музея показаны его личные вещи, а также «тематические» предметы: бутылки разных времен, этикетки, рюмки, лафитники, подносы и многое другое.

Экскурсии в этом музее проводит совершенно потрясающая экскурсовод! Слушая ее рассказ можно потеряться во времени и не заметить, как оно пролетело. И это благодаря тому, что она не просто перечисляет знаковые факты биографии П. А. Смирнова, но делает это живым языком, с замечательным чувством умора, любовью и гордостью за своего земляка.

В конце экскурсии всем ее участникам с шутками и прибаутками бало предложено продегустировать местную настойку «Мышинская табуретовка».

Взрослым туристам зайти в этот музей просто необходимо. Хорошее настроение обеспечено всем экскурсантам!

Следующим на нашем пути оказался Музей мыши, где собрана коллекция из десяти с половиной тысяч фигурок мышей. Каких только мышек там нет: от маленьких до огромных, фетровые, стеклянные, бумажные, серебряные и т. д.

Все экспонаты — это подарки очень разных людей из многих стран, заботливо собранные под крышей музея. Конечно, особое удовольствие это «мышиное собрание» доставит детям, но и все взрослые посетители рассматривают коллекцию с удовольствием.

Обаятельный Мышкин

Поднявшись на небольшую горку мы подошли к собору Николая Чудотворца — самой старой каменной постройке Мышкина.

История постройки собора очень интересна. Александр Петрович Березин, купец, городской голова Санкт-Петербурга, родился в крестьянской семье неподалеку от Мышкина. Его отец был беден и нужда заставила его заложить в мышкинском трактире икону Святого Николая Чудотворца. Через двадцать пять лет разбогатевший Александр смог выкупить образ обратно и считал чудом тот факт, что родовая икона никуда не пропала за это время. В память об этом событии Березин распорядился построить на свои средства в Мышкине церковь.

В советское время собор принадлежал органам культуры и в нем проводились дискотеки. В 2003 году он был возвращен церкви, но его состояние до сих пор плачевно.

Обаятельный Мышкин

К сожалению, он был закрыт и мы не смогли войти. Но зато от собора открывается красивейший вид на Мышкин.

По пути на главную площадь города в старинном двухэтажном деревянном доме находится картинная галерея Мышкина. Основу ее коллекции составляют работы местного живописца, заслуженного художника России Германа Алексеевича Татаринова. Большинство картин посвящены его малой родине, мышкинской земле и писал он их с искренней любовью. Трогательное и трепетное отношение к природе родного края очень чувствуется в его работах.

В галерее демонстрируются и работы других профессиональных и самодеятельных художников. Примечательно, что сотрудники каждый год устраивают двухнедельный пленер, на который приезжают живописцы со всей страны.

Главная площадь Мышкина — Успенская — названа так по названию собора, который построен в центре. Успенский собор возведен по проекту архитектора-австрийца Манфрина, а вот вся роспись сделана крепостным художником, который, кроме нее, нарисовал еще и иконы для иконостаса.

Сегодны Успенский собор открыт для посетителей. И хотя его убранство тоже не в идеальном состоянии, чувствуется, что сохранившиеся остатки старой росписи старательно сохраняются.

Обаятельный Мышкин

Первый денгь нашего пребывания в Мышкине мы закончили походом в Музей валенок. Выставка здесь доставит удовольствие и взрослым и детям. Сотни самых разных валенок от обычных крестьянских до гламурных валенок на каблуках, с вышивкой, стразами, бусинами и аппликациями представлены здесь. Искусство и фантазия валяльщиков поражают: валенок — самолет, валенок — автомобиль, валенок — утюг и еще много — много валенок разных видов и цветов. А еще в музее есть небольшая комната, посвященная эволюции обуви разных эпох. И естественно, мы не удержались и купили домашние валяные тапочки. Таким теплым и уютным образом закончился наш первый день в Мышкине.

На следующий день Мышкин отмечал День города. Праздник начался утром с юмористического марафона «Мышиные бега». Перед Музеем мыши прошла регистрация участников забега. Каждый спортсмен получил номер, памятный флажок и почему-то сразу дали грамоту за участие в, которую тут же предложили оставить в камере хранения.

Обаятельный Мышкин

Около ста человек собрались бежать этот «длиннейший и величайший» марафон в триста пятьдесят метров. На самом деле организаторы сразу же предупредили, что бежать не обязательно. Можно идти, можно ползти, в общем, можно преодолеть это огромное расстояние любым доступным способом. Одним из условий участия было наличие мышиных ушей и хвостика. Каких только ушек не было на этом забеге! Сшитые из фетра, меха, вязаные, сделанные из бумаги, прозрачных крышек от сметанных банок и т. д. и т. п. Все блеснули фантазией! И с костюмами народ тоже основательно подготовился. Особенно покорили четыре дамы из Ярославского общества пенсионеров. Одетые в черные лосины, сверху черные в белый горошек юбки, белые футболки и шапочки с ушками, целеустремленные, задорные и веселые, они сразу же стали звездами «мышиных бегов».

После окончания забега все победители получили кубки с головками сыра «Ламбер». А те, кто стали звездами — поощрительные призы. Последние два участника, семйная пара, пересекли финишную черту кружась в вальсе. Вообще, основной девиз этого потешного мероприятия «Веселись сам, насмеши других!» полностью выполнен.

Обаятельный Мышкин

Наша компания пришла к финишу где — то в середине всех участников. Но вот что странно. Впервые в жизни мы испытали непривычное чувство. Сотня человек из разных городов России(Мышкин, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва, Великие Луки, Псков, Тула) специально приехали в Мышкин ради «мышиных бегов». Специально готовились, делали уши и хвосты, костюмы. Люди предпочли заграничным поездкам и пляжному отдыху участие в юмористическом, карнавальном действе в маленьком российском городке. И все действительно были веселы, задорны и дружелюбны. Забег доставил всем удовольствие и добавил праздничного настроения.

После награждения все «мышканутые» бегуны присоединились к карнавальной колонне, перед которой шла группа барабанщиц. Четкое, красивое дефиле девочек произвело очень хорошее впечатление. Дойдя по улицам города до Успенской площади, все приняли участие во флеш-мобе «Мышиный хоровод».Двигались по кругу в припрыжку и обнимались по команде главной Царь — мыши. После чего главная мышь поздравила всех с праздником и сразу же началась концертная программа.

Обаятельный Мышкин

Для маленьких и больших посетителей на площади были установлены аттракционы, многочисленные кафе. На одной из главных улиц проходил фестиваль ремесел. Что только не показывалось и продавалось здесь! Традиционная валяная обувь всех возможных видов и цветов, вязаные варежки-мыши, шапочки-мыши, свитера с мышиными мордочками, изделия из лозы и цыеты из дерева, глиняные чашки и тарелки, стеклянная и хрустальная посуда с символикой Мышкина, авторские работы во всех возможных техниках, огромное количество сувениров и еще много всякой всячины.

Для детей проводилась отдельная концертно-развлекательная программа, пришедшаяся всем по душе. Потом прошел футбольный матч между командами Ярославской области. Уже вечером, там же, на главной площади горожане и туристы танцевали на большой дискотеке под открытым небом.

А в одиннадцать часов вечера с баржи, стоявшей прямо напротив нашей гостиницы, запустили фейерверк. Очень красиво. Очень необычно для нас, потому что впервые в жизни огни фейерверка оказывались прямо у нас над головами.

Вот так пролетели наши два дня в маленьком, но очень добром и веселом старинном российском городе Мышкин, подарившем нам хорошее настроение, новые впечатления и оставшемся в памяти, наверное, навсегда.